Рекомендации к организации режима дня



Рекомендации к организации режима дня
(из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе БАРАЗГОВОЙ Л.С.)














В специальных коррекционных образовательных учреждениях для детей с нарушениями слуха существуют разные подходы к организации воспитательной работы во внеурочное время. Воспитательная работа в условиях интерната, группы продленного дня – продолжение образовательного процесса в классе Имеются свои специфические задачи, решение которых направлено на коррекцию нарушений развития глухих и слабослышащих детей. Важнейшей задачей воспитателя является организация дня воспитанников.
Режимом дня предусматриваются основные моменты организации жизни детей: подъем, утренний туалет, зарядка, прогулка на воздухе перед завтраком, завтрак, учебные занятия, обязательная прогулка после уроков в школе, обед, активный отдых после обеда, подготовка уроков, разнообразная работа, ужин, пребывание на воздухе, отбой и сон.
Одним из условий правильной организации воспитательной работы является разумное комплектование воспитательских групп:
Для групп продленного или полного дня в школе необходимо следующее;
согласие родителей на определение их родителей на определение их детей в группу продленного дня и их активное сотрудничество с педагогами для продолжения коррекционно-развивающей воспитательной работы в семье:
наличие коллектива специалистов-сурдологов, выполняющих обязанности воспитателей групп;
Наличие помещений для внеклассной деятельности школьников; классных комнат, площадок для игр, труда, отдыха на воздухе и т.д. соответствующих санитарным нормам;
Звукоусиливающая аппаратура и современные технические средства обучения;
школьная мебель, дидактическое оборудование, игры и игровые предметы, спортивный инвентарь, отвечающие гигиеническим требованиям и пригодные для внеклассных занятий, детских игр;
помещение для организованного питания воспитанников, проведения кружковой работы, досуга
Важное значение в организации режима дня имеет четкость в осуществлении всех видов внеклассной работы.
При составлении недельного расписания можно рекомендовать предусмотреть следующие виды внеклассной деятельности воспитанников:
Виды внеклассной, групповой работы

Виды деятельности
кол-во занятий в неделю в 0 - 5 кл.
кол-во занятий в неделю в 6 - 8 кл.

Виды деятельности до самоподготовки

Прогулки, экскурсии
3 - 4 раза
3 - 4 раза

Подвижные игры
3 - 4 раза
4 - 5 раз

Общественно - полезный труд на све. воздухе.
2 - 3 раза
2 - 3 раза

Спортивные игры
2 - 3 раза
4 - 5 раз

Посещение: музеев,выставок, театров, парков, ззопарков и т.д.
Кружковая работа
1 - 2 раза
2 - 3 раза

Виды деятельности после самоподготовки

Внеклассное чтение
1 - 2 раза
2 раза

Подвижные игры
5 - 4 раза
4 - 3 раза

Рисование
1 - 2 раза
1 раз

Лепка
1 - 2 раза
 

Сюжетно - ролевые игры
2 - 3 раза
1 - 2 раза

Дидактические игры
2 - 3 раза
2 раза

Беседы на политические, патриотические, нравственные и др. темы
1 - 2 раза
2 - 3 раза

