Презентация к уроку обществознания на тему Преступление и его состав
Преступление и его соста Урок обществознания в 9 кл.Автор: учитель истории и обществознания МБОУ ДР «Дубовская СОШ №1»Воловоденко Е.В. Случай в тайге. Это произошло более двух десятков лет тому назад в глубокой тайге, у быстрой реки, где по соседству работали две геологические партии.Участник одной из экспедиций Петров, умываясь утром на реке, услышал на противоположном берегу треск кустов, а затем сквозь дымку тумана различил неясный черный силуэт. Медведь? Наверняка медведь! Кто же еще? Медведи в последние дни стали часто наведываться к геологам.Петров бросился за своим товарищем Широковым, оба схватили ружья (ружья у них были одинаковые, купленные в одном магазине) и, прибежав на берег, не раздумывая выстрелили одновременно в темное пятно, видневшееся в тумане.Финал этого происшествия трагичен. На другом берегу был не медведь, а человек – начальник соседней геологической партии Копылов, возившийся в кустах с большой рыбой. Тема урока: Преступление и его состав Цель: После изучения темы мы будемЗнать - что такое преступление, его основные признаки.Уметь - анализировать состав преступления и определять, является ли содеянное преступлением;Понимать - опасность некоторых поступков людей, неотвратимость ответственности за их совершение. План урока 1. Понятие преступления 2. Признаки преступления3. Состав преступления Вопрос к тексту : Почему вы решили, что речь идет о преступлении?Найдите в тексте эти отличия.Запишите Признаки преступления Общественная опасность;Противоправность деяния, т.е. запрещение деяния уголовным законом;Виновность;(умысел и неосторожность)Наказуемость. Понятие преступления «Преступление – это запрещенное уголовным законом деяние(действие или бездействие), причиняющее вред личности, обществу и государству» УК. Статья 14. « Преступлением признается виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания» Группы преступлений (УК РФ. Особенная часть.) Преступления против личностиПреступления в сфере экономикиПреступления против общественной безопасности и общественного порядкаПреступления против государственной властиВоинские преступленияПреступления против мира и безопасности человечества Преступления против личности Различные виды убийствПричинение вреда здоровью, нанесение побоев, истязаниеУК защищает свободу, честь и достоинство (клевета-распространение ложных сведений, оскорбление-унижение чести и достоинства)Половые преступленияНарушение равноправия граждан, тайны переписки, телефонных переговоров, неприкосновенности частной жизни, жилища, воспрепятствование проведению собраний, митингов, демонстрацийВовлечение несовершеннолетних в совершение преступления :Преступления в сфере экономикиКража, мошенничествоприсвоение и растратаграбежразбойвымогательство Преступления против общественной безопасности и общественного порядка терроризм и захват заложников.бандитизм, т. е. создание устойчивой вооруженной группы (банды)хулиганство, т. е. грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам либо уничтожением имущества.преступления против здоровья и нравственности населения транспортные преступления, (повлекшие тяжелые последствия) Преступления против государственной власти измена, шпионаж, вооруженный мятеж, диверсия, разглашение государственной тайны возбуждение национальной или религиозной вражды,взяточничество Злоупотребление служебными полномочиями Преступления против мира и безопасности человечества Наемничество, публичные призывы к развязыванию агрессивной войны, планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны считаются совершением преступления. Воинские преступления неисполнение приказа, сопротивление начальнику, нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (дедовщина), самовольное оставление части или места службы, дезертирство. Состав преступления Совокупность предусмотренных законом признаков, характеризующих данное деяние как конкретный вид преступленияЭто необходимое основание уголовной ответственностиСостав преступления образуют четыре группы признаков Состав преступления Субъект преступления Объектпреступления Субъективная сторона Объективная сторона Вопросы к фрагменту №1 Попробуем разобраться: есть ли в данном случае состав преступления?Каков ваш вердикт? Есть ли основания для уголовной ответственности? Фрагмент №2 Налицо преступление, подпадающее под признаки статьи Уголовного кодекса, предусматривающей уголовную ответственность за причинение смерти по неосторожности. При этом в суде на основании тщательного расследования было установлено, что смерть Копылова наступила только от одной пули. Другая же пуля, ударившись в патрон для ракетницы, лежавший в кармане убитого, отлетела в сторону. Чья пуля – Петрова или Широкова – была смертельной, установить оказалось невозможным. Суд, рассматривавший это дело, признал виновными в убийстве обоих. Стреляли они оба одновременно, оба проявили преступную неосторожность. И уж чистейшая случайность, что одна из пуль впилась в патрон для ракетницы. И Петров, и Широков были осуждены к лишению свободы.Согласны ли вы с решением суда? Вопросы учащимся к фрагменту №2 Согласны ли вы с решением суда?Если бы вы были прокурором, государственным обвинителем, то на каком аргументе вы бы построили обвинение?Если бы вы были адвокатом Петрова или Широкова (он-то вообще доверился товарищу), то на каком аргументе вы бы построили защиту? Технология ПОПС -формулы П - позиция « Я считаю, что….»О – обоснование (не просто объясняет свою позицию, но и доказываете, начиная фразой типа: «Потому, что…»П – пример (при разъяснении сути своей позиции, пользуйтесь конкретными примерами) «Я могу подтвердить это тем, что…»С – следствие (делаете вывод) «Таким образом….» Фрагмент № 3 Можно ли признать правильным такой приговор суда? Как будто бы да. С точки зрения закона все логично. Но Верховный суд с ним все же не согласился Верховный Суд освободил от уголовной ответственности и Петрова, и Широкова. Как же так? Почему? Вопрос учащимся:к фрагменту №3 Какой конституционный принцип был применен судьями Верховного суда?Ст. 49 Конституции. Основные понятия урока: преступление, проступок, вина и ее формы, состав преступления, деяние, ответственность. Проанализируй ситуацию и определи состав преступления: 12 летний Иванов проник в дом гражданки Сидоровой и похитил золотые украшения на сумму 5 тыс. рублей Есть ли основания для привлечения к уголовной ответственности? Домашнее задание Параграф № 16Вопросы № 1-5, №8