Образовательный материал


МАОУ СОШ № 3



Выступление
на проблемном семинаре учителей начальных классов.


По теме:

«Здоровьесберегающие технологии
сегодня и завтра».




Учитель: Глазкова Татьяна Валерьевна

2011 год
г. Гулькевичи

Тема: «Здоровьесберегающие технологии
сегодня и завтра».
Здоровье человека – актуальная тема для разговора во все времена.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов – медиков, 75 % всех болезней человека заложено в детские годы.
Почему так происходит? Видимо, дело в том, что мы, взрослые, ошибочно считаем: для детей самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом?
В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
По результатам исследований российских психологов в среднем дети начальной школы, которые учатся стабильно на 4 и 5, проводят за письменным столом дома не менее 2,5 – 3 часов. А ведь к этому нужно ещё добавить и уроки в школе.
Особенность школьного обучения состоит в том, что дети обязательно должны достигнуть определённого результата. Неоправданные ожидания педагогов, родителей и самих детей приводит к росту психической нагрузки, нервным потрясениям, стрессам. А это, в свою очередь, приводит к тому, что у детей пропадает всякое желание учиться и просто активно и интересно жить. Они уходят в себя, бегут от проблем, которые начинают накапливаться по мере развития собственной бездеятельности. Дети становятся зачастую злыми и агрессивными. У них возникают проблемы не только со здоровьем (болит голова, живот), но и ухудшается внимание, память, запоминание учебного материала, проблемы с усидчивостью на уроках, школьные страхи, боязнь ответа у доски, закрытость.
Как помочь детям, как сделать так, чтобы они начали жить активной, полноценной и интересной жизнью? Как сделать так, чтобы учение в школе вызывало прилив энергии, и было в радость?
Помимо семьи развитию двигательной активности детей самое серьёзное внимание должна уделять школа. Что мешает пониманию значения здоровьесберегающих технологий в учебном заведении? Это отсутствие осознания данной проблемы как одной из первостепенных в культуре организации образовательного пространства. Почему проблему здоровья детей нужно решать комплексно, а не эпизодически?
Заглянем на урок физической культуры. На уроке активно работают те дети, которые мотивированны на участие в уроке физкультуры, остальные сидят на скамье запасных. При этом у детей масса аргументов в защиту себя (разрешение родителей, ссылки на плохое самочувствие, боли в животе, насморк). Но даже если дети постоянно посещают уроки физкультуры, то этого недостаточно, чтобы вырасти здоровым физически и духовно. Два – три урока в школьном расписании проблему не решат. Два с половиной часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению и заботе о своём здоровье. Необходима помощь и семьи. Она должна сделать гораздо больше, чем делает сейчас, чтобы помочь детям полюбить себя, своё здоровье и оценить объективно свои проблемы собственного здоровья, которые нуждаются в немедленном решении.
Очень важно на уроках формировать понимание значения занятий спортом для всей будущей жизни.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять своё тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. И дети, и родители знают, что на уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки, зарядку для глаз.
О важном значении проведения минуток отдыха для физического и умственного развития учащихся писали и пишут врачи, педагоги и психологи.
Я хочу рассказать о проведении на уроках разнообразных по содержанию упражнений, способствующих активному отдыху. В практику вошло проведение физкультминуток на уроках образовательных дисциплин. Они могут проводиться в течение одной – двух минут в начале урока – перед объяснением нового материала, после объяснения, перед практической работой, во время практической деятельности для стимуляции эмоционального настроения. При длительной работе ручкой, карандашом пальцы рук учащихся нуждаются в специальной гимнастике. Приведённые далее упражнения не только послужат активным отдыхом для утомлённых пальцев, но и увеличат их подвижность и силу.
1. С силой сжимать и разжимать пальцы, пока не устанут.
2. Выпрямить пальцы. Большой палец отвести в сторону и выполнить круговые движения сначала влево, потом вправо.
3. Выпрямить пальцы. Одновременно сжимать и разжимать первые две фаланги.
4. Развести прямые пальцы. Начиная с мизинца последовательно (веерообразным движением) сжать все пальцы в кулак. Затем, начиная с большого пальца, вернуться в исходное положение.
5. Сжать пальцы в кулак. Разгибать и сгибать отдельно каждый палец.
Упражнения надо выполнять сидя, поставив локти на парту. Каждое упражнение повторять 10 раз.
Учащиеся на уроке устали. Чтобы поднять настроение, можно предложить написать крупными буквами на большом листе: Мне нравиться учиться! Я – хороший ученик! Я – хочу много знать! Я буду много знать! Эти формулы самовнушения действуют не сразу, но подсознание примет повторяющуюся информацию как приказ к действию.
