Проект Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей



ГБОУ СОШ №2006

Проект

«Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей»





Авторы: Ведерникова Алёна, 9 класс
Крючкова Диана, 9 класс
Руководитель:
Горелова Ирина Николаевна



2014 год




Содержание

1.Введение... стр.2
2.Цели и задачи стр.3
3. Содержание проекта.. стр.4 - 15
4.Приложение стр.16 – 23
5.Таблицы «Динамика успешности школы по годам» стр.24 - 25
5. Использованная литература. стр.26







































Введение.
Говорят, в жизни обязательно надо родить ребенка, построить дом, заложить сад. Но родить – это не значит воспитать человека, построить – это не только возвести стены, а заложив, - надо вырастить плоды Смогу ли? Хватит ли сил, мудрости, знаний?.. Смогу! У меня есть опыт, я очень многое в школе хорошо знаю, со мной рядом коллектив единомышленников, который мне доверяет, которым я горжусь. Это коллектив профессионалов - яркий, творческий, целеустремленный, четверть которого потомственные педагоги! А еще – дети, которым вот уже 35 лет я каждое утро говорю «Здравствуйте!» (осень 2003 года). 9 января 2013 года исполнилось 10 лет со дня моего назначения директором школы. Навсегда запомнился первый приход к месту стройки будущей школы. Это было в 6 часов вечера. 10 лет – очень значимая часть моей жизни. Я помню многие знаменательные даты своего директорства. Одна из них – это 1 апреля 2003 года – запись в первый класс. Родительская очередь в бытовку № 5 (на протяжении 7 месяцев строительства она была моим рабочим кабинетом). Еще не возведен полностью даже 1-ый этаж школы, кругом грязь и слякоть, груды плит, арматура, вырытые котлованы, горы глины и очередь, очередь людей, которые пришли записать своих детей в первый класс. Первым в очереди был Буркотов Сергей Иванович – в то время глава Управы Северное Бутово. Чуть ли не целый класс я набрала тогда в первый день! Какое же доверие оказывали мне все эти люди! Как мне нужно работать, чтобы его оправдать? Смогу ли? Понимала одно. Должна смочь! Просто обязана! Как практик, я хорошо понимала, что все лучшее, что мне дано было увидеть в других школах, мы должны аккумулировать в 2006-ой. Ради кого все помыслы? Ради тех ребят, чей звонкий смех которых ежегодно 1 сентября заполняет наши коридоры. Я убеждена в том, что школа – это тесный союз ученика, учителя, родителей. Система дополнительного образования – особая гордость нашей школы. У нас 3 образцовых коллектива: балетная студия «Арабеск», ансамбль Флейтистов «Вдохновение», фольклорный ансамбль «Любавушка». Руководители – заслуженные деятели искусств. Все участники этих ансамблей – лауреаты и победители многих Международных конкурсов. Они постоянные участники встреч с ветеранами. Их выступления с удовольствием встречают в детских домах, куда мы регулярно отправляемся с акцией «Поможем детям», «Доброта». И не случайно, 2 последних года наша школа развивается как «Школа Доброты» под руководством народного артиста Куклачева Юрия Дмитриевича, который стал нашим настоящим другом! Большую роль в жизни наших учеников играют школьные музеи, созданные руками наших родителей, учителей, самих обучающихся. Это музей «Память», музей «Колесо истории», «Театральная гостиная». Иметь такой динамичный и высокопрофессиональный коллектив сегодня, способный по первому обращению откликнуться на воплощение в жизнь самых дерзновенных идей – было довольно непростым делом. Через 3 года мы получили окружной Грант «Успех года», затем первую премию «Лидер», вторую, далее премию «Стабильность». За 10 лет в стенах школы 5 учителей защитили кандидатские диссертации, еще 2 педагога защищаются в этом учебном году, 9 человек обучаются в аспирантуре. Ежегодно мы выходили на различные конкурсы как в личном участии – «Учитель года», «Грант Мэра», «Грант Префекта», «Грант Москвы», «ПНПО», так и школой. Нам действительно, есть чем гордиться. Школа дважды победитель ПНПО, вошла в 30-ку «Лучших школ России», была абсолютным победителем городского конкурса по «Охране труда» среди всех отраслей непроизводственной сферы, победителем городского конкурса «Лучшее учреждение для работающих мам», дважды победителем городского конкурса «Лучший школьный дворик», в 2012 году вошли в «Сто лучших предприятий России».
Статья директора школы Илюхиной В.А.
Цели: Изучить биографию директора школы Илюхиной В.А, историю школы №2006, воспитывать любовь к родной школе, чувство патриота родной школы, гордость за то, что ты – Ученик.
Предмет исследования: биография директора школы, история школы.
Время выполнения: сентябрь 2013 – декабрь 2014 г.
Актуальность: В этом году в нашей школе – юбилей, а именно 10 лет. Сколько доброты, душевного тепла отдавалось и отдается каждому ребенку, подростку в стенах этого здания!.. Сколько людей, нашедших в жизни свое призвание, было выпущено, а сколько еще ждет впереди!..» Данная работа направлена на знакомство ребят и сотрудников школы с богатой историей этого заведения, которое называется школой жизни.
План проекта. Собрать материал по разделам:
1. История школы.
2. Капитан школьного корабля (о директоре школы).
4. Традиции школы.
5. Дополнительное образование.
6.Музейный комплекс.
7.Достижения школы (медалисты, победы в конкурсах).
Методы исследования
Интервью с директором школы, завучами, учителями, учащимися, выпускниками. Сбор данных с сайта школы, анализ публичного доклада, отчётов завучей, руководителей МО.
Результат. Вся информация оформлена и собрана по разделам в школьную газету, выпущенную к 10 – летию школы.







