Конспект урока по русскому языку на тему:Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Урок русского языка
Тема: Поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
Цель: формирование умения находить слова, отвечающие на заданные вопросы, распознавать в слове орфограмму и правильно обозначать ее на письме.
Задачи:
учить задавать вопросы к словам и искать слова, отвечающие на заданные вопросы;
развивать устную монологическую речь, внимание, каллиграфическое письмо, обогащать словарный запас;
воспитывать активность на уроке, интерес к русскому языку.
Ход урока
Организационный этап
Чистописание
- Я прочитаю стишок, в котором будет сказано, какую букву мы будем сегодня писать на чистописании.
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша
Потому что их нее
Можно сделать Е и Ё.
- Какая это буква: гласная или согласная? (согласная)
- Почему? (Потому что она обозначает согласный звук [ш])
- Дайте характеристику этому звуку. (Звук [ш] согласный, глухой, он всегда твердый)
- Спишите с доски сочетания и допишите их до конца строки. Шш ши
3. Работа по теме урока
- Отступите 2 строчки вниз и на третьей по середине запишите число.
- На доске вы видите слова: улитка, машина, красный, круглый, ходить, улететь.
- На какие 2 группы можно разделить эти слова? (на слова, которые начинаются с согласной и гласной буквы).
- На какие 3 группы можно разделить эти слова? (На слова, которые обозначают предметы, признаки и действия).
- На какие вопросы отвечают слова, которые обозначают предметы? (Кто? Что?)
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие признаки предметов? (Какой? Какая? Какое? Какие?)
- На какие вопросы отвечают слова, обозначающие действия предметов? (Что делать? Что сделать? И т.д.)
- Сегодня на уроке мы будем учиться четко ставить вопросы к словам и определять, что они обозначают.
- Откройте учебник на с. 119 у. 3. Прочитайте задание. Что нужно сделать? (В упражнении нужно записать слова в два столбика: слова, отвечающие на вопросы Кто? И Что?)
- А какие слова отвечают на вопрос кто? (Слова, которые называют людей, зверей, птиц, рыб и насекомых.)
- А какие слова отвечают на вопрос что? (Все остальные слова)
- Первое слово морж. Ребята. Что вы знаете о моржах?
- Послушайте образец выполнения: морж – это животное, отвечает на вопрос Кто?, записываю в первый столбик, диктую МОРЖ. (далее выполняется комментировано 4 слова, остальные самостоятельно).
4. Физкультминутка
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Мы глазами миг-миг,
Мы плечами чик-чик.
Раз – сюда, два – сюда,
Повернись вокруг себя.
Раз – присели, два – привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели – встали, сели – встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
- Ребята, все слова, которые мы сейчас написали есть в одном стихотворении. Откройте с. 117 и найдите упр. 1.
- Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, о чем или о ком будет рассказываться в этом стихотворении?
- Прочитайте это стихотворение (сначала про себя, потом 1 ученик вслух).
- Что вас удивило, рассмешило в этом стихотворении?
- Почему Морковкин Боря – морж? (Потому что он занимается зимним плаванием).
- У слова морж 2 значения. (Дети читают значения слова «морж»)
- В каком значении употреблено слово «морж» в этом стихотворении? (Морж – любитель зимнего плавания в открытых водоемах).
- Как вы думаете, какой этот Морковкин Боря?
- А теперь найдите в стихотворении слова, которые обозначают действия предметов. На какие вопросы они отвечают? (Что делать? Что сделать? и т.д.)
- Запишите их с вопросом. (Комментировано) Что делаю? (Хожу, сижу), Что делал? (Не видал) и Что делает? (Купается).
5. Физкультминутка
Проводится учащимися.
6. Продолжение работы над темой урока.
- А сейчас я читаю загадки, а ваша задача угадать и записать это слово.
1. Не поедет без бензина ни автобус, ни (машина)
- Какая орфограмма вам встретилась в этом слове? (Ши пиши с буквой И)
- Записываем: Машина , на какой вопрос отвечает слово машина? (Что?) что обозначает это слово? (Предмет). Давайте в этому слову подберем признак этого предмета. На какой вопрос он будет отвечать? (Какая?) Обратите внимание на окончание.
(какая?) быстрая, . (второе слово напишите самостоятельно).
Жаркий, паркий паровоз
Нам из кухни чай привез. (чайник)
- Назовите орфограмму в слове.
- Записываем: Чайник (какой?) горячий, .
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна
Притом – такая злюка!
Конечно это - (щука)
- Назовите орфограмму в слове.
- Записываем: Щука (какая?) злая, .
7. Итог урока.
- На партах у вас есть такие кружки. Если вам урок понравился – нарисуйте веселую улыбку, если не понравился – нарисуйте грустную улыбку, если все равно ----- .
15