Хорошая осанка формируется не только эстетическими требованиями, но и медицинскими. Просыпаясь, учащимся полезно повторить 20 – 30 раз следующее: Я выпрямляюсь! Мой позвоночник вытягивается! Я тянусь к солнцу!
В наши дни близорукость широко распространена во всём мире. По данным учёных – гигиенистов, каждый пятый страдает этим недугом. Специалист по охране зрения детей профессор Э. С. Аветисов предложил специальную гимнастику для глаз.
1. Крепко зажмурить глаза на 3 – 5 с. Считать медленно до пяти, затем открыть глаза на такое же время. Повторять 6 – 8 раз.
2. Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течении 1 – 2 минут.
3. Для снятия утомляемости и облегчения работы на близком расстоянии (чтение, письмо) смотреть перед собой 2 – 3 секунд. Потом, держа указательный палец правой руки на уровне средней линии лица на расстоянии 25 – 30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него в течении 3 – 5 секунд. Опустить руку. Повторить 10 – 12 раз.
4. Поставить указательный палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 30 см, смотреть на конец пальца 3 – 5 секунд. Прикрыть левой ладонью левый глаз на 3 – 5 секунд, убрать ладонь, смотреть двумя глазами на конец пальца 3 – 5 секунд. Повторить то же самое начиная с левой руки. Повторить 5 – 6 раз.
Однако, несмотря на применение разнообразных приемов, и методов, соблюдение условий, обеспечивающих внимание и работоспособность в конце рабочего дня, у четверти учащихся проявляются явные признаки усталости. В этот момент необходимо переключить внимание учащихся, дать 1 – 2 минуты отдыха, юмора, благотворно действующих на них, например, спросить: Сколько шагов делает воробей за одну минуту? Какие бывают камни в воде? От чего утка плавает? Если один петух закукарекает изо всех сил, то человек проснётся. Сколько петухов должны закукарекать, чтобы проснулись три человека?
Хоровое чтение – прекрасный отдых, оживляющий внимание. Если учитель заметил, что ребёнок устал, рассеян, работает вяло, начинает зевки и маленькие шалости, то достаточно предложить классу произнести какие нибудь стихотворения или пословицы. Энергия возродится, и ребята начнут работать по-прежнему. Важно приучать учащихся во время хорового чтения держать корпус выпрямленным, голову слегка приподнятой, что даст возможность соблюдать при чтении правильное дыхание, а учителю лучше видеть и слышать всех и каждого в отдельности.
Систематическое использование физкультминуток приводит к улучшению психоэмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. Можно предложить провести физкультминутку кому-нибудь из детей. Они выполняют это поручение с большим удовольствием. Дети после физкультминутки становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний. Оздоровительные физкультминутки – это часть системы использования здоровьесберегающих технологий в школе.
На уроках трудового обучения можно использовать методику музыкотерапии на практических занятиях. В начале урока проходит инструктаж по технике безопасности, сообщение темы и цели работы. Затем включается специально подобранная музыка определённой громкости, соответствующая возрасту учащихся. Звучит она в течение 20 – 23 минут. Учащиеся выполняют работу. По окончании этого времени звучит другая мелодия в течение 2 – 3 минут. Она является своеобразным сигналом к окончанию работы. Во время подведения итогов музыка выключается.
Помимо этого можно проводить активные переменки. Они помогают сплотить коллектив, изменить статус детей в коллективе. Ни для кого не секрет, что дети, имеющие достижения в спорте или на уроках физкультуры, не всегда так успешны в учёбе. Возможность для таких детей провести активную переменку, показать свои умения способствует формированию иного мнения педагога о них и их возможностях, помогает детям быстрее войти в коллектив. Такие перемены повышают работоспособность и активность детей на последующих уроках, помогает преодолеть усталость, сонливость.
Приведу в качестве примера упражнения, психологическое назначение которых – развитие наблюдательности, умение понимать друг друга без слов, сопереживать и помогать друг другу.
Близнецы.
Дети встают между партами, кладут друг другу руки на плечи и закрывают глаза. По сигналу учителя они выполняют следующие команды:
- присесть
- встать
- встать на пальчики
- наклониться влево
- наклониться вправо
- прогнуться назад
- постоять на правой ноге, согнув левую ногу в колене
- постоять на левой ноге, согнув правую ногу в колене
Клоуны.
Дети свободно стоят между партами, по сигналу учителя они выполняют следующие команды:
- брови свести и развести
- глаза прищурить, затем широко открыть
- губы максимально растянуть в импровизированной улыбке, а затем поджать
- шею максимально вытянуть, потом опустить
- плечи максимально свести и развести
- руками обнять себя, погладить, пожелать себе успехов в учёбе

