Методическая разработка Мультипликация и программирование в ЛогоМирах
Приложение 1.
Урок по информатике и ИКТ. 6 класс.
Тема урока: «Мультипликация в среде ЛогоМиры».
Класс: 6
Цели урока:
Образовательные: освоить приемы моделирования реального мира на примере создания собственного мультипликационного сюжета в среде ЛогоМиры.
Воспитательные: воспитывать ответственность за результаты индивидуальной и коллективной деятельности, навыки ответственного отношения к информации и информационным продуктам.
Развивающие: развитие активности и самостоятельности, коммуникативных навыков работы в команде, самостоятельной проектной деятельности, творческого мышления, применения информационных технологий для решения практических задач.
Учебные задачи:
познакомиться с возможностями программы ЛогоМиры по созданию мультипликационных сюжетов;
изучить этапы создания сюжета мультфильма, необходимые инструменты обучающей программы;
освоить основные команды управляющего элемента Черепашки, технологии моделирования движения объектов;
научиться создавать простейший мультфильм, используя основные возможности ЛогоМиров;
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Практическое занятие.
Оборудование и ТСО: компьютерный класс, медиапроектор или интерактивная доска SMART Board.
УМК: учебное пособие «Информатика» 5-6 класс, под ред. Н.В. Макаровой (СПб.,: изд-во «Питер», 2010 г.); сборник методических материалов «ЛогоМиры 3.0» (г. Москва, «Институт новых технологий», 2010 г.).
Дидактическое обеспечение: презентация к уроку, дидактический материал (см. Приложение 2), памятка «Правила поведения и техника безопасности в компьютерном классе».
Основные понятия: Панель инструментов, Поле команд, Рабочее поле, Закладки, Штамп, Черепашка, Графика/Рисование, Фоны, Формы, Библиотечные картинки, Анимация, Управляющие кнопки.
Ход урока
Организационная часть: повторение правил поведения и техники безопасности в компьютерном классе: «Обратите внимание, перед вами Правила поведения и соблюдение ТБ. У вас на столах лежат карточки-памятки с этими правилами. Мы будем ими руководствоваться при работе за компьютером»; объясняется содержание основных видов деятельности, предлагается план изучения темы. (Правила ТБ на слайде №1 компьютерной презентации и у каждого учащегося на компьютерном столе в виде карточки).
1 этап. Создание мотивации учебной деятельности.
Постановка проблемы: Урок начинается с общего знакомства с программой Логомиры: ее особенностями, возможностями по созданию мультфильмов (рисование, программирование, создание различных геометрических фигур и т.д.). Слайд №2.
Ключевая проблема: Умеет ли кто-нибудь из вас создавать мультфильмы? Знакомы ли вам какие-нибудь компьютерные программы по созданию мультфильмов? Слышали ли вы ранее о программе ЛогоМиры?
Определение основных целей и задач: овладение приемами создания мультипликационного проекта в среде ЛогоМиры. использования Графики, Фонов, Библиотечных картинок, Палитры и главного действующего лица программы – исполнителя Черепашки. Необходимо обратить внимание учащихся на наличие индивидуального раздаточного материала с описанием основных элементов и алгоритмов поэтапного выполнения практической работы.
2 этап. Учебная деятельность учащихся при изучении темы.
Постановка вопросов: Как вы думаете, что такое – мультфильм? Когда появился первый мультфильм? Какой прием лежит в основе анимации? С какой целью создаются мультфильмы? (Ответы ребят. Важно, чтобы отвечая на вопрос, учащиеся высказали и обосновали свою точку зрения). Слайд №3.
Учитель знакомит с краткой историей создания мультипликационных фильмов.
Оказывается, наши мультики стали создавать еще в начале 19 века. Если быстро менять кадры с разными моментами движения, появится впечатление движения. Рисунок впервые «зашевелился» в лаборатории бельгийского физика Ж. Плато в 1832 году. Фазы рисунка были нанесены на барабан незамысловатого прибора. При простом вращении барабана рисованный человечек бежал, размахивая руками. Спустя 45 лет французский художник-изобретатель Э. Рейно изобрел аппарат для проекции на экран движущихся изображений и организовал «Оптический театр», ставший прообразом мультипликации.
Постановка проблемных вопросов: Как вы думаете, какие инструменты нам будут необходимы для создания мультфильма? (Варианты ответов учащихся). Давайте вместе с вами ответим на эти вопросы.
Изучение Рабочего поля, где разворачиваются все действия мультфильма, Строки меню, Панели инструментов, Поля команд, Закладки и Справки (помощи) ЛогоМиров. Обратить внимание учащихся на слайд №4 компьютерной презентации и индивидуальный раздаточный материал (Рабочий лист №1).
Знакомство с главным героем программы – Черепашкой, которая может выполнять все, чему ее научат, и при этом она не обязательно должна выглядеть как Черепашка. Программа предлагает большую коллекцию образов, предметов («одежды» для Черепашки), которые помогут создать мультфильм.
