Доклад на тему Образовательные технологии, способствующие развитию мотивации обучающихся
Образовательные технологии, способствующие развитию мотивации обучающихся.
В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии.
Что такое педтехнологии?
- Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).
- Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
- Педагогическая технология — это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса (В.М.Монахов).
- Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин)».
Образовательной технологией будем называть комплекс, состоящий из:
• некоторого представления планируемых результатов обучения, • средств диагностики текущего состояния обучаемых, • набора моделей обучения, • критериев выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.
В своем докладе я остановлюсь на трех педагогических технологиях:
- технология развивающего обучения,
- технология проблемного обучения,
- технология критического мышления.
Технология развивающего обучения.
Психологические основы развивающего обучения были обоснованы выдающимся отечественным психологом Л.С. Выготским. Он впервые раскрыл приоритет развития в обучении и воспитании. Реализация развивающего обучения в начальной школе была предпринята Л.В. Занковым, а в дальнейшем Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым в практике экспериментальных школ.
Способность к развитию существует в человеке с рождения. Развитие обусловлено некоторыми наследственными механизмами, однако и социальная среда является существенным фактором в формировании личности. Процессу развития присущи стадийность и неравномерность.
В связи с разработкой теории развивающего обучения, были выдвинуты предположения, о том, что ребенок с дошкольного возраста способен овладеть многими общими теоретическими понятиями.
Технология развивающего обучения включает обучение навыкам самоконтроля и самооценки.
Разработчики данной технологии основываются на следующих аспектах личности ребенка:
- познавательный интерес.
- индивидуальный опыт личности,
- творческие способности школьников,
- потребность к самосовершенствованию.
Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу.
Технология развивающего обучения (РО) направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств:
РО = ЗУН + СУД+СУМ+СЭН+СДП.
ЗУН - знания, умения, навыки;
СУД - способы умственных действий;
СУМ - самоуправляющие механизмы личности;
СЭН - эмоционально-нравственная сфера;
СДП - деятельностно-практическая среда.
Одно из основных положений системы обучения Л.В. Занкова : в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка. Цель начального образования по Занкову – дать общую картину мира. В системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов. Это важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.
Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира.
Обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым". Система строится на нескольких принципах:
1.Принцип обучения на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности. Это поисковая деятельность, в которой ребенок должен анализировать, сравнивать и сопоставлять, обобщать. При этом он действует в соответствии с особенностями развития своего мозга. Обучение на высоком уровне трудности предполагает задания, «нащупывающие» верхний предел возможностей учащихся.
2. Принцип ведущей роли теоретических знаний. Этот принцип совсем не обозначает того, что ученики должны заниматься изучением теории, запоминать научные термины, формулировки законов и т.д. Этот принцип предполагает, что ученики в процессе упражнений ведут наблюдения над материалом, при этом учитель направляет их внимание и ведет к раскрытию существенных связей и зависимостей в самом материале. Ученики подводятся к уяснению определенных закономерностей, делают выводы.
3. Принцип быстрого темпа прохождения учебного материала. Изучение материала быстрым темпом противостоит топтанию на месте, однотипности упражнений при изучении одной темы. Детей больше интересует узнавать новое, чем долго повторять уже знакомый материал.
4. Принцип осознания процесса учения самими школьниками обращен как бы внутрь - что он до этого знал, а что нового еще ему открылось в изучаемом предмете, рассказе, явлении.
5. Принцип целенаправленной и систематической работы учителя над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых. Этот принцип подтверждает высокую гуманную направленность дидактической системы Л.В. Занкова. Все дети, если у них нет каких-либо патологических нарушений, могут продвигаться в своем развитии. Сам же процесс развития идее то замедленно, то скачкообразно. Л.В. Занков считал, что слабые и сильные ученики должны учиться вместе, где каждый ученик вносит в общую жизнь свою лепту.
Технология проблемного обучения.
Цель – способствовать развитию проблемного мышления учащихся и учителя.
Теоретические положения. Проблемное обучение – это такая организация педагогического процесса, когда ученик систематически включается учителем в поиск решения новых для него проблем. Структура процесса проблемного обучения представляет собой систему проблемных ситуаций.
Проблемная ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых знаний и новых способов их получения. Ситуации интеллектуального затруднения чаще всего создаются с помощью проблемного вопроса.
Алгоритм решения проблемной задачи включает 4 этапа.
