Научная работа Изучение о влияние информационных потоков

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКАЯ ОБЛАСТЬ
УРДЖАРСКИЙ РАЙОН, СЕЛО НАУАЛЫ
КГУ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ КОЙШИБАЯ ТОЛЕУБЕКОВА»





Научная работа
Тема: «Изучение о влияние информационных потоков»





Исследователь работы
ученик 8 класса:
Бережнев Иван
Руководитель работы
Оспанов К.Ш.







2015 год

Актуальность темы исследования

Средства массовой информации (кортоко СМИ) являются основой демократического общества. СМИ информирует население, предоставляет полную информации обществе. Часто СМИ выражают интересы определенного органа или представителя общества (государство, бизнес или другие заинтересованные группы. Ежедневный поток информации дал мне задуматься над тем, а какие же взаимоотношения с этой властью у нас, подростков, и какое влияние на нас оказывает ее информация.
Самое большое влияние на ребенка сегодня оказывают не школа, не семья, а средства массовой информации, которые диктуют молодым людям моду на мысли, чувства, поступки, идеи. Обычный подросток возвращается домой со школы, сразу включает телевизор, потом заходит в Интернет, читает молодежные журналы. Казалось бы, в этом нет ничего плохого. Но на самом деле все не так просто. Мы живем в информационном обществе, все находятся во власти информации, ее потоки непрерывны и огромны. Проблема в том, что молодежь в силу небольшого жизненного опыта пока не в состоянии выбрать для себя нужное и полезное, и поэтому принимает все подряд. К сожалению, ни к чему хорошему это не приводит. Часто дети просто зависят от телевизора, журналов и Интернета. Бывает, что родители не обращают на это должного внимания, а потом, заметив резкие изменения в своих детях, хватаются за голову и не знают, что делать. Психика подростков слаба, поэтому, я думаю, нужно помочь им не попасть под негативное влияние информационных потоков. Но для того, чтобы знать, как помочь, и как отвлечь от пагубно влияющих на них СМИ, необходимо изучить их предпочтения, провести мониторинг влияния информационных потоков и спланировать деятельность семьи, педагогов, школьного управления.
Проблемой исследования является создание условий для духовно-нравственного воспитания учащихся дома, в школе, среди друзей и взаимодействия с современными СМИ. Для решения этой проблемы всем субъектам воспитательного процесса необходимо знать не только круг интересов молодежи, но и их увлечения определенными информационными потоками. Необходимо знать также особенности и законы средств массовой информации, уметь использовать возможности СМИ в своих воспитательных целях.
Цель исследования – изучить влияние информационных потоков в основном подростковому поколению.






Задачи:
Изучит характер и специфику влияния информационных потоков на подростков
Выявить зависимость социокультурной самореализации подростков от информационных потоков.
Определить влияние СМИ на характер и степень устойчивости национального менталитета.
Отследить психологические механизмы манипулирования общественным сознанием через СМИ.
Определить зависимость ценностных установок подростков от политики СМИ и т.д.
Изучить влияние сцен агрессии и жестокости на подростков.
Исследовать активные действенные компоненты, агенты влияния СМИ на аудиторию
Провести работу исследовательского характера

Объектом изучения выбраны содержание и формы СМИ.
Предметом - влияние информационных потоков на развитие подростков.
Гипотеза – эффективность работы по воспитанию духовно-нравственных ценностей при изучении информационных потоков.
Теоретико-методологическими основами исследования являются литература, журналы, газеты, сборники научных трудов, инетрент ресурсы.
Методы исследования:
Анализ литературы по теме исследования
Мониторинг влияния информационных потоков на обучающихся
Проведение и анализ анкетирования
Беседы с обучающимися, педагогами, родителями
Этапы исследования:
1этап – анализ литературы по теме исследования
2 этап – разработка содержания мониторинга и реализация его на практике
3 этап – анализ результатов исследования, оформление работы






