Работа над понятием «слова-синонимы», «слова-антонимы»

Работа над понятием «слова-синонимы»
Упражнение 1
Цель: закреплять умение подбирать синонимы к данным словам, опираясь на признак принадлежности к одной части речи; формировать представление о системообразующем свойстве лексики.

Подбери синонимы к перечисленным словам. Не забывай, что к ним относятся слова одной и той же части речи.
Волшебник, пища, зябнуть, использовать, неуклюжий, неправильный Слова для справок: мерзнуть, кудесник, употреблять, корм, нескладный, ошибочный, стыть, питание, колдун, мешковатый, еда, маг, применять, неверный, продовольствие, неловкий, коченеть, чародей.

Упражнение 2
Цель: выяснить на практической основе словоупотребительные возможности слов-синонимов с учетом их отличий друг от друга; формировать умение использовать синонимы для более точного выражения мыслей.
Правильно ли употреблены слова-синонимы? Исправь ошибки словоупотребления, если считаешь это необходимым. Какой можно сделать вывод?
карие носки коричневые глаза - коричневое пальто сырой луг мокрый луг - мокрый воздух голубое платье - лазурное платье - голубое небо покоится i [устыня - лежит пустыня

Упражнение 3
Цель: формировать умение находить синонимы в текстах, сравнивать их по значению, активизировать в речи.
Прочитай текст. Найди в нем слова-синонимы, объясни их значение. Составь с этими же словами другие предложения, запиши их.
Торопливый ножик
Строгал Митя палочку. Строгал, да бросил. Косая палочка получилась, неровная, некрасивая. Решил Митя, что ножик у него плохой. «Да нет, - говорит отец, - ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить». Взял отец палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, и тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Долго торопливый ножик не хотел слушаться, торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть. Хорошо стал строгать ножик, ровно, красиво.

Упражнение 4
Цель: показать на практических примерах роль синонимов для связи предложений в тексте (стилистическую функцию).
Прочитай предложения.
Весной ребята посеяли около клуба семена цветов. Марина посеяла астры и настурции. Совсем скоро здесь будет красиво!
Все ли тебе нравится в первых двух предложениях? (Повторение слова посеяли.) Каким синонимом можно заменить слово посеяли во втором предложении? Спиши.

Упражнение 5
Цель:развивать познавательную активность и творческий потенциал на материале синонимии.
Составь и веди собственный словарик синонимов. Во-первых, выписывается слово или целая группа слов. Во-вторых, с каждым словом-синонимом записывается предложение. Очень хорошо, если ты найдешь пример, иллюстрирующий синоним, в тексте художественного произведения.

Упражнение 6
Цель: формировать на практической основе представление о контекстуальных синонимах и их функции в речи.
Иногда слова сближаются своими значениями в каком-то предложении. Такие слова мы будем называть скрытыми синонимами. Найди такие слова в стихотворении С. Маршака.
Сколько раз пытался я ускорить Время, что несло меня вперед, - Подхлестнуть, вспугнуть его, пришпорить,
Чтобы слышать, как оно идет!
Для чего автором использованы такие слова?


Работа над понятием «антонимы»
Упражнение 1
Цель: формировать умение подбирать антонимы к словам (именам прилагательным).
Подбери антонимы к словам. Составь с ними словосочетания.
чистый-..,
здоровый -...
светлый -...
мягкий -...

Упражнение 2
Цель: формировать умение работать со словарем антонимов; повышать познавательную активность детей; активизировать антонимы в речи.
Из словаря антонимов выпиши пять пар существительных-антонимов. Обрати внимание, как дается их толкование. Сопоставь данные определения значений с толкованием, которое содержится в толковом словаре. Составь с одной парой антонимов предложение.

Упражнение 3
Цель: формировать умение находить антонимы в предложениях.
Найди в пословицах антонимы.
На смелого собака лает, а трусливого кусает.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Труд всегда дает, а лень только берет.
Велик телом, да мал делом.
На черной земле белый хлеб родится.
Выпиши антонимы-глаголы, составь с ними предложения.

Упражнение 4
Цель: закреплять умение подбирать слова-антонимы и умение работать со справочными изданиями.
Подбери антонимы-прилагательные к приведенным словам, обозначающим черты характера человека. В случае затруднения обращайся к словарю антонимов.
трудолюбивый, сознательный, организованный, энергичный, волевой, инициативный, добросовестный, бесстрашный, ответственный

Упражнение 5
Цель: на практической основе показать связь антонимов с синонимами. .
Сколько антонимов можно подобрать к слову радость? Запиши их.
радость - грусть
радость - печаль
радость - огорчение
Что можно сказать о значениях слов грусть и печаль? (Их значения близки - значит, это синонимы.) Составь с каждой парой слов предложения. Какие ты знаешь стихотворения о радости? какие - о печали?

Упражнение 6
Цель: на практической основе познакомить с контекстуальными антонимами: формировать умение находить их в тексте.
В художественных произведениях встречаются слова, которые в определенном предложении приобретают противоположное значение и поэтому становятся антонимами. Мы их будем называть скрытыми антонимами, Попробуй найти такие антонимы в пословицах, объясни, по какому признаку они противопоставлены.
Речи как снег, а дела как сажа.
Речи что мед, а дела что полынь.

Упражнение 7
Цель:развивать познавательную активность и творческий потенциал на материале антонимии.
Составь и веди свой словарик антонимов. Запиши пару слов и составь с ней предложение. Хорошо, если ты проиллюстрируешь эту пару примером из художественной литературы.

Упражнение 8
Цель: формировать умение точно употреблять лексические значения слов, определять среди них знакомые явления.
Объясни разницу в значениях слов плачет и рыдает; смеется и хохочет; засмеялся и посмеялся; заплакал и расплакался.

Упражнение 9
Цель: закреплять умение определять антонимы в предложениях на занимательном материале, повышающем познавательную активность детей.
В загадках найди антонимы. Объясни их значение и смысл: зачем употреблены антонимы?
Одной рукою всех встречает,
Другой рукою провожает.
{Дверь.)
От дома начинается,
У дома и кончается.
(Дорога.)