Урок по естествознанию в 5 классе на тему : Луна- спутник Земли


1386205244475

(открытый урок по естествознанию в 5 «Б» классе)
Подготовила и провела: учитель географии
Перегуда Е.Н.
Предмет: естествознаниеСынып / Класс__5 Күні / дата____
Сабақ/ Урок № 8
Тақырып/ Тема Луна- спутник Земли
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері /Цели и задачи урока:
Цели:
Дать учащимся представление о спутниках планет, познакомить более подробно со спутником Земли – Луной.
Развивать память, пространственное воображение, умения слушать, публично выступать, кратко и четко излагать свои мысли.
Воспитывать чувство любви к нашему общему дому – Земле, ответственное отношение к изучению темы.
Тип урока: изучение нового материала.
Құрал – жабдықтар, көрнекті құралдар / Оборудование, наглядные пособия схема строения Солнечной системы, схема видимой стороны Луны, рисунки Земли, Луны, Солнца, таблички с названиями спутников, учебники, атласы.
: рисунки и фото Луны
Сабақ барысы / Ход урока:
Организация начала занятия
Стали ровно, тихо сели.На меня все посмотрели.***Прозвенел звонок.Начался урок. Мы пришли сюда учиться,Не лениться, а трудиться.Работаем старательно,Слушаем внимательно.
– Здравствуйте ребята! Я прошу вас быть внимательными и собранными во время урока, поскольку многое при изучении темы будет зависеть от вас, от вашей дисциплины.
И начнем наш урок с проверки Д/З на «горячем стуле»
II. Подготовка учащихся к изучению нового материала
– Послушайте загадку и определите, к изучению какой темы мы приступаем:
Одним планетам в небе скучно,И чтобы было веселей,Блуждая по Вселенной целой,Они нашли себе друзей.
Вопрос: Что же это за друзья?
Ответ: Это спутники планет.
– Правильно, , а теперь переходим к изучению их спутников. Итак, тема нашего урока: “Луна спутник Земли”. Откройте тетради, запишите число и тему.
2670810173355Вопрос: Как вы думаете, что нам предстоит узнать, какие цели стоят перед нами?
Ответ: предположения учеников.
– Правильно, мы должны познакомиться со спутниками планет, а главное подробно изучить Луну – спутник Земли. Поэтому к концу урока вы должны
знать:
что такое спутники планет;
характеристику Луны (удаленность от Земли, размеры, движение вокруг Земли и Солнца, поверхность, изучение Луны человеком);
уметь:
давать описание Луны;
объяснять движение Луны и Земли вокруг Солнца.
– Чтобы достичь поставленных целей, мы будем работать следующим образом: побеседуем о спутниках планет, затем я расскажу немного о Луне, послушаем сообщения, а в конце урока, после закрепления, вам будет предложен тест.
III. Изучение нового материала
– Что такое или кто такой спутник (в жизни)?
В толковом словаре С.И. Ожегова спутник – это:
Тот, кто совершает путь с кем-нибудь.
То, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь.
– Так же и у планет есть спутники, т.е. небесные тела, которые обращаются вокруг них, всегда рядом. Запишите:Спутники – небесные тела, обращающиеся вокруг планет.
А теперь переходим к изучению Луны, спутника Земли, т.к. мы – земляне, а Луна самое близкое к нам небесное тело. И поможет нам в этом ЗвездочетСветило ночи, ласковая богиня Селена, так ее называли греки, Луна неизменно сопровождает Землю в ее беге вокруг Солнца.Мы уже знаем, что Луна – ближайшее к нам небесное тело. Расстояние от Земли до Луны примерно равно 400 000 км (см. плакат). По сравнению с Землей Луна невелика. 
. И все-таки Земля в сравнении со своей величиной обладает самым крупным спутником в семье планет Солнечной системы..Как же получилось так, что Луна стала спутником Земли? Существует несколько предположений (гипотез). Одна из гипотез такова. Лена
Несколько миллиардов лет назад и Земля, и Луна независимо одна от другой образовались из космической материи в различных областях мирового пространства. А потом Луна в небесных странствиях неосторожно подошла слишком близко к Земле, и наша планета, пользуясь своей большей массой, захватила Луну в плен по законам притяжения и сделала своей спутницей.
2997835246380– А теперь давайте посмотрим на рисунок “Движение Земли и Луны вокруг Солнца”. Луна вращается вокруг Земли и при этом еще вращается вокруг своей оси. Земля тоже вращается вокруг своей оси и уже вместе с Луной обращается вокруг Солнца. Вокруг оси Луна делает оборот за 29,5 земных суток, 2 недели – день, 2 недели – ночь.
Вопрос: Вы все видели Луну. На что похожа ее поверхность, что она напоминает?
Ответ: Лицо, темные, светлые пятна.
– Да, Луна похожа на веселую или, наоборот, грустную рожицу. Но на самом деле никакой рожицы там нет. На Луне хорошо заметны светлые и темные пятна. Темные пятна называют лунными морями, там даже есть океан(назвать и показать). Но в этих морях нет воды.
– Светлые участки поверхности Луны называют материками, на которых есть еще и горы. Названия у лунных гор такие же как у земных – Кавказ, Альпы, Алтай и др. Кроме того, на Луне очень много кратеров (углублений). Возможно, они образовались от падения метеоритов. Откройте атласы на стр.7. Что можно сказать о поверхности Луны?
Ответы детей.
– Мы установили, что поверхность Луны мрачная, холодная, пустынная. А мы знаем, что холодные тела не могут излучать собственного света.
Вопрос: Почему же мы видим Луну?
Ответ: Мы видим Луну потому, что ее освещает Солнце. Т.е. Луна светит отраженным, чужим светом.

