Образовательный материал
НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ И МЕТОДЫ УСТРАНЕНИЯ НЕДОСТАТКОВ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКА «Р».
Григорьева Е.А.
учитель-логопед МУ «СОШ № 30» г. Астрахани
Иногда, приходя на консультацию к школьному логопеду, родители младших школьников или подростки просят дать рекомендации как самостоятельно научиться произносить звук Р, мотивируя это тем, что у одних нет времени приводить детей на занятия к логопеду, а вторые стесняются это делать. В некоторых случаях можно порекомендовать им следующее.
Наша речь представляет собой сложнейший процесс. Центральным механизмом речи является головной мозг. В нем осуществляется высшая нервная деятельность, управляющая деятельностью остальных органов речи-это органы слуха, дыхания, голоса, звукопроизношения. Движение органов речи, образующих звук, называется артикуляцией. В артикуляции участвуют челюсти, зубы, губы, язык, твердое и мягкое нёбо, полости рта, зева и носа. Одним из этих механизмов мы воспринимаем (слышим) речь окружающих, другими сами произносим ее. Правильное произношение возможно только при правильном слушании речи других и, конечно, своей собственной. Механизм произношения очень сложен и тонок.
Чем чаще вы станете прислушиваться к тому, как произносят другие правильный звук, тем скорее выработаете необходимый навык правильного произношения. А так же необходимо знать правильную артикуляцию звука р :
рот открыт, в зависимости от последующего гласного звука, язык, широкий, плоский, боковыми краями, слегка приподнятыми, обязательно плотно прижат справа и слева к боковым верхним зубам до резцов. Широкий же, эластично утонченный кончик его загибается вверх и касается средней части переднего края твердого нёба альвеол (чуть повыше верхних десен); средняя часть языка несколько опущена, а задняя часть ее приподнята. Таким образом, сверху язык напоминает форму неглубокого ковшика. Если при таком положении языка и открытом рте довольно сильно дуть на язык, не опуская при этом кончика, то он будет дрожать (вибрировать). Это движение, продолжается до ослабления выдыхаемой струи воздуха. Обратите внимание на то, что при очень слабом выдохе вибрация достигается не всегда, слишком же сильная струя воздуха может вызвать дрожание и других частей ротовой полости и тем самым исказить звук. Так получается твердый, рокочущий, звонкий звук р.
Отчего же почти многие люди без особого обучения владеют этим звуком, а небольшая часть никак не могут с ним справиться? Потому что артикуляция «р» самая сложная, а поэтому трудная для ребенка, и он или совсем не произносит его или заменяет другими.
Насколько разнообразны дефекты в произнесении звука «р», настолько же многообразны средства преодоления их. Приведу только наиболее эффективные.
Выбрав один из приемов, необходимо упражняться в течение нескольких недель каждый день по 1020 минут. Крайне вредно, не потрудившись основательно над одним приемом, не овладев им до конца, переходить на другой. Все движения, связанные с вибрацией кончика языка и произношением звука «р», надо стараться делать без напряжения языка, с минимальным размахом.
Но если избранный метод долго не дает ожидаемых результатов (причины здесь разные), то нужно переходить к другому. Не расстраивайтесь, проделанная работа поможет при освоении нового приема.
Если звук Р не произносится вследствие короткой или массивной уздечки языка. Можно попытаться растянуть уздечку с помощью следующих упражнений.
- Не торопясь, ритмично высовывайте перед зеркалом язык изо рта и оттягивайте обратно за зубы примерно 10 раз подряд, после небольшой передышки снова повторяйте эти движения. Так делайте минут 5 по нескольку раз в день.
- Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (присосать язык) открыть рот и держать в таком положении 5-10 секунд. При повторном выполнении упражнения рот открывать чуть шире.
- Рот открыть, прижать (присосать) язык к нёбу и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. Следить, чтобы язык не провисал.
Незначительная боль в мышцах языка пусть не смущает, она вполне естественна при непривычной мышечной нагрузке, через некоторое время она прекратится. Если через 2 3 недели выполнения упражнений кончик языка не станет выдвигаться изо рта и загибаться вверх, нужно, обратится к врачу.
Если звук Р не произносится вследствие толстого, малоподвижного языка.
Нужно выполнять следующие упражнения, добиваясь полной точности движений. При этом в течение одного занятия можно тренироваться посменно в 3-4 движениях в целях предупреждения усталости языка. Соблюдается правило: сколько секунд язык находится в приданом положении (высунут, поднят и проч.), столько же и в покойном исходном состоянии.
Первые упражнения производятся в медленном темпе активное и покойное положение длятся примерно, 5 сек.; постепенно, по мере усвоения движений, темп ускоряется. Следите перед зеркалом, чтобы язык в данном положении в течение этих секунд абсолютно оставался неподвижным.
Проводя гимнастику для языка, следует помнить, что язык при выполнении этих упражнениях должен быть плоским и широким:
- Если он не принимает нужную, плоскую форму, произносите с высунутым между губами языком слоги: ба-ба-ба или ма-ма-ма. Это обычно помогает. Достигнув успеха, делайте язык широким без произнесения этих слогов.
- Загибание широкого кончика языка вверх к носу. Если такое движение не получается, то предварительно поупражняйтесь в облизывании сверху вниз верхних зубов под губой, затем в облизывании верхней губы.
- Загибание широкого кончика языка вниз, к подбородку. Если это не получится, облизывайте под губой нижние зубы.
- Загибание широкого кончика языка поочередно к носу и к подбородку.
- Загибание широкого кончика языка поочерёдно вверх – вниз между зубами с постепенным оттягиванием его в рот.
