Программа кружка Дорогою добра
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Костромского муниципального района Костромской области «Детский сад «Колокольчик» деревни Коряково
Принято:
на педагогическом совете МБДОУ «Детский сад «Колокольчик» деревни Коряково»
Проторкол № 1 от «_» августа 2015 года
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ « Детский сад «Колокольчик» деревни Коряково»
_________________О.Б. Лебедева
Приказ №___ от «___ »__________ 2015года
Дополнительное образование
по духовно-нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста
Руководитель: Турилова Ольга Геннадьевна
Срок действия рабочей программы: 2015 -2016 учебный год
-2015г.-
Пояснительная записка
Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России — педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей, имеющих иерархическую структуру и сложную организацию. Носителями их ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.
Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, в его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.
Программа кружка «Дорогою добра» рассчитана на дошкольников старшего дошкольного возраста и не предъявляет требований к содержанию и объему стартовых знаний, а также уровню развития ребенка.
Срок реализации рабочей программы кружка - 1 год.
Главным условием реализации данной программы является естественное «вхождение» в педагогический процесс.
Программа «Дорогою добра» составлена на основе авторской программы «Мир – прекрасное творение», Л. П. Гладких.
Основные характеристики деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного и художественно-эстетического, физического и трудового воспитания.
Количество занятий: 1 занятие в неделю, 36 занятий в год.
Продолжительность занятий: 25-30 минут.
Цель: Приобщение детей к истокам Православной культуры, духовно – нравственным традициям русского народа.
Задачи:
Заложить основы духовно – нравственной личности с активной жизненной позицией, способствовать к совершенству и гармоничномувзаимодействию с другими людьми.
Воспитывать уважение к нравственным нормам христианской морали.
Учить различать добро и зло, хорошие и плохие поступки, прощать обиды, быть отзывчивыми, внимательными к сверстникам и старшим.
Формировать у детей первоначальные представления о духовном мире, знакомить с основными религиозными понятиями, элементарными сведениями из Священного Писания (Рождество, Воскресение Иисуса Христа, краткие сведения о земной жизни Спасителя, детских годах Богородицы), жизни Святых, заступничестве Богородицы.
Формировать у детей представление о духовно – нравственном укладе жизни своего народа посредством введения их в круг основных православных праздников.
Способствовать становлению духовно – нравственных ценностей (доверия, послушания, милосердия, трудолюбия, любви к ближнему) на основе познания и раскрытия значений православных праздников.
Воспитывать желание отмечать вместе с родителями православные календарные праздники, стремление к пониманию их жизненного смысла.
Предполагаемый результат:
У воспитанников сформированы представления:
- о духовно-нравственных ценностях (доверие, послушание, милосердие, трудолюбие, любовь к ближнему);
- об истории и культуре своей страны;
берегут и поддерживают красоту окружающего мира;
проявляют сострадание, сочувствие, сопереживание;
имеют знания об основных православных праздниках,
позитивное отношения к совместной с родителями подготовке и проведению православных календарных праздников;
приобщение детей и взрослых к опыту православной культуры, знаниям о формах традиционного семейного уклада, пониманию своего места в семье и посильному участию в домашних делах.
Формы, методы и приемы работы с детьми:
Интергированные занятия в кружке:
беседы, беседы – обсуждения;
чтение художественных произведений духовно-нравственного содержания);
разучивание стихов, песен к праздникам;
продуктивная деятельность (рисунки,поделки к праздникам);
просмотр видеофильмов, мультфильмов,
рассматривание икон, иллюстраций, картин к праздникам, историческим событиям.
В рамках работы кружка: оформление фотоальбома «Наши праздники», выставки поделок, выполненных детьми и детьми вместе с взрослыми, участие в конкурсах православной тематики различного уровня (при наличии положений).
Методическое обеспечение.
Методическое пособие Издательство, год
Программа «Мир – прекрасное творение » авторы Л. П. Гладких, Архимандрит Зиновий (А. А.Корзинкин), В. М.Меньшиков.
«Евангелие для самых маленьких» /С.Н. Горбова.
«Носители духа»
«Первые шаги в православном храме».
