Методическая разработка Разноуровневые задания











Методическая разработка
Технология уровневой дифференциации
на уроках русского языка и литературы


подготовлена
учителем русского языка Поповкиной Т.В.


































Современная педагогическая наука утверждает, что обучать надо не всех, а каждого, ориентируясь на особенности субъективного опыта: особенности каждого, особенности личности – смысловой сферы; особенности психического развития; уровень обученности в рамках определённого предмета (сформированные у школьников знания, способы деятельности). Это утверждение находит отражение в педагогической технологии уровневой дифференциации, разработанной профессором Караевым, который установил соответствие уровней обучения умениям учащихся.
1 уровень - ученический. Задания ученического уровня формируют репродуктивные умения в стандартной ситуации.
2 уровень – алгоритмический. Задания формируют репродуктивные умения в изменённой ситуации.
3 уровень – эвристический. Задания формируют исследовательские умения в нестандартной ситуации.
4 уровень – творческий. Задания рассчитаны на формирование творческих умений.
Уровневые задания позволяют комплексно выявлять результаты обучения и развития школьников.
При использовании разноуровневых заданий учащиеся самостоятельно регулируют свой индивидуальный темп работы. Выполнение заданий начинается с ученического уровня абсолютно всеми учащимися, независимо от их способностей. Обучение идёт снизу вверх. Применение этой технологии требует ведения дополнительного журнала или ведомости, где учитель делает отметки о выполнении уровневых заданий каждого ученика.

Пример.


Ф.И.учеников
Тематическая самостоятельная работа № 1



Название



1 уровень
2 уровень
3 уровень
Баллы
Оценка
4 уровень.

1

+ + + +
+ + + + +
+ + +
12 б
5


2

+ + + +
+ + + + +
+
10 б
4



Оценку «3» получают учащиеся, которые выполнили задания первого и 1 – 2 задания второго уровня. Оценку «4» получают учащиеся, которые выполняют задания первого, второго и 1 – 2 задания третьего уровня. Оценку «5» получают учащиеся, выполнившие все задания 1 – 3 уровней. За выполнение четвёртого творческого уровня оценка ставится дополнительно.
Применение разноуровневой дифференциации по системе Ж.А.Караева приводит к обучению посредством активной самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Разноуровневые задания, рассчитанные на 25-35 минут, желательно выполнять на уроках закрепления, повторения и обобщения знаний. Целью данной работы является проверка усвоения материала по отдельным темам и разделам, а затем составляется мониторинг для того, чтоб ученик видел результаты своей работы и ликвидировал пробелы в знаниях.
Технология уровневой дифференциации, разработанная Ж.А.Караевым, способствует решению задач современного урока:
гарантирует стопроцентное достижение цели обучения по всем темам, хотя бы на обязательном ученическом уровне;
обеспечивает развивающий принцип обучения учащихся за счёт выполнения заданий более высокого уровня усвоения.
Разноуровневые задания по теме «Типы односоставных предложений». Урок-закрепление.
Пример.
1 уровень.
1. Перепишите, вставьте пропущенные орфограммы. Укажите грамматическую основу. Определите, чем выражено сказуемое. Найдите двусоставные и односоставные предложения. (Надо применить теоретические знания в простой ситуации).
Позний вечер. ( ) Уже тмнело.( ) Степь клнило ко сну.( ) Прмая дрога занесена снегом.( ) Со стороны моря дул сильный ветер.( ) Ноч спускалась на землю.( )

2 уровень.
1. Перепишите, вставьте пропущенные орфограммы. Определите тип односоставных предложений. Подберите к ним синонимичные двусоставные предложения. (Надо применить теоретические знания в изменённой ситуации).
Образец. Сегодня ночью в доме не спали. (Одн. н/л). Взрослые сегодня ночью в доме не спали.

На плтах ставили шатры.
Раступитесь, лса тёмные, разйдитесь, реки быстрые.
В дожь не хочется работать.
Позний вечер.
3 уровень. Частично-поисковый.
1. Найти неопределённо-личное предложение. Выписать. Доказать.
Апрель двадцать второго года.
В углу комнаты темно.
Идёмте верхней тропой.
На берегу громко пели.
2. Укажите вид предложения. Красивая картина. Докажите.
Назывное.
Определённо-личное.
Безличное .
Неопределённо-личное.
4 уровень.
1. Написать мини-сочинение о здоровом образе жизни, используя односоставные предложения. (Вспомните 2 – 3 пословицы).

Как показывает опыт, использование данной технологии приводит к устойчивым положительным результатам в обучении русскому языку:
появляется возможность творческой деятельности учащихся на более высоком уровне;
реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;
слабые учащиеся получают возможность испытывать учебный успех, продвигаться к более высоким достижениям;
главное, повышается качество знаний.