Бытовой труд
1 раз
1 - 2 раза

Занятия по ОБЖ
1 раз
1 раз

































На выполнение домашних заданий в /-// классах выделяется до 1 часа, в II1-IV до 1,5 часа, в V-VHI до 2 часов, в IX-XII до 2,5 часа. Внеклассная работа в группе должна включать в себя разнообразные виды деятельности детей и проводиться ежедневно. Продолжительность одного внеклассного занятия для подготовительного /-// класса до 30 минут, IV- V до 45 минут.
Для того чтобы внеклассная работа проводилась систематически, воспитатель составляет план-сетку занятий в своей группе, который утверждается заместителем директора по воспитательной работе.
При составлении расписания исходить из общешкольного режима дня (учитывать занятости воспитанников в школе, в кружках и т.п.).
При составлении расписания внеклассных занятий
предусматривается обязательная смена видов деятельности (по содержанию работы, форме организации и проведения).
Для учащихся подготовительного / - V классов посещение внеклассных занятий, определенных в режиме дня, является обязательными.
Школьники, принимая участие в разнообразных видах деятельности предусмотренных режимом дня, углубляют и закрепляют знания, полученные на уроках, приобретают новые знания и умения, необходимые им в жизни и быту, овладевают специальным словарем и фразеологией. На этих занятиях выявляются и развиваются творческие способности детей. И что особенно важно, разнообразную информацию, определенные знания, умения дети получают не в официальной классной обстановке, а в условиях, по возможности, приближенных к домашним.
Работа в группе должна организовываться воспитателем так, чтобы каждый из воспитанников чувствовал себя не столько обязанным чему-то учиться (как этого требует урочная обстановка), сколько активным участником интересных и увлекательных дел, возглавляемых воспитателем (игр, чтения художественной литературы, разнообразных поделок и пр.).
Смена обстановки и условий, в которых проходят внеклассные занятия, изменение содержания, форм и видов работы во внеклассное время - все это способствуют снижению утомляемости детей, повышению работоспособности и положительно влияет на их общее и речевое развитие.
Однако режим дня ни в коей мере не должен сковывать инициативу детей. Необходимо предоставлять им возможность заниматься любимым делом в свободное время (принимать участие в кружковой работе, заниматься спортом и т.д.
Режимом не только предусматривается занятость учащихся в течении дня разнообразными видами труда и отдыха, не только регламентирует распорядок по школе - интернату. Каждый элемент, включенный в этот распорядок, руководится и направляется воспитателем. Воспитатель заботится о том, чтобы подъем проводился без излишней затяжки и торопливости, физзарядка проходила организованно и по определенной программе упражнений постели убирались тщательно в установленном для всех порядке, умывание, чистка зубов, а также одевание со всей тщательностью. Он воспитывает у детей навыки культурного приема пищи и т.д. При всем этом преследуется цель - приучать детей к самостоятельному, осмысленному выполнению режима, обогащать их словесную речь всячески стимулируя ее и используя для этого различные ситуации.

