Конспект урока по русскому языку на тему: Как помочь зимующим птицам



Урок развития речи




Помогите зимующим птицам
4 класс








Учитель начальных классов
Харцызской ОШ № 6
Донецкой Народной Республики
Бондаренко И.Е.






2016г.

Цель:

Расширить представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде, характере, условиях обитания;
Повторить признаки зимы; установить взаимосвязь в природе; расширить кругозор учащихся;

· Учить детей грамматически верно излагать свои мысли; обогащение словарного запаса учащихся поэтическими произведениями русских писателей и поэтов.

· Развитие устной и письменной речи детей; развитие воображения, внимания, наблюдательности.
Коррекция зрительного и слухового восприятия;

· Воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, чувство доброты;

· Привитие любви к родному языку, как средству самовыражения.


Задачи:
-развитие и коррекция умения согласовывать словосочетания;
-формирование умения составлять повествовательный рассказ;
-воспитание бережного отношения к птицам, природе.


Оборудование: Опорные слова-карточки, рисунки зимующих птиц, кормушка, корм для птиц, видео «Птицы зимой», презентация «Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам», записи на доске, черновики и письменные принадлежности, отрывки из произведений русских поэтов, фонограмма записи произведения П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь»

Тип урока: урок - исследование.

Методы и формы работы учащихся: частично-поисковой, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в группах.

Практическое значение: исследования заключается в том, что были изготовлены кормушки и наблюдая за птицами были составлены главные правила для подкормки птиц.

Необходимое техническое оборудование:
1) ПК, презентация “Как зимой помочь птицам?”.  2) Видеоролик «Птицы зимой». 3) Презентация «Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам» 4) Компьютер 5) Иллюстрации с изображением зимующих птиц.



Аннотация


После летнего сезона многие птицы остаются зимовать в нашем крае. Но не все птицы могут прокормиться в зимние холода. Много птиц погибает от холода и голода. Но каждый из нас может помочь птицам. Для этого надо лишь смастерить кормушку и следить за тем, чтобы в ней каждый день был корм. Стоит только одной птице узнать о месте прикормки, как на ее сигналы слетаются пичуги со всех окрестностей - кормушки зимой не пустуют никогда! Эта работа исследует различные виды кормушек.

План исследования

Каково приходится нашим пернатым соседям в зимнее время? Найти корм под снегом нелегко. Туго приходится птицам зимой: холодно и голодно. Ведь никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время в нашем городе из-за отсутствия корма. Да кому придет в голову считать их. В условиях нашего города мы обычно не замечаем их, просто не обращаем внимания на наших маленьких соседей. И синицы, и воробьи, и вороны, и голуби - тоже жители Харцызска, все они – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются зимой в нашей помощи, в нашей заботе.






















ХОД УРОКА.

I.Организация учебного процесса .

1. Физкультминутка:

Встал воробушек на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся вправо, влево
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.

II. Актуализация опорных знаний учащихся.

1.Повторение пройденного материала.
- Какой птице посвятили праздник 14 ноября? (Синица)
- Что отличает синицу от других птиц?
- Самая любимая еда этих птиц?

III. Сообщение темы и задач урока.
- Кто из вас догадался о ком мы будем говорить на уроке? (о зимующих птицах)
- Итак, мы сегодня должны решить главный вопрос урока, как же помочь нашим птицам зимой.

IV. Работа над новым материалом (15 мин.+ 3 мин. видео)

1.Введение в тему:
- Согласны ли вы пойти к птичкам в гости?
- А кто знает, где мы можем увидеть птиц зимой? (влесу, в парке, у дома)
- Молодцы. А теперь все вместе скажем волшебные слова: - Обернись, покрутись, в зимнем лесу окажись.
- Открываем глазки. На экране монитора фото птиц в парке зимой. - Где же мы оказались?

Раз, два, три, четыре, пять Где же птичек нам искать? Может слева под бревном? Может справа под кустом?

