Занятие с элементами тренинга «Толерантность. Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» в 8в классе
Эрман А.В., учитель географии, классный руководитель
Занятие с элементами тренинга «Толерантность. Люди с ограниченными возможностями и здоровые люди» в 8в классе
Цели и задачи:
- создание условий для формирования толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями;
- развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне;
- развитие коммуникативных навыков.
Предварительная подготовка: повязки на глаза, подготовить листы бумаги по количеству участников, фломастеры.
Ход занятия:
1.Приветствие: Добрый день, ребята! Добрый день, коллеги! Мы с 8в классом рады видеть вас у себя в гостях.
2. Сообщение темы и целеполагание.
Обычно в начале урока сообщают тему, однако сегодня я отступлю от этого правила. Внимание на экран. Показ нескольких слайдов и прослушивание фрагмента «Лунной сонаты» Людвига ван Бетховена. Обменяемся впечатлениями.
Вам, наверное хочется задать мне вопрос, о чем же мы будем сегодня говорить, что объединяет все увиденное и услышанное. Авторы этих произведений – люди с ограниченными возможностями.
- Кого мы можем назвать человеком с ограниченными возможностями?
СЛАЙД с темой занятия.
- Что вы о них знаете?
3. Упражнение «Эмпатия» на развитие чувства общности, толерантности к людям не похожим на нас внешне.
Обычному человеку трудно представить себе сложности, с которыми ежедневно сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья. Чтобы чуть-чуть прочувствовать эти сложности, я предлагаю поучаствовать в упражнениях.
1) Добровольцы делятся на пары. Одному человеку из каждой пары предлагается надеть повязку (он будет «слепой»); второй будет «лидером». Задание для лидера: провести слепого по отведенному участку класса на скорость, обходя предметы, расположенные на пути. Условие: слепого не трогать, а направлять словами. Затем в парах «слепой» и «лидер» меняются ролями.
После проведения упражнения проводится беседа, в ходе которой можно задать следующие вопросы.
- Какие у вас были ощущения?
- Что было легче: направлять товарища или двигаться самому?
2) 2-3 добровольцев просят выйти из класса. В это время оставшимся предлагается договориться говорить на одну тему, заменяя слова символами (например, все рассказывают одно стихотворение). После возвращения добровольцев им предлагается догадаться о том, что происходит в классе.
После выполнения упражнения проводится беседа, выясняется следующее.
- Как добровольцы догадались о том, что происходит в классе?
- Не возникло ли у тех учеников, которые выходили из класса, мысли, что вы попали в то место, где вас не смогут понять, и где вы никого не понимаете?
- Хотели ли ученики класса, чтобы добровольцы поняли быстрее, что происходит? Какие средства они использовали для этого?
- Легко ли было, рассказывая стихотворение, не говорить?
- Как вы считаете, кто лучше всех сумел рассказать стихотворение?
3) Учащиеся разбиваются на пары. В парах каждый по очереди должен написать своё имя на листе бумаги, не используя рук.
После выполнения упражнения ведущий задает вопросы.
- Получилось или нет?
- Как решили проблему?
- Догадался ли кто-то попросить товарища написать свое имя (условие, что он тоже без рук, не вводилось)?
Давайте подведём итог. Легко ли жить с ограничениями в здоровье?
4. Фрагмент фильма «О любви»
-Как выдумаете, что хотели донести до нас создатели и участники фильма?
(Слова бабушки: Она же не хуже других. Это же не столь важно, человек был бы хороший… Я её не лелею…Тунеядцы есть с руками и ногами)
Вам уже по 14 и скоро вы станете взрослыми. За вами будущее страны. Задачи, которые не решены сегодня, придётся решать вашему поколению. Сейчас во всем мире здоровые люди стремятся создавать безбарьерную среду. Вот почему на государственном уровне поставлена задача – сделать общественную среду доступной для людей с ограниченными возможностями.
5. Мы связаны со школой и неплохо знаем школьную жизнь.
Опрос был проведен 2–3 июня в 43 субъектах РФ среди 1500 респондентов. 52% опрошенных россиян не считают, что обучение детей-инвалидов в обычных школах приведет к ухудшению качества образования.
45% россиян одобряют идею обучения детей-инвалидов в обычной школе, против выступают 35%, а 19% граждан не определились в этом вопросе.
Существует программа «Доступная среда» предусматривает создание условий для совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии. Это один из главных ориентиров «Доступной среды» – чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья не отличались в правах и возможностях от обычных детей.
- Что, на ваш взгляд, должно быть сделано в образовательных учреждениях, реализующих эту программу?
1. сооружение пандусов, специальных лифтов, строительство широких входных дверей, лестниц, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и примыкающих территорий.
2. приобретение автобуса, приспособленного для перевозки детей-инвалидов в школу и домой.
3 обучение педагогов.
4. приобретение специальных пособий, учебников…
6. Рефлексия.
Разговор у нас состоялся взрослый и серьёзный. Каждому нужно время обдумать, сделать выводы. Уходя, оставьте свое мнение по теме разговора:
я толерантен к людям
меня это не касается
мне бы кто-нибудь помог