Отчёт об использовании современныхобразовательных, информационно-коммуникационных и здоровьесберегающих технологий в учебном процессе
ВВЕДЕНИЕ
Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий: личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается); содержания учебного материала; применения современных обучающих технологий. Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний - поле для творческой деятельности любого преподавателя.
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, обеспечивающие активизацию творческих способностей учащихся, позволяющие быстрее и прочно запомнить сложный материал. Среди их многообразия для себя выделила те, которые, на мой взгляд, можно успешно применять в работе с учащимися начального звена. В своей педагогической практике использую: технологии личностно-ориентированного, проблемного, здоровьесберегающего обучения, а также игровые, проектные, групповые, информационно-коммуникативные.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
I.Использование современных образовательных технологий в учебном процессе.1.1.Активные технологии учебного процесса.
Я работаю по программе «Перспектива». Обучение здесь строится с учётом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей. Методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка, формирование учебной деятельности, восполнение его духовной и эмоциональной культуры. Обучение строится на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей, что позволяет постепенно добиваться высокого качества обученности.
Всегда задаю себе вопрос, а как сделать так, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно, свободно в классе, мог оценить свои возможности, преодолев страх, отвечая учителю, а самое главное – научился свободно мыслить?
Опробовав многие методы работы с детьми, я остановилась на групповой работе, которая играет положительную роль не только на первых этапах обучения, но и в последующей учебно-воспитательной работе. Методику групповой работы стараюсь ввести уже с первых дней обучения ребенка в школе. Это могут быть уроки технологии, окружающего мира, математики, где на первых этапах перед детьми не ставится сложных задач анализа и синтеза изучаемого материала. Первые шаги группового обучения начинаются с работы в парах, что является идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут проверить друг друга, закрепить, повторить материал, подготовить для напарника карточку с заданием, вопросы по теме, совместно спланировать и выполнить работу.
Работа в парах на уроках привлекает младших школьников. Ребенок чувствует себя комфортно, он может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться, свободно сидеть. Такую работу можно рассматривать как начальную стадию формирования деловых межличностных отношений, где дети учатся говорить, отвечать, доказывать, сопереживать, соучаствовать.
Например, на уроке технологии работа с пластилином, тема “Лепка. Лесное животное”. Сначала каждый делает свое изделие, а потом еще всей группой дополняют до композиции. Перед началом работы с детьми оговариваю правила работы: называть друг друга только по имени и в разговоре использовать только вежливые слова. Позже, когда дети хорошо узнают друг друга, начинаю работу по формированию групп на четверть. Основным принципом отбора являются личные симпатии, умение общаться, уровень интеллектуального развития ребенка.
И так как создаваемая группа является единым целым, то каждый ребенок должен быть задействован в работе. И потому методика такой работы предполагает. Главным в группе выбирается командир. Этот ребенок должен уметь организовать работу, направлять ее в нужное русло. Генератор идей – тот, кто подает идею, выделяет главную мысль изучаемого материала. Фиксатор – тот, кто записывает (желательно в схемах) все, что предполагает группа. Критик – выявляет недостатки в работе, критикует предлагаемое с позиции неприемлемого в данных условиях. Аналитик делает выводы, обобщает сказанное. Главная цель работы в группе – приблизиться к изучаемой проблеме вместе, независимо от твоей назначенной роли.
После того, как группы сформированы, создаём устав и условные обозначения, которые должны помочь в совместной работе.
Примерный устав:
Уважай своего товарища.
Умей каждого выслушать.
Не согласен – предлагай!
Ребята сами предлагают условные знаки и рисуют их.
Например:
– прошу тишины,– спасите,– запутались,– просим помощи.
Работа в группах очень интересна детям, так как они ближе узнают друг друга, учатся общаться, учитывая интересы товарища. Учитель же, наблюдая за ребятами, может для себя провести мини-мониторинг психических особенностей ребенка (умение общаться в микроколлективе, обобщать сказанное, выражать свое мнение, определить уровень работоспособности).
