Классный час «И помнит мир спасенный…


Крылова Н.В.,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ № 7
Классный час «И помнит мир спасенный…"
Цель: патриотическое воспитание молодого поколения на высоких примерах Великой Отечественной войны.
Задачи:
формировать ценностное отношение у детей к Отечественной истории;
способствовать формированию чувства гордости за свой народ, за свою Родину, уважения к её свершениям и достойным людям;
развивать и углублять знания о людях родного края;
формировать исследовательские навыки, умения самостоятельно добывать новую информацию;
формировать эмоционально-отзывчивую личность ребенка.
Оборудование: выставка книг, посвященных Великой Отечественной Войне, интерактивная доска, компьютер, стенд «И помнит мир спасенный…», с фотографиями и информацией о родственниках учащихся класса.
Целевая аудитория: учащиеся 6а класса, учитель, родители.
Ход классного часа
Чтец:
Ах, война, что ж ты сделала подлая:Стали тихими наши дворы,Наши мальчики головы подняли,Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячилиИ ушли за солдатом - солдат...До свидания мальчики! Мальчики,Постарайтесь вернуться назад
Нет, не прячьтесь, вы будьте высокимиНе жалейте ни пуль, ни гранат,И себя не щадите вы, и все-такиПостарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты подлая сделала?Вместо свадеб - разлуки и дым.Наши девочки платьица белыеРаздарили сестренкам своим.Сапоги - ну куда от них денешься?Да зеленые крылья погон...Вы наплюйте на сплетников, девочки,Мы сведем с ними счеты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,Что идете войной наугад...До свидания, девочки! Девочки,Постарайтесь вернуться назад.( Булат Окуджава)
Учитель: Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров Советской Армии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается этот классный час.
Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон. Об окопах и траншеях мы можем судить только по кинофильмам да рассказам фронтовиков. Для нас война – история. Но эта война унесла жизни наших дедов, у старшего поколения отцов, братьев и сестер. Бывают события, которые со временем стираются из памяти народной, становятся достоянием архивов. Но есть события, значение которых с годами не только не уменьшается, а, напротив, с каждым новым десятилетием приобретают особую значимость, становятся бессмертными. К таким событиям относится победа нашего народа в Великой Отечественной войне, 70- лет которой мы будем отмечать 9 мая 2015 года.
Вопросы учащимся: « Почему Великая Отечественная война 1941-1945 гг названа Отечественной и какие еще войны Отечественные прошедшие на территории нашей родины вы знаете?»Чему посвящен праздник 9 Мая? Что вы знаете об этой войне? (ответы учащихся)
Учитель: Память - вот чем мы можем отплатить нашим героям за нашу победу! В этом году проходит областная акция «У победы наши лица».
В нашей школе имеются стенды с фото участников Великой Отечественной войны и тружеников тыла. На этих стендах есть и информация, собранная учениками нашего класса о своих прабабушках и прадедушках (презентация «У победы наши лица» на фоне песни«Кино идет» - о деде вернувшемся с войны)
Учитель: Фашисты решили уничтожить наше государство, захватить земли и
богатства СССР, истребить как можно больше советских людей, а выживших – обратить в рабов.
Вступив на советскую землю, гитлеровцы совершали чудовищные зверства, проводили массовые расстрелы. В обращении фашистского командования к солдатам Восточного фронта в 1941 г. говорилось: “У тебя нет сердца и нервов… Уничтожь в себе жалость и сострадание – убивай всякого русского, советского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик…Мы столько сделали, что, ели мы не победим нас уничтожат самих”.
Над советским народом нависла страшная угроза истребления и порабощения. Решался вопрос о жизни и смерти. Это было суровое испытание. В первые часы войны правительство обратилось к армии и народу с призывом встать на защиту Родины, подняться всем на Великую Отечественную войну против фашистских поработителей. Сталин обратился к советскому народу и первыми слова его обращения были: «Братья и сестры...» Как и ранее в великую годину требовалось объединение всего народа. Обращение заканчивалось словами: “Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами!”
Небывалый патриотический подъем охватил всех советских людей. Прямо с полей и фабрик, бросая мирные занятия, военнообязанные граждане шли на призывные пункты. Вместе с ними приходили юноши и старики, просили отправить их на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами.
Малютин Илья и Ломакова Мария рассказывают о своих прадедах, ушедших добровольцами на фронт.
Учитель: И мне хочется рассказать о своих дедах, один из которых имея бронь, отставив свою жену, бабушку моего отца с новорожденным сыном, ушел на фронт, пропал без вести, бабушка замуж не вышла. Поисковики по нагрудному медальону нашли его, он захоронен в братской могиле в Белоруссии, но его имя увековечено на стеле погибшим солдатам в р.п. Махнево.
