Обобщение опыта работы по теме Организация физкультурно-оздоровительной работы в средней группе ДОУ


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 39
Обобщение опыта работы по теме
«Организация физкультурно-оздоровительной работы в средней группе»
Выполнил: воспитатель МБДОУ №39
Щербакова Елена Александровна
г. Выкса 2015
Введение.
Еще десять лет назад родители жаловались, что не могут вечером загнать домой ребенка с улицы: шумная ребятня лет с трех носилась дни напролёт, играя в мяч, прятки и догонялки. Сегодня дети все меньше двигаются и все больше сидят – сначала на учебных занятиях, потом – дома, перед телевизором и компьютером.
Физкультурно-оздоровительной работе я уделяю большое внимание также потому, что значительная часть детей имеет проблемы со здоровьем, а очень многих малышей можно отнести к категории часто болеющих, что является следствием снижения двигательной активности у детей.
Как привить современному ребенку любовь к движению? В этом немалая роль принадлежит образовательным учреждениям, в которых ребенок находится большую часть своей жизни, начиная с детского сада.
Дошкольный возраст – это важный период формирования человеческой личности и прочных основ физического здоровья. Именно в этом возрасте закладываются основы физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств.
Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Кроме того, дети, в отличие от взрослых, очень подвижны и активны, поэтому им просто необходимо периодически «выпускать пар», а для этой цели, как и для совершенствования координации движений, физкультура подходит, как ничто другое.
В начале своей работы по данной проблеме мною были поставлены следующие задачи:
• продолжать знакомить со здоровым образом жизни;
• усовершенствовать знания детей об оздоровлении всего организма;
• создать систему двигательной активности в течение всего дня;
• содействовать сохранению и укреплению здоровья детей;
• воспитывать сознательную установку на ведение здорового образа жизни;
• содействовать формированию положительных эмоций, активной двигательной деятельности;
• продолжать работу по формированию умений и навыков правильного выполнения движений в различных формах организации двигательной деятельности детей;
• вовлекать родителей в совместную работу по привитию здорового образа жизни.
Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Занятия по физкультуре проводятся 2-3 раза в неделю в первой половине дня. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, - 15-20 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени.
Занятия проводятся, как с музыкальным сопровождением, так и без него. Дети в игровой форме учатся прыгать в длину, в высоту, запрыгивать на «ступеньку», прыгать на одной и на двух ногах, бегать, приседать, ходить паровозиком, ползать, лазать по шведской стенке, ловить и кидать в цель мячик. Помимо этого изучаются разные виды ходьбы: ребенок учится ходить, «как мишка косолапый», «как лисичка» и так далее (то есть опираться на разные части стопы), прыгать, «как зайчик попрыгайчик», высоко поднимать колени при ходьбе.
Помимо непосредственно занятий по физкультуре, ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Я провожу утреннюю гимнастику ежедневно до завтрака в течение 5-7 мин на воздухе или в помещении (в зависимости от экологических и погодных условий) .В перерывах между сидячими занятиями и после дневного сна тоже устраиваются, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие ребенку возможность размять тело.
Для занятий физкультурой у детей есть специальная форма - шорты, футболка, чешки.
Ожидаемые результаты: совершенствование работы по укреплению здоровья, развитие движений, физическое развитие детей, владение навыками спортивных игр.
Основные принципы, которых я придерживаюсь при реализации физкультурно-оздоровительной работы, являются:
- уважение к ребенку, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- систематичность и последовательность занятий;
- вариативность содержания и форм проведения занятий;
- адекватность требований и нагрузок, предъявляемых к ребенку в процессе занятий
- постепенность и систематичность в освоении и формировании знаний, умений, навыков;
- индивидуализация, переход к следующему этапу только после освоения предыдущего материала;
- занимательность, формирование желания выполнять предъявленные требования;
- сотрудничество, создание в ходе занятия атмосферы доброжелательности, эмоциональной раскрепощенности.
Приведу ряд упражнений и игр, используемых мною в работе.
Массажные упражнения.
Разотру свои ладошки,
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
Затем руки я помою,
На замочек их закрою.
Сохраню тепло.
Ладошки раскрываю,
Друзьям я предлагаю,
Передаю тепло.
Посмотрю на соседа справа,
Посмотрю на соседа слева,
Улыбнусь и скажу «С добрым утром!»