На таких уроках ни один ребенок не остается в стороне. Даже дети с низким уровнем работоспособности, которые на уроке предпочитают молчать, делают попытки включиться в работу группы. Нельзя думать, что эта работа приносит результаты с первых уроков. Для этого требуется серия таких уроков и кропотливый труд учителя.
Приведу пример работы в группах на уроке чтения. Тема: “Анализ отрывка из стихотворения А.С. Пушкина “Осень”.
На уроке чтения он разбирается как литературное произведение. Сначала предлагается еще раз прочитать стихотворение про себя. Дается первое задание по группам:
– Что помогает автору создавать стихи? (Обстановка, воспоминания, воображение, сравнение)
– Найти описание этих помощников.
Задание по группам I, II – обстановка, III – воспоминания, IV – воображение, V – сравнение.
– После этого каждая группа зачитывает ответ. А все вместе обсуждаем его правильность.
– Стихи рождаются сразу? (Нет, проходит этап предварительной, умственной работы)
Каждая группа ищет отрывок, в котором описывается эта работа, но передать его надо своими словами. А потом зачитывается отрывок каждой группы. На эту работу дается пять минут.
– Вы говорили о том, что автору помогают в создании стихов воспоминания. Кого вспоминает Пушкин? (Друзей, учителей)
– Найти и зачитать это место.
– Мы с вами читали о друзьях Александра Сергеевича. Составьте маленький рассказ о том, кто это мог быть. По выбору.
На доске запись: Державин, Баратынский, Крылов.
После подготовки – защита ответа каждой группы.
– С чем и кем сравнивает автор свои мысли? (с матросами, плывущим кораблем).
– Когда вы читали стихи, что рисовало ваше воображение? (выслушав ответы, детям предлагается по группам выбрать свою картину, которую бы они нарисовали после чтения стихов).
Зачитывается стих в группах. Дается время на рисунок.
Заключение урока: конкурс чтецов и группового рисунка.
1.2. Технология проблемного обучения в учебном процессе.
В своей работе я так же использую технологию проблемного обучения. Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. Преодолевая посильные трудности учащиеся испытывают постоянную потребность в овладении новыми знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками. Эффективность применения этой технологии подтверждается не только моими собственными наблюдениями, но и результатами анкетирования учащихся, их родителей, динамикой повышения качества обучения.
«Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать самому, и я научусь» (Конфуций) Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных, энциклопедических статей. Технология проблемного диалога универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения, легко и доступно изложена Е.Л. Мельниковой в книге «Проблемный урок или Как открывать знания с учениками».
Приведу пример использования этой технологии на уроке русского языка по теме «Непроизносимые согласные».
На доске записано слово вестник.
Учитель:
– Прочитайте это слово орфографически, орфоэпически. (Вестник,[в,э,сн,ик].)
– Что вас удивило? (Буква т в слове пишется, а при чтении звук [т] не произносится.)
– Какой вопрос у вас возникает?
(Почему некоторые согласные пишутся там, где звук не произносится? Как узнать или проверить, надо ли в слове писать букву, обозначающую согласный звук, если мы его не слышим?)
Итак, дети самостоятельно вышли на новую тему и поставили цель урока. Термин «непроизносимые согласные», как и вообще все термины и факты, учитель может сообщить в готовом виде. Я всегда даю возможность своим ученикам предложить собственные названия, а затем сравнить их с научными терминами. В данном случае учащихся можно приблизить к правильному названию:
– Звук НЕ ПРОИЗНОСИТСЯ, поэтому называется…
Фрагмент урока математики по теме «Величины» в 1-м классе Постановка проблемной ситуации. Поиск решения проблемной ситуации.
Учитель, надевая шляпку:
- А я ведь от волшебника. Пришла к вам первый раз! И очень мне понравился ваш, ребята, класс.