Теоретическая часть.
ХХІ веке сремительно ростет информационный потоков. Поток обрушивает на человека шквал энергетической информации, которая оказывает воздействие не только на формирование личности, но и на здоровье человека
Ученые предполагают, что в последующие 20 лет количество (поток) информации будет удваиваться каждые 73 дня. Следовательно, ХХІ век прогнозируется как век знаний, преобразующих нашу индустриальную экономику в интеллектуальную.
Тысячу лет назад человек владел четырьмя видами коммуникации устной речью, музыкой, живописью и письменностью. Затем происходят процесс «размножения» средств коммуникации. В XV веке появляется печатная книга, в XVII газеты и журналы. В XIX веке начинается новый революционный этап изобретены фотография, радио, телефон, кино. В XX веке темпы «размножения» распространяются телевидение, видео, факс, компьютерные системы, космическая связь, ксерокопия и т. д. Причем, к концу нашего века на первое место вышли электронные средства массовой коммуникации, значительно потеснив письменные.
Функции СМИ можно разделить на три основные группы:
удовлетворяющие потребности человека как индивида, как личности;
удовлетворяющие потребности определенных социальных групп и человека как члена группы;
удовлетворяющие потребности общества в целом как целостной социальной системы и соответственно человека как члена общества.

В связи с тем, что средства массовой коммуникации имеют публичный и массовый характер, они должны, удовлетворяя потребности общества в целом и различных социальных групп, вызывать интерес и у значительных массовых аудиторий, состоящих из вполне конкретных людей, которые обладают собственными желаниями, потребностями, интересами. Иными словами для того, чтобы реализовать свои социальные функции по обслуживанию интересов общества в целом и различных социальных групп, массовая коммуникация должна учитывать потребности и психологические особенности людей. В противном случае сообщения, передаваемые средствами массовой коммуникации, будут не поняты или не приняты аудиторией.
Удовлетворение потребности в развлечении помогает иногда эмоционально разрядиться, преодолеть психоэмоциональную напряженность (психические состояния негативного характера), получить определенную психоэмоциональную "стимуляцию" для последующей активной повседневной деятельности.
Потребность в постоянной информационной связи и постоянном притоке информации из различных средств массовой коммуникации необходима человеку для реализации следующих целей:

ориентировки в современной ситуации и социальной среде (усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу);
развития общего кругозора, интеллектуальный уровень личности;
решения повседневных практических проблем (где купить необходимое, куда поехать отдыхать, как починить автомобиль, как ухаживать за садовыми растениями и т.п.).
Рассмотрим, какие потребности социальных групп должны удовлетворяться средствами массовой коммуникации в цивилизованном демократическом обществе.
Во-первых, доведение до широких слоев населения и общества в целом интересов и позиций по различным вопросам разнообразных социальных субъектов. Данную функцию можно условно обозначить как публично-представительскую или презентационную.
Во-вторых, для привлечения и объединения на основе общих интересов единомышленников представители различных общественных групп должны иметь возможность доступа к средствам массовой коммуникации. Таким образом, масс-медиа должны осуществлять функцию формирования, конституирования различных социальных субъектов в обществе и способствовать нормальному их взаимодействию. Данную функцию условно можно обозначить как организационную или объединительно-конституирующую.
Некоторые исследования показывают, что влияние СМИ на развитие человека, хотя и не однозначно, но в целом позитивно. Так, американские ученые Шрам, Лайл и Паркер в 1961 г. пришли к выводу о том, что сидя у телевизора ускоряет развитие ребенка почти на целый год, особенно к тому времени, когда он идет в школу, ибо учит его рассуждать, дает знания, расширяет кругозор.
Средства трансляции информации создают условия для развития человека, в частности обогащения словарного запаса, овладения широким кругом информации.
И здесь надо особо сказать о видео. В нашей Республике по статистике (показанное по телевизору) быстро растет число домашних кинотеатров в семьях. Основные зрители подростки и юноши, а репертуар - фильмы ужасов, боевики и т.п. Влияние подобной продукции на юных зрителей в наших условиях довольно эффективно, ибо у него практически нет конкуренции со стороны воспитательных структур.
На ряду СМИ, газетами и журналами породило совершенно новый вид коммуникации и самореализации участие человека во взаимодействии с определенными интересующими его по тем или иным причинам партнерами, которое позволяет ему найти единомышленников и выразить себя в общении с ними. Так, например, уже сегодня к сети Интернет подключено много миллионная аудитория абонентов от мала до велика.
Космическое телевидение, видео, компьютеры становятся все более массовыми, практически не контролируемыми источниками влияния на человека.
Новая картина мира, складывающаяся у подрастающих поколений, приводит к определенным изменениям в психологии. Уже сегодня вошел в оборот термин «компьютерная психология». А можно добавить еще и видео, и космическую связь и употребить какой-то более обобщающий термин например, технопсихология (далеко не самый удачный). Для этой новой психологии, очевидно, будут характерны иные, по сравнению с нынешними, механизмы восприятия мира, специфические ценностные ориентации, неожиданные способы самореализации личности.
Немаловажно нам надо знать широко известны данные о насыщенности СМИ актами агрессии, насилия, жестокости. Так, в мультипликационных фильмах, которые показывает иногда по телиевидении. Нет тех мультипликационных фильмов как например «Ну погоди!», «Кот в сапогах», и т.д.
Криминальная хроника занимает одно из ведущих мест в тематике современного телевидения. По проценту отведенного на это эфирного времени второе место после рекламы. Бесконечный показ или описание трупов, перестрелок, ограблений и т.д. Уже перестает казаться чем-то чрезвычайным и воспринимается просто как зрелище или увлекательное чтение.
В нашей стране в течение долгого времени основным источником получения информации были газеты. В настоящее время роль прессы систематически вытесняется телевидением, которое превратилось в главное средство массовой информации: люди чаще смотрят телевизор, чем слушают радио или читают газеты.
Выявлчется основная тенденция:
1.От просвещения к рекреации.