На экране монитора видео «Птицы зимой». ( 3 мин.)
Загадки.

- Мы с вами увидели разных птиц и послушали о них рассказ. Кто каких птиц из вас запомнил?
Дети: голуби, ворона, снегирь, синица (выставляются картинки птиц).
- Но не все птички нам показались, некоторых мы не увидели, Мы можем их увидеть, если отгадаем загадки. Я вам сейчас буду загадывать загадки, а вы их отгадайте
(По мере называния птиц учитель выставляет на доску соответствующую картинку.)

Не поет она стрекочет, Обратить вниманье хочет. Меньше, чем вороны рост, Очень длинный черный хвост В черном вся, но белобока, Это модница - .( сорока)

Любит прыгать и летать, Хлеб и зёрнышки клевать, Вместо «Здравствуйте» привык Говорить всем «Чик-Чирик».(Воробей.)

Я по дереву стучу, Червячка достать хочу, Хоть и скрылся под корой, Все равно он будет мой. (Дятел)

2.Упражнения: (все упражнения выполняются устно)

а) в составлении словосочетаний – «Подбери слово»

В зимнем (лесу);
На пушистом (снегу);
Стоял сильный (мороз);
Снежная (зима);
Голодная (пора);
Зимующие (птицы);
Веселый (дятел).

( Какой частью речи выражены словосочетания? Определите число и род сущ. и прилаг.)

3. Беседа и игры «Зимующие птицы»
а) Выставляю плакат «Зимующие птицы».
- Ребята, птицы бывают разного размера – большие и маленькие.
- Назовите больших птиц.
- Назовите маленьких птиц.
- Сейчас я буду называть части тела большой птицы, а вы части тела маленькой птички.

б) Игра «Назови ласково».
Голова (головка) Клюв – (клювик) Лапы (лапки) Хвост (хвостик). Шея (шейка). Перья (пёрышки)
- Ребята, как вы думаете, все ли птицы одинаково поют? (Нет) - Совершенно верно. У всех птиц разные голоса. По голосу можно отличить одну птицу от другой.

в) Игра «Кто как голос подаёт?»
Ворона (что делает?) каркает. Сорока (что делает?) стрекочет. Воробей (что делает?) чирикает. Голубь (что делает?) воркует. Снегирь (что делает?) свистит. –
Молодцы, ребята! Птицы отличаются тем, что они по-разному подают голос. А чем они ещё отличаются?

Дети: птицы отличаются окраской перьев, строением тела. - Действительно, ребята, у каждой птицы есть своя отличительная черта.

г) Игра «Скажи одним словом».
У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая. У синицы грудка желтая, поэтому её называют желтогрудая. У вороны черные крылья, поэтому её называют чернокрылая. У снегиря грудка красная, поэтому его называют красногрудый. У сороки длинный хвост, поэтому её называют длиннохвостая. У дятла длинный клюв, поэтому его называют длинноклювый.

д)Беседа о жизни птиц зимой.
- Как живется птицам зимой? (голодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.)
- В суровые зимы из 10 синиц выживает одна , 9 синиц погибают.
- Вам их жалко? – Давайте сегодня подумаем о том, как помочь птицам пережить трудное зимнее время.
- А хватает ли птицами пищи зимой?
Дети: Нет, не хватает. - Почему не хватает? Дети: Земля покрыта снегом, птицам не удается достать пищу из-под снега. - А чем мы можем помочь птицам? Дети: Мы можем их подкармливать. - Что для этого нужно сделать? Дети: Кормушку.

Упражнение «Кормушка».
Учитель предлагает детям рассказать напамять стихотворение З.Александровой «Новая столовая».

Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. А вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев – Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей, А в субботу на пирог Налетели семь сорок.

- Ребята скажите, какие птицы прилетели к кормушке? Назовите птиц со словом много.

На кормушке много сорок. На кормушке много дятлов. На кормушке много синиц. На кормушке много ворон. На кормушке много снегирей.