Теперь я поняла, почему волшебник послал меня к вам. Только вы сможете помочь мне открыть новые знания. Дал мне сегодня мудрый и строгий волшебник двух матрёшек и задание найти в них отличие. А я смотрю на них и ничего не пойму - они же совсем одинаковые.
Предлагается детям найти отличия.
Проблема разрешается только тогда, когда дети берут предметы в руки и определяют, что один из них легче, а другой тяжелее.
- Оказывается, есть такие свойства предметов, которые мы не всегда можем увидеть. Чтобы обнаружить эти свойства, надо взять предметы в руки.
- А как же называется это свойство предметов?
Повторяйте за мной волшебные слова:
- Источник знаний, появись! Живой водою поделись!
На доске появляется слово МАССА.
- Да, когда мы говорим, что один предмет легче или тяжелее другого, то имеем в виду свойство предметов, которое называется масса».
Проблема может быть поставлена с помощью графиков, чертежей, рисунков и т.д. Работа над проблемой проходит успешно тогда, когда возникает проблемная ситуация. Вот как это происходит у нас на уроке русского языка во 2 классе при изучении междометий:
На доске запись:
1) С С С С С2) Х Х Х Х Х ХА АХ ХО ОХ
Постановка проблемного вопроса.
- Прочитайте, пожалуйста, запись.
- Как вы думаете, что мы написали? /Слияния, слоги, слова./
- А как обстоит на самом деле? Давайте разберёмся! Помогут нам в этом два брата, которых я пригласила. Я не буду вам их представлять, они это сделают сами.
Демонстрируется фрагмент мультфильма « Ох и АХ»
- Какие знакомые слова вы услышали (ох и ах)
- Что обозначают АХ и ОХ в мультфильме? (Это имена)
- А в предложениях « Ах, какое утро!», « Ах, встал рано!» «ах» и «ох» - тоже имена? (Нет.)
- Что же они обозначают? Интересная возникает ситуация: в одних предложениях АХ и ОХ – имена, а в других ах и ох вроде бы ничего не обозначают. Может ли так быть? Что же это за слова такие? Обратимся к нашему помощнику - учебнику. Возможно, он поможет нам решить эту проблему?...Проблемное обучение я применяю и на уроках математики. Например, при решении задач на движение.
Детям даются две задачи одновременно. Прочитайте. Одинаково ли будет решение этих задач?
Из одного города в противоположных направлениях вышли два лыжника. Скорость первого 12 км/ч, скорость второго – 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа? Из одного города в одном направлении вышли два лыжника. Скорость первого 12 км/ч, скорость второго – 15 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
Дети выдвигают разные гипотезы.
Предлагают составить чертежи, к задачам. А затем и формулы
V1 = 12км/ч t=3ч V2 = 15км/ч
==========================
?км
S = S1 + S2
V1 = 12км/ч
?кмt=3ч ==========
V2 = 15км/ч
S = S2 - S1
1.3. Игровые технологии в учебном процессе.
В своей работе стараюсь применять разные современные образовательные технологии. Это, в первую очередь - игровые. Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Игровая деятельность используется мной в следующих случаях:
-для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета (урок-игра «Путешествие по стране Знаний», урок – спектакль «Народные праздники»);
-в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля) (игры, игровые элементы)- игры «в слова», игры «со словами», «Дополни слово», «Перевёрнутые слова», «Соедини половинки слов».Например: «Перевернутые слова»
Ребенку предлагается набор слов, в которых буквы перепутаны местами. Необходимо восстановить нормальный порядок слов. Пример: МАИЗ - ЗИМА.
В сложных случаях буквы, являющиеся в окончательном варианте первыми, подчеркиваются. Пример: НЯНААВ — ВАННАЯ.
Технологии внеклассной работы (метод коллективных творческих дел).
Так, в 1 классе на уроках обучения грамоте игра «Одень человечка»
- Какую, по вашему мнению, одежду носит звук М?
