КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО КУРСУ вОЛШЕБНЫЙ МИР ТЕАТРА


Занятие № 1
Тема: Чтение сказки А. Попова и И. Лагуновой , скороговорки, чистоговорки, стихотворные тексты, загадки.
Задачи:• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Учить сочинять этюды по сказкам.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить строить диалог.
• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
План:
1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Вступительная беседа
- Какие сказки знаете? Какие любите? Зачем нужны сказки?
3.. Чтение сказок.
4. Беседа по прочитанному.
5. Артикуляционная гимнастика
1. Покусайте кончик языка — «мама шинкует капусту».
2. Сделайте языком кольцо, заведя его под верхние зубы.
3. Язык, как жало змеи.
4. Язык, как тоненькая иголочка — «ставим укольчики» поочередно в каждую щеку.
5. Почистите верхние и нижние зубки языком.
6. Закройте глаза, представьте ночь — «сели на лошадку и поехали». Цокайте.
7. Достаньте кончиком языка нос.
6..Скороговорки на развитие дикции
1. Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
2. Книга книгой, а мозгами двигай.
3. Волки рыщут — пищу ищут.
4. Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Вопрос: кто где находится?
Санки — скок!
— Сеньку с ног!
Почему? (Он шел впереди.)
Саньку — в бок,
Соньку — в лоб,
Все — в сугроб.
5. Курочка по зернышкам
Кудах-тах-тах,
Уточка — кря-кря-кря,
Индюшонок — фалды-балды,
Кисонька — мяу-мяу,
Собачка — гав-гав,
Поросенок — хрюки-хрюки,
Коровенка — муки-муки,
Лошаденка — ноки-ноки.
6. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,
Рожица, жук, моржонок, флажок.
7. Виноград, трава, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
8. Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку , матрешку, шишку, мартышку,
Мышку, машинку, катушку, лягушек, -
Кто потерял столько игрушек.
9. Утром, присев на зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карандаш, карамель, карапуз.
7. Подведение итогов.
- Чем занимались? Что больше всего запомнилось?
(Самые активные поощряются.)
Занятие № 2
Тема: Посещение детского театра с просмотром спектакля в исполнении взрослых.
Задачи:
Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать музыкальный слух.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
План:
1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Тема занятия.
- Были ли вы в театре?
-Что вы там видели?
Сказочные этюды
Ребята, представьте себе, что вы попали в сказку. Открывается занавес, звучит музыка, и на сцене появляются красивые куклы.
1. «Переступающий шаг»: вытянуться в струнку, встать на носочки:
1) опустить одну пятку на пол, сгибая колено другой ноги;
2) то же — с другой ноги, руки поочередно сгибать в локтевом суставе.
2. «Улитка»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:
1) «пружинка» — руки согнуты в локтях, поднять к плечам, голову опустить («спрятались в домик»);
2) голову поднять, чуть закинув назад («потянулись к солнышку»).
3. «Удивляемся»: и.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны — вниз, пальцы разжаты:
1) поднять плечи, повернуть голову направо;
2) вернуться в исходное положение;
- Сегодня мы просмотрим спектакль в исполнении старших ребят.
- Как нужно вести себя во время спектакля?
3. Просмотр спектакля.
4. Обсуждение увиденного спектакля.
5.Игры-драматизации
1. «Самолет»
Поиграем в самолет? (Да.)
Вы все — крылья, я — пилот.
Получили инструктаж —
Начинаем пилотаж.
В снег летаем и пургу,
У-у-у-у!
Видим чьи-то берега.
А-а-а-а!
Ры-ры-ры — рычит мотор,
Мы летаем выше гор.
Вот снижаемся мы все
К нашей взлетной полосе!
Что ж — закончен наш полет.
До свиданья, самолет.
«Умываемся»
Кран откройся,
Нос умойся,
Воды не бойся!
Лобик помоем,
Щечки помоем,
Подбородочек,
Височки помоем,
Одно ухо, второе ухо —
Вытрем сухо!
Ой, какие мы чистенькие стали!
А теперь пора гулять,
В лес пойдем мы играть,
А на чем поедем — вы должны сказать. (Самолет, трамвай, автобус, велосипед.)
Стоп!
Дальше ехать нам нельзя,
Шины лопнули, друзья.
Будем мы насос качать,
Воздух в шины надувать.
Ух! Накачали.
3. «Кошки-мышки»
Эта ручка — Мышка,
Эта ручка — Кошка,
В кошки-мышки поиграть
Можем мы немножко.
Мышка лапками скребет,
Мышка корочку грызет.
Кошка это слышит
И крадется к Мыши.
Мышка, цапнув Кошку,
Убегает в норку.
Кошка все сидит и ждет:
«Что же Мышка не идет?»