ИЛЮХИНА Вера Алексеевна, директор ЦО № 2006 ЮЗОУО - Заслуженный учитель РФ, к. пед. наук, Лауреат Премии Мэра, автор учебных пособий.

Династия Мининых - Осетровых - Илюхиных.

Яркий лучик солнца скользнул по лицу и заставил прищурить глаза.
«Пора вставать», - подумала я, просыпаясь в который уже раз за эту ночь. Как долго, с каким нетерпением ждала я этот день - 1 Сентября. День моего рождения. Но на этот раз день был особенный, мне исполнялось 7 лет. Как и в прошлом году в этот день, я сунула руку под подушку, чтобы нащупать подарок, приготовленный мне мамой! Сколько же было радости и восторга, когда я достала белые атласные ленты. Такие в мои косички не вплетались еще ни разу. А потом увидела рядом с кроватью коричневую форму с белым воротничком и манжетами и белый накрахмаленный фартук. Это был тот самый памятный день, который навсегда связал меня со школой. Уже 45 лет день своего рождения я отмечаю среди учителей и учащихся.
В то утро, казалось, я была самой счастливой! Вся наша большая семья провожала нас с мамой в школу! И мама была необыкновенно красивой и радостной! Она отправлялась к своим ученикам в 21-ый раз! Но на этот раз в ее новом классе появилась особая ученица - ее дочь.
С какой гордостью я вышагивала рядом с мамой, держа в одной руке букет георгинов (это цветы моего детства. Мама очень любила их, и в нашем палисаднике было огромное разнообразие этих удивительных цветов), а в другой - новенький портфель, который никому не доверила.
«Сколько себя помню - мне всегда хотелось учительствовать», - вспоминала моя мама, она же и моя первая учительница Осетрова Надежда Павловна (Минина в девичестве). 44 года она проработала учителем начальных классов, из них более 40 лет на одном месте, в селе Долгие Лески Каменского района Тульской области. Из 4-ых ее детей только мне довелось учиться у своей мамы в течение 4-х лет, а потом еще 4 года быть вожатой у ее следующих учеников.
Мама родилась 29 августа 1924 года. Училась очень хорошо, поэтому начать свою педагогическую деятельность ей предложили очень рано, в 15 лет (из-за отсутствия учителей) в 1939 году. Начала свою педагогическую деятельность далеко от дома, во Втулинской школе. Некоторые из учеников были моложе мамы всего лишь на два года. На второй год ее перевели поближе, в Петуховскую школу, за 3 км от дома. Добиралась, конечно, пешком. В этой школе и настигла ее война. Она часто рассказывала о трудных годах своей юности, и эти рассказы всегда были наполнены теплотой и любовью к своим ученикам. Особенно трудно было в военные годы, когда их село заняли немцы, да и в послевоенное время не лучше.
Как-то мама вспоминала о трагическом случае, который ей пришлось пережить в первые годы работы. Это было после отступления немцев. Было дано задание собирать металлолом. Вместе с учениками учителя ходили по окрестностям села, по лесу, притаскивали металлолом к школе, а уже от школы его забирали и увозили. Однажды после одного из уроков, когда ученики были во дворе школы на перемене, а мама готовилась к уроку, вдруг раздался оглушительный взрыв. На нее посыпались стекла от разбитого окна. Мама, что есть духу, бросилась во двор школы и, каково же было ее отчаяние, когда после случайно взорвавшейся гранаты, оказавшейся среди груды металлолома, она увидела двух израненных мальчишек. Одного удалось спасти, а другой скончался не приходя в сознание. Мама всю свою жизнь помнила, как тяжело ей было сообщать родителям об этой трагедии. В ту пору все с пониманием отнеслись к случившемуся и в ее адрес не последовало никакого наказания, но это воспоминание всегда тревожило ее душевные раны.
На третий год маму пригласили работать в Архангельскую среднюю школу, где она очень хорошо себя зарекомендовала. Услышав о ее трудолюбии и старании, директор Долголесковской школы приложил все усилия, чтобы перевести ее на работу по месту жительства. После себя немцы оставили разоренное село. Была разрушена и школа.
Мама рассказывала, как выглядела ее классная комната в течение нескольких послевоенных лет: земляной пол, вместо стола - скамья повыше, вместо стула - скамья пониже. Пол был неровный, поэтому под ножки скамеек приходилось подкладывать кирпичики для большей устойчивости. Учительский стол мама пригородила в уголочке класса из различных досочек. На таком столе не то, чтобы работать, даже и учебники разложить было сложно. Учили в две смены. Утром, когда еще было темно, чтобы осветить класс, делали коптюшечки: пузыречки с вставленными фитиликами, зажигали и развешивали их вдоль стен. Но желание учиться было так велико, что ни учеников, ни учителей не пугали никакие трудности.
Бумаги для письма не было, использовали края старых газет, странички старых тетрадей. Кто что находил дома - приносили в школу, этим делились со всеми. Географию мама преподавала по картам, нарисованным ею собственноручно до войны. Часть из них сохранилась до сегодняшнего дня. Как реликвию, храню я эти рисунки для своих детей и внуков.



За свою работу еще молодой учительницей, она была награждена медалью «За трудовое отличие». Вручение проходило в Москве.