«Православие для детей»
«Энциклопедия маленького христианина»
Курск. гос. ун-т. - Курск, 2008.
.- Минск: Белорусский Экзархат Московского Патриархата, 2005
М.: Сретенский монастырь, 2011.
Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2010
Кострома: Авенир-Дизайн, 2007
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Автор-составитель Грабовская В.В. Издательство РООССА
Список детей подготовительной к школе группы
Перспективный план кружковой работы
Тема Задачи Дата проведения
«Бог – Творец мира, в котором мы живем» Знакомить детей с основными духовными и нравственными понятиями православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе, о ее красоте. Способствовать формированию у детей представлений о добром устроении мира. Сентябрь
«Привычные слова и имена: Вера, Надежда, Любовь» (Работы в подарок сентябрьским именинникам) Формировать представления о том, что в окружающей жизни говорит нам о Боге. Учить понимать значение знакомых слов «спасибо», «прощай», познакомить с происхождением имен Богдан, Вера, Надежда, Любовь, со значением нового для них понятия «святой» и со значением слова «нимб»Сентябрь
Коллективная аппликация: «Журавлики летят» Продолжать знакомить детей с основными духовными и нравственными представлениями Православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости и порядке в природе, о ее красоте. Сентябрь
«Храм Божий: церковный звон колоколов» Дать детям представление о назначении колокольни, колокола и колокольного звона. Ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола. Учить различать по характеру церковные звоны. Сентябрь
«Святые угодники Божии. Преподобный Сергий Радонежский» Познакомить детей с основными событиями из жизни Преподобного Сергия Радонежского. Формировать понимание милосердия и трудолюбия в повседневной жизни, в труде и испытаниях. Октябрь
«Образ любящей матери в иконах Пресвятой Богородицы»
Познакомить детей с основными событиями из жизни Пресвятой Богородицы. Ввести детей в круг основных православных праздников и духовно – нравственного уклада жизни своего народа. Учить детей понимать смысл послушания, смирения, любви. Октябрь
«В тесноте, да не в обиде» (по сказке «Теремок») \Работы в подарок октябрьским именинникам \ Продолжать развивать представления детей об окружающем мире. Уточнить представления детей об особенностях разных построек. Учить детей рассматривать иллюстрации, подмечая интересные детали. Учить детей анализировать поступки героев сказки и их последствия, понимать смысл пословицы: «В тесноте, да не в обиде». Способствовать формированию представлений о доброте и взаимопомощи. Октябрь
« О послушании в семье» (по сказке «Петушок и курочка») Дать детям представления о доброте и заботе между детьми в семье. Учить жить по Заповедям Божиим. Октябрь
« Как помириться?» (по сказке «Лиса и журавль») Дать детям представление о причинах ссор между детьми и людьми. Учить жить по Заповедям Божиим. Ноябрь
Первый снег. «Ангел белую крупу сыплет из-за тучи» Закреплять представления детей о связи мира видимого и невидимого (духовного, ангельского) Ноябрь
«Долг платежом красен» (по сказке «Муравей и голубка») Учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения. Учить понимать и различать качества послушания и благодарности как Божиих заповедей для людей. Ноябрь
«Зимние заботы» (Работы в подарок ноябрьским именинникам) Знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с близкими – формировать и расширять представления детей о духовно – нравственных качествах: внимание, забота, нежность, любовь, благодарность и послушание.Ноябрь
« О любви и доброте в семье» Знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром. Расширять представления детей о духовно – нравственных понятиях: добро – зло, бескорыстие – жадность, стыд – совесть.Декабрь
«В согласии жить – никто не одолеет» (по сказке «Зимовье зверей»Уточнить представления детей о диких и домашних животных. Способствовать пониманию таких нравственных качеств как дружба и согласие. Учить понимать и использовать поговорки «Согласного стада волк не берет» и «В согласии жить – никто не одолеет» Декабрь
«Зимние птички» (Работы в подарок декабрьским именинникам) Дать детям знания о птицах как о созданиях небесных. Учить детей знать их внешние различия и названия: воробей, синица, снегирей. Декабрь