Разноуровневые задания
Прямая речь. 5 класс
Уровень 1
Спишите, расставляя знаки препинания.
1 вариант
1)Стой грянул голос громовой. 2) Поверь старуха продолжала Людмилу мудрено сыскать. 3) Не ходи сегодня никуда сказала мама. 4) Я ей ответил Не могу, есть у меня дела.
вариант
1)Честь выше смерти заключил Кунанбай. 2) Шепчут колосья друг другу Скучно нам слушать осеннюю вьюгу. 3) Какой чудесный голос заметил он и с каким чувством она поет. 4) А если пойдет дождь с тревогой подумал Маратик.
Уровень 2
Составьте предложения по данным схемам. 1 вариант.
1) «П», - а. 2) А: «П!» 3) «П! – а. – П?» 4) «П?» - а. 2 вариант. 1) «П!» – а. 2) А: «П?» 3) «П, - а, - п?» 4) «П, - а. – П.» Уровень 3 Составьте текст на любую тему, чтобы в нем было 4-5 предложений с прямой речью
Диалог 5 класс Уровень 1 Спишите, расставляя знаки препинания. 1 вариант. Давай покатаемся, а? Увидят - заругают. Не увидят, мы быстро. Ну, давай. 2 вариант. Ты здесь когда-нибудь был? Нет. И я не был. Может зайдем? Погреемся. Уровень 2 Составьте и допишите диалог. 1 вариант. - - Ну, вот еще! - - Не буду. - - А где моя доля? - 2 вариант. - Где ты, брат Иван? - - Что ты делаешь? - - Помоги мне. - Уровень 1 Составьте и запишите диалог на любую тему (не менее 8 реплик)
Синонимы. Антонимы. 6 класс Уровень 1 Спишите. Найдите синонимы и антонимы. 1 вариант. 1) Тот, кто пролил горький пот, получает сладкий плод. 2) Не будет сяга щедрым, а мокрое сухим. Не быть герою трусом, хорошему – плохим. 3) Кто вперед смотрит, тот далеко видит. 2 вариант. 1) Трудолюбие и лень, как ночь и день. 2) Если хорошее дело вершим, и малое станет большим. 3) В чужом глазу соринку видит, а в своем бревно не усмотрит. Уровень 2 Подберите к данным словам синонимы и антонимы. С некоторыми из них составьте предложения. 1 вариант. Дискутировать, истина, грустный. 2 вариант. Оптимистический, богатство, радоваться. Уровень 3 Составьте текст по заданному началу, используя синонимы и антонимы. Я бродил по лесу. День был ясный и солнечный.
Многозначное слово.6 класс Уровень 1 Выпишите многозначные слова. Объясните значения. 1 вариант. Нота, наперсток, медведь, белый, свежий , веселиться, идти, золотой, человек, линейка. 2 вариант. Железный, сертификат, дорога, истина, загореться, черный, кнопка, корень, карандаш, ручка. Уровень 2 Составьте словосочетания, используя данные слова в разных значениях. Составьте предложения, употребляя слова в прямом значении. 1 вариант. Корень, идти, свежий. 2 вариант. Дорога, выть, черный. Уровень 3 Придумайте и запишите связный текст, употребляя многозначные слова
Фразеологизмы 6 класс Уровень 1 Спишите. Укажите фразеологизмы. 1 вариант. 1) Он начал рассуждать, но всем показалось, что он заблудился в трех соснах. 2) Моя старшая сестра по вечерам висит на телефоне. 3) На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. 2 вариант. 1) Петя понял, что попал впросак, никакой тайны у Гаврика, разумеется, не было. 2) Злые языки страшнее пистолета. 3) Хорошо владеть пером – редкий дар. Уровень 2 Подберите к данным словам фразеологизмы – синонимы. 1 вариант. Быстро, бездельничать, ничего не говорить, мешать чему-либо, убежать, посвятить себя работе. 2 вариант. Мало, медленно, далеко, попасть в неудобное положение, работать вместе, дружно. Уровень 3 Вспомните фразеологизмы с данными словами и составьте с ними предложения. 1 вариант. Язык, руки. 2 вариант. Нос, глаза.
