ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ В ДОУ
ИСПРАВЛЕНИЕ НАРУШЕНИЯ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ
проводится поэтапно – 4 основных этапа:
1 ЭТАП – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ – цель:
– подготовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы к правильному восприятию и воспроизведению звука;
- сформировать точные движения органов артикуляции (объяснение артикуляции в игровой форме);
- вырабатывание направленной воздушной струи;
- развитие мелкой моторики рук (пальчиковые игры);
- развитие фонематического слуха;
- отработка опорных звуков (часто используют опорные звуки, сходные с нарушенными по месту или способу образования, при произнесении которых ставится нужный звук – для свистящих – И, Ф; для шипящих – Т, С; для Р – Д, Ж; для Й – Х; для Л – Т, Ы);
- выполнение артикуляционной гимнастики в игровой форме («Сказка о Язычке»);
2 ЭТАП – ПОСТАНОВКА ЗВУКА - цель:
- добиться правильного звучания изолированного звука.
СУЩЕСТВУЕТ ТРИ ОСНОВНЫХ СПОСОБА ПОСТАНОВКИ ЗВУКА:
1 СПОСОБ – ПО ПОДРАЖАНИЮ (ИМИТАТИВНЫЙ) – внимание ребёнка фиксируется на положении, движении органов артикуляционного аппарата (при зрительном контроле) и звучании данного звука (слуховой контроль), плюс тактильно-вибрационные ощущения (голосовые связки). Упражняемся перед зеркалом (самоконтроль).
2 СПОСОБ – С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ – он используется, когда ребёнку недостаточно зрительного, слухового, тактильно-вибрационного контроля. Основан этот способ на внешнем механическом воздействии на органы артикуляции пальцами, шпателями или специально сконструированными постановочными зондами. Механическое воздействие значительно ускоряет процесс постановки звуков.
Перед проведением коррекционной работы необходимо провести тщательное логопедическое обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата и оценить состояние фонематического слуха. В случаях тяжёлого нарушения звукопроизношения логопеду бывает необходимо провести курс массажа органов артикуляции пальцами (по Дьяковой Е. А.) или массажными зондами (по Новиковой Е. В.) и только после этого проводить работу по постановке звуков с механической помощью.
3 СПОСОБ – СМЕШАННЫЙ, когда используют все возможные способы для достижения цели – правильного произношения изолированного звука.
При всех трёх способах постановки звука используются словесные инструкции, кинестетические ощущения, зрительный, слуховой, тактильно-вибрационный контроль и опорные звуки.
Некоторые способы постановки звуков можно увидеть в приложении.
3 ЭТАП – АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА – этап формирование первичных произносительных умений и навыков.
Постепенно, последовательно вводим поставленный звук в слоги, слова, фразы, стихотворные и прозаические тексты и, наконец, в самостоятельную речь ребенка (к новому материалу можно переходить, если усвоен предыдущий).
Автоматизация в слогах - соединяем закрепляемый звук с гласными: А, О, У, Ы, Э (сначала в прямые слоги – СА, СО, СЫ, СУ, СЭ, затем в обратные – АС, ОС, УС, ЫС, ЭС и т.д.).
Автоматизация звука в словах – подбираем и произносим слова с различными положениями звука в слове (в начале, в середине, в конце). Причем, слова должны постепенно усложняться по слоговому составу. Надо также следить, чтобы в слове не было конфликтных звуках, т.е. звуков, которые ребенок произносит неправильно. Затем логопед подбирает предложения, потешки, скороговорки, пословицы, насыщенные закрепляемым звуком. Одновременно идёт работа над словарем, над составлением полных, распространенных, сложных предложений, над преодолением аграмматизмов и развитием связной речи.
Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, рифмы, а также памяти, мышления.
4 ЭТАП – ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ. Цель данного этапа – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в своей речи.
Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных (символы звуков – Ж /З, С/Ш), затем – в слогах (игровые упражнения), в словах (картинки), фразах, чистоговорках, скороговорках, рассказах, насыщенных нужными звуками, и в самостоятельной речи.
Для осуществление зрительного контроля перед ребенком должно стоять зеркало, с помощью которого он смог бы наблюдать разницу в артикуляции звуков. Важно обеспечить тишину, чтобы ребенок мог сосредоточить слуховое внимание на акустических признаках звуков. Игры со звуками: «Поймай звук», «Подними картинку», «Разложи письма», «Нажми на кнопку», «Эхо», «Живые звуки», «Бегите ко мне» и др. Также на этом этапе широко используются картинки - символы, буквы.Задача воспитателя – отрабатывать с детьми изученный материал во второй половине дня (коррекционный час), проводить артикуляционную гимнастику, закреплять правильное произношение изучаемого звука, работать над развитием фонематического восприятия, слоговой структуры слова, связной речи.
Задача родителей – ежедневно заниматься с детьми артикуляционной гимнастикой и самомассажем, закреплять изучаемый звук в речи ребенка, контролировать выполнение домашнего задания, поощрять каждое усилие и интерес к выполнению заданий и контролю за речью, регулярно посещать логопедические консультации в д/с.
А также, необходимо помнить, что речь взрослых является эталоном для речевого развития детей.
Основной формой работы по исправлению звукопроизношения являются занятия, чаще индивидуальные, иногда с подгруппами (2-3 ребёнка). Продолжительность занятий колеблется от 15 до30 мин. в зависимости от возраста детей, вида и уровня нарушения звукопроизношения, индивидуальных особенностей дошкольников (внимание, память, работоспособность и др.) каждое занятие состоит из нескольких частей, подчиненных общей теме и задачам. Каждая часть имеет конкретную цель, содержание (игра, упражнение и др.) и заканчивается подведение ребенком итога. При подготовке к занятию педагог продумывает, какую дать инструкцию (немногословную, но чёткую), как организовывать то или иное упражнение (на что обратить внимание ребенка), как подвести итог.
Надо учитывать, что абсолютно одинаковых занятий не бывает, так как и дефектов речи у детей, и их личностные качества различны. Поэтому при одном и том же содержании (упражнения для артикуляционной гимнастики, слова для автоматизации и т.д.) методы и приёмы работы разные. Таким образом, каждое занятие требует от педагога тщательной подготовки с учетом речевых, умственных, психологических и характерологических особенностей ребенка.