Моя мама очень любила свою работу. Никогда, до последнего дня своей жизни, она не высказывала ни малейшей тени сожаления об избранном пути. Преподавать в сельской школе всегда было нелегко. Насколько я помню свои школьные годы - у мамы всегда были по два класса в параллели: 1-ый и 3-ий или 2-ой и 4-ый. И, как правило, в двух классах, обучающихся одновременно в одной классной комнате, насчитывалось до 30 учеников и более. К тому же и дома ее ждали собственные дети - нас у мамы было четверо. А какую большую просветительскую работу должен был вести на селе учитель! На это тоже требовались и силы, и подготовка, и умение собрать, увлечь и убедить взрослых людей, с которыми приходилось встречаться.
Маму очень любили на селе. Она до последних дней жизни была очень уважаемым и авторитетным человеком. Всю жизнь в ее дом тянулись и взрослые, и дети. А ученики просто обожали ее. Не забывали о ней спустя десятилетия. Писали письма, присылали поздравления, а то и приезжали к ней домой, чтобы оказать знаки внимания своей первой старенькой учительнице. Надо сказать, мама тоже всю свою жизнь была близка со своей первой учительницей. Много мне рассказывала о ней. Ее звали Нитченко Анастасия Митрофановна. Даже когда ее не стало, мама навещала ее могилу.
Как часто наблюдала я по вечерам за работой мамы! Уложив нас спать, она включала в большой комнате настольную лампу-«грибок», обкладывалась учебниками и тетрадями, и до глубокой ночи тишину нарушал только шелест переворачиваемых страниц. Во сколько она ложилась и вставала - можно было только догадываться! К утреннему походу в школу и завтрак был готов, и одежда на стуле каждого из детей откуда-то появлялась, и в хозяйстве был порядок.
Уже повзрослев, я не переставала удивляться ее выносливости и терпению. Она была очень трудолюбивым, добрым и отзывчивым человеком, на которого мне и сейчас хочется быть похожей. И еще. Она была очень аккуратной. При огромной занятости ее журналы всегда были старательно заполнены, а планы прописаны ручками нескольких цветов, чтобы выделить в них значимое. Будь-то рабочий стол или шкаф с детскими вещами, грядки на огороде или огромный цветник георгинов в палисаднике – всюду был порядок и чистота. Всю жизнь мама была для меня образцом для подражания.
Конечно, она о многом только мечтала, но в силу не зависящих от нее причин немало ее мечтаний так и не осуществились. Думаю, кое-что из несбывшегося смогла воплотить в жизнь я.
Передо мной никогда не было проблемы жизненного выбора. Наверное, с молоком матери впитала я эту безмерную любовь к учительству, переданную почти на генетическом уровне еще и от бабушки, маминой мамы, Мининой Александры Матвеевны, которая более трех десятков лет преподавала в церковно-приходской школе. Уходя их жизни в глубокой старости, именно она открыла мне две истины: «Времени не хватает тому, кто ничего не делает» и «Отдавая - приобретаешь». Они стали для меня своего рода заповедями, моим жизненным девизом.
С этим я и окунулась в студенческую жизнь педагогического факультета Тульского государственного педагогического института имени Л.Н.Толстого. Получив квалификацию «учитель начальных классов», 15 августа 1975 года я уехала по распределению в малокомплектную начальную школу в деревню Малое Красное Каменского района Тульской области. Нелегко было начинать. В 21 год мне пришлось быть и директором, и завхозом, и учителем, на уроках которого сразу в трех классах находилось до 12-15 детей. Школа располагалась в доме-пятистенке. В одном из помещений была сложена русская печка, там и находился учебный класс. Первый приход в школу показал, с какими сложностями мне придется начать свою трудовую деятельность: печка вся обвалилась, стены были обшарпаны, рамы потеряли свой вид из-за отсутствия краски Все это, конечно, привело меня в жуткое состояние.