6. Подведение итогов.
- Чем занимались? Что больше всего запомнилось?
(Самые активные поощряются.)
Занятие № 3
Тема: Разыгрывание отдельных диалогов с использованием шапочек-масок и пальчикового театра. Слушание музыки к сказке « Снеговик». Этюды для передачи музыкально- образных характеристик животных, птиц.
Задачи: • Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать музыкальный слух.
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Учить сочинять этюды по сказкам.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
План:
1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Тема занятия.
3. Пальчиковый игротренинг1. «Утречко»
Утро настало,
Солнышко встало.
— Эй, братец Федя,
Разбуди соседа!
— Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Все потянулись.
И проснулись. вытягиваются и быстро
Ладони скрещены, пальцы растопырены — «солнышко с лучиками» (рис. 1). Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения (рис. 2).
Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой, начиная с большого (рис. 3).
Щелчок в центр ладони. Руки поднимаются вверх, пальцы шевелятся.
При повторении игры руки следует поменять.
2. «На блины»
Стала Маша гостей собирать:
— И Иван приди,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка —
Ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать:
— И Ивану блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке —
Мятный пряничек!
Стала Маша гостей провожать:
— Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка,
Моя крошечка,
Да ты побудь со мной
Еще немножечко!
Хлопки в ладоши — то правая, то левая рука сверху. Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки закрепляет по очереди кончики полусогнутых остальных пальцев и мягко покачивает их (рис. 4).
Указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Хлопки в ладоши — то правая, то левая рука сверху. Левую руку развернуть тыльной стороной ладони кверху: большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого (рис. 5). Большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза.
Хлопки в ладоши — то правая, то левая рука сверху.
Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.
Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.
При повторении игры руки следует поменять.
4. Слушание музыки к сказке.
Обсуждение услышанного.
5. Развитие пластики
Упражнения для рук
Звонкие ладошки
Хлопки в ладошки используются во многих играх и плясках, часто являясь основным движением танца. По своему выразительному значению они близки к притопам. Следует с самого начала обратить внимание детей на характер хлопков в зависимости от музыки и образов игры или пляски. Дети должны уметь хлопать тихо и громко, с размаху и держа руки близко одна к другой. Встречаются хлопки, передающие ритмический рисунок музыки. В таких случаях не следует показывать ребенку ритм хлопков, а надо предоставить ему возможность найти его самому. Вариантов хлопков может быть множество. Желательно каждому дать название, чтобы наполнить движение эмоциональным смыслом.
1. «Колокола»
Активные хлопки над головой. Движение яркое, с большим размахом слегка согнутых в локтях и ненапряженных рук.
2. «Колокольчики»
Мелкие хлопки прямыми пальцами одной руки о ладонь другой. Движение легкое, по силе негромкое. Руки могут быть согнуты в локтях, выпрямлены или подняты в стороны вверх (вправо или влево). Возможны варианты «колокольчиков», звучащих около правого ушка или около левого.
3. «Тарелка»
Скользящие хлопки. Одна рука с размаху двигается сверху вниз, дРУгая — снизу вверх.
4. «Ловля комариков»
Легкие звонкие хлопки прямыми ладошками справа и слева от корпуса, вверху и внизу — согнутыми в локтях руками.
5. «Бубен»
Хлопки ладонью одной руки о неподвижную раскрытую л а-донь другой. Могут быть громкими или тихими в зависимости от динамики музыкального образа.
6. Музыкальные игры
Музыкальный диалог
Цель: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию.
Два цыпленка под веревкой
Машут крыльями неловко:
— Ах, какой большой червяк!
Не достать его никак!
(Предполагаемый ответ: «Это не червяк».)2. У колодца пес сидит
И не приближается:
— На цепи ведро висит...
Может быть, кусается?
(Предполагаемый ответ: «Ведром из колодца набирают воду».)Ходят куры у дорожек,
Квохчут в переулочке:
— Неужели же из крошек
Вырастают булочки?
(Предполагаемый ответ: «Наоборот, крошки получаются из булочек».)Жеребеночек из стога
Ухватил травы немного:
— Не видал я до сих пор
Таких больших и вкусных гор.
(Предполагаемый ответ: «Это стог сена, а не гора».)7. Подведение итогов.
Занятие № 4.
Тема: Этюды передачи различных чувств. Рисование. Оригами. Аппликация. Разучивание текста к сказке.
Задачи : • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать музыкальный слух.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Учить сочинять этюды по сказкам.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
План : 1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Тема занятия.
3. Сказочные этюды
Ребята, представьте себе, что вы попали в сказку. Открывается занавес, звучит музыка, и на сцене появляются красивые куклы.