«Скоро праздник Рождества Христова» Закреплять знания детей о событиях Рождества Христова. Дать детям представление о месте Рождения Спасителя, закрепить знание имени Его Матери и других лиц Евангельской истории. Декабрь
«Светло солнышко вошло в Рождество Христово» Закреплять знания детей о евангельских событиях Рождества Христова. Знакомить детей с традицией празднования Рождества – главного и любимого праздника года для детей. Январь
«Преподобный Серафим Саровский – скорый помощничек» Познакомить детей с особым свойством Преподобного Серафима Саровского помогать людям, особенно больным и обиженным. Январь
«Праздник Крещения» Дать детям знания об истории появления обычая освящать воду, о событии крещения Господа Иисуса Христа. Раскрыть детям значения и смысл водосвятия. Январь
«Дети и птицы зимой» (Работы в подарок январским именинникам) Закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с людьми и с природой. Январь
«Знакомство с храмом и правилами поведения в нем» Знакомить с правилами поведения в храме: совершать поклоны, крестное знамение, ставить свечи. Февраль
«Праздник Сретения Господня. Детство Иисуса Христа» Продолжать знакомить детей с праздником православного календаря – событиями и смыслом Сретения Господня. Расширять знания детей о земной жизни Господа Иисуса Христа. Февраль
«Чудесная птица» Продолжить знакомство детей с птицами как созданиями Небесными. Февраль
«Кто зазнается, без друзей остается» (по сказке «Черепаха и заяц») (Работы в подарок февральским именинникам) Учить детей при пересказе соблюдать последовательность событий сюжета прослушанного произведения. Подводить детей к пониманию смысла пословицы «Кто зазнается, без друзей остается». Февраль
« Прощеное воскресенье» беседа по сказке «Два жадных медвежонка» чин прощения обид Дать детям представление о причинах ссор между детьми и людьми. Учить жить по Заповедям Божиим. Познакомить детей с традицией Прощеного воскресения. Помогать детям осознавать необходимость сдерживать свою жадность и преодолевать упрямство. Учить их не жадничать, уступать друг другу и прощать. Март
«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Учить делать выводы, анализируя поступки героев; сравнивать нравственные качества и делать нравственный выбор: послушание – непослушание, осмотрительность и осторожность, взаимная любовь, заботливость, терпение. Март
«Аленушка» (изготовление куколок из бумаги и ткани) Работы в подарок мартовским именинникам Учить последовательности изготовления фигурки из бумаги. Закреплять правильное название форм и деталей. Март
«На волю птичку выпускаю при светлом празднике весны» Знакомить детей с событиями Благовещения Пресвятой Богородицы. Формировать представления о народных традициях дня Благовещения и их духовном смысле. Март
«Христос воскрес! Христос воскрес!» - пасхальный праздник Расширять представления детей о традициях празднования Пасхи на Руси, о его смысле и значении. Апрель
«Доброе сердце» (Работы в подарок апрельским именинникам) Закреплять у детей знания о правилах доброй, совестливой жизни с людьми и с природой. Апрель
«Сила детской молитвы» Знакомить детей с основными духовными и нравственными представлениями Православия о мироустроении и его Создателе, о любви, мудрости, о молитве как форме общения с Богом. Апрель
«Неделя жен – мироносиц – праздник мам и бабушек» Знакомить детей с правилами доброй, совестливой жизни с людьми и миром. Расширять представления детей о духовно – нравственных категориях: добро – зло, жалость – жестокость. Май
«Небесный покровитель русского воинства» (Работы в подарок ветеранам и майским именинникам) В доступной форме дать детям представления о жизни, подвигах и чудесах святого Георгия в защите слабых, помощи в беде. Май
«День славянской письменности и культуры. Наши буквицы» Приобщать детей к нравственным устоям отечественной культуры на основе изучения примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц. Расширять представления детей о культурном наследии своего народа посредством введения их в книжную культуру. Май
«Празднование с детьми Пресвятой Троицы» Знакомить с праздником Святой Троицы и особенностями его празднования. Обобщить и закрепить знания детей о Боге, о праздниках православного календаря, полученных детьми на занятиях в течении года. Формировать у детей представления о Боге – как Троице. Учить понимать изображение Бога на иконе «Троица». Май