Формирование познавательных УУД на уроках русского языка в начальной школе


Формирование познавательных УУД
на уроках русского языка в начальной школе
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию через сознательное и активное присвоение социального опыта.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.   
  Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока:
личностные; 2) регулятивные; 3) коммуникативные; 4) познавательные.
Познавательные  универсальные учебные действия включают: общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  и логические действия.
Все они  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.
Для успешного обучения немалое значение имеет формирование познавательных универсальных учебных действий, которые должны быть сформированы уже в начальной школе.
С первых дней обучения грамоте дети учатся:
- пользоваться учебными пособиями: находить страницу, тему, задание, учатся читать и понимать схемы, таблицы и другие символы, представленные в учебной литературе;
- использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач; - отрабатываются умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе.
В 3 – 4 классах ученики обучаются поиску нужной информации в дополнительных изданиях: энциклопедиях, справочниках, словарях, в электронных и цифровых ресурсах.
В классе существует библиотека справочной литературы, которой дети пользуются на уроках и во внеурочное время. Почти у всех учащихся дома есть компьютер с выходом в Интернет, поэтому уже в начальной школе они владеют способами поиска необходимой информации в электронном виде.
        На всех этапах урока происходит анализ языковых явлений, классификация и обобщение, синтез как составление частей целого. Операция сравнения, установление причинно-следственных связей, установление аналогий – все эти виды мыслительной деятельности приводят к формированию познавательных УУД.
Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, в справочной литературе есть подсказки, позволяющие выполнить задание.
        Обучение русскому языку стараюсь построить так: не излагаю готовые формулировки и сведения, а побуждаю учеников самим сделать самостоятельные выводы и обобщения. Одним из приемов, которым пользуюсь, является «гипотеза».
Ученикам задается проблемный вопрос. Они выдвигают гипотезу и стараются обосновать свою точку зрения. Гипотеза может быть либо ошибочной, либо истинной.
Почему – ча/ща пишутся с а?
Как образовалось это слово?
Узнать, какие знаки препинания когда появились?
Всегда ли в русском языке существовало два числа: единственное и множественное?
Одинаково ли количество падежей в разных языках?
Все имена собственные пишутся с большой буквы?
Как можно разбить данные слова на группы и почему?
В конце побудительного предложения всегда ставится восклицательный знак?
Наиболее эффективна в развитии познавательных УУД учащихся такая форма проведения урока, как составление плана урока или даже целой темы совместно с учителем. Цель такого урока – наметить ход, способы, этапы познания, поставить учебные задачи, которые предстоит решить как на данном уроке, так и на последующих. Так, например, при решении проблемы «Как и почему меняется словарный состав языка?» дети путем планирования материала ставят для себя учебные задачи. Учитель предлагает учащимся конкретные вопросы, а они, пытаясь на них ответить, выясняют, что еще не знают, и записывают общие формулировки, которые становятся пунктами плана урока.
Вопросы учителя Запись учащихся
1. Можно ли утверждать, что слова «врач», «дорога» «абажур», «штык» русского происхождения?1. Из каких языков пришли слова в русский язык?
2. Что означает слово «карета» и почему оно не используется сейчас? 2. По каким причинам слова уходят из языка и как они называются?
3. Как, когда и в связи с чем появилось слово «луноход»? 3. В связи с чем в языке появляются слова? Как они называются?
4. Почему люди на севере называют белку векшей, а крольчиху на Дону – трусихой? 4. Почему жители разных областей называют одно и то же по-разному?
5. Кто в своей речи использует слова «пинцет», «скальпель»? 5. Какие слова используют представители разных профессий?
Затем учитель предлагает перечитать запись и подумать, что же они узнают, когда ответят на эти вопросы. В ходе коллективного обсуждения дети делают вывод и записывают его перед вопросами: Происхождение и употребление слов в русском языке.
В ходе урока используется дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного задания. Это способствует созданию атмосферы заинтересованности каждого ученика на уроке. Например, при изучении темы «Корень слова» на одинаковом для всех учащихся дидактическом материале предлагается выбрать задание и выполнить его.
Горе, нагорный, горевать.
Вода, водяной, водить.
Переносить, переносица, носовой.
Речонка, речь, заречье.
Морской, морить, моряк.
Варианты заданий:
1) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», обозначить корень.
2) Списать цепочки слов, найти «третье лишнее», продолжить ряд однокоренных слов.
3) Подобрать к «третьим лишним» однокоренные слова, обозначить в них все морфемы.
4) Сформулировать задание к данному дидактическому материалу. Подготовить карточку для самопроверки.
Можно предложить задание: Подготовьте развернутый ответ – исследование на один из вопросов. Вам помогут это сделать словари и следующие источники (в каждом конкретном случае рекомендуются учителем). Не забудьте проиллюстрировать научные положения и выводы конкретными примерами. - Являются ли однокоренными словами: кусок, закуска, искусать, искушение, искусство, искусный? - Являются ли однокоренными слова: оса, ось, осина, осел, основа, остов, остров, острый? - Верно ли утверждение, что приведенные слова могут быть разными частями речи: зло, добро, печь, знать, мой, лай, клей, три?Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания.
Сочинения на такие темы как «Всё, что я знаю о …» способствует достижению высокого уровня сформированности познавательных УУД. Слово «всё» в теме этого сочинения подразумевает, что ученик должен найти всю информацию, систематизировать её, а затем изложить её в той форме, которую считает наиболее приемлемой.
сочинения:
Всё, что я знаю о … (кошках, собаках, чае, своём городе, Новом годе и т.д.). Тему ученик выбирает сам.
Расскажу вам о себе.
Мое любимое занятие.
Самая интересная книга.
Любимый литературный герой.
Советы нашим учителям.
Советы будущим первоклассникам.
Коллективное сочинение. «Наш город». Класс делится на 6 групп. Каждая группа получает задание. Темы сочинений для групп:
История города.
Достопримечательности нашего города.
Знаменитые земляки.
Нижнекамские традиции.
Пожелания родному городу.
Результатом данной коллективной работы может стать книга, фотоальбом, компьютерная презентация.
В целях творческого самовыражения и самореализации учащихся нами используются разнообразные творческие домашние задания, носящий вариативный характер: написание лингвистической сказки, стихотворения с целью лучшего запоминания правила, составление кроссворда, подбор дидактического материала, упражнений для одноклассников и др.
В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе. Именно на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.
Современный школьник должен уметь ориентироваться в потоке учебной информации, перерабатывать и усваивать её, осмысливать тексты; выбирать более эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; ставить и формулировать проблемы.
Универсальные учебные действия – это фундамент для формирования основных компетенций обучающихся. Важно то, что дети могут почувствовать себя равноправными участниками образовательного процесса. Они сами себя стараются научить, самостоятельно добывая знания, учат других. И в то же время им важно знать, что в случае затруднения учитель может им помочь, направить их действия. Главным на уроке становится сотрудничество, возникает взаимопонимание между всеми участниками, повышается работоспособность и мотивация к учению. Работать в этом направлении нужно с первого школьного дня ребёнка и до выпуска его из школы.