Урок по математике на тему Счёт пятёрками (2 класс)


Цель: составить таблицу умножения на 5, формировать умение выполнять
умножение и деление чисел на 5.
Задачи: учить наблюдать за числовыми закономерностями, использовать их
при вычислениях; соотносить взаимообратные случаи умножения и
деления; планировать решение задачи в два действия.
Ход урока.
1.Орг. момент.
- Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. Мы будем:
Считать


Исследовать


Делать
выводы


2.Актуализация знаний.
-Урок начнем с математического тренажера. Проведем его в виде игры «Лото». На партах лежать карточки для работы в парах.
( Учитель читает выражение, а ученики зачеркивают у себя в карточке его значение ).
1 ряд

10
27












54


84


12


47







24
38



72














25
35


60




2 ряд


15
27

45










54


84


12


47







24
38



72















30


60




3 ряд
5

27












54


84


12


47







24
38



72







50






20

40

60




- Первый множитель 6, второй 2. Найди произведение.
- Найдите сумму чисел 24 и 14.
- Увеличьте число 9 в 3 раза.
- Уменьшите число 80 на 8.
- Увеличьте число 53 на 7.
- Номер нашей школы уменьшите на 2.
- Найдите число, в котором 5 десятков и 4 единицы.
- Я задумала число, уменьшила его в 2 раза и получила 12. Какое число я задумала?
- Назовите числа, которые остались не зачеркнутыми.
( Дети называют числа, а учитель на доске выставляет карточки с этими числами)
5
15
30
25
45
10
35
40
50
20

- Запишите в тетради эти числа в порядке увеличения.
( Один ученик на доске расставляет карточки с числами в порядке увеличения).
5
10
15
20
25
30
35
40
45
50


- Проанализируйте числовую закономерность. Как вы думаете. Что на уроке мы сегодня будем исследовать?
3. Работа по теме.
а) Составление и исследование таблицы умножения на 5.
Работа по учебнику. С. 76 №1.
- Пятью два – десять. Какие рисунки изображают это?
(Ответы детей, на доске учитель вывешивает карточку:)
5
5

10


Составление таблицы на 5.
5*1=5
5*2=5+5=10
5*3=5+5+5=15
5*4=5+5+5+5=20
5*5=5+5+5+5+5=25
5*6=5+5+5+5+5+5=30
5*7=5+5+5+5+5+5+5=35
5*8=5+5+5+5+5+5+5=5=40
5*9=5+5+5+5+5+5+5+5+5=45
5*10=5+5+5+5+5+5+5+5+5+5=50
-Анализ таблицы.
- На что оканчивается результат в таблице на 5? (на 0 или 5)
-При умножении на какие числа результат оканчивается нулем?
( Дети называют числа, а учитель на доске выставляет карточки)
2
4
6
8
1 0


-Как называются эти числа? ( Чётные)
На доске:

Чётные


-При умножении на какие числа результат оканчивается на 5?
( Дети называют числа, а учитель на доске выставляет карточки)
1
3
5
7
9


-Как называются эти числа? (Нечётные)
На доске:
Нечётные


Выводы. В таблице умножения на 5 результат оканчивается на 0 или на 5.
При умножении на четное число результат оканчивается на 0, т.е.
в ответе получается круглое число.
В круглом числе пятёрок в два раза меньше, чем десятков.
При умножении на нечётное число результат оканчивается на 5.
б) Взаимообратные случаи умножения и деления.
- работа по таблице;
- Работа на интерактивной доске ( Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс
урок №3 (3)
4. Физминутка.
Пальчиковая гимнастика "Моя семья"
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка, этот пальчик - папочка,
(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого).
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья
Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

5. Закрепление.
С. 76 №3 (а)
- Сколько пятерок умещается в круглых числах?
10, 20, 30, 40, 50, 60, 70,80, 90, 100.
Вывод.

- Решение задачи. С. 77 №6 (Один ученик решает у доски с объяснением)
-Решение задачи (устно) с. 77 №5

-Какие  товары  можно  оплатить  без  сдачи  монетами  по  5  рублей?  Сколько  при  этом  надо  дать  монет?
На доске.
Дыня Лимон Арбуз

35 рублей 12 рублей 50 рублей
Ананас Апельсин Гранат

71 рубль 16 рублей 30 рублей
- Работа на интерактивной доске ( Уроки Кирилла и Мефодия. 3 класс
урок №3 (4)

6. Релаксация. Самооценка.

26
30
45
15
23

38
10
42
40
36

44
25
14
50
21

27
20
24
35
39


1. На уроке я работал
2. Своей работой на уроке я
3. Урок для меня показался
4. За урок я
5. Мое настроение
6. Материал урока мне был



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен





- Перед вами карточка.
-В прямоугольнике закрасьте числа, которые делятся на 5.
- Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.
6. Итог урока. Оценивание. Домашнее задание.










Список использованной литературы
1. М.И. Башмаков, М.Г. Нефёдова. Математика 2 класс.