Организация речевого общения воспитанников
Одним из специфических видов деятельности воспитателя в школе глухих является работа по развитию речи воспитанников.
Во внеклассное время воспитатель, продолжая работу учителя, активизирует словесное общение детей в процессе их разносторонней деятельности во время проведения режимных мероприятий, прогулок, подготовки к праздникам, в процессе бытового и общественно-полезного труда, подготовки уроков, игр внеклассного чтения и др.
В работе по развитию словесной речи воспитанников воспитатель руководствуется требованиями программы по русскому языку. Вместе с учителем он определяет лексический материал, типы предложений и формы слов, которые должны быть усвоены учащимися и употребляться в их самостоятельной речи. При этом воспитатель должен руководствоваться следующими основными требованиями:
1. В общении с детьми он использует только устную, письменную, а также дактильную речь.
Впервые же дни пребывания в школе дети знакомятся с обращениями, выраженными в устно-дактильной форме. Воспитанники воспринимают речь с губ и с руки воспитателя. В помощь восприятию с руки используются карточки с напечатанными на них печатной форме словами и фразами. Воспитатель задает детям вопросы и предлагает ответить на них; дает поручения; использует любую ситуацию, вызывающую у них потребность в речи.
Если воспитанник не может ответить на вопрос или выразить свою просьбу, воспитатель показывает как надо ответить или попросить. Подражая речи воспитателя, дети приобретают умение обращаться к своим товарищам и воспитателю с простейшими просьбами и вопросами, понимать и выполнять поручения.
В обучении разговорной речи предусматривается использование и письменной формы речи. С этой целью воспитатель наряду с устным обращением к воспитанникам систематически прибегает к письменному; на доске пишется задание и вопросы. Этому же служат и таблички.
2. Речь воспитателя должна быть образцом для подражания воспитанниками (слитной, четкой с соблюдением ударений, интонаций и т.п.)
3. Воспитатель обязан знать уровень речевого развития воспитанников данного класса. По образцу перечисленный в программе по языку типовых фраз воспитанники составляют фразы для общения в интернате.
4. Помимо обязательного словаря и фразеологии определенных в программе по русскому языку воспитатель способствует овладению воспитанниками специальным словарем и фразеологией необходимым для общения на различных внеклассных мероприятиях при проведении режимных моментов.
На внеклассных занятиях отрабатывается произношение специальной терминологии. С этой целью на каждом занятии выделяется время для работы над трудно произносимыми словами. Новые слова следует писать на доске или табличках, поставив ударение и в случае необходимости надстрочные знаки.
Сказка, рисовать, праздник
Воспитатель должен знать возможности каждого из своих воспитанников в пользовании им устной речью (насколько ребенок понимает обращенную к нему речь и как он может говорить сам).
5. Воспитатель должен следить за качеством устной речи, внятностью произношения, не допуская резких отклонений от норм, установленных программой данного класса.
III. РУКОВОДСТВО ПОДГОТОВКОЙ УРОКОВ
Подготовка уроков имеет важное значение в системе учебно-воспитательной работы с глухими детьми.
Успешное выполнение школьниками домашних заданий зависит, прежде всего, от того, насколько требования, предъявляемые воспитателем к их работе на самоподготовке, едины с требованиями учителя. С этой целью между воспитателем и учителем постоянно поддерживается тесная взаимосвязь. Она осуществляется путем совместного планирования работы и ежедневных контактов. Желательно чтобы учителя заблаговременно информировали воспитателей о всех домашних заданиях. Это легко осуществить, если учителя ведут тематическое планирование материала, предусматривая при этом задания на самоподготовку.
Воспитатель имеет возможность ежедневно оценивать объем и характер знаний, полученных учащимися, соотношение заданий по разным предметам, видеть, какая нагрузка падает на учеников по всем предметам. О своих наблюдениях воспитателю следует сообщать учителю.
Установлению преемственности в выработке единых требований к учащимся способствует посещение воспитателем уроков.
Посещая уроки в классе и наблюдая за самоподготовкой учащихся в интернате, беседуя с учителями, воспитатель выявляет состояние знаний каждого воспитанника, причины пробелов в знаниях и совместно с учителем решает, как организовать индивидуальную работу, как лучше помочь им в учебе.
Совместная работа воспитателя и учителя дает возможность выработать единые требования к учащимся, развить у них навыки самостоятельной работы, научить их рациональным методам выполнения заданий.