На первом этапе осознания проблемы учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы.
Формулирование гипотезы составляет второй этап.
Третий этап решения проблемы – доказательство гипотезы, поиск путей доказательства гипотезы.
Четвёртый этап – завершающий, во время которого делается общий вывод, раскрываются новые стороны познаваемого объекта.
Моделирование уроков. При моделировании урока в режиме технологии проблемного обучения важно учитывать, что обучающимся необходимо выполнить систему проблемных заданий для самостоятельной работы на каждом этапе урока.
В зависимости от цели и содержания учебного материала проблемное учебное занятие проводится в разных формах. Предлагаю вашему вниманию
описание модели проблемно-блокового урока.
Описание модели проблемно-блокового урока
При конструировании блокового урока содержание разбивается на 3-4 логические части. К каждой логической части конструируется проблемный вопрос. Важно в одном из блоков предложить работу с наглядностью как источником информации.
Проблемная задача №1. Учащиеся ищут пути решения проблемной задачи, используя текст проблемной статьи. Заканчивая работу над проблемной задачей №1, учитель вместе с учащимися делает вывод, который записывается в рабочей тетради.
Проблемная задача №2. В процессе решения задачи учащиеся работают с другим источником информацию. Если в первом случае в качестве источника использовался текст учебника, то при решении второй задачи информация поступает от учителя в устной форме.
Проблемная задача №3. Изменяется источник информации: это может быть наблюдение, материал научно-популярной литературы, видеоряд, схематическая или другие виды наглядности.
Обязательное условие успешной самостоятельной работы школьников – обратная связь, которая осуществляется по ходу урока.
Варианты тренинга школьников:
1. Тренинг осуществляется в конце урока, учащиеся выбирают одну из проблемных задач, решённых на уроке, пишут ответ.
2. Ученики решают проблемные задачи, устно восстанавливая в памяти алгоритмы решения.
3. В конце урока учитель проводит тренинг по вариантам.
4. В конце урока проверочная работа.
5. Проверочная работа выполняется дома.
На следующем уроке, работая в парах, обучающиеся воспроизводят друг другу алгоритм решения проблемных задач.
Таким образом, технология проблемного обучения предполагает систему учебных занятий с основной целью – создать условия, при которых учащиеся открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление.
Технология критического мышления
Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам.
В учебном процессе технология критического мышления соответствует модели: «Вызов – осмысление – размышление». Рассмотрим эти стадии подробно.
На этапе вызова из памяти «вызываются» имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. Ситуацию вызова может создать педагог умело заданным вопросом, демонстрацией неожиданных свойств предмета. Главная задача – мотивировать учащихся к работе, включить их в активную деятельность. На стадии осмысления обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация.
Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания. Другими словами, происходит «присвоение» нового знания и формирование на его основе собственного аргументированного представления об изучаемом.
Три фазы технологии (более подробно)
Фаза вызова. Многие известные ученые-дидакты считают, что необходимо дать возможность обучащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей.
Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Нужно предоставить возможность обучающемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей-мотивов.
Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.
В процессе реализации фазы вызова:
1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
3. Было бы целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.
Роль преподавателя на этом этапе работы состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме, способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.
Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения или прогноз о возможном предмете и объекте изучения.
Фаза осмысления содержания. Если помнить о том, что на фазе вызова учащиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Знакомство с новой информацией происходит в процессе ее изложения преподавателем, либо чтения или просмотра материалов на видео, через компьютерные обучающие программы.
Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала.
Фаза рефлексии. На этом этапе обучающиеся взвешивают, оценивают полученную информацию. В процессе рефлексии новая информация становится присвоенной, превращается в собственное знание.
Часто на детальную рефлексию практически не остается времени. Мы отмечали, что большое внимание на уроках уделяется, прежде всего, изложению нового материала. Школьники не привыкли к тому, что после этого этапа им могут быть заданы вопросы типа: «Какая информация привлекла Ваше внимание?» и тому подобные. Еще большую растерянность может вызвать предложение учителя поделиться в парах или в группе мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Ответы в этом случае не отличаются разнообразием.
Все это свидетельствует о том, что рефлексия в обучении требует систематичности на всех этапах работы, а также регулярности. Именно в процессе вербализации хаос мыслей структурируется, превращаясь в новое знание. Кроме того, в процессе обмена мнениями обучающиеся увидят, что некоторые суждения их одноклассников спорны и вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.