- Как вы думаете, какой звук спрятал от нас своё имя: О, М, Х или Ц ( На доске -«одетый» человечек без буквы на «животике»). Почему? Объясните свой ответ.
- Какие звуки одеваются одинаково? Почему?
- Почему звук [Ш’] любит только зелёный цвет, а звук [Ж] - только синий?
- Почему звуки [Р] и [Р’] надевают только желтую шляпку- колокольчик?
На уроках математики дети с удовольствием «путешествуют» в Страну сказок, в Тридевятое царство и при встрече с каждым героем выполняют определённые математические задания.
Например: В 1 классе по теме « Сложение и вычитание чисел в пределах 8»
«Скажем Колобку: «До свидания» и отправимся в гости к девочке, рост которой не более дюйм. (показ длины дюйма) . Дюйм - старинная мера длины = 2 см 5 мм.-Догадались кто это? (Дюймовочка). Она живёт в доме № 8.
- Мимо домов с какими номерами мы пойдём, если будем двигаться только по правой стороне улицы? ( Мимо домов № 2,4,6)
Далее Дюймовочка предлагает свои задания на знание состава чисел 5,6,7.
- Попрощаемся с Дюймовочкой и отправимся в гости к сказочному герою, который проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса.
- Как его зовут? (Буратино).
Ведь Буратино никогда не учился в школе и поэтому не знает как решать примеры на сложение и вычитание. Так, давайте мы ему поможем...
Но включая в процесс обучения детей игры и игровые моменты, учитель всегда должен помнить об их цели и назначении. Нельзя забывать, что за игрой стоит урок - это знакомство с новым материалом, его закрепление и повторение, это и работа с учебником и тетрадью.
II.Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.
На своих уроках использую технологию ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ. Её актуальность определяется возможностью достижения высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся. Особенно удачно она находит применение на уроках математики при блочной подаче нового материала. Это способствует дифференциации обучения, когда для сильных учащихся предоставлено большое поле деятельности, и есть время отработать тему, вызывающую затруднения, со слабыми детьми.
В своей работе активно реализую технологию здоровьесберегающего обучения, которая помогает решить важнейшие задачи: сохранить здоровье ребенка, приучить его к активному здоровому образу жизни.
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее. Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности. Он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками, учителями. Это залог успешного развития всех сфер личности, всех его свойств и качеств.
Состояние здоровья ученика может стать причиной отставания ребенка в учебе. В последнее время все очевиднее становится катастрофическое ухудшение здоровья обучающихся. Наряду с неблагоприятными социальными и экологическими факторами в качестве причины признается и отрицательное влияние школы на здоровье детей. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в образовательном учреждении, возникает необходимость превращения образовательной среды в оздоровительную.
Так как большинство времени своего пребывания в школе ученик проводит на уроке, я стараюсь, чтобы каждый урок был «здоровьесберегающим» и включал в себя следующие элементы: 1.Зарядка, 2.Построение урока в рациональном режиме, т.е. с чётким чередованием различных видов деятельности и отдыха детей
3. Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. В состав упражнений для физкультминуток включаю следующие направления: - формирование осанки; - укрепление зрения; - пальчиковая гимнастика; -отдых позвоночника, -потягивание, -массаж груди, лица, рук, ног, - электронные физкультминутки.
4. Технология сотрудничества создает все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся, помогает разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Важнейшая черта этой технологии - приоритет воспитания над обучением, которая позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья обучающегося.
5. Игровые оздоровительные технологии позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с младшими школьниками, удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научиться владеть своим телом, развивать не только физические, но и умственные и творческие способности. Игры проводятся на всех этапах урока и направлены на развитие внимания, памяти, мышления, восприятия, наблюдательности, сообразительности
6. Дифференцированное обучение реализую через содержание учебников, тетрадей, позволяющих снять трудности у слабых обучающихся и создать благоприятные условия для развития сильных детей. Для медлительных снижаю темп опроса, стараюсь не торопить ученика, даю время на обдумывание, подготовку, создаю условия, чтобы его деятельность соответствовала его индивидуальному темпу.