Перед началом учебного года следует подготовиться к проведению учебных занятий, изучить школьные программы и объяснительные записки к ним. В начале каждой учебной четверти воспитатель должен получить разъяснения учителей по наиболее трудным разделам программы, ознакомиться с учебниками, прочитать соответствующую методическую литературу, подобрать и изготовить вместе с учащимися или их шефами наглядные и дидактические пособия.
Воспитатель должен тщательно готовиться к каждому занятию с детьми. Прорешать задачи, продумать выполнение письменных заданий, прочитать статью в учебнике и определить вопросы, которые он предложит детям при проверке устных заданий. Предусмотреть, кого из детей нужно тщательно проверить, кому предоставить самостоятельность в выполнении работы. Для лучшего усвоения учащимися задания подготовить наглядные пособия, дополнительный раздаточный материал. Предусмотреть, чем занять воспитанников, выполнивших задание раньше своих товарищей, как использовать естественные ситуации и создавать искусственные для организации общения между учащимися словесной речью.
Особое внимание следует уделить словарю специфичному для занятий по самоподготовке, выделяя тот материал, который дети должны использовать в своей самостоятельной речи. Это наиболее употребительные необходимые вопросы, просьбы, с которыми учащиеся обращаются к воспитателю и друг другу.
(Что задано по математике? Какое задание по чтению?
Я выучил стихотворение. Я решил /а/ примеры
Сначала я повторил /а/ правило, затем выполнил /а/
упражнение.
Посмотрите, пожалуйста, как я написал /а/. Можно помочь Вове.
Сядь рядом с Толей и помоги ему.
У кого самая чистая тетрадь? У кого самая хорошая работа?
Почему ты не выполнил задания?
Обязательно предусматривается материал, характеризующий отношение учащихся к работе, их взаимоотношение, бытовой словарь. (Вова работал прилежно. Работал старательно. Был рассеян. Решил пример быстро и правильно.
Вова работал лучше, а Толя хуже. Вова работал быстрее, Толя медленнее. С кем ты учил стихотворение? Нужно сидеть прямо.
У тебя костюм в мелу. Написал чисто и красиво. Скажи Тоне, чтобы она писала аккуратно. Скажи Вове, чтобы он работал самостоятельно. Попроси Тоню проверить свою работу. Не отвлекайся.
При подготовке к занятию воспитатель должен продумать организацию и содержание слуховой работы с учащимися, предусмотрев при этом разумное чередование фронтальной и индивидуальной работы.
В процессе подготовки уроков на первый план выдвигается задача закрепления и применения на практике знаний, полученных на уроке, развивается навык самостоятельной работы.
Воспитание самостоятельности в приобретении знаний в школе для глухих детей особенно важно, так как наблюдение за глухими учащимися показывает, что подавляющее большинство из них не умеет работать без помощи старших, не уверены в своих силах, постоянно требует подтверждения правильности того, что они делают.
Успешное выполнение уроков школьниками находится в прямой зависимости от трех основных компонентов: условий организации работы, качества урока и проведения самоподготовки.
К основным условиям самоподготовки школьников в интернате следует отнести следующее: приготовление уроков целесообразно начинать после обеда и продолжительного отдыха детей с обязательным 1,5 - 2-х часовым пребыванием на воздухе. Во время отдыха детей может быть проведена прогулка, общественно-полезный труд, игры.
Если во время прогулки школьники принимали участие в играх, которые их чрезмерно возбудили, то за 30 минут до окончания прогулки необходимо переключить их внимание на тихие игры, спокойный разговор. Недопустимо, когда школьники после прогулки приходят на подготовку уроков возбужденными и долго не могут включиться в работу.
Самоподготовку необходимо начинать в спокойной обстановке точно по режиму дня. Это приучает школьников к аккуратности, обеспечивает выработку чувства дисциплинированности. Систематическое же выполнение домашних заданий повышает работоспособность учащихся, у них вырабатывается привычка, а затем потребность в расширении знаний полученных на уроке, возрастает интерес к предмету.
Прежде чем приступить к выполнению заданий школьник должен приготовить свое рабочее место: убрать лишние предметы, приготовить дневник, книгу или тетрадь.
Подготовка домашнего задания начинается с того, что воспитатель выясняет, кто из воспитанников и как отвечал на уроке, какие отметки получил, затем уточняется расписание уроков на следующий день, учебное задание, порядок его выполнения, время на подготовку каждого предмета. После чего учащиеся приступают к работе. Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок. Каждый ученик, начиная с первого класса, обязан знать задание учителя по каждому предмету. И в то же время необходимо учитывать, что учащиеся младших классов могут не запомнить инструктивных указаний учителя, поэтому воспитателю следует сделать самое краткое указание, как нужно выполнять задание. Иногда можно показать образец выполнения, предложить учащимся следующие вопросы «Кто знает, как нужно делать эту работу? А как ты думаешь?»
