Как помочь зимующим птицам? 
Макеевская общеобразовательная школа I-III ступеней №4
Проект урока. Окружающий мир.
Тема. Как помочь зимующим птицам?
                                            1 класс
                                            Учитель: Е. Н. Кирьян
Цель: познакомить детей с птицами, зимующими в наших краях; научить правильно подбирать корм для птиц, делать кормушки; воспитывать любовь к природе, уважительно относиться к птицам, оказывать посильную помощь в зимнее время, воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Тип проекта: литературно-творческий.
Вид проекта: групповой интегрированный.
Учебный предмет: окружающий мир, трудовое обучение, изобразительное искусство, обучение грамоте.
Участники проекта: ученики 1 – Б класса МОШ №4.
Количество участников: 32 человека.
Задачи проекта: 
научить самостоятельно добывать необходимую информацию из различных источников; 
научить самостоятельно обрабатывать материал по изучаемой теме;
научить обмениваться информацией; 
научить работать в группах по теме проекта;
научит анализировать и оценивать собственную работу;
формировать чувство ответственности за порученное дело.
                Модель реализации проекта
Основные этапы работы над проектом:
1 этап. Организационный
             1.Определение целей и задач проекта.
             2.Распределение учеников в группы.
Название группы: исследователи – подбирают материал о зимующих птицах; писатели – подбирают рассказы, стихотворения; художники – рисуют зимующих птиц; фольклористы – подбирают пословицы, поговорки и загадки о зимующих птицах; мастера – изготавливают кормушки для зимующих птиц.
             3. Составление плана действий:
                     1) накопление и обработка информации;
                     2) консультация, 
                     3) коррекция информации, 
                     4) обобщение и обсуждение полученных данных,
                     5) оформление продукта проекта.
              4. Определение формы представления результата.
2 этап. Основной.
Выполнение проектных заданий.
3 этап. Заключительный.
1.Защита проектов.
              
1 группа.                Исследователи.
Подобрали материал о зимующих птицах. 
                        
2 группа              Писатели.
 Подобрали стихи, рассказы и составляют кроссворд о зимующих птицах.
       Уточка
Попрошу у мамы Хлебную краюшку,Побегу на озеро К уточке подружке.Уточка- красавица Рада угощенью,Хлебные кораблики Съест в одно мгновенье.Вежливо прокрякает: "Кря, спасибо, друг!"И водой забрызгает Встрепенувшись вдруг. Р. Горенбургова       Мама уткаУ мамы утки Кря-кря-кряОчень дружная семья.Вместе плавают утятаИ ныряют все ребята.Все за мамой плыть хотят,Дружно, весело галдят,Воду в клювик набирают,Мушек, червячков съедают.В небе солнышко сияет,Ветерок с волной играет.
      СорокаПрилетела к нам сорокаБелогруда, белобока,Потрещала, поскакала, Грядку рыхлую примяла,Клювом кое-где порыла,Хвостик в луже помочила,Потом пёрышки встряхнула,Разбежалась и вспорхнула!
        Сороки
Сороки на забореТрещат скороговоркой.Рассказывают новости -За день собрали сто-о-олько!Серебряное зеркальце,Две бусины большие,Три камешка блестящих,Возможно-золотые,Булавка, ключик, перышко…Ну, вроде все сказала.Какая же ворона,Всё это потеряла?Е. Володина
Снегири, снегири, Как осколочки зари, Скачут на дорожке. Ты, мороз,  их не бери — Обожжёшь ладошки.Е. КоханПопросили снегири Алой краски у Зари.- Мне не жаль, - Заря сказала, Грудки им разрисовала, Лишь за крылышки взялась... Стайка раз - и поднялась.Вот теперь всем ясно,-Почему у снегирей Только грудки красные.Т. Прописнова
Дятел дерево: тук-тук,А по лесу: стук-стук-стук…Славный доктор Айболит,Он на дереве сидит.Красно-чёрный, чёрно-красный,Доктор из него прекрасный!Д. Герасимова
Целый день все тук, да тук –Раздается странный звук.Мастер Дятел так стучит,Сойке домик мастерит.Приходи на новоселье,То-то будет здесь веселье!Пестрый Дятел всем вокругСлавный доктор, добрый друг.Всех вредителей он съест,От врагов очистит лес.Может, ты и нас устроишь,Всем по домику построишь?
3 группа.                  Художники
Нарисовали зимующих птиц, выпустили стенгазету.
4 группа.               ФОЛЬКЛОРИСТЫ
Подобрали загадки, пословицы, поговорки о зимующих птицах.
Поговорки про утку Утки кричат и плещутся — на дождь, а тихи — на грозу, гром.Утка крякнула, берега звякнули, море взболталось, вода всколыхалась.Сколько утка не бодрись, а лебедем не быть.
Поговорки про сорокуНе живет сорока без белого бока.Сорока на хвосте вести приносит.
Поговорки про голубяИ слепой голубь находит зерноК недоброму человеку и голубь не летит.
Пословицы про синицуЛучше синица в руках, чем журавль в небе.Не велика синичка, а тоже птичка.Хвалилась синица, что море зажжёт.Немного синичка из моря выпьет.Мала синичка, да коготок востёр.Не сули журавля в небе – дай синицу в руки.Хоть тресни синица, а не быть журавлём.
Пословицы и поговорки о дятлахКто бы знал дятла, если б не его длинный нос.Кабы у дятла не свой нос, кто б его в лесу нашел?Старого дятла на гнездо не поймать.Дятел груб, долбит и дуб.Доброту человека узнает человек, а мягкость дерева – дятел.
Пословицы и поговорки о воронахВорон ворону глаз не выклюет.Сорока - ворону, ворона - борову, а боров - всему городу.На что вороне большие хоромы?Не всякому ж ворону на свою голову каркать. Ждет, как ворон крови. Куда ворон костей не заносит?Раз два сокола дерутся — будет и воронам чем поживиться.Целовал ворон курочку - до последнего перышка.Вороне соколом не летать.
5 группа                       М а с т е р а
Изготовили кормушки для зимующих птиц.
2. Оценивание результатов.
3. Прогнозирование дальнейшей работы.
Срок реализации проекта: декабрь. 
Форма защиты: презентация приобретенных знаний.
Конечный продукт: повесили кормушки в школьном саду. Ежедневно пополняем кормушки кормом для птиц.
Экспертиза и оценивание проекта:
самооценка. (Что удалось выполнить легко? Что вызвало интерес? Что вызвало трудности?)
оценка одноклассниками;
оценка учителя.
Конечно проектная деятельность – это большая нагрузка и для учеников, и для учителя. Но, зато, какой заряд получают все в конечном итоге! Сколько волнений и переживаний при защите работ! Как горят их глаза!