7. В уроки включаю задания, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.
а) На уроках математики использую задачи, которые несут элемент здоровьесберегающей технологии. Например: В сутки через легкие человека проходит около 10000л воздуха. Сколько литров воздуха пропускают и очищают лёгкие за 1 месяц, 1 неделю, 1 год?
б) На уроках русского языка прожу словарную работу: С.хар, м.л.ко, к.ньки, .рбуз, к.пуста, .гурец, п.мидор, м.рковь. Задание: Найди лишней продукт, который вреден для здоровья в больших количествах. (сахар). Почему?. в) Списывание текста о здоровье. «Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Терпенье даёт уменье. Терпенье и труд всё перетрут»..
8. Внеклассная работа.
На классных часах проводится целенаправленная работа по формированию здорового образа жизни. Мероприятия, направленные на формирование ПДД:
беседы: «Что значит быть ответственным?», «Я иду в школу»;
игры: «Красный, желтый, зеленый», «Что такое хорошо и что такое плохо». Мероприятия по правилам пожарной безопасности Театрализованное представление по правилам пожарной безопасности: «Огонь - наш друг и враг!» Личная гигиена, режим дня.
Ролевая игра: «Твой режим дня ».
Беседа-практикум: «Если хочешь быть здоров»,«Вредные привычки».
Классный час: «Курить – здоровью вредить» и др Спортивные соревнования.
9. Работа по укреплению и сохранению здоровья обучающихся невозможна без привлечения родителей, так как хорошая связь между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Поэтому провожу тематические родительские собрания на тему: «Я здоровье сберегу, сам себе я помогу», «Если хочешь быть здоров», «Путь к здоровью, силе, бодрости», «Ребенок и компьютер», семейные спортивные праздники: «Мама, папа, я – спортивная семья!», «Зов Джунглей»
Таким образом, применение мною в учебном процессе здоровьесберегающих технологий приводит к:
- созданию положительного эмоционального фона и атмосферы психологического комфорта в классе, ситуаций успеха, укрепляющих уверенность в своих силах;
- повышению уровня успеваемости и эффективности учебного процесса;
- сохранению и укреплению физического здоровья детей;
- активному приобщению родителей школьников к работе по укреплению их здоровья;
- уменьшилось число обращений к врачу с заболеваниями ОРЗ;
- сократилось число пропусков учебных занятий .
Фрагмент урока
Я предлагаю вам, ребята, не совсем обычный урок русского языка. Сегодня мы будем укреплять не только наши знания по русскому языку, но и наше здоровье. Для этого я приготовила целую гору различных лекарств, которые непременно помогут нам укрепить здоровье. Согласны? (Мнения детей расходятся: и да, и нет.) Почему?
- Тогда как же, не используя медицинских средств, укреплять и развивать наше здоровье во время урока? И возможно ли это? Как? (Дети дают различные рекомендации: правильная осанка, освещение и т.д.)
На разных уроках предлагаю задачи со здоровьесберегающим содержанием:
- Что ты делаешь для того, чтобы твои зубы были здоровыми? Выбери нужные ответы и обведи кружком их номера.
Никогда не чищу зубы.
Чищу зубы два раза в день – утром и вечером.
Прочищаю зубы иголкой.
Полощу рот после еды.
Грызу орехи и конфеты, чтобы укрепить зубы.
Почистив вечером зубы, не ем сладости.
Массаж пальцев, подготовка их к письменной работе.
Показываю массаж пальцев, сопровождая его словами:
Правый большой палец - это пальчик самый сильный, Левый большой палец - самый толстый и большой.Правый указательный - этот пальчик для того,Левый указательный - чтоб показывать его. Правый средний палец - этот пальчик самый длинныйЛевый средний палец - и стоит он в середине.Безымянный правый- - этот пальчик безымянныйБезымянный левый - он избалованный самый.Мизинцы – а мизинчик хоть и мал, очень ловок и удал.
