Урок истории «Искусство строителей пирамид»


Тема урока: Искусство строителей пирамид.
Цели урока:
Анализируя памятники культуры Египта, научить объяснять особенности архитектуры и изобразительного искусства, связанные с религиозным представлением древних египтян.
С помощью исторических фактов, понятий научить объяснять, почему
достижения искусства Древнего Египта стали образцами для многих
современных цивилизаций.
Научить давать собственную оценку о должном и справедливом в отношении порядков египетского общества (повинность египтян работать на строительстве пирамид.)Этапы урока Действия учителя Действия учеников
I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. Демонстрация иллюстраций с изображением пирамид.
-Скажите, ребята, вы узнали, какие сооружения были изображены на слайдах?
- Значит , тема сегодняшнего урока
« искусство строителей пирамид.
– Какое впечатление на вас произвели эти сооружения?
- Предлагаем вашему вниманию археологические справки по некоторым видам пирамид
1.Египетские пирамиды — величайшие архитектурные памятники Древнего Египта.
При упоминании египетских пирамид, как правило, имеют в виду Великие Пирамиды, расположенные в Гизе, неподалёку от Каира.
Крупнейшая из них - пирамида Хеопса, второго фараона IV династии. Эта пирамида до сих пор остается самым большим архитектурным творением рук человеческих. В основании она представляет собой квадрат со стороной 227,5 метров. Высота при строительстве - 146,6 метров, а сейчас пирамида на 9 метров ниже: верхние камни упали во время землетрясений.
2. Вторая по величине пирамида Гизы принадлежит фараону Хефрену. Она была построена на 40 лет позже первой. Иной раз кажется, что пирамида Хефрена даже больше, чем Хеопса. На самом деле она немного меньше. Сторона квадратного основания пирамиды Хефрена - 215 метров. Высота - 136 метров. Впрочем, в древности, как и пирамида Хеопса, она была на 9 метров выше. Угол наклона острее, чем у первой пирамиды: 53o8'. Здесь более четко просматривается весь комплекс сооружений, состоящий из храма в долине, дороги, храма мертвых и собственно пирамиды. Нижний храм, в котором когда-то стояли 25 статуй фараонов, известен тем, что здесь, на пороге царства мертвых, была произведена мумификация Хефрена– Как вы думаете, легко ли было
построить пирамиду без машин и техники, которой тогда не существовало в Египте?
- Ребята, согласитесь, что смотря на эти уникальные , огромные по размеру, тем более, сохранившиеся до наших дней пирамиды, можно сделать вывод, что строительство их занимало много времени и сил жителей Египта.
Фиксируем факт на доске:
Строительство пирамид занимало
много времени и сил египтян.
– Давайте узнаем, для кого возводили египтяне эти грандиозные сооружения.
–Для этого открываем учебник на с. 68 и работаем с текстом. ( чтение по ролям). Прочитайте вопрос к тексту.
– Какое противоречие вызвало удивление Антошки? 2
– Какой возникает вопрос? 1
Обобщая ответы учеников, фиксируем на доске учебную проблему:
Почему египтяне тратили так много сил ради одного фараона? ( Пирамиды)
Ученики высказывают различные
мнения, которые сводятся к тому, что
эти сооружения поражают своими огромными размерами, вызывают восхищение, удивление, восторг поповоду того, как можно было это всё
построить вручную, без техники.
Выступления учащихся с краткими сообщениями о пирамидах ( иллюстрации на слайдах)
Ученики делают вывод о том, что строительство пирамид занимало
много времени и сил египтян.
\
Читают текст на с. 68.
– Антошку удивило, что столько сил и времени потрачено ради одного человека – фараона. 2
Высказывают свои варианты учебной проблемы. 1

Фиксируют главный вопрос урока в тетради.
II. Версии. – Какие у вас есть предположения,
версии решения проблемы? 2( слайды презентации)
Фиксирует версии на доске ключевыми словами:
1) заставляли;
2) боялись;
3) любили. Предполагаемые версии:
– египтян заставляли работать на строительстве пирамид;
– люди боялись своего фараона и вынуждены были подчиняться ему;
– египтяне любили фараона, потому
что считали его главным в государстве. 2
III. Актуализация знаний. – Что мы уже знаем по этой проблеме?
Фиксирует ключевые слова на доске.