Задача воспитателя следить, чтобы дети не забывали указания учителя и применяли наиболее рациональные приемы учебного труда. Эти приемы в виде памяток можно вывесить в уголке школьника: «Учись читать», «Как выполнять письменную работу» и т.д.
С первых минут занятия все дети должны активно включиться в работу.
Мера самостоятельности детей в выборе порядка и последовательности выполнения учебных заданий во многом определяется их возрастом и умением самостоятельно распределять свое время. В 1-м классе и даже во П-м классе воспитатель сам устанавливает порядок в выполнении учебных заданий. Постепенно развивая самостоятельное мышление младших школьников, приучая их рационально использовать свое время. Воспитатель создает условия, при которых уже в III и IV-x классах выбор порядка и последовательности в выполнении работы можно предоставить на усмотрение самих детей, рекомендуя при этом начинать выполнение домашних заданий с наиболее трудного предмета, например, математики или русского языка. Воспитатель следит за тем, чтобы дети начали подготовку математики или русского языка с повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике сравнили с классной работой и лишь после переходили к выполнению письменной работы.
Большое значение для успешного проведения самоподготовки имеет конкретная помощь воспитателя ученикам в приобретении определенных умений и навыков. Степень помощи и контроля воспитателя учащимся различного возраста и разного этапа работы /в начале изучения темы и при ее завершении/ над той или иной темой должна быть различной.
Младшим школьникам нужно помочь утвердиться в своих силах, почувствовать доступность задания. Воспитатель внимательно следит за каждым учеником, поощряет старательность, указывает на недостатки, показывает правильные приемы работы, учит правильно произносить материал устной речи. Воспитатель поддерживает инициативу детей в использовании словесной речи и так организует работу, что пробуждает у них стремление говорить.
Даже при таком активном вмешательстве воспитателя часть задания ученик должен выполнять самостоятельно. Постепенно у учеников вырабатывается навык самостоятельной работы. Знакомый вид задания они уже могут выполнять самостоятельно. Но, если появляется новый вид работы, мера помощи воспитателя возрастает.
В III-IV классах во время самоподготовки воспитатель только в необходимых случаях оказывает помощь учащимся. При этом помощь воспитателя должна стимулировать активность и самостоятельность самих детей. Если воспитатель ограничивается тем, что подсказывает готовый ответ, решает за ученика задачу, исправляет ошибку, не доводя ее до сознания детей, он обрекает их на умственную пассивность.
Важно учить детей и работе с учебниками, прививая им навык самостоятельно пользоваться учебником, наглядными пособиями, разъяснять им значение и цель выделенного в тексте абзаца, отдельных слов и т.д.
Учить детей самостоятельной работе очень важно и при подготовке ими устных заданий. Надо приучать их проверять себя: пересказать вслух прочитанное, в «уме», учить на память осмысленные отрывки стихотворений.
При подготовке учащимися урока воспитателю важно проследить, чтобы дети не зазубривали механически, а понимали и запоминали то, что изучают. С этой целью чаще ставить перед учащимися вопрос: «А почему так надо?»
Если ни указания, ни наводящие вопросы не приводят ученика к правильному решению, значит, материал урока усвоен им плохо. Проводить объяснение и превращать самоподготовку в урок не следует. Воспитатель должен предложить ученику приступить к выполнению следующего задания, а о трудностях, с которыми встретился ученик, сообщить учителю.
Для того, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях учащихся, воспитателю необходимо иметь запас карточек, которые он может систематически давать для индивидуальной работы.
Для сильных учеников также необходимы индивидуальные задания, рассчитанные на более глубокое изучение материала. Желательно, чтобы эти задания носили творческий характер, например: решение задач по занимательной грамматике, математике, поделка наглядных пособий, конструирование моделей. Эти задания не обязательны для учащихся и выполняются после самоподготовки.
Одним из существенных путей воспитания самостоятельности учащихся является выработка у них навыка самоконтроля. Это лучший метод проверки выполнения задания. Написал - проверь, выучил -расскажи.