До моей первой встречи с учениками оставалось всего 15 дней!... Я решила пойти к председателю колхоза, думала – поможет привести школу в порядок, но Хорошо, что не отказал в строительном материале. Выделили краску, кисти, цемент и т.д. Утром сгрузили все с машины, развернулись и уехали, оставив меня одну. Покрасить, полы рамы, стулья, столы для меня не составляло особого труда, а вот как заштукатурить печь, внешний угол школы, как побелить стены, потолки, - это для меня было уже большой проблемой.
Спросила у хозяйки, у которой я проживала, как замесить раствор. Как могла – она пояснила. Приготовила я раствор, замазала им все изъяны и решила перед побелкой подождать пару дней, пока подсохнет. Наутро подхожу к школе и вижу, что весь мой угол школы, что я отремонтировала, вновь отвалился. Теперь уже никаких слез я не смогла сдержать. В этот момент проходил мимо школы дед Ваня, местный житель, увидел меня зареванную, да и остался «спасать» меня.
Как же я была благодарна этому деду Ване! Мы с ним вместе и проштукатурили, и побелили, и покрасили, да и во дворе навели порядок: пересадили кустарники, подправили изгородь, размели школьную территорию В общем, к приему детей 1 сентября были готовы. Сколотил дед Ваня рамку, вырезал стекло, а я написала на плакате название школы и получилась вывеска. Вырезала флажки, украсила ими не только внутри школы, но и снаружи. Рано утром развесила шары. Школьный двор сразу преобразился.
Помню, проходя рано утром мимо школы, молча поглядывали доярки на мою работу, были настороженными. Да я их и понимала. Маленькая худенькая приезжая девчонка вряд ли может вызвать сразу одобрение.
1 сентября пришли ко мне в школу все мои 14 ребятишек: 2 первоклассника, 7 второклассников, 5 третьеклассников. К их приходу я украсила класс, написала приветственные плакаты, оформила стенды, разложила на парты маленькие подарки, купленные на мамины деньги, учебники. В тот момент мне казалось, что все трудности у меня позади и начинается самый интересный процесс обучения. Как же я в этом заблуждалась! Кто бы знал, что все трудности еще только впереди!
В основном, все мои ученики пришли 1 сентября одни, никто их не провожал. Лишь только три мамы, да и те с большим подозрением смотрели на меня: молодая мол, чему она сможет научить? До меня в этой школе работала учительница более 40 лет. Учила и мам, и бабушек. Строгая была, требовательная. Порой урок длился по полтора часа, так рассказывали позднее жители. Я же провела урок знакомства, рассказала, чем будем заниматься, что изучать, рассказала им мамину притчу о двух гномиках Боже мой, какая я была счастливая! Сбылась моя давняя мечта. Я учитель. Передо мной 14 пар пытливых глаз – все такие разные и по возрасту, и по внешности. А я одна для всех.
Закончился урок, расстались мы с детьми ненадолго, чтобы переодеться, взять с собой еду, питье, и наши уроки продолжились в лесу.
Уже вечером я знала, как обо мне судачили на селе. «Это надо же, один урок провела и все, в лес увела. Да разве такая чему-то научит?!» Я не обиделась на эти слова, хотя в душе испытала боль. Как же им было не понять, что за эти 4 часа, которые мы провели в лесу, они получили намного больше, чем за школьной партой! Сколько радости и восторга было у учеников во время этой прогулки! Мы о многом говорили, пели песни, танцевали. Я увидела совсем иными своих детей, не скованными, открытыми. Возвращаясь из леса, я – молодая девчонка, - которой только сегодня исполнилось 20 лет, уже неплохо знала каждого из своих учеников. У меня получилось не только расположить их, но и влюбить их в себя. Что очень важно для учителя начальных классов.
Уже через несколько дней я поняла, с какими трудностями я столкнулась. Школа-то была малокомплектная, это значит, что перед тобой ученики сразу трех классов. Как же за 45 минут выдать сполна каждому классу все, что положено. Помню, как я ни комбинировала уроки, ничего не получалось, первоклашки на математике увлекались разбором произведения в 3 классе, а второклашки с интересом смотрели на поделки в другом классе



