Комплексная программа оздоровительной направленности Здоровячки
ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ
Полное название программы: Комплексная программа оздоровительной направленности "Здоровячки"
Автор программы: Горбова Юлия Анатольевна, инструктор по физической культуре
Территория: Муниципальное образование Октябрьский район, ХМАО-ЮграНазвание проводящей организации: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Аленький цветочек»
Адрес организации: 628109, ХМАО-Югра, Тюменская обл., Октябрьский р-н, с. Перегребное, ул. Лесная д. 36
Телефон, факс: 8(34678)38- 637, 38- 747
Цель программы: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.
Сроки реализации программы: 5 лет
СОДЕРЖАНИЕ:
I.АКТУАЛЬНОСТЬ.....................................................................................................................3
II. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ....................................4
2.1. Распределение детей по группам здоровья..............................................................4
2.2. Процент детей, имеющих хронические заболевания..............................................6
2.3. Анализ заболеваемости..............................................................................................7
III. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ.............................8
IV. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.........................................9
4.1. Цель программы.......................................................................................................9
4.2. Основные направления программы:.........................................................................9
4.3. Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:.........................................................................................................................94.3.1. Материально-техническое оснащение...................................................................9
4.3.2. Лечебно-профилактическое направление...........................................................14
V. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ..................................................................................................15
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.................................................................................................16
ПРИЛОЖЕНИЯ:
Модель двигательной активности детей
Релаксационные упражнения
Организация рационального питания
Немедикаментозное оздоровление детей
Закаливающие мероприятия
Дыхательная гимнастика
Массаж и самомассажУпражнения для профилактики осанки и плоскостопия
1. АКТУАЛЬНОСТЬ
Здоровье – это сложное понятие, включающее характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определённый уровень умственной и физической работоспособности.
В современных условиях развития нашего общества наблюдается резкое ухудшение состояния здоровья детей, и поэтому оздоровление детей является одной из первоочередных задач, стоящих перед обществом.
Актуальность проблемы предупреждения различных заболеваний определяется высокой заболеваемостью детей дошкольного возраста, отрицательным влиянием повторных случаев на их состояние здоровья, формированием хронической патологии. Причин роста патологии множество. Это плохая экология и несбалансированное питание, условия проживания на территории Севера, где в зимний период времени значительно снижена двигательная активность воспитанников за счет низкой температуры воздуха и сокращения светового дня, информационные и нейропсихические перегрузки.
Возможность постоянного поиска путей укрепления здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни, разностороннего развития двигательных способностей убеждает в том, что до настоящего времени в дошкольной образовательной организации не полностью реализуется оздоровительное влияние физического воспитания. Поэтому актуален поиск новых средств сохранения и укрепления здоровья детей.
2.АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ И ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ
2.1. Распределение детей по группам здоровья
Группы здоровья 2009 2010 2011 2012 2013
I группа 16,9% 20,6% 20,1% 24,4% 26,6%
II группа 73,8% 70,6% 72,6% 70% 66,5%
III группа 8,5% 7,8% 7,3% 5% 6,4%
IV группа 0,8% 1% 1% 0,6% 0,5%
Вывод: за данный период наблюдения за здоровьем детей прослеживается увеличение соматически здоровых детей и уменьшение количества детей с уточненными диагнозами заболеваний.
2.2.Процент детей, имеющих хронические заболевания
№ п/пКлассификация болезней Нозологическая форма Количество детей
1 Болезни органов дыхания Бронхиальная астма, ЧДБ 3 (1,7%)
2 Болезни органов дыхания ГНМ, сужение носослезного канала, аденоиды, хронический ринит, гипоплазия левого легкого 26 (14,9%)
3 Патология ЖКТ Атония кишечника и сфинктера, галактодемия4 (2,3%)
4 Болезни мочеполовой системы хронический пиелонефрит, фимоз, недержание мочи, гиперрефлекторный мочевой пузырь 10 (5,7%)
5 Болезни кожи и подкожной клетчатки Отопический дерматит, аллергодерматит6 (3,4%)
6 Болезни эндокринной системы Высокорослость, СДВГА 3 (1,72%)
7 Патология органов зрения Гиперметропия, ангиопатия сосудов клетчатки, анизомитропия, группа риска по близорукости, астигматизм, косоглазие 15 (8,6%)
8 Неврологические заболевания ЗРР, ППЦНС, неврозоподобное состояние, резидуальная энцефалопатия, ММД, РЦН, миотонический синдром, аффективно-респираторные парексизы17 (9,8%)
9 Патология опорно-двигательного аппарата Плоскостопие, плосковальгусные стопы, дисплазия тазобедренного сустава, врожденная аномалия развития кресцовокопчиковой области, вялый нижний парапарез17 (9,8%)
10 Болезни зубов Кариес 7 (4%)
11 Болезни сердечно сосудистой системы АРХЛЖ, ВПС, стеноз легочной артерии легкой степени, ФКП 5 (2,9%)
2.3. Анализ заболеваемости
Перечень заболеваний 2009 2010 2011 2012 2013
Количество случаев заболеваний 368 296 546 739 724
Количество на 1 ребенка 3,12 2,85 3,05 4,1 0,31
Несчастные случаи, отравления, травмы 1 3 - - -
Количество ЧБД детей 22 3 8 15 16
Индекс здоровья 18% 23,07% 19,3% 17,11% 17,34%
Вывод: увеличение количества случаев заболеваний связано с повышением простудных заболеваний в связи с сезонным подъемом острых респираторных вирусных инфекций.
3. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ
Здоровье детей дошкольного возраста социально обусловлено и зависит от таких факторов, как состояние окружающей среды, здоровье родителей и наследственность, условия жизни и воспитания ребенка в семье, в образовательной организации. Значимыми факторами, формирующими здоровье детей, являются система воспитания и обучения, включая физическое воспитание, охрану психического здоровья. Начинать формировать навык здорового образа жизни нужно в детстве, когда наиболее прочно закладывается опыт оздоровления, когда стимулом является природное любопытство ребенка, желание все узнать и все попробовать, возрастная двигательная активность и оптимизм.
Укрепление здоровья детей должно стать ценностным приоритетом всей работы дошкольной образовательной организации (далее ДОО): не только в плане физического воспитания, но и обучения в целом, организации режима, лечебно-профилактической работы, личностно-ориентированного подхода при работе с детьми, вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний, их просвещение. Особенностью организации и содержания учебно-воспитательного процесса должен стать интегрированный подход, направленный на воспитание у дошкольника потребности в здоровом образе жизни.
Основные принципы программы:
Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепления здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных и профилактических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Принцип личностной ориентации и преемственности – организация и поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровневого и разновозрастного развития и состояния здоровья.
Принцип гарантированной результативности – реализация прав и потребностей детей на получение необходимой психолого-педагогической помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возрастной категории детей и уровня их физического развития.
4. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
4.1. Цель программы:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей, совершенствование их физического развития.
4.2. Основные направления программы:
Материально-техническое оснащение оздоровительного процесса в ДОО.
Воспитательно-образовательное направление.
Лечебно-профилактическое направление.
Мониторинг реализации программы.
4.3. Задачи и пути реализации оздоровительной работы по каждому из направлений программы:
4.3.1. Материально-техническое оснащение
Задача: Совершенствование здоровьесберегающей среды.
Пути реализации:
Обновление материально-технической базы.
Преобразование предметно-пространственной среды.
4.3.2. Воспитательно-образовательное направление
Задача №1: Организация рациональной двигательной активности детей.
Забота о здоровье детей в ДОО складывается из создания условий, способствующих благоприятному развитию организма. Наиболее управляемым фактором внешней среды является двигательная нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление.
Двигательная активность – это естественная потребность в движении, удовлетворение которой является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка.
Активная двигательная деятельность способствует:
повышению устойчивости организма к воздействию патогенных микроорганизмов и неблагоприятных факторов окружающей среды;
совершенствованию реакций терморегуляции организма, обеспечивающих его устойчивость к простудным заболеваниям;
повышению физической работоспособности;
созданию положительных эмоций, способствующих охране и укреплению психического здоровья.
Основные принципы организации двигательной активности в детском саду:
Физическая нагрузка должна быть адекватна возрасту, полу ребёнка, уровню его физического развития, биологической зрелости и здоровья.
Двигательную активность необходимо сочетать с общедоступными закаливающими процедурами.
Обязательное включение в комплекс физического воспитания элементов дыхательной гимнастики.
Медицинский контроль за физическим воспитанием.
Проведение физкультурных мероприятий с учетом медицинских ограничений и медицинских отводов.
Включение в гимнастику и непосредственно образовательную деятельность (далее НОД) элементов корригирующей гимнастики для профилактики плоскостопия и искривления осанки.
Формы организации двигательной активности в ДОО:
Образовательная деятельность по физической культуре в зале и на воздухе;
утренняя гимнастика;
физкультминутки;
оздоровительный бег;
физкультурные досуги, праздники, “Дни здоровья”, олимпиады;
подгрупповая работа с одаренными детьми, обладающими высоким уровнем физической подготовленности;
работа на тренажерах.