Воспитатель проверяет знания детей в процессе подготовки уроков. Проверку выполнения заданий он проводит, прежде всего, у слабых, при этом добивается, чтобы воспитанник осознал ошибку и сам исправил её, применяя правила и знания, полученные на уроках.
Следует широко практиковать и взаимную проверку по устным предметам /парами, группами/.
Учеников, закончивших приготовление уроков, после того, как задание проверили, не следует задерживать в классе до окончания работы всей группы. Однако воспитатель всегда должен знать, где они находятся и чем заняты. С этой целью он может договориться с библиотекарем или пионервожатой, чтобы дети, выполнившие уроки, могли быть под их наблюдением в читальном зале, пионерской комнате или на прогулке.
IV. РУКОВОДСТВО ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
ШКОЛЬНИКОВ
Трудовое воспитание для глухого ребенка имеет огромное значение и как средство корригирующее его личность, и как цель его дальнейшей жизни. Труд развивает комбинаторные способности глухих, позволяет им постичь ту точность форм и красок, какие слышащий воспринимает в словесных образцах и формах. В труде глухой оттачивает свое мышление и с наибольшей глубиной и действенностью овладевает словесной речью. Вот почему трудовое воспитание занимает большое место в общей воспитательной работе школы для глухих детей.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы воспитанник самостоятельно и осмысленно выполнял любую работу. В связи с этим приучать детей к труду надо постепенно, начиная с самых легких простых заданий, учитывая возраст детей, их способности. Воспитатель должен следить за правильностью и систематичностью работы воспитанников, направлять их на нахождение правильных решений при выполнении работы самостоятельно, опираясь на их практический опыт, знания, полученные на занятиях.
В воспитании трудолюбия имеют большое значение те виды труда, с которыми дети сталкивались с первых дней обучения в школе: самообслуживание в различных его формах и видах, работа на пришкольном участке, общественно-полезный труда и т.д.
Самообслуживание включает в себя уход учащихся за своей одеждой, уборку помещения, пришкольной территории, дежурство по классу, столовой, спальне, школе, уход за комнатными растениями, за животными, находящимися в уголке живой природы и т.д.
Простота и доступность этого вида труда делает возможным активное участие в нем детей, начиная с первого года обучения.
В первые годы пребывания в школе /подготовительный, первый классы/ дети учатся выполнять работу по самообслуживанию через подражание воспитателю. Они внимательно наблюдают, как повторяется каждая отдельная операция и повторяют действие. Воспитатель постепенно от операции к операции ведет их к конечному результату. На этом этапе обучения очень важно вселять уверенность в их силы и возможности, внимательно следить за каждым движением ребенка, одобряя всякую удачную попытку, помогая исправлять ошибки. Особое внимание следует уделять индивидуальной работе с физически ослабленными детьми, которым трудно овладеть разнообразными практическими навыками.
Однако если все только объяснять и показывать, то у детей будет развиваться способность запоминать, подражать, культивироваться способность исполнителя и не будут развиваться творческие способности.
Для развития творческих способностей и мышления детей во время трудовых процессов необходимо использовать их жизненный опыт и знания, полученные на уроках. Так, на первых занятиях в подготовительном классе не всегда целесообразно начинать объяснение с показа, можно спросить детей, кто из них знает, как надо делать /часть работы или всю её/. Например: Как нужно застелить кровать? Что положить на кровать сначала, затем, потом? Как положить правильно и т.д.
При первоначальном обучении выполнению трудовых операций воспитатель демонстрирует все движения в замедленном темпе.
Показ отдельных трудовых операций может быть фронтальным для всех учащихся или индивидуальным /для одного, двух учеников/.
Кроме того, большую помощь в этом могут оказать и разнообразные наглядные пособия. Демонстрация всех видов наглядности очень повышает активность учащихся, делает их труд осмысленным, целенаправленным и более качественным.
Содержание плакатов и таблиц может быть разнообразно. Это и рисунки отдельных предметов /материалов и инструментов/, помогающие запомнить их названия; и наглядно-предметная таблица последовательного выполнения операций с рисунками материалов, словарем, планом работы или инструкцией.
На внеклассных занятиях по самообслуживанию воспитанники только знакомятся с правильным выполнением той или иной трудовой операцией. Закрепление этих знаний, выработка стойких трудовых навыков, происходит каждодневно в процессе систематического участия школьников в трудовой жизни школы-интерната.