После этого интенсивно растираем кисти рук, а затем встряхиваем их.
Очень интересно проходят аутогенные тренировки (упражнение на расслабление мышц ).
- Улыбнитесь друг другу. Сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, опустите веки. Расслабьте щёки, губы, мышцы шеи, плечи, кисти рук, ноги, пальцы ног. Ваши руки и ноги теплеют. Дыхание становится свободное, спокойное, ровное. (Включается запись пения птиц).
- Вы на лесной поляне, ярко светит солнышко. Весело щебечут птицы. Лёгкий ветерок развевает ваши волосы. У вас прекрасное настроение. Вы можете выполнить любое трудное задание. Я буду считать до «пяти». Когда я скажу «пять», вы откроете глаза.
Следующий метод состоит в использовании энергии полного дыхания. Что это за энергия? Её приобретает выдох при дыхании животом - это очень важно. Делаем глубокий вдох, а на выдохе начинаем петь / звуки/. Чтобы убедиться в правильности своего дыхания, кладём руки на грудь - она должна двигаться.
Автор этой методики – австрийский учёный, профессор Б. М. Лессер-Лазарко.
Звук А снимает напряжение, стимулирует верхнюю часть легких и сенсорные центры, повышает тонус, воздействует на систему « трех обогревателей»: сердце, печень, толстый кишечник. Он снимает физическую и умственную усталость.
Звук О – глубокой гармонии, состояния равновесия.
Звук У – чувственный звук, он помогает стабилизировать эмоциональное равновесие, положительно воздействует на психику.
Звук И – звук разума. Долгое и протяжное пение звука И стимулирует головной мозг, глаза, нос. Когда человек достаточно долго поёт этот звук, он начинает ощущать радостное возбуждение.
Не менее интересны формулы самовнушения, применяемые мною на разных этапах урока. На доске вывешивается заранее написанные крупными буквами на большом листе бумаги предложения:
Я – способный!
Я – со всем справлюсь!
Мне нравится учиться!
Я – хороший ученик!
Я хочу много знать!
Я буду много знать!
Начиная уже с 1-го класса для ускорения вхождения ребёнка в учебный день, я учу детей чаще улыбаться.
- Встали, улыбнулись друг другу.
- Назовите друг друга ласково, можно погладить по спине.
Работа в начальных классах предполагает особый психологический климат на занятиях, построенный на сотворчестве учителя и ученика, на сотворчестве учащихся между собой. Работая по данной системе, я стремлюсь развить творческие способности у каждого ребенка. С этой целью использую следующие нестандартные приёмы «фантазирования».
1.«Оживление». Детям предлагается придумать сказку о каком - нибудь предмете, находящемся в портфеле (о линейке, карандаше и т.д.)
2.Сочинение сказок «наизнанку» Предлагается придумать сказку, например, про трех поросят и серого волка. Только поросята в этой сказке злые и хитрые, а вот волк добрый и доверчивый.
3.«Фантастические гипотезы». Что бы произошло, и чтобы бы ты сделал, если бы:
из крана на кухне полился апельсиновый сок;
из тучи вместо дождя стал падать изюм;
люди придумали таблетку от сна?
III. Использование информационно – коммуникативных технологий в учебном процессе.
Бурное развитие новых информационных технологий и внедрение их в нашей стране наложили отпечаток на развитие личности современного ребёнка.
Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.. Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения – всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, во время которого ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать на своих предметных уроках.
В своей практике я использую программы и научно-познавательные и обучающие фильмы, подобранные согласно учебной программе по предметам:
Русский язык
Вызвать у детей интерес к изучению русского языка достаточно проблематично, но возможно. Мною разработаны мультимедийные презентации, которые я с успехом использую на уроках как ознакомления с новым материалом,так и на уроках закрепления и обобщения, интегрированных уроках.