Пути реализации:
Выполнение режима двигательной активности всеми педагогами ДОО (приложение № 1).
Преобладание циклических упражнений в НОД физической культурой для тренировки и совершенствования общей выносливости как наиболее ценного оздоровительного качества.
Использование игр, упражнений соревновательного характера в образовательной деятельности.
Задача №2: Воспитание у детей культуры здоровья, вооружение знаниями, умениями и навыками для формирования привычки к здоровому образу жизни.
Необходимость воспитания физической культуры подчеркивают исследования, подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7–8% зависит от успехов здравоохранения и более чем на 60% - от его образа жизни. В связи с этим актуально воспитание культуры здоровья уже в дошкольном детстве. Становление культуры человека обусловлено, прежде всего, процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого с ребенком, широким спектром педагогических средств и приемов.
Физическая культура здоровья дошкольника состоит из трех компонентов:
Осознанного отношения к здоровью и жизни человека.
Знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.
Компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Пути реализации:
Для реализации данной задачи предполагается продолжение целенаправленной работы по воспитанию культуры здоровья, формированию привычек к здоровому образу жизни через формы работы с детьми:
режимные моменты;
тематические занятия познавательной направленности;
образовательная деятельность по физической культуре;
закаливающие процедуры;
организацию и проведение дней здоровья.
Формы работы с родителями:
консультации по формированию здорового образа жизни дошкольников;
совместные детско-родительские мероприятия (физкультурные праздники, развлечения и т. п.).
Задача №3: Психическое развитие детей и профилактика их эмоционального благополучия.
Психическое здоровье детей обусловливается их полноценным психическим развитием, которое, в свою очередь, предполагает развитие базовых психических процессов дошкольников – восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления (анализа, синтеза, обобщения, классификации), речи.Профилактика эмоционального благополучия детей в нашей ДОО осуществляется в двух основных направлениях:
Обеспечение более благоприятного течения периода адаптации вновь прибывших детей.
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в детском коллективе.
Более благоприятное течение периода адаптации вновь прибывших детей обеспечивается через комплекс психолого-педагогических мероприятий:
анкетирование родителей с целью изучения индивидуальных особенностей каждого ребенка;
гибкий график последовательного введения вновь прибывших детей в группу;
постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
использование специальных педагогических приемов (знакомство ребенка с жизнью в детском саду при помощи адаптационного альбома, организация фотовыставки «Моя семья», введение в групповую предметную среду любимых домашних игрушек детей и др.);
создание эмоционального комфорта при укладывании детей на дневной сон;
психолого-педагогическое просвещение родителей (групповые, индивидуальные и стендовые консультации).
Создание благоприятной эмоциональной обстановки в каждом детском коллективе обеспечивается через использование форм работы, а также применение психолого-педагогических методов и приемов, направленных на предупреждение нежелательных аффективных проявлений у детей:
диагностика эмоционального благополучия детей через наблюдение, анализ продуктивных видов деятельности детей;
обеспечение спокойной обстановки в групповом помещении (избегать чрезмерно громкой речи, оперативно реагировать на конфликтные ситуации между детьми);
подвижные, сюжетно-ролевые игры, драматизация;
обеспечение условий для полноценного дневного сна (режим проветривания, создания спокойной обстановки, соблюдение «ритуалов» подготовки ко сну);
организация «уголков психологической разгрузки» (зон уединения детей) в группах;
создание ситуации успеха для каждого ребенка в образовательной и свободной деятельности;
формирование культуры общения детей;
проведение досугов, развлечений, праздников;
рациональное применение «музыкотерапии» (используется при необходимости в образовательной деятельности, при выполнении релаксационных упражнений, при укладывании детей на дневной сон и их пробуждении и др.).
Новые подходы в профилактике эмоционального благополучия:
обучение детей приемам релаксации;
разработка и введение в воспитательно-образовательный процесс цикла занятий психолога с детьми 5-7 лет, направленных на формирование умений дошкольников по оказанию психологической помощи и самопомощи в различных жизненных ситуациях.