Привлечение воспитанников к участию в общественно-полезном труде требует от воспитателя знаний возрастных особенностей воспитанников, их физического развития. Участие воспитанников в различных трудовых делах может явиться хорошим стимулом для развития их речевого общения. Выполняя различные трудовые операции, воспитанник все время испытывает потребность обратиться с просьбой или вопросом. /Дайте мне, пожалуйста, мыло. Можно принести горячей воды/, сообщить о своей работе /Я вымыл пол/.
Для того, чтобы выполнить трудовую операцию, ученик должен понять поручение воспитателя данное ему в словесной форме /Убери в шкафу. Полей цветы. Открой форточку. Застегни рубашку/, сообщать о выполненном действии /Я застегнул рубашку/, уметь ответить на заданный вопрос, передать поручение воспитателя товарищу /Ты пришил пуговицу. Валя, Н.П. велела тебе подмести пол в классе/ \
Для развития словесной речи учащихся воспитателю необходимо использовать каждую возникшую у детей потребность в общении. /В столовой, в спальне, умывальне, раздевалке и т.д./.
Использование создавшейся ситуации является ценным, но случайным приемом. При подготовке к занятию воспитатель должен идти по пути создания нужных ситуаций. Так, по заданию воспитателя дети приступают к уборке класса. Однако «оказывается», что у них нет нужного инвентаря, отсутствие которого создает необходимость в словах. Это помогает воспитателю включать нужные для закрепления слова и фразы в активную речь детей /У меня нет ведра, мне нужно ведро/.
При этом воспитателю целесообразно сочетать индивидуальную и фронтальную работу, обязательно привлекая внимание всех учащихся к возникшей ситуации.
В самостоятельную речь учащихся этот речевой материал вводится постепенно в процессе каждодневной работы по самообслуживанию, различных дежурств, уборки помещений, пришкольной территории и пр.
V. ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА ВОСПИТАННИКОВ
\прогулки, игры, занятия по интересам/
Большую часть свободного от учебной работы времени школьники проводят на воздухе. Местом отдыха может быть школьный двор, пришкольный участок, близлежащий городской парк, сквер.
Прогулки необходимо делать целенаправленными и по возможности разнообразить их содержание. Организация целенаправленных прогулок это не только источник активного отдыха, но и средство развития у детей интереса к окружающему миру, наблюдательности, речевой активности.
Дети во время прогулки, особенно в зимнее время, должны находиться в активном движении.
Содержание прогулки может быть экскурсия в природу. Как правило, накануне экскурсии в природу воспитатель, чтобы подготовить к ней учащихся, проводит предварительную беседу. Во время беседы он отвечает на все интересующие детей вопросы, сообщает им что надо взять с собой, на что обратить внимание, что следует собрать, зарисовать или записать. Таким образом, воспитатель подготавливает детей к восприятию того, что они увидят во время прогулки.
Во время выходов в природу всем воспитанникам даются различные задания, например: собрать листья деревьев, цветочные семена, пронаблюдать какие растут в парке деревья, зарисовать наиболее понравившийся уголок природы в парке, передать в рисунке погоду и пр.
Во время прогулок и экскурсий, нужно найти подходящие слова, характеризующие увиденное. Например, на стройке: строительная площадка, строительный материал, строители, кран, ковш, экскаватор.
После таких прогулок может быть проведена целая серия занятий: организация выставки поделок из природного материала /веток, шишек, листьев/, зарисовки увиденного, заметки в стенную газету и пр.
Прогулки и экскурсии являются хорошим стимулом, побуждающим учащихся к активной словесной речи. Учащихся всегда интересует содержание прогулок или экскурсий. Это вызывает у них целый ряд вопросов: Куда пойдем? Когда пойдем? Где будем? Что увидим? и т.д.
Прогулки и экскурсии служат также и развитию повествовательно-описательной речи школьников. Так, по возвращению с прогулки, учащиеся записывают наблюдаемые явления природы сначала в тетради, затем могут оформить таблицу «Изменения в природе».
Наблюдение за окружающей жизнью всегда сопровождается и выражением отношения к ней. Поэтому работа по развитию речи детей в связи с прогулкой и экскурсией способствует также выработке у детей умения выражать свое отношение, эмоции, волевые побуждения, например: Я очень люблю раннюю весну. Я долго любовался ледоходом. Мне нравится весенний день.
Помимо экскурсий в природу воспитатель проводит экскурсии, которые знакомят воспитанников с новейшими достижениями науки, техники, формируют их интересы, способствуют развитию словесной речи. Кроме того, во время экскурсий устанавливается контакт и общение между глухими школьниками и слышащими людьми. Экскурсии могут проводиться воспитателем совместно с учителями предметниками или родителями.