1. «Переступающий шаг»: вытянуться в струнку, встать на носочки:
1) опустить одну пятку на пол, сгибая колено другой ноги;
2) то же — с другой ноги, руки поочередно сгибать в локтевом суставе.
2. «Улитка»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:
1) «пружинка» — руки согнуты в локтях, поднять к плечам, голову опустить («спрятались в домик»);
2) голову поднять, чуть закинув назад («потянулись к солнышку»).
3. «Удивляемся»: и.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны — вниз, пальцы разжаты:
1) поднять плечи, повернуть голову направо;
2) вернуться в исходное положение;
3) поднять плечи, голову повернуть налево;
4) вернуться в и.п. («поморгать глазками — удивились, куда же мы попали».
4. «Кукла»: и.п. — ноги вместе, руки чуть согнуты в локтях перед собой:
2) вернуться в и.п. («кукла встала»).
5. «Пьеро»: и.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны — вниз:
1) сделать выпад в левую сторону, руки согнуть в локтях перед собой, прижать к груди («заглянули в окошко»);
2) вернуться в и.п., пожать плечами («нет Мальвины»);
3) сделать выпад в правую сторону;
4) вернуться в и.п., пожать плечами.
6. «Мальвина пришла!»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:
1—3) повернуться на носках вокруг себя, руки в стороны —
вниз;
4) сделать реверанс.
7. «Буратино»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:
1 ) поднять правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге чуть присесть, руки поднять к плечам, пальцы растопырить;
2) правую ногу вывести вперед на носок, руки опустить;
3) еще раз поднять правую ногу, согнутую в колене, на левой чуть присесть, руки поднять к плечам;4—6) вернуться в и.п., то же повторить с левой ноги.
8. «Кузнечик»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:
1) «пружинка» с выносом ноги в сторону, руки поднять в стороны, голову повернуть в сторону вытянутой ноги;
2) и.п. — «кузнечик спрятался в травку» — «кузнечик выпрыгнул» (по 2 раза в каждую сторону).
9. «Лягушка»:
и.п. — ноги чуть расставлены, на «пружинке», руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки:
1) выпрямить ноги, руки вытянуть вверх, пальцы разжать, голову поднять;
2) и.п. — голову опустить на грудь;
3) ноги выпрямить, руки развести в стороны, голову повернуть направо;
4) и.п.;
5) то же, что на счет 1;
6) вернуться в и.п.;
7) то же, что на счет 3, только голову повернуть налево;
8) вернуться в и.п.
10. «Лягушата»:
и.п. — ноги врозь, руки в стороны, предплечья вверх, пальцы сжаты в кулаки:
1) наклон в сторону с «пружинкой», пальцы разжать;
2) вернуться в и.п.;
3) то же — в другую сторону.
11. «Расслабились»: из предыдущего упражнения прыжок вверх, ноги вместе:
1—3) потрясти плечами;
4) прыжок в глубокий полуприсед в широкой стойке — ноги врозь, колени в стороны, стопы развернуты, руки, согнутые в локтях, на бедрах.4. Рисование на заданную тему к сказке.
5. Разучивание текста к сказке.
Жили-были дед и баба
На поляне у реки
И любили очень-очень
На сметане колобки.
Хоть у бабки мало силы,
Бабка тесто замесила.
Вышел ровный,
Вышел гладкий,
Не соленый
И не сладкий,
Очень круглый,
Очень вкусный,
Даже есть его
Нам грустно.
Мышка серая бежала,
Колобочек увидала.
Ах! Как пахнет
КолобочекДайте мышке
Хоть кусочек!
С колобочкаТолку мало —
Скачет глупый
Где попало.
Надо взять
Наш колобочекИ запрятать
Под замочек
Наклониться вперед.
Делать характерные движения
руками.
Нюхать.
Показать руками «замочек».
6. Подведение итогов.
Занятие №5
Тема: Особенности жестов, мимики, интонации. Разыгрывание детьми отдельных диалогов, сцен. Разучивание песен к сказке.
Задачи: • Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить строить диалог.
• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.
• Знакомить с создателями спектакля.
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
План:
1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Тема занятия.
3. Пантомимы
1. Одеваемся на улицу. Раздеваемся.
2. Много снега — протопчем тропинку.
3. Моем посуду, вытираем ее.
4. Мама с папой собираются в театр.
5. Как падает снежинка.
6. Как ходит тишина.
7. Как скачет солнечный зайчик.
8. Жарим картошку: набираем, моем, чистим, режем, жарим, едим.
9. Едим щи, попалась вкусная косточка.
10. Рыбалка: сборы, поход, добывание червей, закидывание удочки, лов.
11. Разводим костер: собираем разные ветки, колем щепочки, зажигаем, подкладываем дрова. Тушим.
12. Лепим снежки.