Фазы Луны
– Мы дали характеристику Луны. А теперь скажите, могут ли там жить люди? (Ответы детей.) Об этом подробнее вы узнаете из сообщения Зарины и Валерии..Можно ли жить на Луне
На Луне жить нельзя. Никто там не живет и никогда не жил. Ни звери, ни люди, ни птицы, ни растения. Но люди на Луне все-таки побывали. Впервые это случилось 19 июля 1969 года, когда американский космический корабль “Аполлон-11” доставил на Луну двух астронавтов Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина. Армстронг, впервые ступивший на поверхность Луны, делал осторожно этот первый шаг, ведь он не представлял, что почувствует, очутившись на Луне. Первым астронавтам пришлось даже учиться ходить по Луне. И тяжести на Луне значительно легче поднимать, чем на Земле. Гирю в 100 кг поднимать там не труднее, чем на Земле гирю в 16 кг. Потому что Луна притягивает к себе слабее, чем наша планета. Может быть, там когда-нибудь и был воздух, но его там нет, из-за маленького притяжения. А если нет воздуха, то нет голубого неба, нет дождя, нет снега, нет ветра. Что же есть? Есть темное небо, на котором днем сияет яркое Солнце и даже можно увидеть яркие звезды и планеты.Луна всегда обращена к Земле одной стороной. Это происходит потому, что Луна вращается вокруг своей оси с той же скоростью, с какой совершает полный оборот вокруг Земли. Другую сторону Луны мы никогда не видим. Но с помощью аппаратуры ученым удалось ее сфотографировать. А вот к Солнцу Луна поворачивается то одной, то другой стороной. И там совсем иначе, чем на Земле происходит смена дня и ночи. День и ночь на Луне длятся по 2 недели! За время длинного дня, поверхность Луны нагревается выше 100 градусов, а ночью успевает охладиться ниже 150 градусов. Такая смена жары и холода происходит еще и потому, что на Луне нет воздуха. Поэтому там люди не могут находиться без скафандров. Когда первые астронавты возвращались с Луны на Землю, их на несколько дней помещали в специальные изоляторы. Боялись, что они привезли с собой какие-нибудь неизвестные микробы, которые могли оказаться опасными для людей. Но вскоре перестали изолировать астронавтов, потому что поняли: на Луне нет никаких микроорганизмов. Там пока нет жизни. Возможно, наступит время, когда обитателями пустынной Луны станут земляне.
IV. Закрепление знаний
– Что такое спутники?–– Расстояние от Земли до Луны? (400 000 км)
– Тёмные участки на Луне – это ...? (Моря)– Светлые участки – это ...? (Материки)– Почему мы видим только одну сторону Луны? (Луна делает один оборот вокруг своей оси за тоже время, что и полный оборот вокруг Земли). Земля - за 24 ч, Луна - почти за месяц (лунные сутки 29,5 земных суток.)– Кто первым побывал на Луне? (Нейл Армстронг)
V. Контроль знаний
– Если нет вопросов по новому материалу, выполним небольшой тест. На партах у вас лежат карточки-тесты по вариантам. Выполните эти задания на листочках, у вас должны быть только номер вопроса и буква ответа. На работу отводится 3 минуты, после чего нужно обменяться листочками и сравнить их с правильными ответами:
“5” – нет ошибок;
“4” – 1 ошибка;
“3” – 2–3 ошибки.
Тест на тему “Спутник Луна”
1. Моря на Луне:
а) заполнены соленой водой; б) заполнены пресной водой; в) без воды.
2. Расстояние от Земли до Луны:
а) 85 000 км; б) 380 000 км; в) 10 000 км.
3. Лунный день длится:
а) 12 часов; б) 1 неделю; в) 2 недели.
4. Первым на Луне побывал:
а) Тихо Браге; б) Нейл Армстронг;в) Эдмунд Галлей.
5. Большие темные области на Луне называют:
а) материками;б) морями;в) кратерами
Ответы;1 в 2 б 3 в 4 б 5 б
Зарисовать фазы луны
– Наш урок подходит к концу. Скажите, что больше всего понравилось на уроке, что мешало? Что бы вы еще хотели узнать по этой теме?
VI. Домашнее задание
Параграф 11 Стр. 17–18, статья “Луна” в учебнике.
Подготовить сообщение “Изучение Луны ”.
Зарисовать Луну такой, какой ее видно вечером.
9.Закрепление Чем искусственный спутник отличается от естественного?
Почему на Луне нет животных и растений?
Какая температура на Луне?
Как человек смог увидеть оборотную сторону Луны?
Сколько длится день на Луне?
Разница между солнечным и лунным затмениями?
2997209969500
Синквейн «Луна»
1.Описываемый объект.
2.Два прилагательных.
3.Три глагола.
5.Существительное.
4.Предложение из четырех слов.