При выполнении упражнений следите, чтобы язык внутри рта обязательно прижимался к боковым зубам с обеих сторон. Особенно это важно, когда упражнения кончика языка производятся во рту за зубами.
- Щелканье кончиком языка. Присасывайте кончик языка к переднему краю нёба и отрывайте, широко раскрыв рот.
- Загибание кончика языка поочередно к переднему краю нёба и к нижним деснам. Все движения необходимо делать медленно, четко. Постепенно ускоряйте темп в последующих занятиях.
В заключение проделайте следующие упражнения для развития более тонких движений кончика языка, нужных для образования вибрации: произносите без особого усилия, легко и быстро: ты-ды-ты-ды-, ;тэ-дэ-тэ-дэ-,.и т.п.
Цепочку произносите на одном выдохе без напряжения. Темп вначале средний, а затем он постепенно ускоряется (отрывисто, но не во вред четкости): дды, ддэ, дда, дду, ыдд, эдд, удд; тты, ттэ, тта, тту; ыгт, этт, агт, утт; т-т-т-т..., д-д-д-д...
Гимнастикой языка создается необходимый нервно-мышечный фон для выработки вибрации (дрожания) кончика языка. Достигнув в этом успеха (сроки индивидуальны от нескольких дней, до нескольких недель), переходят к следующим упражнениям:
- Прижмите кончик языка к переднему краю нёба и оторвите его от нёба сильным выдохом. Вы услышите звук, похожий на т. Однако не пытайтесь произносить точный звук т, ибо тогда нужный результат не получится. Затем это же делайте по нескольку раз на одном выдохе, сначала редко (т-т-т), а далее все быстрее, насколько сможете (т-т-т... т-т-т). Движения должны быть отрывистыми, четкими, а звучание твердым, чтобы не слышалось ть-ть-ть.
- Начав произносить быстро т-т-т... на одном выдохе, заканчивайте достаточно сильным толчкообразным выдохом: пока кончик языка не задрожит, и не получится, получается глухой ( шепотный) рокочущий звук р (тттр). Если такой рокот получится, значит главное сделано. Остается лишь довести дело до конца, «Доводка» же заключается в следующем:
- Закрепив предыдущее упражнение т-т-тр, постарайтесь произносить только р, часто повторяя этот звук.
- Овладев шепотным р, произносите шепотом слоги: ра, ро, ру и т. д.
- После этого произносите р - звонкий (с голосом), ненапряженно, с приятным для слуха звучанием. Овладев звонким р, повторите упражнения, которые вы проделывали шепотом, произнося теперь р громко.
Если вибрация долго не получается, то используйте следующие вспомогательные приемы:
- Издайте шепотом такой звук, каким кучер останавливал лошадь (сильно выдыхаемая воздушная струя прорывается через сомкнутые губы и приводит их в дрожание).
Овладев этим звуком, высуньте широкий ненапряженный кончик языка между губами и попробуйте произносить звук, не убирая языка от губ. Между дрожащими губами пассивно задрожит и язык. Вы впервые сами почувствуете, как должен дрожать язык при произнесении р.
- Соедините р, полученный в результате дрожания языка и губ, со звуками а, о, у, ы (сначала шепотом, а потом громко), и вы услышите грубый звук р (ра-ро и т.д.).
- Прижмите плотно, но без особого напряжения, широкий кончик языка к верхней губе, а нижнюю губу вместе с челюстью опустите и продуйте воздух между губой и языком, сначала легко, а затем сильнее, так, чтобы верхняя губа вместе с языком задрожали. Сначала проделайте это шепотом, а затем с голосом. Здесь кончик языка уже приучается самостоятельно активно вибрировать.
- После того как добьетесь такого дрожания языка, делайте поочередно то вибрацию языка с губами (с одной или обеими), то, оттянув кончик языка за верхние зубы в положении звука р , добивайтесь такого же дрожания – получится р.
Овладев звуком р, переходите к слоговым упражнениям.
Иногда, если язык хорошо подготовлен к вибрации, ее можете получить так: положите на кончик языка кусочек бумажки, примерно в 0,5 кв. см, не больше. Затем слегка прижмите кончик языка с бумажкой к переднему краю нёба и, вдохнув через нос, дуньте на язык так сильно и быстро, чтобы бумажка отлетела ото рта на значительное расстояние. При этом кончик языка часто переходит в вибрацию. Поупражняйтесь, таким образом, попытайтесь вызвать подобную же вибрацию без помощи бумажки. Если это вам удалось, проделайте следующие упражнения
. а) производите рокот на разной высоте голоса, сначала отдельно на выдохе на одном тоне, а затем, меняя высоту голоса, на одном выдохе;
б) напевайте без слов (на рокоте) мотивы знакомых песен;
в) издавайте рокот с постепенным усилением и ослаблением силы голоса, сначала раздельно, а затем на одном выдохе.
Для дальнейшего включения звука р в речь необходимо потренироваться произносить слоги и слова, в которых есть данный звук. Слова разделите на несколько групп по положению звука в слове (Р в начале слова, в середине, в конце), затем отдельные предложения (используя чистоговорки и скороговорки), стихи и тексты. К каждому последующему упражнению переходите только после четкого усвоения предыдущего.
Важная деталь в постановке звука Р это сильный выдох. Поэтому параллельно с артикуляционными упражнениями необходимо проводить дыхательную гимнастику, тренируя речевое дыхание.
Литература:
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика.- С-Петербург.,1999.
Правдина О.В. Логопедия.- М.,1973.
Рау Ф,Ф. Приёмы исправления недостатков произношения фонем. – М.,1968.
Филечева Т.Б.,Чевелева Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.,1989.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М.,1989.
Хватцев М.Е. Логопедия. – М.,1996.