13. Расцвели, как цветы, завяли.
14. Волк крадется за зайцем — не поймал.
15. Лошадка: бьет копытом, встряхивает гривой, скачет (рысью, галопом), приехала.
16. Котенок на солнышке: жмурится, нежится.
17. Пчела на цветке.
18. Обиженный щенок.
19. Обезьяна, изображающая вас.
20. Поросенок в луже.
4.Разыгрывание диалогов. Предложить двум детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу.
1 -й ребенок
— Ты кто?
— Нет, не заяц ты.
— Нет, не заяц.
— Нет, не заяц.
— Нет, не заяц.
— Ты? Ты мышонок.
— Да, ты мышонок.
— Я лягушонок?
— Не лягушонок я.
— Ну, ладно, и ты заяц, и я заяц. Не будем ссориться. Я ведь пошутил.
2-й ребенок
— Я заяц.
— Нет, заяц!
— Нет, заяц!
— Нет, заяц.
— А кто же тогда я?
— Я мышонок?
— Ладно, пусть я буду мышонок. Зато ты — лягушонок.
— Да, ты лягушонок.
— Нет, лягушонок.
5. Короткие истории
1. По небу плыла огромная лохматая туча. Вдруг она увидела играющих мальчиков.
Во что играли мальчики? О чем они могли спорить?
2. Однажды утром девочка проснулась и говорит: «Я видела хороший сон». Какой сон она могла видеть?
3. Маленький мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он может бояться?
4. Жила-была праздничная свеча. Она с нетерпением ждала, когда же начнется праздник. И вот он наступил. Свечу зажгли и поставили на стол. Что было дальше?
5. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость».
Какая новость может быть у мамы?
6. Развитие выразительной мимики
Передать мимикой следующие образы.
1. Соленый чай.
2. Ем лимон.
3. Сердитый дедушка.
4. Лампочка потухла, зажглась.
5. Грязная бумажка.
6. Тепло-холодно.
7. Рассердился на драчуна.
8. Встретили хорошего знакомого.
9. Обиделся.
10. Удивился.
11. Испугался забияку.
12. Умеем лукавить (подмигивание).
13. Кошка (собака) выпрашивает колбасу.
14. Мне грустно.
15. Получил подарок.
7. Подведение итогов.


Занятие № 6.
Тема: Импровизационные танцы различных персонажей.
Задачи: • Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать музыкальный слух.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Учить сочинять этюды по сказкам.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность
План:
1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Тема занятия.
3. Развитие воображения и памяти
Упражнения для развития памяти
1. Дети сидят в кругу, слушают любое классическое произведение. Воспитатель выносит «волшебную палочку». Дети передают ее по кругу друг другу, произнося какое-нибудь слово или фразу о прослушанной музыке. При этом они не должны повторяться.
Выигрывает ребенок, после которого никто больше ничего не может сказать.
2. Разыгрывается любая сценка или проводится инсценировка песни. Зрители делятся на благодарных зрителей и критиков. Высказывают свое мнение.
Затем разыгрывается сценка, после которой зрители меняются ролями: благодарные зрители становятся критиками.
3. Игра с пением (проводится без музыкального сопровождения). Дети стоят в кругу, музыкальный руководитель — в центре с мячом. Он задает вопрос, напевая, затем кидает мяч любому ребенку, который должен ответить, поймав мяч и вернув его назад. При этом следует сохранять единый темп от начала до конца игры.
4. Музыкальные игры
Музыкальный диалог
Цель: побуждать детей сочинять свой ответ, импровизируя мелодию.
Два цыпленка под веревкой
Машут крыльями неловко:
— Ах, какой большой червяк!
Не достать его никак!
(Предполагаемый ответ: «Это не червяк».)2. У колодца пес сидит
И не приближается:
— На цепи ведро висит...
Может быть, кусается?
(Предполагаемый ответ: «Ведром из колодца набирают воду».)Ходят куры у дорожек,
Квохчут в переулочке:
— Неужели же из крошек
Вырастают булочки?
(Предполагаемый ответ: «Наоборот, крошки получаются из булочек».)Жеребеночек из стога
Ухватил травы немного:
— Не видал я до сих пор
Таких больших и вкусных гор.
(Предполагаемый ответ: «Это стог сена, а не гора».)На забор котенок влез,
Стал он ростом до небес.
Замяукал: «Ой, друзья!
Посмотрите — вырос я!»
(Предполагаемый ответ: «Нет, не вырос».)5.Разучивание танцевальных движений
В русском стиле
(для детей старшей и подготовительной к школе групп)1. И.п. — носки и пятки вместе, колени вместе, пальцы рук «склеены», руки на поясе — держать позвоночник, шея вытянута.