Статус образовательных программ в нашей стране за последние 15 лет показывает тенденцию к снижению, предпочтения публики за эти годы менялись, переходя от образовательных передач и новостей к развлекательным, особенно тем, которые ранее были недоступны по политическим или экономическим причинам.
2. Снижение популярности традиционных видов СМИ
В последнее время наблюдается снижение интереса молодежи к различным каналам (пресса, радио, телевидение) массовой информации. За 2008 г. он сократился соответственно: на 46% по отношению к периодической печати, на 32% к телевидению и на 17% к радио.
Современная молодежь, которой предстоит жить в эпоху новых технологий, это не только потребители, делающие выбор среди предметов потребления, но и участники политического, социального и культурного сообщества. Чтобы не превратить человека в придаток техники, необходимо развивать творческую индивидуальность молодого человека. Поэтому необходима четкая позиция со стороны правительства как в отношении контроля над средствами массовой информации и коммуникации, так и в отношении оптимального использования их потенциала для воспитания полноценного молодого поколения, способного достойно встретить вызов будущего.
Исследовательская часть.
Учитывая теоретические моменты, мы с руководителем провели исследование на тему «Изучения о влияние средств массовой информации на сознание и поведенческие у учащихся».
Провели анкетирование: среди 5-9 классов.
Опрошенно: 74.
1.Какими средствами массовой информации пользуются чаще всего наши ребята


2.«Посещаете ли вы кружки, секции?»

Анализируя эти опросы мы видим наши учащиеся в основном положительно отнеслись.
Конечно, школа, семья не смогут блокировать их доступ к подобной информации, но, изучив их предпочтения, они смогут научить пользоваться ею, быть избирательным, критичным, уметь отделять правду ото лжи.
Как мы видим, телевидение привлекает подростков с одной стороны своей живостью, привлекательной режиссурой и красивыми съемками, а с другой заманивает в ловушку, увлекая их сценами злодеяний, насилия, опасности. ТВ переполнено описанием преступлений, демонстрацией грубой силы, и не всегда приличными намеками. Это все по душе несформировавшейся личности. Психика же подростка очень ранима и впитывает любую информацию как губка. Потом они переносят то, что они увидели на экране, в жизнь. Дети воспринимают телевизор сейчас как члена семьи, как фон своей жизни. Многие едят, играют и засыпают под звуки телевизора.
Конечно, сеть приносит и много негативных факторов в жизни современных подростков. Но исследования психологов показывают, что Интернет детям скорее полезен, чем вреден. Другое дело, что открывать ребенку дверь в сеть нужно аккуратно, умеючи. С этой целью и создаются в школах информационные центры.
Вывод
Изучение теоретического материала и анализ анкет обучающихся показали, что мои сверстники не умеют оценивать количественные и качественные показатели получаемой информации. Предпочтение при отборе информации и средств ее получения отдают развлекательным программам, компьютерным играм, музыкальным радио- и телепередачам, мыльным операм, оказывающим влияние на формирование оценочных суждений, вкусов, предпочтений. Это свидетельствует о том, что всем субъектам образовательного процесса (родителям, учителям и самим ребятам) необходимо проводить серьезную воспитательную работу по повышению уровня информационной культуры учащихся. Шквал информации – естественное явление современности но не дать утонуть в нем подросткам, помочь им остаться собой, стать нравственным – вот что является важной задачей каждого.













