«И помнит мир спасённый..» Внеклассное мероприятие (классный час)
«И помнит мир спасённый..»
Внеклассное мероприятие (классный час)
Цель: воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну-победительницу, за тех солдат, что победили в этой страшной войне, за русских людей на примерах слов стихов и военных песен.
Оборудование: Оформление доски иллюстрациями ВОВ (слайдовая презентация), техника для прослушивания: караоке военных песен (или аккордеон), запись голоса Левитана, воздушной тревоги, импровизация «Вечного огня», цветы.
костюмы для ведущих (танкист, автоматчик, медсестра, почтальон, моряк, лётчик),
письма-треугольнички и бумага для них,
чёрный хлеб (по ломтику на каждого ребёнка-125грамм)
Звучит фонограмма «Журавли»
Учитель - 9 мая в 70 раз прогремит салют победы, а в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
22 июня 1941года мирная жизнь нашего народа была прервана. Фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вторглась на территорию Советского Союза. И, чтобы не оказаться в немецком рабстве, ради спасения Родины народ вступил в смертельную схватку с жестоким и беспощадным врагом.
1чтец. Июнь.. Клонился к вечеру закат
И белой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь. Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в 45-м мае.
(фонограмма «Священная война»)
Черные тени в тумане росли,
Туча на небе темна.
Первый снаряд разорвался вдали,
Так начиналась война.
Учитель. 4 года! 1418 дней, 34 тысячи часов. Миллионы погибших советских людей. Мы живем в эпоху больших масштабов, мы привыкли к крупным цифрам, мы с лёгкостью, почти не задумываясь, произносим: тысяча км/час, миллионы тонн сырья…
Но… – 26 миллионов погибших… Вы представляете, что это такое… Если по каждому погибшему в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать 32 года.
Более 26 миллионов могил на две с половиной тысячи километров. Это значит, 7,5 тысяч убитых на километр, 15 человек на каждые два метра земли. Более 26 миллионов на 1418 дней – это значит 14 тысяч убитых ежедневно, 600 человек в час. 10 человек каждую минуту.
2 ученик Ах, война, что ты сделала, подлая?
Стали тихими наши дворы.
Наши мальчики головы подняли,
Повзрослели они до поры.
На пороге едва помаячили
И ушли за солдатом солдат
До свидания, мальчики, мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.
3 ученик:
Мальчишки, мальчишки,
Вы первыми ринулись в бой!
Мальчишки, мальчишки,
Все (хором): Страну заслонили собой!
4 ученик:
Мальчишки, мальчишки,
Вы завтра уходите в бой.
Мальчишки, мальчишки,
Все (хором): Вернитесь живыми домой!
1 ученик:
Глядит на них Родина, очи суровы:
– Откуда вы, кто вы? На что вы готовы?
В ответ поднимались отважные руки:
Все: (взялись за руки и подняли вверх):
Готовы на битвы, на годы разлуки,
Готовы на радость победных огней,
На голод, на холод могильных камней,
Готовы на все ради завтрашних дней!
Инсценировка.
Дети размещаются по всему классу (танкист, медсестра, моряк, летчик, автоматчик).
Танкист:
Алло, Юпитер!? Я – Алмаз!
Почти совсем не слышу вас...
Мы с боем заняли село,
А как у вас? Алло! Алло!
Медсестра (Девочка в косынке с красным крестом, с сумкой).
Пушки грохочут, пули свистят.
Ранен осколком снаряда солдат.
Шепчет сестричка:
“Давай, поддержу,
Рану твою я перевяжу!” –
Всё позабыла: слабость и страх,
Вынесла с боя его на руках.
Сколько в ней было любви и тепла!
Многих сестричка от смерти спасла.
Моряк (смотрит в бинокль):
На горизонте самолет,
По курсу – полный ход, вперед!
Готовься к бою, экипаж!
Отставить! Истребитель наш!
Летчик (над картой):
Пехота – здесь, а танки – тут.
Лететь до цели семь минут.
Понятен боевой приказ,
Противник не уйдет от нас.
Автоматчик:
Вот я забрался на чердак.
Быть может, здесь таится враг.
За домом очищаем дом,
Врага повсюду мы найдем.
Учитель. Солдаты сражались во имя мира и мечтали о нём в передышках между боями, в тесных землянках, холодных окопах. Такие молодые. Встретили они грудью врага, защищая Родину. В короткие минуты отдыха согревали их души мысли о доме, о матерях, жёнах, любимых.
(фонограмма «В землянке»)
После таких мыслей все как один клялись отомстить врагу, устоять, не сдаться.
(сценка)
1 солдат (ребёнок в форме)
Вспомним, братцы, как бывало.
Годы, когда шла война.
Нас кормила, обувала
Вся родимая страна.
2 солдат (в ответ)
Шли из тыла к нам посылки:
Варежки, детей картинки,
И кисеты, и махра –
Было словно как вчера.
И сегодня в батальон
К нам пробился почтальон.
Почтальон: (мальчик в форме с сумкой почтальона)
Я пришёл, ведь в дни войны
Письмам не было цены.
По пути попал в бомбежку –
Поцарапало немножко.
Через минные поля
Пролегла тропа моя –
На подходе в этот зал
Угодил под минный шквал.
По-пластунски и бегом,
На машине и пешком
Миновал немало гроз,
Но дошел и все принес.
Дисциплиною силен,
Я – военный почтальон.
Почту, дорогой, встречай,
Подарки тыла получай!
Учитель. Во время войны почтовые конверты использовались только для похоронных извещений, а письма от родных и близких назывались “треугольниками”: они посылались без конвертов – бумагу сворачивали так, что внутри оказывалось письмо, снаружи писали адрес. С какой радостью встречали “треугольнички” от родных и близких в каждом доме, каждой семье!