2. Ходьба шагом, по кругу, руки на поясе. Затем:
— «змейкой»;
— дробным шагом, по кругу;
— хороводным шагом, перестроение тройками;
— на месте.
3. Руки — «полочкой», поднимать правое плечо, одновременно
наклоняя голову вправо; вернуться в и.п. То же — влево. Усложнение: «пружинка».
4. «Тарелочки большие» (2 раза медленно). Усложнение: чередовать «маленькие» и «большие» (по 4 раза).
Одновременно:
— выставить правую ногу вправо с переносом на нее веса; правую руку — за голову;
— наклонить туловище влево с выставлением левой ноги на пятку влево;
— правую ногу приставить;
— выпрямиться.
6. Подведение итогов.
Занятие №7
Тема: Рисование различными материалами по сюжету или отдельных персонажей. Пересказывание детьми сюжета по ролям.
Задачи: • Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать музыкальный слух.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
План:
1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Тема занятия.
- Вспомните каких сказочных героев вы знаете? Какие они?
-Сегодня мы будем рисовать любимых сказочных героев.
3. Творческая работа детей.
Пальчиковая гимнастика
1. «Играем на барабане»: ритмично двигать указательными пальцами вверх-вниз.
2. «Мы — мастера»:
а) постукивать кулаком правой руки по ровной ладони левой,
потом — ребром ладони;
б) ритмично постукивать кулачками друг о друга, затем — ребрами ладони.
3. «Фонарики»: делать вращательные движения кистями обеих рук.
4. «Веселые брызги»: отрывисто двигать кистями рук сверху вниз,
распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.
5. «Цветочек»: указательным пальцем правой руки выполнять вращательные движения по ровной ладошке левой руки («будим цветочек»). Затем всеми пальцами правой руки гладить каждый палец левой руки от ладони до кончиков («гладим лепестки цветка»). Поменять руки.
4. Выставка рисунков.
5. . Инсценированное представление.
Предложить двум детям исполнить сценку, где они от лица любого из персонажей (зайца, лисы, медведя и т.д.) задают друг другу вопросы и отвечают на них с соответствующим отношением друг к другу.
1 -й ребенок
— Ты кто?
— Нет, не заяц ты.
— Нет, не заяц.
— Нет, не заяц.
— Нет, не заяц.
— Ты? Ты мышонок.
— Да, ты мышонок.
— Я лягушонок?
— Не лягушонок я.
— Ну, ладно, и ты заяц, и я заяц. Не будем ссориться. Я ведь пошутил.
2-й ребенок
— Я заяц.
— Нет, заяц!
— Нет, заяц!
— Нет, заяц.
— А кто же тогда я?
— Я мышонок?
— Ладно, пусть я буду мышонок. Зато ты — лягушонок.
— Да, ты лягушонок.
— Нет, лягушонок.
6. Игра «Подскажи словечко»
1. Я у бабушки Полины
Много красной съел ... (малины).
На закате, как пожар,
Опускался солнца ... (шар).
Был он сказочно-прекрасный
И, конечно, ярко ... (красный).
2. Важен он, как господин,
Этот сочный ... (апельсин).
Ел однажды карапуз
Сладкий, сахарный ... (арбуз).
По весне из клейкой почки
Появляются ... (листочки).
3. На поляне, где валежник,
Голубой растет ... (подснежник).
Ручка пишет буквы, точки,
А ложаться они в … (строчки).
Не бывает сливы без ... (косточек).
Не бывает часов без ... (стрелок).
Не бывает автобуса без ... (колес).
Не бывает стула без ... (спинки).
Не бывает лисы без ... (хвоста).
Не бывает капусты без ... (листьев).
Не бывает самоката без ... (колес).
7. Подведение итогов.
Занятие №8.
Тема: Работа над целостной постановкой спектакля. Творческие задания на танцевальное и музыкально-игровое творчество импровизационного характера.
Задачи: • Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Учить сочинять этюды по сказкам.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить строить диалог.
• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
План:
1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Тема занятия.
3. Развитие интонационной выразительности
1. Исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом — Волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла...
2. Прочитать следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят-малюток.
Л. Фурмина3. Произнести фразы: «Оторвали мишке лапу», «Побежал еж по комнате» и «Это моя бабушка» — так, чтобы каждый раз, благодаря изменению ударного слова, менялась по смыслу и вся фраза.
4. Предложить ребенку попросить у друга игрушку: вежливо, нетерпеливо, с обидой, умоляя и т.д.
5. Предложить ребенку задавать вопросы от лица Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л.Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чем спрашивают.
4.Развитие воображения и памяти
Упражнения для развития памяти
1. Дети сидят в кругу, слушают любое классическое произведение. Воспитатель выносит «волшебную палочку». Дети передают ее по кругу друг другу, произнося какое-нибудь слово или фразу о прослушанной музыке. При этом они не должны повторяться.