8 класс Синтаксис простого предложения Второстепенные члены предложения Уровень 1 Спишите разберите предложения по членам предложения. 1 вариант. Тропинка ведет в лес. Лучи солнца заиграли на зеленых полянах. Под деревьями дрожат солнечные зайчики. От цветов пестрит в глазах. 2 вариант. Яркое синее небо. Тишина. Только далеко внизу шумит горный поток. По отвесному склону цепочкой медленно идут альпинисты. Путь лежит через ледник к огромной вершине. Уровень 2 Распространите данные предложения. 1 вариант. 1 –обстоятельством времени; 2 – согласованным определением; 3 – косвенным дополнением. 1) Пожелтели листья. 2) Несутся тучи. 3) Зарядили дожди. 2 вариант. 1 – обстоятельством места; 2 – несогласованным определением; 3 – прямым дополнением. 1) Налетает ветер. 2) Летят листья. 3) Ветер гонит. Уровень 3 Составьте предложения по данным схемам. 1.Подлежащее, сказуемое, согласованное определение, прямое дополнение, обстоятельство места. 2.Согласованное определение, подлежащее, сказуемое, косвенное дополнение. 3.Согласованное определение, подлежащее, сказуемое, обстоятельство места, прямое дополнение.
Односоставное предложение Уровень 1 Выпишите односоставные предложения. Укажите их вид и способ выражения главного члена. 1 вариант. 1) Давайте, друзья, свернем в тенистую аллею лип. 2) Ночью слона ведет в гости к больной девочке. 3) Какое чудесное утро. 4) Всегда с удовольствием приезжаю в это село. 5) Кругом было тихо, безмолвно. 6) Мягкий диван стоит у стены. 7) Во всем мне хочется дойти до самой сути. 2 вариант. 1) В воздухе медленно кружились редкие снежинки. 2) Под ногами у меня приятно поскрипывало. 3) Буду слушать музыку тихо падающей листвы. 4) А еще друг! 5) Собирай по ягодке – наберешь кузовок. 6) В лесах прорубали с запада на восток широкие просеки. 7) В доме стола шумно. Уровень 2 Замените двусоставные предложения односоставными и укажите их тип. 1 вариант. 1) Больной не спал всю ночь. 2) Наступило лето. 3) Туристы развели костер на берегу. 4) Аскар, ты идешь на футбол? 5) Черемуха вкусно пахнет. 2 вариант. 1) Я не хочу спать. 2) Это великолепная пора. 3) Молодежь по вечерам собирается на посиделки. 4) Ты раздеваешься и прыгаешь в воду. 5) В университете началось внедрение рейтинговой системы оценки. Уровень 3 Составьте односоставные предложения по данным схемам и определите их вид. [Глагол-инфинитив]. 2) [Существительное в И.п.]. 3) [Глагол, 3 лицо, множ.число, будущее время]. 4) [Глагол, прошедшее время, средний род, единств.число]. 5) [Глагол + наречие].6) [Глагол, настоящее время, 2 лицо, единств.число]. 7) [Глагол в повелительном наклонении].