Динамическая пауза.
- Подумайте какой птичкой вы будите?
Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали – все летали и летали, Птицы в воздухе кружились, На дорогу опустились, По дорожке поскакали, Крошки, зернышки клевали. - Какой птичкой был наш Рома? А я был вороной.

е) Игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов, выделение окончаний у имен прилагательных)

Воробей маленький, а ворона большая. У синицы хвост короткий, а у сороки длинный. Голубь тяжёлый, а воробей легкий. У синицы клюв тонкий, а у вороны толстый.

4. Суд- диспут «Мальчишки-хулиганы и зимующие птицы» ( 5-7 мин.)

Автор (учитель): -Как то услышал Старичок-Лесовичок в парке шум. Подошел по ближе и увидел, как Мальчишки-Хулиганы бросали снежки в птиц собравшихся у кормушки. Подошел еще ближе, но ребят это не испугало. Птицы же увидев Лесовичка, подлетели и заголдели возле него, попросив защиты. Старичок хорошенько подумав, решил вовсем разобраться и устроил Суд между Мальчишками-хулиганами и зимующими птицами.

Судья: Учитель
Хулиганы: Мальчишки
Зимующие птицы: Девочки (с масками птиц)

Судья: - Обвиняются Мальчишки-Хулиганы в том, что отгоняли птиц от кормушки, подвергая их на голодную смерть. Правда ли это?
Хулиганы: -Мы считаем, что птицы должны самостоятельно находить себе корм, так как Матушка природа наделила их природными кормушками, и птицы не должны попрошайничать у людей корм.
Судья: -Что вы считаете природными кормушками?
Хулиганы: -Это и ягоды калины, брусники, боярышника, рябины.
-А в полях сколько семян осталось: семена лебеды, конопли, репейника, полыни, крапивы.
Но нет, им подавай хлебные крошки, орехи, семечки, сало. Лентяи.
Птицы: -Нет, мы не лентяи. Мы трудолюбивые создания. Даже зимой, мы не останавливаимся и ищем насекомых вредителей, чтобы летом вы насладились сочными фруктами.
Хулиганы: -И где же вы их ищите зимой?
Птицы: -Под корой деревьев.
Хулиганы: -И кто же ищет мошек зимой?
Птицы: -Это мы дятлы, поползни, синички. А другие птицы становятся родителями, высиживают яйца, воспитывают птенцов.
Хулиганы: -Врунишки. Какие птицы могут высиживать свои яйца в такие морозы?
Птицы (Клест): -Это мы клесты. Прилетели к вам из холодных северных лесов. У вас здесь, как ребята говорили, много сочных ягод, орехов.
Хулиганы: -Ну вот видите, сами признались, что существуют природные кормушки. А наша помощь им не нужна.
Птицы: -Ну нет. Зимы у вас очень суровые и холодные, и нам зимующим птицам тяжело прокормиться, когда поля и деревья засыпаны снегом. Поэтому и просим помощи у людей, старших братьев.
Хулиганы: -Но мы же зимой не просим помощи у вас, а сами выживаем.
Птицы: -Вам зимой тепло в теплых уютных квартирах, теплой одежде. А мы маленькие незащищенные и помочь нам кроме вас некому.
Хулиганы: -Так улетайте в теплые края и не возвращайтесь, там тепло и много пищи.
Птицы: -Мы можем улететь. А вы не боитесь, что весной и летом вам некому будет помочь защитить свои урожаи от вредных насекомых, и осенью вы не соберете богатые урожаи фруктов и овощей, зерновых культур.
Автор: Хулиганы рассмеялись. Наблюдая за происходящим, Старичок-Лесовичок решил проучить мальчишек и превратил их в зимующих птиц. Новоиспечёные зимующие птицы переполошились, подняли крик и полетели к кормушке в поисках защиты. Но птицы, которых они обижали, не позволили им приютиться. Им стало обидно, холодно и голодно. Уставшими отправились они искать рябину или калину, но ягод так и не нашли. Все деревья и кусты были укутаны снегом. Так они перелетали от дерева к дереву. Под вечер, обессилившие вернулись в парк к уже знакомой кормушке, осознав все свои ошибки. Взмолившись, просили прощение у всех птиц, которых обидели.
Хулиганы:
-Пожалейте нас, спасите,
-Из снежного плена нас освободите
.-Нас окутала зима, заморозила.
-Мы в большом стеклянном замке,
-Под стеклянным колпаком,
-Стекленеют наши глазки,
-Сердце тлеет подо льдом.
-Да, мы думаем, что были неправы. Без фруктов и овощей, без хлеба человек не обойдётся, но и птицы не обойдутся без нашей помощи зимой. Считаем, что люди обязаны помогать зимующим птицам. Клянемся делать для них кормушки, чистить их от снега, ежедневно вовремя насыпать в них корм.
Автор: После этих слов Лесовичок вернул им настоящий человеческий облик.
Судья (Учитель): Считаю спор между зимующими птицами и мальчишками решенным. Все пришли к единому согласию.