Необходимость обучения детей приемам релаксации обусловлена тем, что большинству детей свойственно нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность, двигательное беспокойство. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации перегружают их слабую нервную систему. Мышечная и эмоциональная раскованность — важное условие для становления естественной речи и правильных телодвижений. Детям нужно дать почувствовать, что мышечное напряжение по их воле может смениться приятным расслаблением и спокойствием. Установлено, что эмоциональное возбуждение ослабевает, если мышцы в достаточной степени расслаблены. При этом также снижается уровень бодрствования головного мозга, и человек становится наиболее внушаемым. Когда дети научатся свободно расслаблять мышцы, тогда можно перейти к вербальному воздействию (суггестии). Важно знать, что метод релаксации, по заключению специалистов, является физиологически безопасным и не дает негативных последствий.
В момент вербального воздействия дети находятся в состоянии расслабленности, их глаза закрыты; происходит определенное отключение от окружающего. Это значительно усиливает воздействие слова на психику ребенка. Цель такого воздействия — помочь детям снять эмоциональное напряжение, обрести спокойствие, уравновешенность, уверенность в себе и в своей речи, а также закрепить в их сознании необходимость использования мышечной релаксацией после каких-либо стрессов. Некоторым, особенно возбужденным, отвлекаемым детям не удается сосредоточиться на занятии и успокоиться во время проведения сеанса релаксации, когда требуется расслабление по контрасту с напряжением и когда только еще вырабатывается чувство мышцы. Не следует их заставлять непременно повторять упражнения. Можно разрешить им молча, спокойно посидеть на занятии, посмотреть, как расслабляются остальные. Пребывание в позе покоя уже само по себе окажет на них положительное воздействие.
Примеры релаксационных упражнений смотрите в Приложении № 3.
4.3.3. Лечебно-профилактическое направление
Задача: Совершенствование системы профилактическо-оздоровительной работы.
Профилактическо-оздоровительная работа в ДОО должна быть направлена в первую очередь на выполнение правил СанПиН.
Профилактически-оздоровительная работа с детьми в ДОУ осуществляется:
Специфической иммунопрофилактикой. Цель – усилить или ослабить формирование иммунитета к возбудителю конкретного заболевания. Иммунитет за последнее столетие явно снизился. Об этом свидетельствует рост хронических воспалительных заболеваний. Вакцинопрофилактика стала ведущим методом борьбы с инфекционными заболеваниями. Активная профилактическая вакцинация детей должна проводиться в определенные периоды жизни и быть направленной на выработку общего специфического иммунитета.
Неспецифическая иммунопрофилактика. Методов неспецифической профилактики болезней много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности.
К средствам повышения неспецифической резистентности организма относятся:
организация рационального питания (Приложение №3);
немедикаментозное оздоровление детей (Приложение №4);
закаливающие мероприятия (Приложение №5);
нетрадиционные методы:
- дыхательная гимнастика (Приложение №6)
- массаж и самомассаж (Приложение №7);
профилактика нарушения осанки и плоскостопия (Приложение №8).
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У детей:
- снижение уровня заболеваемости;
- оптимальное функционирование организма;
- повышение адаптивности к неблагоприятным факторам внешней среды;
- сформированность основ здорового образа жизни, полезных привычек;
-осознание своей жизни в определённом социуме, защита, эмоциональный комфорт.
У педагогов:
- совершенствование работы по выбору здоровьесберегающих технологий, созданию необходимых условий на основе полученных результатов;
- повышение имиджа дошкольной образовательной организации.
У родителей:
- осведомлённость родителей о системе здоровьесберегающей работы в ДОО;
- увеличение необходимого запаса знаний для полноценного развития ребенка в домашних условиях.
6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Ашмарин Б.А., Завьялов Л.К., Курамшин Ю.Ф. Педагогика физической культуры: уч. пос. – СПб., 1999
Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010
Глазырина Л.Д Физическая культура дошкольников - ВЛАДОС, 2001
Глазырина Л.Д., Овсянкин В.А. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста: Пос. для педагогов дошк. учрежд. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000
Горькова Л.Г., Обухова Л.А. «Занятия физической культурой в ДОУ» Методическая библиотека. Москва, 2005г
Зимонина В.Н. Расту здоровым: Програм.- метод. пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004
Картушина М.Ю Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет ,Москва, Творческий центр,2008
Оценка физического и нервно-психического развития детей дошкольного возраста/Сост. Н.А. Ноткина, Л.И.Казьмина, Н.Н. Бойнович.– СПб.: Акцидент, 1999
Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятия физическими упражнениями: Метод. Рек. / Авт.-сост. С.О. Филиппова. – Спб.: Изд-во РГПУ им. Герцена, 2000
Пензулаева Л.И.Подвижные игры и игровые упражнения для детей, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2001
Рунова М.А. Движение день за днём. Двигательная активность – источник здоровья детей. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2007