Структура урока оказывает большое влияние на функциональное состояние организма детей, на их работоспособность.
Исследования показывают, что наиболее распространённая четырёхэлементная структура урока, включающая опрос, изложение нового материала, его закрепление и домашнее задание, недостаточно стимулирует познавательную активность и не создаёт необходимых условий для развития. Структура урока должна быть гибкой, виды деятельности разнообразными.
Можно выделить ряд валеологических положений правильной организации уроков. Это в первую очередь учёт динамики работоспособности детей. Первые 3 – 5 минут – фаза вхождения в урок: нагрузка должна быть небольшой. Период устойчивой работоспособности детей – 15 – 20 минут, и нагрузка должна быть максимальной. Затем нагрузку следует снизить, так как развивается утомление. Последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, соответствующие «конечному порыву», целесообразно посвятить закреплению нового материала, обратить на главные моменты пройденной темы.
Сохранить высокую работоспособность на уроке помогает рациональное чередование различных видов деятельности. Чем однообразнее, монотоннее урок, тем быстрее развивается утомление.
Сохранению высокой работоспособности на протяжении учебного дня и учебной недели способствует правильное составление расписания.
Совершенно недопустимо, чтобы при составлении расписания уроков вопросы охраны здоровья детей отодвигались на второй план.
Работоспособность детей, как в течение дня, так и в течение недели заметно меняется. Анализ дневной динамики работоспособности показывает, что первый урок не очень продуктивный, так как приходится на фазу «вхождения» в учебный процесс. Второй и третий уроки способствуют периоду оптимальной, устойчивой работоспособности и, следовательно, максимально продуктивны.
При анализе недельной динамики работоспособности детей установлено, что самым малопродуктивным днём является понедельник, а наиболее продуктивными днями – вторник и среда.
Таким образом, при составлении расписания уроков необходимо учитывать дневную и недельную динамику работоспособности.
Важную роль в сохранении работоспособности играют валеологические паузы. Они необходимы на каждом уроке. Паузы целесообразно проводить в периоды утомления детей на 10–15–й и 25–30–й минутах. Средняя продолжительность пауз 30 – 60 секунд.
Использование оздоровительных упражнений на уроках позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует укреплению здоровья.
Таким образом, рассмотренные моменты школьной жизни позволяют приблизиться к решению основной задачи здоровъесберегающей педагогики – так организовать режим труда и отдыха детей, чтобы сохранить высокую работоспособность на протяжении всего периода учебных занятий, отодвинуть по возможности утомление и избежать переутомления.




15