Спустя две недели после начала учебы помчалась я в родные пенаты, на свой факультет, встретиться со своими педагогами Марией Ивановной Красновой, Юлией Семеновной Ляховской. Примчалась я к ним в таком отчаянии, наговорила про себя, что бездарь, и диплом-то выдали незаслуженно, и на практике у меня ничего не получается!... Долго мы проговорили тогда с Марией Ивановной. Много умных советов увезла я с собой с той встречи, а, самое главное, мы нашли оптимальный выход – ввести «ступенчатое» обучение. Это значит, первые два урока я занимаюсь только с третьеклассниками, затем к третьему уроку приходят ученики второго и первого класса, и два урока я занимаюсь со всеми вместе, затем остаюсь с учащимися первых и вторых классов. Конечно, работа пошла успешнее.

Надо сказать, нелегко складывались мои отношения с родителями. Не доверяли они мне поначалу. Помню, как «растапливала» лед первым родительским собранием, детским концертом (как же мне пригодилось умение играть на баяне!), помощью одной из семей в уборке угля с дороги в дождливую погоду.
Позднее моя хозяйка рассказывала, как всем селом судачили обо мне. Говорили, какая я заботливая, добрая, отзывчивая, повезло им с учительницей. С тех пор каждый с поклоном стал со мной здороваться. Угощали и пирогами, и молоком, и вареньем
Прижилась я на селе. И зажили мы очень дружно. На 8 Марта мы с моими учениками и учениками 5-8 классов, которые жили в этом селе, а учились в другом, за 3 км, подготовили двухчасовой концерт, на который в сельский клуб набилось столько народу, что и яблоку негде было упасть. Сколько же радости получили и взрослые, и дети! Как дороги мне и сегодня маленькие вырезки из районной газеты с заметками о моей работе сельских жителей.
Теперь мои поездки в Тульский педагогический уже были оптимистическими. Бывала я там часто. Встречалась с первокурсниками, с теми, кому предстоит поехать по распределению в малокомплектные школы. Рассказывала о своей работе. С энтузиазмом, конечно!
В одну из очередных встреч мне передали номер областной газеты «Коммунар» со статьей проректора по учебной работе ТГПИ им. Л.Толстого А.П. Плотникова «Учитель для села». До сих пор храню я эту газету, в которой он рассказал и о моей работе.
Сдружилась я за два года со всеми жителями села. Всегда со мной рядом были школьники, шли ко мне взрослые женщины с радостями и печалями. Приходилось мне не только печь топить и обед готовить моим ребятишкам, когда мать была не в состоянии заботиться о них, но и мир восстанавливать между супругами, регулярно по вторникам проводить политзанятия с трактористами и комбайнерами, помогать соседней школе в подготовке к конкурсам художественной самодеятельности
Через 1,5 года я вышла замуж. Помню, в первый день после зимних каникул вдруг в школу приехала зав. РОНО, собрались все родители. Я так тогда перепугалась, увидев всех в школьное окно! Оказыв
·ается, все родители на сходке решили просить разрешения в РОНО отпустить меня в Москву, к мужу. Говорили, что председатель возить детей в соседнее село обещал регулярно. Но я представить себе не могла, как же можно среди года бросить ребятишек, когда до соседней школы 3 километра! Я так и не приняла это предложение. Расстались мы только в июне месяце. Провожали всем селом. Много теплых слов было сказано мне. До сих пор храню я и небольшую записку, очень мне дорогую. Эта женщина так и не смогла из-за слез ничего сказать мне на прощанье. А когда я села в машину – сунула мне в руки маленький клочок бумаги из школьной тетради.
После двух лет работы я вышла замуж и переехала жить в Щербинку.
А в моем родном селе Долгие Лески после ухода мамы на пенсию в ее классе стала преподавать моя двоюродная сестра, Анисимова Надежда Михайловна, которая и сегодня, вот уже 30 лет, работает в той же школе учителем начальных классов. Как дорожим мы теми редкими встречами, которые пробуждают в нас не только чувство родства, но и духовного единения. Мы обе любим этот храм, который называют Школой. Нам всегда есть о чем увлеченно поговорить, поделиться тем, что приобретено за время нашей разлуки, вспомнить наших мам, которые были родными сестрами. Надо сказать, что моя тетя, Ольга Павловна Меркулова, никогда не учительствовала, но всегда была с детьми. Своих у нее было пятеро, да и сестре Надежде, моей маме (в честь нее и дочь назвала) по работе помогала постоянно. Писала сценарии, сочиняла стихи, песни, рисовала картины, газеты, готовила плакаты Ольга Павловна вырастила прекрасных детей. Ее старший сын, Меркулов Николай Михайлович, уже более 30 лет служит в милиции.
В 1973 Меркулова Николая вызвали в Каменский райком комсомола и предложили как лучшему представителю советской молодежи, сознательному и надежному парню, путевку на службу в милиции. От рядового постового регулировщика он дослужил до начальника УИГБДД Тульской области. Вот уже более 6 лет он занимает этот пост. Полковник милиции, кандидат технических наук. Несмотря на большие звезды и большие полномочия, он относится к категории людей, о которых говорят: будь он хоть президентом, все равно останется «своим парнем» - доступным и понятным, простым в общении и по-человечески добрым.
Я люблю наши с ним встречи. Могу часами рассказывать ему о своей работе и знаю, насколько проникновенно он воспринимает все, о чем рассказываю. С интересом слушаю и его истории. Нередко мы находили общие темы, волнующие нас обоих. Это детский травматизм на дорогах. Помню, как летом мы изучали с ним мои школьные пособия по ПДД. Может быть, и наши разговоры натолкнули его на мысль создать клубы Юных инспекторов движения. Сегодня в каждом районе Тульской области в этих клубах обучаются все мальчишки, желающие связать свою судьбу с безопасностью на дорогах. По его инициативе в г. Туле создана общественная молодежная организация «ЮИД», работа которой не раз успешно оценивалась на самом высоком уровне. Но Николай Михайлович не удовлетворился этим (вероятно, с молоком матерей мы впитали стремление не останавливаться на достигнутом, а определять новый рубеж для его преодоления).
Несколько лет назад, после защиты диссертации он воплотил в жизнь и еще одну идею. Наладил обучение школьников правилам дорожного движения и подготовку будущих специалистов для ГИБДД при политехническом университете.
Сегодня он не только начальник УГИБДД УВД Тульской области, но и доцент кафедры на технологическом факультете политехнического университета. Идея воплотилась в жизнь. В этом году он вручал дипломы об окончании университета специалистам по организации дорожного движения. Вот так судьба привела в образование и еще одного из моих близких родственников.