Знаем:
1.Дайте определение понятиям : культура, искусство.
2. 35 тыс. л.н. – первобытное искусство (наскальные рисунки, магия, мифы).3. 3000 г. до н.э. – образование в Египте единого государства во главе с фараоном.
4. Необходимые условия для загробной жизни египтян: мумия, гробница,
«Книга мёртвых», чтобы пройти суд
Осириса. Отвечают на вопросы в учебнике на с. 64 из рубрики «Вспоминаем то, что знаем». 1
IV. Планирование деятельности. – Что нам надо узнать для решения проблемы? 3
Опорными словами фиксирует план
действий на доске.
Надо узнать
(план действий):
1. Как личность фараона была связана с религиозными представлениями?
2. С какими богами египтяне ассоциировали фараона? 4 Определяют план действий по решению проблемы. 3
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).
Продолжаем работу с учебником
– Как называется 1-й пункт § 9? Как
вы думаете, кого в Египте могли сравнивать с живым богом? 2
Ключевыми словами фиксируем на доске под первым пунктом плана действий: фараон – живой бог.
– Используя текст
(п. 1, с. 64–65),
попробуйте объяснить, почему жители Древнего Египта считали, что страна будет существовать, пока ими правят фараоны? 2 3
-Как называется 2 пункт? Ответьте на вопрос2 ст 68
Перечислите, какие науки и искусства необходимы были для строительства пирамид?( ответ зачитайте) Ученики читают название первого
пункта и высказывают свои предположения о том, что с живым богом в Египте сравнивали фараона.
Дети индивидуально, самостоятельно в течение нескольких минут
работают с текстом учебника, выполняя задание.
Ученики по желанию высказывают
свои мнения.
– Жители Древнего Египта думали,
что страна будет существовать благодаря фараону, потому что, во-первых, считалось, будто само Солнце – Ра – было отцом фараона. Во-вторых,
фараон являлся живым воплощением
бога Света – Гора. Поэтому фараону,
как и богам, строили храмы, где совершались богослужения.
В-третьих, божественная сила фараона обеспечивает урожаи по всему Египту. Таким образом, египтяне наделяли фараона божественной силой, благодаря которой существовал
Египет.
Архитектура, живопись, каменщики, черчение, математика и др.
Работаем по группам( карточки с текстом)
( вопросы на слайдах)
1 – Для чего строили пирамиды?
2- Как строили пирамиды?
3-Как готовили мёртвых
Как вы думаете , мы справились с заданием?
( алгоритм самопроверки) Работают вместе 5 минут, затем озвучивают вопросы и зачитывают ответы ./
VI. Выражение решения проблемы. – Какой ответ на основной вопрос
урока мы можем дать? 4
– Какие версии подтвердились? Примерный вывод по проблеме:
– Египтяне тратили столько сил
ради одного фараона, так как считали его живым воплощением бога на земле. От его божественной силы зависело существование Египта.
Ученики могут сказать, что египтяне боялись, когда их заставляли работать на строительстве пирамид. Могут добавить, что создавать пирамиды было сложно, трудно.
Для этого требовалась не только человеческая сила, но и творческие способности (роспись стен гробниц). Это уже не просто строительство, но искусство созидания.
VII. Применение нового знания. Подошло время для самопроверки. На выполнение тестового задания не более 5 минут Выполняют задания, меняются листочками, проверяют( ответы на слайдах презентации) VIII. Домашнее задание. – Прочитайте название следующего
параграфа. Как вы думаете, о чём пойдёт речь на следующем уроке? 2
– Прочитайте § 10 в.1,2
Творческое задание
презентация «Загадки пирамид». 1
-На строительстве пирамиды от имени любого участника Регулятивные УУД
1. Определять цель – проблему.
2. Выдвигать версии.
3. Планировать деятельность.
4. Работать по плану.
5. Оценивать степень и способы достижения цели.
Познавательные УУД
1. Находить достоверную информацию из разных источников.
2. Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.
3. Устанавливать причинно-следственные связи.
4. Анализировать, обобщать, делать выводы
Личностные УУД
1. Самостоятельно давать и объяснять оценки событий