Выигрывает ребенок, после которого никто больше ничего не может сказать.
2. Разыгрывается любая сценка или проводится инсценировка песни. Зрители делятся на благодарных зрителей и критиков. Высказывают свое мнение.
Затем разыгрывается сценка, после которой зрители меняются ролями: благодарные зрители становятся критиками.
3. Игра с пением (проводится без музыкального сопровождения). Дети стоят в кругу, музыкальный руководитель — в центре с мячом. Он задает вопрос, напевая, затем кидает мяч любому ребенку, который должен ответить, поймав мяч и вернув его назад. При этом следует сохранять единый темп от начала до конца игры.
Примерные вопросы (ответы).
Кто сочиняет музыку? (Композитор.)
Кто главный в оркестре? (Дирижер.)
Кто играет на скрипке? (Скрипач.)
Кто исполняет музыку? (Музыкант.)
Как называют спектакль, где все время поют? (Опера.)
5.Сказочные этюды
Ребята, представьте себе, что вы попали в сказку. Открывается занавес, звучит музыка, и на сцене появляются красивые куклы.
1. «Переступающий шаг»: вытянуться в струнку, встать на носочки:
1) опустить одну пятку на пол, сгибая колено другой ноги;
2) то же — с другой ноги, руки поочередно сгибать в локтевом суставе.
2. «Улитка»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:
1) «пружинка» — руки согнуты в локтях, поднять к плечам, голову опустить («спрятались в домик»);
2) голову поднять, чуть закинув назад («потянулись к солнышку»).
3. «Удивляемся»: и.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны — вниз, пальцы разжаты:
1) поднять плечи, повернуть голову направо;
2) вернуться в исходное положение;
3) поднять плечи, голову повернуть налево;
4) вернуться в и.п. («поморгать глазками — удивились, куда же мы попали».
4. «Кукла»: и.п. — ноги вместе, руки чуть согнуты в локтях перед собой:
2) вернуться в и.п. («кукла встала»).
5. «Пьеро»: и.п. — ноги на ширине плеч, руки в стороны — вниз:
1) сделать выпад в левую сторону, руки согнуть в локтях перед собой, прижать к груди («заглянули в окошко»);
2) вернуться в и.п., пожать плечами («нет Мальвины»);
3) сделать выпад в правую сторону;
4) вернуться в и.п., пожать плечами.
6. «Мальвина пришла!»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:
1—3) повернуться на носках вокруг себя, руки в стороны —
вниз;
4) сделать реверанс.
7. «Буратино»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:
1 ) поднять правую ногу, согнутую в колене, на левой ноге чуть присесть, руки поднять к плечам, пальцы растопырить;
2) правую ногу вывести вперед на носок, руки опустить;
3) еще раз поднять правую ногу, согнутую в колене, на левой чуть присесть, руки поднять к плечам;4—6) вернуться в и.п., то же повторить с левой ноги.
8. «Кузнечик»: и.п. — ноги вместе, руки опущены:
1) «пружинка» с выносом ноги в сторону, руки поднять в стороны, голову повернуть в сторону вытянутой ноги;
2) и.п. — «кузнечик спрятался в травку» — «кузнечик выпрыгнул» (по 2 раза в каждую сторону).
9. «Лягушка»:
и.п. — ноги чуть расставлены, на «пружинке», руки к плечам, пальцы сжаты в кулаки:
1) выпрямить ноги, руки вытянуть вверх, пальцы разжать, голову поднять;
2) и.п. — голову опустить на грудь;
3) ноги выпрямить, руки развести в стороны, голову повернуть направо;
4) и.п.;
5) то же, что на счет 1;
6) вернуться в и.п.;
7) то же, что на счет 3, только голову повернуть налево;
8) вернуться в и.п.
6. Подведение итогов.
Занятие № 9
Тема: Творческие задания на танцевальное и музыкально-игровое творчество импровизированного характера. Продолжить учить песни, танцы, музыкальные игры к спектаклю.
Задачи: • Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить строить диалог.
• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.
• Знакомить с создателями спектакля.
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
План:
1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Тема занятия.
3.Разыгрывание сказок
Дети всегда готовы разыгрывать сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребенок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из ее героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания.
План работы над сказкой
I
1. Чтение сказки.
2. Показ музыкальных номеров.
3. Беседа по содержанию.
II.
1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.
2. Чтение сказки по ролям.
III.
1. Работа с ведущим ребенком.
2. Знакомство со вступлением.
IV.
1. Работа с артистами:
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика.
2. Знакомство с рисунком танцев.
V.
1. Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.
2. Разучивание танцев.
3. Закрепление.
VI.