Литература. 1. Терин В.П. Массовая коммуникация. Исследования опыта Запада. - М.: МГИМО, 2000. 314 с. 2. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. М.: ИД Социальные отношения, 2003. 378 с.
3. http://netnado.kz/ vliyanie-informacionnih-potokov-na-g/page-1.html






Приложение к исследовательской работе.

Тема моей исследовательской работы называется «Изучение информационных потоков» .
Изначально остановимся «Что такое информация?», «Что такое информационный процесс?» и «Что такое информационные технологии?».
Мы знаем определения «Информация» из учебника с 5 класса. Слово информация – переводиться от латинского как «informatio» сведения, разъяснение, изложение. В настоящее время информация имеет очень широкое распространение в быту и различных науках: философии, экономике, психологии, физике, математике, информатике и т.д. каждая наука дает свое представление и свое понятие об информации. Например, газеты, журналы, радио знакомящие нас (т.е. массы) с новостями во всем мире, мы называем средствами массовой информации (коротко СМИ).
Таким образом, можно сказать, информация существует как не живой природе, так и в живой, может не всегда быть выражена словами, возникает в ходе общения или самостоятельного размышления. В быту ее можно понимать как сообщения, сведения об окружающем нас мире и процессах, протекающих в нем.
А теперь, остановимься понятию информационный процесс.
Информационный процесс – это выполняемые действие хранение, передавание и обработка информации. По другому называется действии операции:
Сбор и регистрация данных;
Передача информации;
Ввод информации в компьютер;
Накопление и хранение информации;
Обработка информации
Рассмотрим примеры: во- первых, человек хранит информацию. Читаем книгу, запоминаем, накапления информации, услышанну по радио, телевидение и из рассказах и т.д. значит, мозг человека не только получает информацию, но и запоминает – хранит ее. Исторические и разговорные информации нам передано через рукописи, бумагами, фотопленками и т.д (по другому называется внешние носители информации).
Во-вторых, человек передает информацию. Это овседневные разговору между человеком, на уроке, при чтени, при телевидение и т.д. При передаче информации один человек является источником (отправителем), а другой – приемником (получателем). Передача информации – это двухсторонний процесс. Ктором всегда присутствует источник и приемник. Средства используемые при передаче сообщений, называется каналами передачи информации: телевидение, радио, компьютерные сети, печатные издании и т.д.
В-третьих, человек обрабатывает информацию. Перерабатывать, означает изменять форму представлении информации. Содержание остается таким же. Пример, если человек мыслит, то идет процесс переработки информации, продолжается. Всю информацию, которую человек получает извне – путем общения, самостоятельного поиск, - он сравнивает, анализирует, упорядочивает с имеющимся у него знаниями.
Четки процесс реализуется с помощью различных технических стредств. Так как например, танков, оборудования, интсрументов и т.д. та и процесс преобразования информации в АИС (автоматизация информатизация системы) реализует с использованием определенных средств и методов.













Опрос-анкетник.

1.Какими средствами массовой информации пользуются чаще всего наши ребята


Опрос
Ответ респондента

1
газеты, журналы


2
радио


3
ТВ


4
интернет



2.«Посещаете ли вы кружки, секции?»

Опрос
Ответ респондента

1
баскетбол


2
волейбол


3
футбол


4
настольный теннис


5
музыка


6
рукоделие


7
танцы