Учитель: Гитлеровские генералы рассчитывали закончить войну с Советским
Союзом за восемь недель, но этот план “молниеносной войны” провалился.
Героизм и сверхчеловеческие усилия позволили остановить натиск гитлеровцев. В начале декабря 1941 года Красная армия перешла в контрнаступление под Москвой. Был сделан первый шаг к победе, развеян миф о непобедимости врага. Запроявленные в боях под Москвой доблесть, геройство и мужество более миллиона воинов были награждены орденами и медалями “За оборону Москвы”. Вопрос: Помимо регилярной армии с фашистами сражались партизаны. Знаете ли вы, кто они такие и какую функцию выполняли особенно в первый период войны?
Ответ: Партизаны и подпольщики действовали на оккупированных территориях.
Учитель: С первых же дней войны началось партизанское движение - вооруженная борьба советского народа против фашистских захватчиков на оккупированной территории, у тылу врага.
Активной партизанская борьба была в Украине, Беларуси, в Орловской, Смоленской, Ленинградской и Калининский областях России. Создавались партизанские формирования - отряды, полки, бригады и дивизии, иногда до 20 тысяч человек.
Главные удары партизаны наносили по коммуникациям противника, помогали наступлению советских войск. Во время войны у тыла врага действовало свыше 6200 партизанских отрядов и подпольных групп, в которых воевало больше чем 1 млн. человек - представителей всех народов Советского Союза.
Рассказ Огородник Марии о бабушке, участвовавшей в партизанском движении
Вопрос: Как вы думаете, без чего не возможна была бы победа?
Ответ: Без героической работой в тылу.
Тимашов Роман, Белоглазова Татьяна, Афанасьев Степан рассказывают о своих прадедах и прабабушках – труженик тыла
Чтец с игрушечным Мишкой, ведет свой диалог
Оборванного мишку утешалаДевчушка в изувеченной избе:«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,Пол сухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,Смешалась с кровью черная земля…Была семья, был дом… Теперь осталисьСовсем одни на свете — ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,Поражена чудовищным огнём,И Смерть вокруг летала злою птицей,Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,И мне дадут на фронте автомат.Я отомщу за то, что слезы прячу,За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,Зловещий отблеск полыхнул в окне…И выбежала из дому девчонка:«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.Победу нынче празднует страна…А сколько их, девчонок и мальчишек,Осиротила подлая война?! (С. Михалков)
Учитель: В апреле 1945 года был нанесен завершающий удар по гитлеровскому вермахту в берлинской операции. В течение одиннадцати суток была разгромлена миллионная берлинская группировка противника и взят Берлин. Советские воины водрузили над рейхстагом Знамя Победы.
Исторический день 9 Мая стал Днем Победы над фашистской Германией.
Фрагмент песни “Священная война”.
Вопросы: Так почему же память именно об этом дне 9 Мая передается из поколения в поколение, от родителей к детям, от дедов к внукам?
Что же для нас день 9 Мая? Просто ли “красный день календаря”?
Прошло 70 лет с того последнего военного дня, но не тускнеет от времени память о подвигах героев. 9 Мая праздник необычный. Всякий праздник – это, прежде всего, радость, веселье и смех, а 9 Мая праздник “с сединою на висках”, “радость со слезами на глазах”; праздник, на котором праздничные букеты переплетаются с траурными венками.
Учитель: Именно Советский Союз на своих плечах вынес основную тяжесть
войны. Мир восхищается советскими солдатами, военными руководителями. Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве и мастерстве. Подвиг нашего народа настолько беспримерен, насколько память непреходяща.
Четыре страшных года. 1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война. Враг нашего народа и всего человечества был разбит. 24 июня 1945 года на Параде Победы Москва чествовала героев, а у Мавзолея Ленина на Красной площади лежали поверженные гитлеровские знамена (штандарты). Народ выстоял! Страна победила! (Видеоролик «Парад в День Победы 9 мая 1945 года на Красной площади в Москве»)
Просьба почтить память минутой молчания
Чтец
Поклонимся великим тем годам.
Тем самым командирам и бойцам.
И маршалам страны и рядовым,
Поклонимся и мертвым и живым.
Всем тем, которых забывать нельзя,
Поклонимся, поклонимся, друзья!
Всем миром, всем народом, всей землей,
Поклонимся за тот великий бой…
Литература
1.С.В.Шевченко, В.Г.Денисова «Классные часы», издательство «Учитель», Волгоград, 2005 г.
2.П.И.Потёмкин «Историко-художественная хрестоматия по Великой отечественной войне», Москва «Просвещение», 1987 г.
3. Ресурсы Интернет сайта www.festival.1september.ru4. Материалы из музея «История школы №7».
5.Материалы семейного архива