«Организация работы с геометрическим материалом по системе М.Монтессори во внеурочной деятельности»

Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение
дополнительного профессионального образования
(повышения квалификации специалистов)
Самарский областной институт
повышения квалификации и переподготовке работников образования



Итоговая работа по курсу повышения квалификации по ИОЧ ИБ
«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»
на тему
«Организация работы с геометрическим материалом по системе М.Монтессори во внеурочной деятельности»

Время обучения (1 смена 08.04. – 12.04.13 г.
2 смена 22.04. – 25.04.13 г.)

Выполнила: Калашян О.В.
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 35 г.о. Самара



Самара, 2013 г.
Содержание
Анализ ситуации
Актуальность темы
Методология проекта
Теоретическое обоснование
Практическая часть
Вывод
Список литературы
Приложения























Анализ ситуации
Одна из психологических особенностей детей младшего школьного возраста – преобладание наглядно-образного мышления и именно на первых этапах обучения математике используется образ, как основная оперативная единица пространственных представлений младших школьников. Однако большие возможности для дальнейшего развития этого вида мышления, а также для наглядно-действенного мышления дает такая работа с геометрическим материалом на уроках математики, когда образ, в котором представлены пространственные признаки объекта, и слово соотносятся ребенком взаимно однозначно.
В этом случае сформированность пространственных представлений дает ребенку возможность оперировать ими не только на уровне узнавания и дифференциации объекта по пространственным признакам, но главное – на уровне мысленного воспроизведения образа объекта и изменения его положения в пространстве размещать и ориентировать объект в какой-либо системе отчета, то есть понимать его положение среди совокупности других объектов.

Актуальность темы
Многочисленные наблюдения педагогов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевает примерами мыслительной деятельности в начальных классах школы, в средних обычно переходит в разряд неуспевающих. Математика способствует развитию у детей мышления, памяти, внимания, творческого воображения, наблюдательности, строгой последовательности, рассуждения и его доказательности; дает реальные предпосылки для дальнейшего развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Изучение геометрического материала формирует элементы конструкторского мышления и конструктивных умений.
В настоящее время имеет место противоречие между наличием разработанных методов и приемов формирования пространственного мышления в психологии и методике и отсутствием системы заданий, которая бы способствовала бы ее формированию у учащихся начальной школы. Отсутствие такой системы является причиной низкого уровня сформированности у выпускников начальной школы пространственного мышления, без которого нельзя говорить о полном развитии интеллектуальной сферы учащихся.
Сейчас нужны новые подходы к формированию пространственного мышления учащихся, учитывая основные компоненты геометрических представлений, для чего лучше всего использовать метод конструирования. Обеспечению эффективных условий формирования пространственного мышления младших школьников на основе конструирования и посвящена моя работа.

Методология проекта
Цель данного исследования: обоснование и разработка системы формирования пространственного мышления младших школьников в процессе изучения геометрического материала по системе Монтессори М.
Объект: процесс обучения младших школьников.
Предмет: изучение геометрического материала в начальной школе.
Гипотеза: если использовать различные приемы и формы учебной деятельности при изучении геометрического материала, то это приведет к развитию пространственного мышления младших школьников и окажет положительное влияние на усвоение ими математических знаний.
Задачи:
Разработка и апробация приемов и форм организации учебной деятельности, способствующих развитию пространственного мышления.
Отслеживание динамики развития пространственного мышления и качества математических знаний учащихся по методике М.Монтессори.