Упражнения и игры на развитие правильной осанки
1. "Волны качаются"Дети, взявшись за руки, образуют круг. Стоят лицом к центру. Размахивая руками вперед – "назад, они произносят слова: "Волны качаются "- раз" волны качаются - два, волны качаются - три, на месте фигура замри!". После слова ""замри" ребята принимают положение правильной осанки стоя, сидя, опустившись на лени и т. п. Преподаватель выбирает лучшую фигуру - ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.Правила: 1) принятую после слова "замри" позу нельзя менять; 2) при повторении игры обходимо найти новую позу; 3) ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки отходит в сторону и выполняет коррегирующее" упражнение по указанию преподавателя.2. "Спрыгни в воду"Дети стоят на гимнастических скамейках, положении строевой стойки. По команде преподавателя "Спрыгни в воду!" они спрыгивают на пол и принимают правильную осанку.Правила: 1) спрыгивать со скамейки бесшумно, мягко приземляясь; 2) занимать свободные места на скамейках быстро, не толкая друг друга; 3) стоя на скамейке, сохранять положение правильной осанки; 4) игра может проводиться с выбыванием: дети, приземляющиеся неправильно, по указанию преподавателя отходят в сторону и выполняют подводящие упражнения для формирования навыка правильного приземления; ребята, не сумевшие сохранить осанку, по указанию преподавателя подходят к зеркалу и принимают положение правильной осанки под зрительным самоконтролем.5. "Рыбки и акула"Выбирают водящего - акулу, остальные дети - рыбки. По сигналу "Раз, два, три - лови!" ребята разбегаются по залу, а водящий их ловит, дотрагиваясь рукой. Чтобы спастись от погони водящего, игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.Правила: 1) разбегаться можно только после слова "Лови!" 2) если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий салит его; 3) пойманные отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).Упражнения для часто болеющих детей
1. Ходьба по кругу на носках, на пятках с высоким подниманием коленей, подскоки, ходьба «солдатским шагом» в течение 1-3 минут. Дыхание произвольное.
 2. Упражнение «часики». Руки на поясе, ноги на ширине плеч. При наклоне туловища вправо произносится — «тик», при наклоне влево — «так». Количество упражнений от 2 до 6. Дыхание произвольное. 
3. Упражнение «дровосек». Руки над головой сцеплены в «замок», ноги на ширине плеч, глубокий вдох, на выдохе наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произношением слога «ух». Количество упражнений от 2 до 5.
 4. Бег на месте с переходом на ходьбу. Продолжительность от 30-40 секунд до 2 минут.
 5. Упражнение «велосипед». Лежа на спине, руки вытянуть вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленных и тазобедренных суставах. Количество повторений от 2 до 6. Дыхание произвольное.
6. Стоя. Надувание мягких резиновых игрушек (мячи, шары и др.). Начиная с 5 выдохов с постепенным их удлинением и увеличением до 10 выдохов. Количество упражнений от 1 до 3.
 7. Спокойная ходьба на месте 30-40 секунд. В комплекс упражнений можно включить подвижную игру продолжительностью от 1 до 3 минут.
Физкультминутки.
Физкультминутки провожу по мере необходимости (в течение 3–5 мин.) в зависимости от вида и содержания занятий по развитию речи, рисованию, главным образом в момент появления признаков утомляемости детей.
А в лесу растёт черника А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. (Приседания.) Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)
Аист (Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене, и также плавно опускают. Следить за спиной.) — Аист, аист длинноногий, Покажи домой дорогу. (Аист отвечает.) — Топай правою ногою, Топай левою ногою, Снова — правою ногою, Снова — левою ногою. После — правою ногою, После — левою ногою. И тогда придешь домой.
А сейчас мы с вами, дети А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь! (1—2 — стойка на носках, руки вверх, ладони образуют «купол ракеты»; 3—4 — основная стойка.) Бабочка Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)
Белки Белки прыгают по веткам. Прыг да скок, прыг да скок! Забираются нередко Высоко, высоко! (Прыжки на месте.)
Физкультминутка. Будем прыгать и скакать! Раз, два, три, четыре, пять! Будем прыгать и скакать! (Прыжки на месте.)
Упражнения для глаз
Упражнение «Поиграем с игрушками».
Это упражнение очень эффективно для снятия зрительного утомления. Выполняется стоя, у каждого ребенка в руках игрушка.
- Посмотрите, какая красивая игрушка (каждый смотрит на свою игрушку в течение 2-3 с).
- Посмотрите, какая у меня игрушка (дети в течение 2—3 с смотрят на игрушку в руках у учителя).
- А теперь опять посмотрите на свою игрушку (2-3 с). Повторить 4 раза
Так же провожу закаливающие процедуры.
Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребёнка на воздухе способствует более быстрой адаптации организма к смене температурных условий. Положительное воздействие воздушных ванн повышается, если сочетается с физическими упражнениями.
Эффективным средством закаливания является хождение босиком в летнее время по хорошо очищенному грунту (трава, песок). Мои воспитанники начинают ходить босиком в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время хождения с 2–3 минут до 10–12 минут и более. Минимальная температура воздуха, при которой детям разрешается ходить босиком, – 20–22 С.
Оздоровляющее воздействие воздуха необходимо также использовать при организации дневного сна и прогулок.
Солнечные ванны оказывают благотворное влияние на организм только при правильном их использовании, иначе они могут причинить вред: вызвать тяжелые ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, желудочно-кишечные расстройства и др.) .В нашем детском саду закаливание солнцем, осуществляется на прогулке и в ходе повседневной деятельности детей. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 минут, постепенно его довожу до 10 минут. В течение дня общая продолжительность солнечных ванн может достигать 40 -50 минут.