В г. Щербинке меня ждал новый класс. Сначала их было 47. Потом 45, 42, 38 После маленькой сельской школы вдруг увидеть столько пытливых глаз! Помню, первые ночи не спала. Было страшно. Боялась не смогу справиться, не смогу научить. Как-то потеряла веру в себя. За всю мою жизнь это было только однажды, когда их было 47. В город только приехала, знакомых нет, посоветоваться не с кем. Спасибо моему мужу, Володе. Он смог вселить в меня уверенность, что все обязательно получится.
Первый выпуск! Я не смогла его завершить в Малом Красном, не смогла выпустить и класс, впервые набранный в Щербинке, готовилась стать мамой.
И только после рождения друг за другом Иришки и Максима собрался класс, который я довела и передала в среднюю школу. Все дети дороги учителю. Но эти – особенно. Может быть потому, что вместе с ними я проходила и еще одну школу, как мама? Удивительные это ребята! Судьба разметала их в разные уголки. Прошло много лет, кто-то из них уже приводит в сегодняшнюю мою школу своих детей учиться, но вечер 2 сентября по доброй многолетней традиции – это вечер встречи в моем доме учеников моего первого полного выпуска! И их открытое письмо в журнале «Начальная школа» - самая дорогая для меня награда за все мои 30 лет работы.
«Каким внутренним богатством, душевной щедростью, безмерной преданностью своему делу, любовью к детям, которым полностью отдается его сердце и знания, должен обладать человек, выбравший профессию учителя! О таком Учителе мы и хотим рассказать.
Возможно многим из Вас знакомо имя нашего первого Учителя. Это Вера Алексеевна Илюхина, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, автор методики обучения письму «Письмо с «секретом». Сегодня она работает учителем начальных классов и завучем московской школы. А живет по-прежнему в г. Щербинке Московской области, где и прошло школьное детство каждого из нас.
Ровно 22 года назад мы пришли в школу - первый раз в I класс. Нас было более 40 человек. Мы благодарны судьбе, что преодоление первых ступеней к вершине знаний для нас начиналось вместе с этим удивительным педагогом, обладающим огромным терпением, неиссякаемым жизнелюбием и оптимизмом.
Три года мы прожили с нашим дорогим Учителем, прошли с ней по дорогам знаний и открытий. И потом еще 7 лет всегда находились рядом и часто бежали к ней за советом.
Теперь мы взрослые люди. Многим из нас уже 30. У каждого своя судьба, своя жизнь. У нас есть свои дети. Но все вместе мы по-особому счастливые люди, потому что уже 22 года продолжаем находиться рядом с нашей школьной мамой - Верой Алексеевной. Радостью и горем, счастьем и потерей мы делимся с ней и получаем от нее совет и поддержку. Ее большая душа, мудрость мысли, жизненный опыт и безграничная любовь к нам вселяют в нас оптимизм, веру в себя и в человеческую доброту.
Наверное, надо быть наделенным свыше, чтобы уметь так отдавать себя людям, ничего не требуя взамен. Вере Алексеевне подвластно душу каждого ребенка открывать особым ключиком. У нее нет любимчиков. В каждом ученике она умеет найти хорошие качества.
Наша Учительница всегда открыта для доброй встречи, как и двери ее гостеприимного дома, которые распахнуты для нас уже более двух десятков лет.
Вера Алексеевна родилась в семье своей первой учительницы 1 сентября. Узнав об этом от своих родителей в свой первый школьный день, мы сходили после уроков на ближайшее поле, набрали луговых цветов и решили еще раз поздравить ее уже дома. Когда Вера Алексеевна открыла дверь и увидела на лестничной площадке не менее полутора десятков своих учеников, она была очень удивлена и растеряна. Со слезами на глазах поблагодарила нас, извинилась, что не может пригласить в дом сегодня, так как готовится к встрече гостей, и предложила нам прийти к ней на чай на следующий день, 2 сентября. Это было ровно 22 года назад.
С тех пор - это необычный день для каждого из нас. Мы ждем его с каким-то особым трепетом в душе. Это день нашей встречи с первой учительницей и уже много лет - друг с другом в ее доме. Так разбросала нас жизнь, что с кем-то мы и видимся всего раз в году, когда приходим к Вере Алексеевне, а то и реже. С кем-то мы заранее созваниваемся, кого-то ждем на условленном месте нашей встречи и затем отправляемся к Учительнице, а кто-то вырывается на эту встречу только к 10-11 часам вечера...
Мы приходим с мужьями и женами, а кто-то и с уже подросшими детьми. Как это здорово! Для каждого из нас это незабываемые встречи. Воспоминания, песни под гитару, обмен впечатлениями о прошедшем годе, просмотр фотографий, видеокассет с наших прежних встреч... Как мы рады похвалиться своими успехами и испытать чувство гордости за успехи нашей Веры Алексеевны. Она показывает нам свои новые пособия, которые создает уже для наших детей и их учителей.
Вместе мы вспоминаем всё до мелочей. Сколько же ярких мгновений осталось в памяти из нашего школьного детства! Порой до слез смешного или, напротив, трагичного.
Наш класс, благодаря Вере Алексеевне, самый уютный в школе, был для нас вторым домом.
Вера Алексеевна всегда умела доставить нам радость за наши успехи. Придумывала различные поощрения, писала в тетрадях добрые слова, устраивала соревнования. Отправляла благодарственные письма нам и нашим родителям, всегда умела вселить в нас веру в свои силы и способности.
1 сентября среди наших детей будут и первоклашки. Как бы хотелось, чтобы их первая учительница была похожа на нашу и смогла бы оставить в их душах такой же глубокий и дорогой след, как Вера Алексеевна.
Мы надеемся, что она прочитает наше письмо.
Дорогая наша Вера Алексеевна! Помните, Вы всегда нам говорили, чтобы мы относились к людям так, как хотели бы, чтобы они относились к нам. Мы это стараемся помнить всегда. Поэтому, поздравляя Вас с днем рождения, желаем Вам добра, любви, уважения, внимания и заботы со стороны всех людей, с которыми Вы сталкиваетесь или идете по жизни рядом, ибо сами Вы владеете этим сполна! Будьте здоровы и счастливы!
Всегда Ваш 3 «Б», выпуск 1983 года»




