Технологическая карта урока Вода в природе. Реки и озера
Технологическая карта урока
Учитель начальных классов МБОУ «СОШ №1» Мухамадеева Т.В.
Предмет: Окружающий мир
Класс: 2
Базовый учебник: А.А.Вахрушева, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана «Окружающий мир» 2 класс М.: Баласс, 2012г.
Тема урока: Вода в природе. Реки и озёра.
Цель урока: Познакомить с особенностями рек (исток, устье, берега), с причинами течения рек, и с особенностями озер.
Задачи урока
1. Актуализировать знания обучающихся о материках и океанах.
2.Познакомить с особенностями рек и озер.
3.Воспитывать в детях чувство гордости и любви к своей Родине.
4. Научить узнавать и правильно показывать на физической карте полушарий реки и озера
УУД.
Познавательные УУД:
- развиваем умения извлекать информацию из различных источников;
- на основе анализа объектов делать выводы;
- обобщать и классифицировать по признакам;
- продолжить формирование умения находить необходимую информацию;
Регулятивные УУД:
- формировать умение планировать свою работу по поиску и обработке необходимой информации;
- развивать навыки самоконтроля;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию;
Коммуникативные УУД:
- учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- развиваем умение слушать и понимать других;
- участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Личностные УУД:
- воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
- воспитывать в детях чувство гордости и любви к своей Родине;
Тип урока: урок – открытие новых знаний
Оборудование: физическая карта полушарий, презентация к уроку, проектор, рабочая тетрадь к учебнику А.А. Вахрушева 2 класс, энциклопедия, лист самооценки.
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1.
2.
Организационный момент. 1-2 мин
Актуализация знаний. 4-5 мин
С давних пор из века в век
Узнать стремился человек
Как труден путь, что там вдали?
И снаряжал он корабли,
И опускался до глубин,
И поднимался до вершин.
Материки он открывал, как мир прекрасен узнавал.
За знанья жизнь отдать он мог
А с вами мы начнём урок.
-Вспомните, какую тему вы изучали на прошлом уроке?
- Проверим знания, для этого я попросила подготовить вопросы по пройденным ранее темам. Как обычно работаем и с листом самооценки за вопрос, и ответ ставим 1 балл, а на этапе рефлексия подведем итоги.
-Ребята молодцы, а сейчас внимание на экран.
Включаются урок
«Материки и океаны»
Задают вопросы, заранее подготовленные и находят географические объекты на карте.
Личностные: формирование мотивации к изучению нового учебного материала
Регулятивные: планирование предстоящей работы
Коммуникативные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, умение полно и точно выражать свои мысли; Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.
Постановка учебной проблемы
3 мин
- Ребята, к нам гости пришли герои нашего учебника Лена и Миша. И состоялся у них, вот такой диалог.
Лена: «В учебнике было задание – составить предложение по картинке. Я составила: «Красивая быстрая река течёт в горах»
Миша: «Только это не река, а озеро»
- Кто из них прав? Можем ли мы сразу ответить на этот вопрос?
- Какие возникают вопросы?
- В чём надо разобраться?
1. Что такое река?
2. Что такое озеро?
3. Чем река отличается от озера?
- А помогут нам в работе карта и учебник.
Нет
Дети задают вопросы
Карта и учебник.
Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других;
принимать разные точки зрения и отстаивать свою;
Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; учиться работать по предложенному плану.
Познавательные: развиваем умения извлекать информацию из различных источников;
Личностные: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
4.
Совместное открытие знаний.10-15 мин
- Каким цветом обозначены реки и озера на карте?
- Что такое река?
-Посмотрите названия частей реки по учебнику с. 104.
-Как называются разные части реки?
- Какое место у реки называется исток?
-Какое место у реки называется устье?
- Как определить правый и левый берег реки?
- Почему вода в реке не кончается?
- Как называется этот путь?
- Ребята, а далее мы познакомимся, где какие реки текут.
- Европа – Волга и Дунай
-Я попросила вас, найти небольшие сообщения
- Кто расскажет о Волге?