1. Работа над танцами.
2. Работа с фонограммой.
VII.
1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля. 2. Закрепление.
VIII.
Генеральная репетиция.
IX.
Премьера.
4.Разучивание танца Полька
1 Ходьба в парах и по одному.
И.п. — в парах; ходьба по залу друг за другом. Руки на поясе, перестроение по одному; ходьба по залу друг за другом, перестроение в пары.
Повторить перестроения, но с хлопками на первую долю такта.
2. Бег — в парах и по одному.
И.п. — стоя в кругу, поднимая ноги в колене, выполнять «приставной» шаг (по кругу);
— «боковой» галоп;
— прямой шаг с притопом, с правой, потом с левой ноги;— «прямой» галоп.
3. И.п. — стоя в парах лицом друг к другу:
— выполнять хлопки (два раза — прямо, медленно, 3 раза — коротко, быстро, сбоку);— выставив правую ногу на носок вперед, выполнить «точку» — носок об пол (со сменой ног).
И.п. — взяться за руки:
— кружиться хороводным шагом в парах, руки «лодочкой», со сменой направления;
— выполняя поскоки на месте;
— парами двигаясь поскоками по кругу (так же двигаясь по одному).
4. И.п. — по одному, друг за другом, по кругу:
— выполнять переменный шаг «качели» — раскачиваясь и «хромая» (по 2 раза);
— шаг польки.
5. Остановиться, поклониться (мальчики — поклон головы, девочки — «пружинка»).
5. Подведение итогов.
Занятие №10.
Тема: Изготовление афиши, пригласительных билетов, декораций к спектаклю, отдельные атрибуты, маски.
Задачи: • Формировать и активизировать познавательный интерес детей.
• Снимать зажатость и скованность.
• Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать музыкальный слух.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами. План:
1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Тема занятия.
3. Творческая работа детей .1группа – афиша.
2 группа- пригласительные билеты
3 группа-декорации.
4. Пальчиковый игротренинг1. «Утречко»
Утро настало,
Солнышко встало.
— Эй, братец Федя,
Разбуди соседа!
— Вставай, Большак!
Вставай, Указка!
Вставай, Середка!
Вставай, Сиротка!
И Крошка-Митрошка!
Привет, Ладошка!
Все потянулись.
И проснулись. вытягиваются и быстро
Ладони скрещены, пальцы растопырены — «солнышко с лучиками» (рис. 1). Кулак правой руки сжат, большой палец совершает круговые движения (рис. 2).
Большой и указательный пальцы правой руки по очереди щелкают по кончикам пальцев левой, начиная с большого (рис. 3).
Щелчок в центр ладони. Руки поднимаются вверх, пальцы шевелятся.
При повторении игры руки следует поменять.
2. «На блины»
Стала Маша гостей собирать:
— И Иван приди,
И Степан приди,
Да и Андрей приди,
Да и Матвей приди,
А Митрошечка —
Ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать:
— И Ивану блин,
И Степану блин,
Да и Андрею блин,
Да и Матвею блин,
А Митрошечке —
Мятный пряничек!
Стала Маша гостей провожать:
— Прощевай, Иван!
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка,
Моя крошечка,
Да ты побудь со мной
Еще немножечко!
Хлопки в ладоши — то правая, то левая рука сверху. Кончик полусогнутого указательного пальца правой руки закрепляет по очереди кончики полусогнутых остальных пальцев и мягко покачивает их (рис. 4).
Указательный палец правой руки четыре раза настойчиво покачивает мизинец левой. Хлопки в ладоши — то правая, то левая рука сверху. Левую руку развернуть тыльной стороной ладони кверху: большой палец правой руки нажимает на подушечки каждого пальца левой, начиная с большого (рис. 5). Большой палец правой руки нажимает на мизинец четыре раза.
Хлопки в ладоши — то правая, то левая рука сверху.
Пальцы правой руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.
Три первых пальца правой руки ласково поглаживают мизинец левой сверху донизу.
При повторении игры руки следует поменять.
5. Подведение итогов.
Занятие № 11.
Тема: Постановка музыкального спектакля « Снеговик».
Задачи: • Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить строить диалог.
• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства.
• Знакомить с театральной терминологией, видами театрального искусства.
• Знакомить с создателями спектакля.
• Знакомить с устройством зрительного зала и сцены.
• Воспитывать культуру поведения в театре.
План:
1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Тема занятия.
3. План работы над сказкой
I
1. Чтение сказки.
2. Показ музыкальных номеров.
3. Беседа по содержанию.
II.
1. Обсуждение кандидатур на роли персонажей сказки.
2. Чтение сказки по ролям.
III.
1. Работа с ведущим ребенком.
2. Знакомство со вступлением.
IV.