В Щербинке я проработала свыше 15 лет. Последние годы совмещала работу учителя с работой завуча начальной школы.
На мои уроки приезжали учителя из различных уголков России. К этому времени мои ученики помогли мне сделать открытие в методике обучения письму. Именно дети помогли мне разработать такую методику обучения письму, при которой не только успешно формируется графический навык, но и происходит всестороннее развитие личности. Я открыла возможность корректировки почерка на различных этапах обученности (будь то 3-ий, 8-ой класс или один из курсов педагогического ВУЗа). Благодаря этому открытию, я увлеклась наукой, защитила диссертацию на тему «Психолого-педагогические основы формирования графических навыков и каллиграфического письма у младших школьников». Написала учебники для учеников, методические пособия для учителей (имею более 100 печатных работ по данной теме), проводила экспертизу учебников, получающих гриф Министерства образования Российской Федерации, работала со студентами педагогических ВУЗов и колледжей. Посетила со своими лекциями более 40 крупных городов России (это Уфа, и Казань, Владивосток и Сургут, С.Петербург и Самара, Якутск и Краснодар, Ростов-на-Дону и Пермь и многие другие). И сегодня я продолжаю читать свой авторский курс в институте повышения квалификации, встречаюсь с учителями России, делюсь накопленным опытом, осуществляю много, смею надеяться, нужной для других работы.
В 1995 году с несколькими своими коллегами перешла работать в московскую школу № 1071. 8 лет в этой школе вновь совмещала работу завуча и учителя начальных классов. Это были годы интересной работы под руководством опытного директора школы Заслуженного учителя РФ, кандидата педагогических наук Щербо Ирины Николаевны.
Бурная педагогическая деятельность продолжалась, всегда вспоминала наставления бабушки: «Времени не хватает тому, кто ничего не делает». Это и семинары, и командировки по городам России, и победа в номинации на конкурсе «Учитель года – 96» г. Москвы, и работа в городской аттестационной комиссии, в жюри различных конкурсов округа, Москвы, России и постоянная работа по выпуску учебников и методических пособий!... (В это же время моя дочь получает педагогическое образование и несколько лет работает в школе) Но во всем этом самым дорогим все же оставалось общение с детьми, наши с ними уроки жизни.
Я всегда помню и еще одно наставление - мамино. В то первое ученическое утро, на одном из самых первых моих уроков она рассказала притчу. Возможно, она тоже легла в основу моих жизненных принципов. Суть ее такова: вместе с рождением любого ребенка в его душе рождаются два маленьких человечка, два гномика. Один добрый и хороший, второй злой, плохой. Растет малыш, совершает поступки. Порой хорошие, порой плохие. Совершает хорошие поступки - подрастает в нем добрый гномик. Совершает плохие - подрастает злой гном. Каждый вечер, закрывая перед сном глаза, вспомни, подумай, какому из человечков ты помог сегодня больше, сделай это признание самому себе - честно и открыто. И постарайся завтра не повторить сегодняшних ошибок
Это трудно - контролировать свои действия, помогать самому себе стать лучше, чтобы рядом с тобой хотелось находиться другим, чтобы все стремились быть похожими на тебя!
Может быть, и эта притча позволила мне сформировать в себе свою учительскую позицию, взгляд на себя со стороны. Как важно не нарушать жизненные принципы, которые являются стержнем, составляющим твое призвание!




А в начале 2003 года меня ждет новый переломный момент - мне предлагают в должности директора возглавить строительство новой школы. 1 сентября 2003 года, в день моего 50-летия, наша школа принимает своих первых учеников. Нелегко далось открытие школы. Как человек заинтересованный, я не просто следила за процессом стройки. В процессе строительства я была и проектировщиком, и снабженцем, и прорабом и очень часто даже спонсором. Если надо было уговорить прораба остаться сверх положенного рабочего времени и выполнить необходимые мне расчеты по замене плитки в инвентарных комнатах на самый дешевый линолеум, с целью последующей его замены собственными силами с наименьшими затратами. Мы просчитывали, как можно сэкономить в одном месте, и провести удорожание в другом. Например, приобрести для туалетных комнат плитку более качественную и красивую).
Всю мою педагогическую деятельность рядом со мной находился мой муж – Илюхин Владимир Ефремович (ныне зам. директора по безопасности). Это моя надежная опора и самый большой помощник. Многие мои идеи при строительстве школы превратились в реальность только благодаря ему. Например, зная мою любовь к живым цветам, он нашел выход для строительства «Зимнего сада» И при завершении строительства школы по его проекту в подарок школе строители соорудили над одним из переходов прозрачный купол. Почти на 100 кв. м. расположились под ним сегодня десятки экзотических растений, которые радуют всем глаз, согревают душу, обогащают знаниями о растениях, учат любить, беречь и заботиться о живом. Зимний сад является одним из любимых мест в школе наших учеников. Уже сегодня в нем набирают цвет кисти винограда!

2005 год был годом моего 30-летия в школе. Это немалый путь. Думаю, я уже смогла оставить добрый след в образовании, которому верой и правдой продолжаю служить и сегодня.
В нашей семье сын и дочь. Сын имеет юридическое образование, дочь – из двух высших одно – педагогическое. Несколько лет работала в школе. И, кто знает, возможно, когда у нее появится семья, родятся дети, она вернется в школу. Тем более многие необходимые качества учителя она имеет от рождения. Может быть она продолжит мой путь, а, может быть, выберет свою дорогу, а мой путь продолжат ее дети, мои внуки Как знать
Мне сейчас думается, что «династийность» - это особое состояние педагога. Его нельзя приобрести в институте, вероятно, оно передается по наследству от родителей - педагогов их детям на генном уровне. И особенно тем, кому суждено рано или поздно стать педагогом.
Моя младшая сестра, Осетрова Ольга Алексеевна, (закончила ГЦОЛИФК – тренер преподаватель по велоспорту, МГУ им. М.В. Ломоносова – юрист) уже в который раз входит в спортивный зал нашей школы как учитель физкультуры. Пришла по моей просьбе среди года, чтобы выручить, заменить уволившегося учителя. На следующий год ее дочка, с которой она сейчас сидит дома, пойдет на подготовку в школу. И кто знает, может быть, Ольга задержится в школе надолго? «Сработают» гены, да и профессиональная жилка преподавателя в ней есть. А ее личный жизненный пример – необыкновенный образец для подражания. За ее плечами сложные переходы в холодных точках России с экспедицией «Метелица», она имеет десятки наград, является мастером спорта СССР. Это единственная россиянка, принявшая участие в уникальном международном переходе, который до сегодняшнего дня никто не повторил на всей нашей планете. В 1991 году 4 женщины – датчанка, американка, шведка и наша соотечественница – Ольга Осетрова совершили 850-километровый переход через Гренландию. 1,5 месяца в пути, без сопровождения, на старте – у каждой санки с грузом в 104 кг, это под силу далеко не каждому спортивному мужчине. Этот уникальный переход был описан в книге, изданной в Дании, на 123 страницах которой главным стержнем успешного осуществления перехода была именно русская девушка – моя сестра Ольга. Это о ней была передача «Сильные люди», ведущей которой была Арина Шарапова.