Теоретическое обоснование
Многие принципы ФГОСа 2 поколения созвучны с принципами обучения в Монтессори-классе. Рассмотрим некоторые из них, которые я применяю в своей работе.
Дисциплина это владение собой как внутренняя способность, умение найти баланс между тем, что хорошо для себя и тем, что хорошо для других.
Необходимые аспекты свободной работы:
Свобода выбора.
В Монтессори-группе понятие свободного выбора подразумевает:
выбор материала (из полного комплекта Монтессори-материалов, соответствующих требованиям к организации подготовленной среды);
выбор варианта работы с данным материалом (в контексте базисного использования);
выбор времени для работы и времени длительности работы в соответствии с потребностью и внутренним ритмом;
выбор рабочего места;
выбор товарища или группы для совместной работы.
Свобода коммуникации.
Свобода коммуникации означает, что любой ребенок имеет право общаться с другими детьми и со взрослыми, обратиться с вопросом и получить на него доброжелательный ответ.
Свобода рефлексии.
Ребенок не обязан постоянно быть активным. У него должны быть возможность и время обдумать свои предыдущие и последующие действия. Это состояние не следует путать с бездействием, вызванном ленью, апатией или усталостью.
Работа по программе «Занимательная геометрия» включает в себя отдельные принципы и формы работы из методики М. Монтессори. Занятия состоит из 3 этапов: презентация, упражнения (работа в группах + самостоятельная деятельность), контроль ошибок.
М. Г. Сорокова в своей книге «Математика по методу М. Монтессори в детском саду и школе» писала: «Презентация содержит описание основного алгоритма или образца работы с материалом, который учитель демонстрирует ребенку при первом предъявлении этого материала. В случае необходимости учитель может показать работу повторно. Упражнения предполагают первоначальное освоение ребенком основного алгоритма работы при постепенном усложнении заданий. Упражнения могут быть показаны учителем или же придуманы ребенком. Учитель подбирает примеры для упражнений таким образом, чтобы ребенок мог самостоятельно вывести то или иное правило. Контроль ошибок производится при помощи контрольных карт с ответами, в случае ошибки повторить действия.»
Дети свободно передвигаются во время урока. Дидактический материал устроен таким образом, что предполагает свободное движение. Ребенок выбирает рабочее место там, где ему нравится. При этом ему не приходится долго (урок) сидеть за столом. В Монтессори – группе понятие свободного выбора подразумевает:
– выбор рабочего места;
– выбор товарища или группы для совместной работы.
Во время работы существует несколько ограничений:
– ограничение первое: коллективный интерес;
– ограничение второе: знание должно предшествовать выбору;
– ограничение третье: правильное использование материалов;
– ограничение четвертое: по количеству материалов в подготовительной среде.
Правила поведения в группе разрабатываются совместно с детьми. Главная цель – защита интересов коллектива и каждого отдельного ребенка.
Все правила должны отвечать следующим основным требованиям:
– предъявляться в позитивной манере (желательно избегать прямых запретов, слова «нельзя» и т.п.);
– быть короткими и понятными, соответствующими возрасту детей;
– общее количество правил ограничено;
– каждое из них подчеркивает какой-либо из основных аспектов работы в подготовительной среде;
– уважение к собственной работе и рабочему месту;
– уважение к личности и деятельности остальных членов коллектива;
– ответственность за материал и мебель;
– правила обязательны для всех, в том числе и взрослых;
– желательно быть последовательным и не менять правила, если дети постоянно нарушают правило, возможно, оно не совсем верно.
Приведем примерные правила работы в группе:
– можно брать любой материал; если он не знаком, обратиться за помощью к учителю или товарищу;
– можно наблюдать за работой других, не мешая им;
– если материал занят, нужно подождать;
– хочешь работать вместе – договорись об этом;
– материал носим по одному предмету;
– с материалом работаем медленно и аккуратно;
– работаем сначала по правилам, а потом – по-своему;
– закончил работу – приведи в порядок материал, отнеси его на место;
– после работы вытираем стол, задвигаем стулья, сворачиваем коврик;
– коврик – рабочее место, на него не наступают, а обходят;
– бегать, прыгать и шуметь можно на улице, а не в классе;
– хочешь что-то сказать – подними руку;
– когда трудно – просят о помощи и благодарят.

Выводы
Очень важно при выполнении заданий на развитие пространственного воображения с самого начала раскрыть перед ребенком суть творческой деятельности – не следовать готовым образцам, а искать как4 можно больше своих собственных решений, направлять свое воображение н поиск нового, доводить задуманное до конца.
Практика показала, что дети прекрасно осваивают «геометрию формы». У них формируется высокий уровень представлений о геометрических фигурах, умение выделять их признаки, сравнивать, обобщать, классифицировать. Кроме того, дети хорошо владеют чертежным инструментом (угольником, линейкой, циркулем) и могут использовать их для решения задач на построение, хорошо справляются с чтением чертежа (в том числе с тремя проекциями объемного тела), обладают хорошо развитым пространственным воображением, умеют рассуждать и понимать смысл этого процесса, а главное:
у детей формируется общее положительное отношение к этому предмету, а также высокая познавательная активность;
детям нравятся трудные задания, они стремятся самостоятельно справиться с ними и очень ждут этих заданий.
Опыт работы показал, что использование геометрического материала открывает новые возможности в плане развития обобщенных приемов мыслительной деятельности, восприятия, воображения, образной памяти, пространственного мышления, логики, познавательной активности, интуиции и «математического чутья» ребенка.

Список литература
«Монтессори в России. Новый взгляд. Московский центр Монтессори». Сборник научно – практических статей под редакцией К. Е. Сумнительного. – Москва, 1998 г.
Герасимова А. С. «Умные клеточки». – Москва, «Астрель», 2009 г.
Жикалкина Т. К. «Игровые и занимательные задания по математике» 1 – 2 класс. – Москва, «Просвещение», 1989 г.
Михайлова З. А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников». – Москва, «Просвещение», 1990 г.
Никитин Б. П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». – Москва, «Просвещение», 1991 г.
Петерсон Л. Г. «Математика. Тематическое планирование». 1 – 4 классы. – Волгоград, Издательство «Учитель», 2009 г.
Сорокова М. Г. «Математика по методу Монтессори в детском саду и школе». Московский педагогический государственный университет. – Москва, 1997 г.
Узоров О. В., Нефедова Е. А. «Справочное пособие по математике». 4 класс. I и II часть. – Москва, АСТ «Астрель», 2010 г.




















15