Задачи по комбинаторике 5-6 класс 
ПОДБОРКА  ЗАДАЧ ПО КОМБИНАТОРИКЕ  ДЛЯ  5-6 КЛАССОВ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Жизнь  заставляет  усиленно  готовить  учащихся  к успешной  сдаче ГИА и  ЕГЭ уже с  5 класса.  Комбинаторные  задачи  развивают  мышление,  научат  учащихся  перебору возможных вариантов, составлению дерева возможных вариантов, таблицы. Не вводя понятий  размещения, перестановки, сочетания эти задачи  учат логически  отличать  их друг от друга и понимать смысл  этих  комбинаторных  задач. Новое понятие  «факториал» используется и при решении других задач. Эти задачи  очень  необычны  , вызывают  живой  интерес  детей   и  вносят  разнообразие  в урок.  Комбинаторные  задачи  представляют  средство  для  одной  из  важнейших  способностей  ума – способности  представлять  мир  в  разных  комбинациях.  Эта  способность  нужна  в  жизни  каждому  человеку.  Комбинаторное  мышление  очень  важно  в  перенасыщенном  информацией  мире.  Предлагаемые  задачи  решаются  в  течении  всего  года  и  в  5, и в 6 классе.  Можно включать  их и в олимпиады, контрольные работы, но без влияния на оценку  за контрольную  работу.
№1 В хоровом кружке занимаются 9 человек. Необходимо выбрать двух солистов. Сколькими способами это можно сделать?№2 В спортивной команде 10 человек. Необходимо выбрать капитана и  вратаря.Сколькими способами это можно сделать?№3  Сколько различных трёхзначных чисел можно составить с помощью цифр 5 и 8 ?№4 Сколько различных трёхзначных чисел можно составить с помощью цифр 3, 4, 5?№5 Сколько различных трёхзначных чисел можно составить с помощью цифр 3, 4, 5, если цифры в числе не повторяются?№6 Сколько различных трёхзначных чисел , кратных пяти, можно составить с помощью цифр 0, 3, 6, 5?№7 Чему равна разность наибольшего трёхзначного и наименьшего трёхзначного чисел, составленных из цифр  2, 4, 8? (Цифры в числе не повторяются.)№8  Чему равна сумма наибольшего трёхзначного  и наименьшего трёхзначного  чисел, составленных с помощью цифр 2, 4, 7?№9 Сколько различных двузначных чисел можно составить при помощи цифр  7, 4, 5?№10 Сколько различных двузначных чисел можно составить при помощи цифр  6, 3, 9?( Цифры в записи не повторяются.)№11  Сколько различных двузначных чисел можно составить при помощи цифр 1, 2, 9, 0? (Цифры в записи могут повторяться.)№12 Чему равно наименьшее произведение двух различных двузначных чисел, составленных из цифр 1, 2, 3, 4? Каждую цифру можно использовать только один раз.№13 Чему равно наибольшее произведение двух различных двузначных чисел, составленных из цифр 1, 2, 3, 4? Каждую цифру можно использовать только один раз.№14 Сколько чётных  трёхзначных чисел можно составить из цифр 2, 3, 4, 5?(Цифры в записи могут повторяться.)№15 Сколько нечётных  трёхзначных чисел можно составить из цифр 4, 5, 6, 7?(Цифры в записи могут повторяться.)№16 Сколько нечётных  трёхзначных чисел можно составить из цифр 4, 5, 6, 7,2?(Цифры в записи  могут повторяться.)№17  Сколько чётных двузначных чисел можно составить из цифр 2, 4, 5, 8?(Цифры в записи не могут повторяться.)№18 Сколькими способами можно рассадить четырёх детей на четырёх стульях в столовой школы?№19  Сколькими способами можно установить дежурство по одному человеку в день среди пяти учащихся группы в течении пяти дней?
№20  Сколько чётных двузначных чисел можно составить из цифр  0, 1,  2,  4,  5,  9?
Решение задачи №20.
0 2 4
1 10 12 14
2 20 22 24
4 40 42 44
5 50 52 54
9 90 92 94
По строкам и столбцам мы перечислили все возможные варианты,значит, искомых чисел будет столько же , сколько клеток в таблице,т. е. 5 x3=15.
Решение задачи №16.
Так как числа должны быть нечётные, то на месте единиц могут быть только цифры 5 или7. Пусть сотен будет 2, тогда десятков  может  быть 2, 4, 5, 6,или 7, то есть пять вариантов. На месте же единиц могут быть или 5 или7. Построим дерево возможных вариантов.                                        2
                       2       4      5     6       7    
                 5    7     5   7   5    7   5      7    5    7                                                               
Итак,  одно дерево имеет 10 вариантов, а таких деревьев может быть 5, значит всего вариантов будет  10x5=50.  Из этих цифр можно составить 50 нечётных чисел.    
Решение задачи №18.  
Первый ребёнок  имеет  4  различных  варианта  посадки.   Второй  ребёнок  имеет  3  варианта,   третий—2  варианта, а четвёртый—1. Итого всего вариантов  4x3 x 2 x1  =4!=24. 
Факториал  n!=1 x2 x3 x4 x5 x6 …..xn .