Жизнь продолжается. Завтра снова будет утро. И к первому уроку в школу № 2006 будем торопиться и мы с мужем, и моя сестра Думаю, наши мама и бабушка гордились бы тем, что однажды начатое дело продолжается их детьми.
Может быть, и я когда-то порадуюсь возвращению в школу моей дочери. А, может быть, и педагогическому продолжению нашей династии (насчитывающей уже более 150 лет) нашими внуками, которые, как и мы сегодня, тоже будут идти к детям, чтобы соглашаться с ними и спорить, убеждать и доказывать, вместе преодолевать трудности и испытывать радости побед. Мы будем стараться будить и разжигать в них стремление к самопознанию, поддерживать их искорки пытливости и творчества, будем учить ценить правду и распознавать ложь, любить и ненавидеть, соглашаться и возмущаться, подчиняться и бунтовать, мечтать и утверждаться. Мы научим по разному биться сердце, чтобы оно становилось добрым, чутким, отзывчивым, нетерпимым ко лжи и насилию, соблазну и нечестности и многому, многому другому. Вместе с детьми будем учиться и мы. Будем вместе мечтать, размышлять, в мечтах улетать к другим планетам, помогая друг другу для этого обретать крылья.
Это будет завтра. А сегодня мы будем готовиться к этому дню. Как уже почти целый век в нашем роду готовились к ежедневному походу в школу мои родные люди
























Литература.
1. «Поиск резервов». «Учительская газета» № 10228, 2008 г.
2. «Управление должно выйти на новый уровень». «Учительская газета» № 44 (10333). 2 ноября 2010 г., стр. 20
3. «Образ жизни – творческий поиск. Из опыта реализации программы развития школы». Сборник ОМЦ ЮЗАО «Опыт реализации программ развития школ (из опыта победителей ОУ, внедряющих инновационные образовательные программы)», стр. 24-34. Автор Илюхина В.А.
4. «Взаимодействие семьи и школы». «Взаимодействие школы и семьи: традиции и инновации» сборник научно-методических трудов. М., 2008 г., стр.46-49
5. «Взаимодействие семьи и школы». 2-я международная научно-практическая конференция «Научный поиск в воспитании: парадигмы, стратегии, практика» 25-26 марта 2009 г., стр. 10
6. «Воспитание игрой». «Игра и игрушка в образовательном процессе: результаты, проблемы, перспективы», 2009 г., стр.67-70
7. «Духовно-нравственное воспитание школьников». Журнал «Среднее профессиональное образование» № 10, 2009 г., стр. 57-59
8. «Воспитание творческой личности школьника». «Педагогические технологии формирования креативной компетентности детей и взрослых» - сборник МГПИ «Материалы V Международной научно-практической конференции», 2010 г., стр. 101-102
9.«Духовно-нравственное воспитание учащихся в сфере дополнительного образования». 3-я НПК ДО МГПИ. «Наша новая школа»: грани совершенствования» - сб. ДО г. Москвы МИОО, ЮЗАО
10. «Духовно-нравственное воспитание школьников». «Studia Neoterica», вып. № 2, 2010 г. (сборник научных статей аспирантов МГПИ)
11.«Духовно-нравственное воспитание школьников». «Вестник» МГОУ. Педагогика. № 1, 2010 г. Автор Игнатьева Е.Е.
12.«Создание комфортной образовательной среды для профессиональной реализации учителя». Сб. мат-лов «Сохранение здоровья учителя в условиях образовательного учреждения» НПК ЮОУО ДО. Москва. Ноябрь, 2010 г., стр. 15-16.
13.«От анализа работы класса к анализу работы школы». «Учительская газета» № 44 (10333). 2 ноября 2010 г., стр. 20.
14.Сайт школы: info@school2006.ru









13PAGE \* MERGEFORMAT14015



Илюхина Вера Алексеевна


Осетрова Надежда Павловна в первые годы своей работы. (1941 г.)

В Долголесковской школе

Минина Александра Матвеевна (моя бабушка) со своей дочерью (моей мамой) – Осетровой Надеждой Павловной. (1977 г.)

Осетрова Надежда Павловна со своей дочерью Верой, студенткой педагогического факультета ТГПИ им. Толстого (1971 г.)

С моих первых уроков в Малом Красном

Осетрова В.А., первый год работы в школе (1975 г.)

С Красновой М.И , 2004 г

С сестрой Анисимовой Надеждой

Меркулов Николай Михайлович, 2004год

На вручении дипломов курсантам Университета

С членами Клуба Юных инспекторов дорожного движения

Первый полный выпуск 1983 год



С уроков

На открытом уроке В.А.Илюхиной

Илюхина Вера Алексеевна – победитель конкурса «Учитель года - 96»
(Дом Кино)

С дочерью Ириной

Открытие школы

Вручение Премии В.А.Илюхиной

Зимний сад

Осетрова Ольга Алексеевна в студии телеканала НТВ на прямой передаче «Сильные люди» (1995 г.)

В центре – начальник Департамента образования г. Москвы – Кезина Л.П. и начальник ЮЗОУО Тихонов М.Ю. с коллективом школы № 2006
(2004 г.)