Боец (стоит спиной к залу)
Я шлю тебе письмо из сорок пятого,
Взгляни на снимок, сверстник дорогой.
На нём я вместе с нашими ребятами
Ты посмотри, какой я молодой
“Мама, я здоров и живой...”
А наутро последний бой.
Мои братья и сестры родные,
Завтра снова я в бой иду
За Отчизну свою, за Россию,
Что попала в лихую беду.
Соберу свое мужество, силу,
Буду немцев без жалости бить,
Чтобы вам ничего не грозило,
Чтоб могли вы учиться и жить
(песня «У деревни Крюково»)
(Раздать детям бумагу, показать, как делаются треугольники.)
Учитель Самая страшная веха той войны – блокада Ленинграда. 900 дней героического сопротивления. Голод, холод, болезни; тысячи погибших…
(Песня «Ленинградские мальчишки»)
Еще 8 сентября 1941 года гитлеровцы прорвались к Ладожскому озеру и захватили Шлиссельбург, отрезав Ленинград от страны. Связь с ним поддерживалась только по воздуху и через Ладожское озеро, по которому зимой была проложена ледовая трасса – легендарная “Дорога жизни”.
На ленинградцев обрушился голод. Единственным продуктом был хлеб, но и его не хватало. Люди гибли от бомбёжек и артобстрелов, от холода и голода.
Суточная норма хлеба в декабре 1941-го года рабочим составляла 250 граммов, всем остальным 125 граммов. Хлеб был чёрный, клейкий, похожий на глину .Положите его на ладонь, попробуйте представить, что в течение полудня не будет никакой еды, кроме этого кусочка хлеба. И так – более полугода.
(Раздать некоторым зрителям ломтики черного хлеба, соответствующие пайковой норме, постараться съесть этот хлеб в тишине).
Дети наравне со взрослыми вставали к станку, вместе со взрослыми они ковали победу в тылу.(тихо звучит фонограмма «Медаль за оборону Ленинграда»)
«Дорогой ценой» досталась Победа нашему народу. За годы войны с Германией общие людские потери страны составили около 27 миллионов человек. Среди погибших, многие остались не известными.
5 ученик
Никто не знает их фамилий,
О них ни песен нет, ни книг.
Здесь чей-то сын и чей-то милый
И чей-то первый ученик.
4 ученик
Они легли на поле боя-
жить начинавшие едва.
И было небо голубое,
Была зелёная трава.
3 ученик
Забыть тот горький год неблизкий
Мы никогда бы не смогли.
По всей России обелиски,
Как души рвутся из земли.
2 ученик
Они прикрыли жизнь собою-
жить начинавшие едва,
чтоб было небо голубое,
была зелёная трава.
Учитель Вечная слава героям, павшим за Родину!
Всех, за Отчизну жизнь отдавших,
Всех, не вернувшихся домой,
Всех, воевавших и страдавших,
Минутой обниму одной.
Пусть всё замрёт в минуту эту,
Пусть даже время промолчит,
Мы помним вас, отцы и деды,
Россия, Родина вас чтит!
Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
(Метроном. Минута молчания).
1 ученик
Не забывайте кровь, разлуки,
Сердца, сожжённые войной,
Пусть в цепь одну сомкнутся руки,
Пусть плечи вырастут стеной!
2 ученик
Не забывайте кровь, разлуки,
Во имя тех священных дней,
Пусть в цепь одну сомкнутся руки
И заслонят любовь людей!
3 ученик
И до сих пор мы слышим шум капели
Победной, долгожданной той весны,
Как хорошо, что вновь скворцы запели,
Как хорошо на свете без войны!
(минусовка «День Победы» композитор Давид Тухманов )
4 ученик
Салют и слава годовщине
Навеки памятного дня!
Салют Победе, что в Берлине
Огнём попрала мощь огня.
Салют её большим и малым
Творцам, что шли путём одним,
Её бойцам и генералам,
Героям павшим и живым!
5ученик:
И смотрит на сынов своих Россия,
Как будто лишь вчера окончен бой,
Проходят победители седые,
Победа остаётся молодой! ( Музыка стихает)
Учитель Друзья! К каким бы славным датам не приближали нас года, Весны, рожденной в 45-м, мир не забудет никогда!
Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойные спят города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
4 ученик
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
5 ученик
Пусть оглашают наши леса
Только птиц и детей голоса.
4 ученик
И пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!
5 ученик
Пусть гремит салют победы!
Этим светом мир согрет!
Поздравляем наших прадедов и дедов!
Дню Победы многих лет!
Учитель Люди! Покуда сердца стучатся, - помните!
Какою ценой завоёвано счастье, - пожалуйста, помните!
Помните! Через века, через года – помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните!
4 ученик
Как продолжение жизни солдат
Под звездами мирной державы
Цветы на ратных могилах горят
Венками немеркнущей славы.
Пылает днём и ночью пламя
И озаряет шар земной
Не утихает наша память
О тех, кто был убит войной.
2 ученик.
Сменяя друга
Идут поколенья
Но память о прошлом
Не знает забвенья
И грозные строки
Взывают с гранита
«Никто не забыт
И ничто не забыто!» (импровизация возложения цветов к «вечному огню»)
(обращение к ветеранам)
3 ученица
Я никогда не видела войны
И ужаса ее не представляю
Но то, что мир наш хочет тишины
Сегодня очень ясно понимаю.
Ученик 1:
Спасибо вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки
На Вашу долю все это пришлось –
Тревоги, голод, холод и разлуки
Ученик 2:
Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет
И за поля цветущие ромашек.
Ученик 1:
Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек!
(песня «Пусть всегда будет солнце»)