Однородные члены предложения Уровень 1 Спишите, расставив знаки препинания. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте графические схемы. 1 вариант. Пришла зима. Лес притих насторожился. Белой скатертью покрылись и поляны и деревья и кусты. Тяжело приходится в зимнем лесу животным зайцам лисицам оленям. 2 вариант. Пришел суровый февраль. С сильными вьюгами метелями морозами. В эту зимнюю пору особенно тяжело приходится птицам воробьям снегирям синицам. Голодной птице морозный день – это смерть. В непогоду и взрослые и дети не должны забывать о пернатых друзьях. Уровень 2 Распространите предложения однородными членами с разными союзами. Подчеркните однородные члены предложения. Составьте графические схемы. 1 вариант. Хороша ранняя весна в лесу! Ярко светит весеннее солнце. Слышна чудесная трель птиц. Смолой запахли душистые почки. 2 вариант. Стоял солнечный денек. Таня положила корм в птичью кормушку. Гости сразу прилетели. Тут были разные птицы. Уровень 3 Придумайте и запишите 7 предложений с однородными членами: с союзом А;( с союзом НО;( с одиночным союзом И;( с одиночным союзом ИЛИ;( с повторяющимся союзом И;( без союзов;( с обобщающим словом.( Составьте схемы полученных предложений.
Обособленные члены предложения Уровень 1 Спишите, расставляя знаки препинания. Укажите, чем осложнены предложения. 1 вариант. 1) А он мятежный просит бури, как будто в бурях есть покой. 2) Вот-вот птица расправит крылья и взмоет в небо зорко высматривая добычу. 3) Вдали сквозь редкие деревья показались всадники. 4) В комнате Елены благодаря плотным занавескам было почти темно. 5) У животных живущих группами всегда происходит разделение на вожаков и подчиненных. 6) Дубнов и Нехлюдов в шинелях и шляпах вошли в комнату. 7) Дубровский отставной поручик гвардии был соседом Троекурова. 8) Но я никого не встретил кроме белой мокрой собаки. 2 вариант. 1) Все пустое, все обман кроме этого бесконечного неба. 2) Парень этот по прозвищу Дымок был на редкость кучеряв. 3) Птицы немного больше шмеля летали над реями корабля. 4) Оживленный и бодрый вошел Абай к Майбасару. 5) Листья кленов похожие на лапы резко выделялись на желтом песке аллей. 6) Хану Абулхаиру согласно документам была от царицы выдана грамота. 7) Жаворонки взвившись над землею заливались звонкими трелями. 8) Меня привезли в крепость уцелевшую посреди сгоревшего города. Уровень 2 Составьте и запишите три предложения, осложнив данное предложение: 1 – обособленным определением, 2 – обособленным обстоятельством, 3 – обособленным уточняющим членом предложения, 4 – обособленным приложением. 1 вариант. К рассвету погасла лампа. 2 вариант. На площади прогуливались ребята. Уровень 3 Придумайте и запишите 5 предложений с разными типами обособленных членов. Укажите условия обособления.
9 класс Сложносочиненное предложение Уровень1 Спишите, расставив знаки препинания. Выделите грамматическую основу. Укажите, какое значение вносит союз в предложение. 1 вариант. 1) Река круто поворачивает на восток и ты сразу ощущаешь дыхание пустыни. 2) Сад был густой и ветвистый но листья уже опали. 3) В саду хрустнула ветка а в роще снова загукала выпь. 4) Не то вдалеке был пожар не то это закат пламенел. 5) Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой блеснет волна. 2 вариант. 1) искры полетели огненной метелью и избы загорелись. 2) Ветер гудел а волны с шумом бились о берег. 3) Небо над березовой рощей порозовело но солнце еще не показывалось. 4) То ли врачи ошиблись то ли рана сама собой заросла. 5) Голова ли слишком разгорелась от мороза или затопили непомерно печь? Уровень 2 Составьте и запишите сложные предложения по заданному началу, используя разные виды сочинительных союзов. Выделите грамматическую основу. Укажите, какое значение вносит союз в предложение. 1 вариант. 1) Страшно выли провода на столбах 2) Идет снег 2 вариант 1) Прошло жаркое лето 2) Я тебя не понимаю Уровень 3 Составьте и запишите предложения по данным схемам. Выделите грамматическую основу. Укажите, какое значение вносит союз в предложение. 1 вариант. 1) [ – = ], и [ = ]. 2) [ = ], но [ – = ]. 3) [ – = ], или [ – = ]. 4) То[ – = ], то[ – = ]. 5) [ – = ], да [ = – ]. 2 вариант. 1) [ = ], и [ – = ]. 2) [– = ], а [ – = ]. 3) [ – = ], [ – тоже = ]. 4) Не то[ – = ], не то[ – = ]. 5) [ – = ], однако [ = ].
Сложноподчиненное предложение Уровень 1 Спишите, расставив знаки препинания. Выделите грамматическую основу. Определите вид придаточных предложений. 1 вариант. 1)Смола эта называется «живица» потому что она рану на стволе дерева заживляет. 2) Ему стало ясно что все его поведение было ошибочным. 3) Ум – одежда которая никогда не износится. 4) Саша очень радовался когда получил грант на обучение в частном колледже. 5) Чтобы понять людей нужно любить их. 6) Когда торопишься дорога всегда кажется длиннее. 7) Музыка так захватила его что он забыл обо всем на свете. 2 вариант. 1) Молодой певец пел так как никто еще не пел. 2) Потом я стал спрашивать о том месте где мы находимся. 3) Я сказал куда надо ехать. 4) Надо всегда поступать честно чтобы ни перед кем не было стыдно. 5) Если исчезнет воображение то человек перестанет быть человеком. 6) Там где ранее было устье реки тропа взбирается на гору. 7) Яков никогда не бывал в хорошем настроении так как ему постоянно приходилось терпеть страшные убытки. Уровень 2 Составьте предложения по данным схемам. Определите вид придаточного предложения. 1 вариант. 1) [ ], (который). 2) (Что), [ ]. 3) [, (где..),]. 4) [ ], (так как). 5) (Чтобы), [ ]. 2 вариант. 1) [ ], (где). 2) (Когда), [ ]. 3) [, (что..),]. 4) [ ], (где). 5) (Пока),[ ], Уровень 3 Придумайте и запишите по три предложения с союзами или союзными словами: 1 – придаточное определительное; 2 – придаточное обстоятельственное; 3 – придаточное изъяснительное. 1 вариант. ЧТОБЫ, ГДЕ. 2 вариант. КОГДА, ЧТО.