- Дунае
-Азия – Обь, Енисей, Лена, Амур
-Африка – Нил, Конго
-Северная Америка – Миссисипи
- Южная Америка – Амазонка
-Какие реки есть в нашей местности?
-На какой вопрос мы сейчас ответили?
- Далее предстоит узнать. Что такое озеро? С 109
- Какие бывают озера?
- Ребята, далее узнаем, где какие озера?
-Европа – Ладожское
-Азия – Байкал
- Африка – Виктория
Синим
Река – водный поток, текущий по поверхности суши.
Работают по учебнику
Исток, устье, правый и левый берег, приток
Исток – место, из которого вытекает река.
Устье – место впадения реки в море, озеро или другую реку.
Если плыть по течению, то слева – левый берег, а справа – правый.
В облаках ветер переносит воду с моря на сушу. Там она выпадает в виде дождя. Капли собираются в ручьи, ручьи – в реки. Они вновь несут воду в море.
Круговорот воды всё время повторяется. Поэтому вода в реке не кончается.
Сообщения детей
Находят и показывают на карте
Кама, Тойма.
Что такое река
Работают по учебнику.
Река встречает на своём пути углубление, она заполняет его. Получается озеро – природный водоём со стоячей водой.
Проточные и бессточные
Если озеро найдет выход и потечет дальше, такое озеро называется проточным. Если вода из озера не вытекает, оно называется бессточным.
Сообщения детей
Коммуникативные: донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи;
развиваем умение слушать и понимать других; принимать разные точки зрения и отстаивать свою;
Познавательные: продолжить формирование умения находить необходимую информацию;
на основе анализа объектов делать выводы;
Личностные: воспитывать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
Регулятивные: развивать навыки самоконтроля;
5.
6.
7.
8.
9.
Физкультминутка
1 мин
Применяем новые знания
4 мин
Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
5мин
Домашнее задание. 2 мин
Рефлексия деятельности.
2-3 мин
-Ответим на вопросы
-В каком направлении течёт река: к устью или к истоку?
-Куда течёт ручей
-Как отличить озеро от реки в природе и на карте?
Откуда берётся вода в реке?
- Ребята вы молодцы.
-Мы сегодня говорили о реках и озерах. Красота их радует человека. Люди на них отдыхают, ловят рыбу. Водоемы должны быть чистые. К сожалению, недостаточно делается для того, чтобы их не загрязняли заводы, фабрики, фермы. Но в загрязнении виноваты не только они, но и мы с вами. Как мы с вами можем защитить водоёмы? Водоемы – это хранилища воды, которая необходима всему живому на нашей планете. Не загрязняйте водоёмы! Берегите их!
- Ребята, а сейчас самостоятельно поработаем в тетрадях с 33 з1, с34 з5
-Д/з с 104-109 ответить на вопросы, найти информацию о реках нашего края.
- Ребята оцените свою работу на уроке в листах
самооценки, подчитайте баллы
- Чьи ответы вам понравились на уроке?
К устью
Вниз к реке или озеру.
Река протяжённая, имеет течение, исток и устье (впадает в другую реку или озеро). Озеро замкнутое.
Вода испаряется из морей и озёр. В облаках ветер переносит воду с моря на сушу. Там она выпадает в виде дождя. Капли собираются в ручьи, ручьи – в реки.
Ответы детей
1. Не бросай мусор в воду,
не оставляй мусор на берегу реки.
2. Нельзя мыть транспорт в водоёмах.
3. Оберегай растения и животных
водоёмов.
4. Надо расчищать ручьи и родники.
Самостоятельно работают в тетрадях
И проверяют по эталону
Дети высказывают свое мнение
Познавательные: на основе анализа объектов делать выводы;
обобщать и классифицировать по признакам;
Регулятивные: развивать навыки самоконтроля;
Личностные: осуществление самоконтроля; формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
Личностные: воспитывать бережное отношение к природе;
воспитывать в детях чувство гордости и любви к своей Родине;
Коммуникативные:
Учиться с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
умение слушать и понимать других;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
Регулятивные: оценка выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено, и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию
Личностные: понимание своего духовного роста; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
13PAGE \* MERGEFORMAT14115
15