V. Закрепление изученного материала.

Составление рассказа «Как помочь зимующим птицам». ( 5-7 мин.)
Задание «Составление рассказа и плана». Составление рассказов Как помочь зимующим птицам. Учитель предлагает детям рассмотреть картинно-графический план
Демонстрация серии картин на тему «Кормушка».
 2.Составление текста.
Работа по вопросам:
 - Кого вы видите на картинке?
 - Когда птичкам холодно и голодно?
- Каких птиц вы видите?
- Как они себя чувствуют?
- Кто сделал им кормушку?
- Что дети насыпали туда?       - - Сколько птичек прилетело к кормушке? - Какие это птички?       - Как отнеслись к этому дети? - Что делают дети? - Дайте имя мальчику, который сметает снег, и тому, который вешает сало. - Как одним предложением сказать про остальных детей? - Как изменилось настроение у птичек? Почему? - Что делают птицы? - Что делают дети? Почему они отошли? - Как можно назвать детей?
Озаглавливание текста.
Деление текста на части. Определение содержания каждой части.
(Начало текста, основная часть, заключительная часть).
3.Продолжение работы.
Орфографическая подготовка к записи текста:
1.Безударные гласные, парные согласные, правописание предлогов, правописание мягкого знака в словах.
2.Наблюдение за связью частей текста, предложений.
3.Подбор эпиграфа к тексту.
4. Повторное устное составление текста.
5.Самостоятельная запись текста. ( до 10 мин.)
Покормите птиц зимой,
Чтоб со всех концов
К вам слетались, как домой,
Стайки на крыльцо.
Птичья столовая.
        Голодно птицам зимой. Нет нигде ни бабочек, ни гусениц, ни червячков. Под снегом остались ягоды и семена трав.
       Ребята сделали им кормушку. Повесили её в парке на дереве. Первыми отыскали птичью столовую синицы. За семечками подсолнуха прилетел и поползень. Для снегирей на ветках деревьев ребята развесили рябину. Прилетели на рябину и свиристели. А воробьёв они угостили хлебными крошками.
       Слышны в парке голоса птиц. Каждый день после уроков дети спешат в парк  к своим пернатым друзьям. Рады птички корму и ребятам. 
Приучите птиц в мороз
 К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Кормушка.
              Наступила вьюжная зима. Снег укрыл всё своим белым покрывалом. Холодно и голодно птицам зимой.
             Мы с папой решили помочь птичкам. Сделали кормушку и повесили на дереве около нашего дома .В кормушку насыпали корм. Я стал наблюдать за ними. Первыми прилетели воробьи и угостились хлебными крошками. На другой день прилетели две синички. Они с удовольствием полакомились несолёным салом. А красавцам снегирям и свиристелям папа развесил на ветках дерева рябину.
            Как только я приходил из школы, я бежал к кормушке и наблюдал за птицами. Я знал, что пернатые друзья меня ждут. А друзей в беде бросать нельзя.
Мы – друзья птиц.
             Наступила вьюжная зима. Она засыпала снегом луга и поля. Заковала льдом реки и озёра.
           В нашем парке остались зимовать воробьи, синицы, вороны. Трудно птицам зимой.
Мы решили помочь птицам и развесили на деревьях кормушки. Туда насыпали корм.
         Мы часто навещаем птиц и постоянно приносим им корм. Через несколько дней птиц стало прилетать к кормушкам больше. Они уже не боятся нас и весело чирикают, как бы благодарят. Птицы – наши друзья!