1. Работа с артистами:
а) выразительное чтение;
б) игровые движения;
в) мимика.
2. Знакомство с рисунком танцев.
V.
1. Индивидуальная работа по ролям с фонограммой.
2. Разучивание танцев.
3. Закрепление.
VI.
1. Работа над танцами.
2. Работа с фонограммой.
VII.
1. Объединенная репетиция для всех участников спектакля. 2. Закрепление.
VIII.
Генеральная репетиция.
IX.
Премьера.
4 Подведение итогов.
Занятие №12.
Тема: Беседа по просмотру спектакля. Словесные игры, скороговорки, стихи. Слушание музыки «Вьюга» А. Попова к сказке « Весна».
Задачи : • Развивать зрительное и слуховое внимание, память, наблюдательность, находчивость, фантазию, воображение, образное мышление.
• Развивать музыкальный слух.
• Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми.
• Развивать умение общаться с людьми в разных ситуациях.
• Развивать интерес к сценическому искусству.
• Развивать способность верить в любую воображаемую ситуацию (превращать и превращаться).
• Развивать навыки действий с воображаемыми предметами.
• Учить сочинять этюды по сказкам.
• Учить импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок.
• Развивать чувство ритма и координацию движений.
• Развивать пластическую выразительность и музыкальность.
• Развивать двигательные способности, ловкость, подвижность.
• Учить создавать образы живых существ с помощью выразительных пластических движений.
• Развивать умение пользоваться разнообразными жестами.
• Развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию.
• Развивать дикцию на основе чтения скороговорок и стихов.
• Тренировать четкое произношение согласных в конце слова.
• Пополнять словарный запас.
• Учить строить диалог.
• Научить пользоваться интонациями, выражающими основные чувства
План:
1. Эмоциональный настрой.
1. Дети стоят в кругу, закрыв глаза.
Задание: поздоровайтесь поочередно за обе руки, с одной и другой стороны.
2. Дети с закрытыми глазами спокойно двигаются
по залу.
Задание: на сигнал «Стоп!» найдите взглядом своего товарища и кивните друг другу.
2. Тема занятия.
3. Просмотр спектакля в исполнении старших детей.
4. Беседа, обмен впечатлениями.
5. . Слушание музыки «Вьюга» А. Попова к сказке « Весна».
6. Беседа, обмен впечатлениями.
7. Игра «Подскажи словечко» .
1.Погляди на молодцов —
Веселы и бойки.
Волокут со всех концов
Материал для стройки.
Вот один споткнулся вдруг
Под тяжелой ношей,
И спешит на помощь друг.
Тут народ хороший!
Без работы, хоть убей,
Жить не может ... (муравей).
2
В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной телеграфист:
— Здорово, дрозд-приятель!
— И ставит подпись ... («дятел»).
3. Трещит с самого утра:
— Пор-ра! Пор-pa!
— А что пора?
Такая уж морока,
Когда трещит ... (сорока).
4.В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
— Я тут! Я начеку-у!
Я всех вас допеку-у!
Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
— Уснули дети.
Свет потух.
Молчи, ну не кричи,... (петух).
5. Живет спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не зная страха,
Гуляет ... (черепаха).
6. Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он — ... (жираф).
7. И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши — прячутся, дрожа.
Очень уж суровы Филины и ... (совы).
8. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться —
Два огромнейших крыла
У хозяина ... (орла).
9. Уж очень вид у них чудной.
У папы — локоны волной,
А мама ходит стриженой,
За что она обижена?
Недаром часто злится
На всех мамаша ... (львица).
10. Скажу я слово «высоко»,
А ты ответишь «низко».
Скажу я слово «далеко»,
А ты ответишь ... («близко»).
Скажу я слово «потолок»,
А ты ответишь ... («пол»).
Скажу я слово «потерял»,
Ответишь ты ... («нашел»).
Скажу теперь я слово «трус»,
Ответишь ты ... («храбрец»).
Теперь «начало» я скажу,
Ответишь ты ... («конец»).
8. Работа над скороговорками.
1. Лыжи, ужонок, кружок, утюжок,
Рожица, жук, моржонок, флажок.
2. Виноград, трава, топор,
Шар, крапива, помидор,
Сковородка, ранец, груша,
Крыша, радуга, Каркуша.
3. Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку , матрешку, шишку, мартышку,
Мышку, машинку, катушку, лягушек, -
Кто потерял столько игрушек.
4. Утром, присев на зеленом пригорке,
Учат сороки скороговорки:
Картошка, картонка, карета, картуз,
Карниз, карандаш, карамель, карапуз.
5. Жук, над лужею жужжа, Ждал до ужина ужа.
6. В перелеске перепел Перепелку перепел.
9. Подведение итогов.