Во время прогулок проводятся разнообразные игры, которые помогают лучше узнать детей, объединить и организовать их.
Воспитатель должен заранее продумать, как организовать игру, чтобы она была живой, увлекательной и интересной, и в то же время воспитывала детей. При подборе игр воспитателю также необходимо учитывать возрастные, психологические, физиологические особенности глухих детей, их способности, навыки, умения, интересы. Учащиеся младшего школьного возраста с увлечением играют в игры с природным материалов с песком, водой, снегом; в разнообразные подвижные игры, настольные игры. Школьников IV-V классов привлекают спортивные игры - футбол, хоккей, теннис. Учащиеся этого возраста любят и игры-путешествия с элементами соревнований, различные викторины, конкурсы, познавательные игры.
Во время прогулок дети играют в знакомые им игры самостоятельно или под руководством воспитателя.
Для разучивания с учащимися новых игр под руководством воспитателя выделяется специальное время в расписании внеклассной работы.
Речевой материал к игре подбирается воспитателем заранее и соответствии с ее содержанием и с учетом того, чтобы на протяжении всей игры обеспечить детям общение словесной речью. Если учащиеся еще не могут самостоятельно пользоваться словесной речью в игре, то целесообразно фразы, необходимые для их общения, писать на карточках, плакатах, табличках или на доске /если игра проходит в помещении/.
Несмотря на то, что при проведении некоторых игр можно использовать много речевого материала, злоупотреблять этим не следует.
Необходимо помнить, что игра должна вносить оживление в жизнь детей, быть для них отдыхом от учебного труда, вызывать хорошее бодрое настроение. Перегрузка же речью может вызвать у детей усталость и нежелание играть.
В свободное после подготовки уроков время, школьники занимаются разнообразной деятельностью: чтением художественной литературы, газет, журналов, лепкой, рисованием, моделированием, конструированием, подготовкой инсценировок, разучиванием стихотворения и пр.
Эти занятия не должны быть похожи на уроки. Для этого в первую очередь, нужно продумать в каких условиях будут они проводиться. Принимая во внимание то, что внеклассная работа организуется после напряженного учебного дня, когда учащиеся утомлены, не только умственно, но и физически, в теплое время года необходимо все внеклассные занятия проводить на открытом воздухе.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы выбрать нужную и интересную для детей тему занятия. Для этого он должен хорошо знать интересы своих воспитанников и учитывать их при определении темы занятия. Важно хорошо продумать содержание занятия и методику его проведения, организовав работу так, чтобы она проходила увлекательно и интересно. С этой целью можно рекомендовать воспитателю даже в самые серьезные дела вносить элемент игры: широко практиковать загадки, задачи-шутки, конкурсы на лучшие работы, лучшее оформление класса, лучшую стенгазету и пр. И в то же время обязательно предусмотреть практическую направленность внеклассных занятий характерную для каждого вида деятельности /на внеклассном чтении - больше читать, на занятия по игровой деятельности - играть.
При проведении внеклассной работы следует широко использовать наглядный и дидактический материал, разнообразные технические средства.
На внеклассном занятии воспитатель должен дифференцированно подходить к учащимся. Тем из них, кто проявляет заинтересованность в работе по какому-нибудь виду деятельности, представляется большая самостоятельность, /например, чтение книг по выбору самого учащегося/. С остальными учениками проводится большая индивидуальная работа, помогающая развивать их интересы и склонности.
Могут быть совместные занятия, на которых старшие школьники обучают своих младших товарищей играм, рассказывают о прочитанных книгах, проводят викторины и т.п.
Такие занятия бывают, полезны и интересны как для учащихся младшего школьного возраста, так и старшим ребят. В процессе подготовки к ним старшие стараются возобновить в памяти тот материал, с которым они придут к малышам, отработать необходимый для общения с ними словарь и фразеологию. Младшие также готовятся к встрече со старшими, повторяют знакомый им материал на тему предстоящей встречи.
В зависимости от задачи, которая ставится перед каждым занятием конкретно, решается вопрос и о форме его проведения. Совместные занятия учащихся разных возрастных групп могут проводиться в форме соревнований, КВН, викторин бесед, совместной подготовки к праздникам и т.п.



15