Очень удобно использовать презентации на уроках русского языка при работе над сочинением и изложением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей
Математика
На уроках математики с помощью слайдов осуществляю демонстрацию примеров, задач на доске, цепочек для устного счета.
Включение ИКТ в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала и усилению образовательных эффектов. («Весёлый счет», «Занимательная арифметика»).Контроль знаний учащихся провожу с помощью специализированного программно-аппаратного комплекса учителя: оборудование для тестирования качества знаний обучающихся.Тесты для контроля знаний по предметам разрабатываю самостоятельно..
Окружающий мир
На уроке окружающего мира использую цифровую фотоаппаратуру, позволяющую детально провести наблюдения над свойствами различных предметов.
В своей работе нередко использую уже готовые детские электронные презентации и клипы с сайта http://viki.rdf.ru/, электронные формы контроля, взятые на сайте http://vneuroka.ru/.
При проведении контрольных работ, тестов, самостоятельных работ каждый ученик отвечает на данные задания и самостоятельно получает на экране результат своего ответа. Происходит открытая, объективная оценка знаний учащихся. Это очень важно для ребёнка. Он видит, что отметка не зависит от желания учителя, а оцениваются его реальные знания и умения. Снимается страх получения оценки. Ученик может посмотреть процент и качество своих знаний
Особую помощь оказывают учебники с электронным приложением. Онипомогут ответить на такие, всегда актуальные, вопросы:
- как обучать;
- как создать в классе,соответствующую новому способу обучения,
образовательную среду;
- с помощью чего учить;
- как наиболее эффективно реализовать поставленные ФГОС задачи
Анализируя опыт использования ИКТ на различных уроках в начальной школе, можно с уверенностью сказать, что использование информационно-коммуникативных технологий позволяет:
обеспечить положительную мотивацию обучения;
проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
усовершенствовать контроль знаний;
рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из задач современной школы является качественное улучшение подготовки учащихся к жизни в условиях современного общества. Эту задачу можно решить с помощью использования современных образовательных технологий и сделать обучение привлекательным.
Главное – создать на уроке условия, помогающие ученикам самим найти, открыть для себя новое им неизвестное и неиспытанное.
В результате проведенной работы я пришла к выводу о том, что систематическое использование современных образовательных технологий во время уроков и во внеурочное время, способствует достижению положительных результатов:
на мои уроки дети идут с желанием
я смогла достичь 100 % успеваемости среди учащихся
учащиеся моего класса активно участвуют и становятся призерами и победителями в викторинах, конкурсах и олимпиадах на школьном, муниципальном, российском уровнях.
Хочется отметить, что использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволило не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика. Мне, как учителю, использование СОТ даёт возможность гибко управлять обучением и разнообразить способы предъявления учебной информации. Все вышеизложенные приёмы, новые технологии, применяемые на уроках и внеурочное время, дают возможность ребёнку работать творчески, способствуют развитию любознательности, повышают активность, приносят радость, формируют у ребёнка желание учиться.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. М.: ЮНИТИ, 2009.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. — М., 1986.
Матюхина М.В. Мотивация учения младших школьников. — М., 1984.
Сиротенко Г.А. Современный урок: интерактивные технологии обучения. – Х.,2003.
Селевко Г.К. «Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. – Москва. НИИ школьных технологий. 2005 г.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе 1-4 классы М.: Вако. 2004.
Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. – М.: Педагогика, 1990.
Интернет ресурсы.Учитель начальных классов МБОУ СОШ № 2
им. Героя Советского Союза А.В. Ляпидевскогог. Ейска МО Ейский район _____________/А.Ю.Муравьева/
Директор МБОУ СОШ № 2 им.Героя Советского Союза
А.В. Ляпидевского г. Ейска МО Ейскийрайон____________/Е.В.Ратникова/