Вода является весьма эффективным фактором оздоровления и закаливания. Ввиду отсутствия в нашем детском саду бассейна провожу местные водные процедуры (умывания, ножные ванны, обтирания). Температура воды - 28–36 0С. При этом тело ребёнка не должно быть переохлаждено или перегрето.
Подвижные игры
Особый интерес дети проявляют к подвижным играм.  Они привлекают их своей эмоциональностью, разнообразием сюжетов и двигательных заданий.
В подвижных играх выполняются различные движения: ходьба, бег, ползание, метание, бросание, подпрыгивание, прыжки,  ловля и т. д..   Увлеченные игрой, дети  повторяют одни и те же движения много раз, не теряя к ним интереса. Это является важным условием развития и совершенствования движений. Вместе с тем активная двигательная деятельность детей значительно стимулирует работу самых разнообразных групп мышц, усиливает кровообращение и дыхание, улучшает обмен веществ. Все это ведет к наиболее полноценному физическому развитию и оздоровлению всего организма ребенка.
В подвижных играх создаются благоприятные условия для воспитания таких двигательных качеств, как ловкость, быстрота -  этому способствуют действия детей в постоянно меняющихся игровых условиях.  
Подвижные игры дают широкую возможность для общения детей между собой. В играх складываются и проявляются их взаимоотношения, отношение к различным двигательным заданиям и т. д. Часто в играх дети произносят стихотворения, считалки, что способствует развитию речи детей. Русская народная культура богата играми, в которых живут уважение к прошлому и вера в будущее. И еще это очень веселые игры. Подготовка к игре.
- Выбрав место для игры, необходимо проверить все вокруг, чтобы ничего не мешало участникам и не могло нанести им травм.
- Нельзя играть на проезжих дорогах. Игры с мячом проводить подальше от окон, клумб и грядок.
- Играть нужно честно, дружно, соблюдая правила.
- Помнить о законе всех игр: один - за всех и все - за одного. Ставить интересы команды выше собственных.
- Не горячиться, проявлять больше выдумки и смекалки.
- Не сердиться, если в игре вас нечаянно толкнули или наступили на ногу.
- Чтобы избежать в игре споров и раздоров, бросают жребий. Один из играющих, например, зажимает в кулаке камешек, другой - угадывает, в какой он руке. Угадал - его очередь, спору конец.
При использовании игр руководствуюсь простым правилом: чем доступнее для ребенка игра, тем чаще и охотнее он будет в нее играть:
Игра «Салки (пятнашки)».
По счету одного из игроков (водящего) все остальные разбегаются. Задача «салки»-водящего - догнать убегающего и «осалить», запятнать. «Осаленный» становится водящим.
Каждый новый водящий поднимает руку и кричит: «Я салка!» Не разрешается сразу же пятнать предыдущего «салку».
Для усложнения игры можно установить дополнительные правила: нельзя «салить» того, кто успеет упасть на землю, упираясь на ладони и носки вытянутых ног, или замрет на одной ноге, держа другую ногу, отведенную назад, двумя руками.
Спастись можно и в «доме» - специально очерченном круге. Игра становится еще интереснее, если пятнать не рукой, а небольшим мячом.
Японская игра «Аист и лягушки».
На земле рисуют игровое поле. Оно представляет собой большое озеро с бухтами, мысами, островками. «Лягушки» сидят в озере. Они не могут выпрыгивать на сушу. Вокруг озера бегает «аист». Ему нельзя заходить в воду, но он может прыгать с острова на остров. При этом «аист» пытается поймать «лягушек». Каждая пойманная «лягушка» выходит из игры. Последняя «лягушка» становится «аистом».
И самое главное – чем бы ни занимался ребенок, какое бы упражнение ни выполнял: хвалю его. Даже, если кажется, что хвалить особо не за что. Ни в  коем случае не критикую: многие дети, особенно упитанные малоподвижные «тюфячки», на первых порах крайне болезненно реагируют на критику своих физических возможностей и могут вообще отказаться от любой спортивной нагрузки. После занятий говорю ребенку, какие у него стали румяные щеки, сияющие глаза, какое у него теперь крепкое рукопожатие, какая прямая спина – эти комплименты очень важны для него. Любое спортивное занятие должно быть источником только положительных эмоций.
Физическое развитие детей нужно продолжать и за пределами детского сада. Поэтому я постоянно напоминаю родителям о необходимости утренней гимнастики и подвижных игр на прогулке по выходным дома.
Кроме того провожу беседы с дошкольниками и их родителями о здоровом образе жизни (ЗОЖ), по профилактике травматизма, о здоровом питании, о витаминах и т.д..Проблема оздоровления детей не кампания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа на длительный период. Поэтому я буду и в дальнейшем расширять в своей работе применение здоровьесберегающих технологий, современных оздоровительных программ и методик.