VI. Итог урока (3-4 мин.)
- Ну что , ребята, пора возвращаться в класс.

Скажем волшебные слова: - Повернись, покружись, снова в классе окажись. - Ребята, наше занятие подходит к концу, надо подвести итоги. -Понравился урок? - Что особенно понравилось? - А зачем мы это изучаем? - Ребята, я знаю, что вы с родителями приготовили подарки для наших друзей. - Что это? (Кормушки) - Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода (достаётся корзина с овощами и фруктами) Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

- Если вы уходите с урока в хорошем настроении, если после нашего урока у вас появилось желание заботится о птицах, подойдите к моему столу, возьмите корм и угостите ту птичку , которая вам больше нравится, тем кормом, который она любит. – Я угощу синиц семечками. – Я накормлю голубя хлебными крошками. – Я дам воробью зёрен. – Я накормлю дятла семенами шишек. - Я угощу снегиря ягодами рябины.

Закончу я урок стихотворением.

Бывают птицы разными: Одни боятся вьюг И улетают на зиму На добрый, тёплый юг. Другие те народ иной: В мороз над лесом кружат. Для них разлука с родиной Страшнее лютой стужи. К их перышкам взъерошенным Не пристают снежинки, Они и под порошами Резвятся для разминки. Но если долго снег идёт И долго длимся вьюга, Тогда, друзья, приходится Пичугам нашим туго. Сугробами засыпаны Бугры, дворы, дорожки. Не могут пташки отыскать Ни зёрнышка, ни крошки. И вот летают всё слабей Ворона, галка, воробей. Скорей на помощь, дети! Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от нас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки И оживут бедняжки! По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья И пропоют, чирикая: «Спасибо вам великое!». 

VII. Домашнее задание: повторить падежные окончания имен прилагательных в единственном числе.

VIII. Выставление оценок. (за устные ответы)


Список литературы

Худенко Е. Д., Барышникова Д. И. Планирование уроков Развития речи на основе знакомства с окружающим миром.
Журнал «Начальная Школа» №12 2011 г.








































Упражнения:


а) в составлении словосочетаний – «Подбери слово»

В зимнем (____________);
На пушистом (_____________);
Стоял сильный (_____________);
Снежная (_____________);
Голодная (___________);
Зимующие (___________);
Веселый (____________).

( Какой частью речи выражены словосочетания? Определите число и род сущ. и прилаг.)

б) Игра «Назови ласково».

Голова (головка) Клюв – (_________) Лапы (_________) Хвост (_______). Шея (_______). Перья (__________)

в) Игра «Кто как голос подаёт?»

Ворона (что делает?) каркает. Сорока (что делает?) . Воробей (что делает?) . Голубь (что делает?) . Снегирь (что делает?) .

г) Игра «Скажи одним словом».

У сороки белые бока, поэтому её называют белобокая. У синицы грудка желтая, поэтому её называют __________. У вороны черные крылья, поэтому её называют ____________. У снегиря грудка красная, поэтому его называют _____________. У сороки длинный хвост, поэтому её называют ____________. У дятла длинный клюв, поэтому его называют _________________.

д) Игра «Скажи наоборот» (усвоение подбора слов-антонимов, выделение окончаний у имен прилагательных, определить число и род прилагательных)

Воробей маленький, а ворона большая. У синицы хвост ________, а у сороки __________. Голубь _________, а воробей __________. У синицы клюв __________, а у вороны __________.


Заголовок 115