Выполнение практической работы
1 часть. Учитель по гиперссылке в презентации со Слайда №4 запускает программу ЛогоМиры, в режиме демонстрации объясняет последовательность выполнения алгоритма. Учащиеся наблюдают за его действиями и, пользуясь информацией на слайде презентации и индивидуальным раздаточным материалом (РАБОЧИЙ ЛИСТ №1), выполняют аналогичные действия на компьютере.
Этапы практической работы (алгоритм выполнения задания):
1) Запустить программу ЛогоМиры на рабочем столе компьютера и открыть Рабочее поле. Для этого левой кнопкой мыши щелкнуть на кнопке «Новый проект». (Учитель демонстрирует выполнение действий на компьютере через медиапроектор и предлагает учащимся повторить на своем компьютере те же действия). Слайд № 5.
Постановка вопроса: Как вы думаете, чего не хватает нам для создания мультфильма? (Версии ребят) Верно, темы и названия мультфильма. Давайте вспомним, какие Фоны и образы нам предлагает программа ЛогоМиры и рассмотрим возможные варианты названия мультипликационного проекта. (Обсуждение темы.)
Учитель предлагает создать мультфильм на тему «Зоопарк Будущего». Постановка вопроса: Ребята, кто обитает в зоопарке? (Ответы ребят: редкие животные, птицы). Мы с вами любим животных и защищаем их. А как вы думаете, почему зоопарк будущего? Что в нем будет по-другому? (Ответы ребят..). В будущем в зоопарке мир фауны будет гулять свободно, не боясь людей и друг друга.
2) Повторить и закрепить при создания мультфильма? (Панель инструментов, Палитра/графика, Фоны, Формы и Черепашка и другие).
3) Выбрать фон для будущего мультфильма. На ПИ найдти кнопку Палитра/Графика, сделать ее активной и выбрать фон для будущего мультфильма. Для этого щелкнуть на соответствующей управляющей кнопке «Фоны» на панели инструментов «Закладки» и щелкнуть на Рабочем поле. Мышкой за нижний правый угол фона (черный маленький квадрат) протянуть до нижнего правого угла Рабочего поля. Кнопкой «Штамп» на панели инструментов «приклеить» фон к Рабочему полю.
4) Познакомиться с закладками Графики и Формами, которые предлагаются в программе Черепашкам. Обратить внимание на образы зверюшек, которые можно использовать. (Ответы ребят.)
Найти кнопку Создать Черепашку, щелкнуть по ней и поставьте ее на Рабочее поле. Выбрать в Закладках такие образы Форм, которые останутся в будущем мультфильме без движения: пальму, травку, цветочки, солнышко, девочку и мальчика и другие. Для этого щелкнуть поочередно на Формы и Черепашек (Учащимся предоставлен выбор заполнения Библиотечными картинками своего мультипликационного проекта).
2 часть Учитель предлагает учащимся за соседними компьютерными столами разделиться на 3 группы по 3-4 человека. Каждый человек в группе получает одинаковое практическое задание на Рабочем листе №2, но выполняет его индивидуально и имеет возможность консультироваться у членов своей группы при возникновении затруднений во время выполнения работы. В это время учитель имеет возможность наблюдать и контролировать творческий процесс каждого учащегося и группы в целом. При необходимости, демонстрировать выполнение одного из процессов на компьютере через медиапроектор.
Первая группа выполняет практическую работу (РАБОЧИЙ ЛИСТ №2 группа №1) на тему «Создание сложной анимации».
Вторая группа (РАБОЧИЙ ЛИСТ №2 группа №2) – на тему «Создание кнопки запуска и выключения мультфильма».
Третья группа (РАБОЧИЙ ЛИСТ №2 группа №3) – на тему «Демонстрация мультфильма».
После выполнения практической работы каждая группа демонстрирует результаты выполнения проекта.
Учитель обращается к учащимся: «У вас у всех был алгоритм создания мультипликационного проекта. Проследите за алгоритмом выполнения этапа работы каждой группы». Один человек из группы (по желанию) кратко излагает наглядно всем учащимся алгоритм выполненных действий с целью изучения, повторения и закрепления практического материала.
По предложенным критериям учащиеся оценивают работы и выбирают лучший проект.
Постановка вопроса: Все ли элементы заданного алгоритма вы использовали в своей практической работе? Достигли ли вы конечного результата? Остальные участники группы дополняют и анализируют выполненные действия. Таким образом, происходит обмен мнениями и полученными знаниями и умениями. В это время учитель внимательно выслушивает каждого учащегося, комментирует, добавляет и подводит итог выполненного практического задания.
3 этап. Подведение итогов урока.
В качестве итога урока, на экране медиапроектора демонстрируется лучший мультфильм, и организуется обсуждение степени достижения поставленной цели и достигнутых результатов.
Постановка вопросов: Ребята, какие трудности у вас возникли при создании мультфильма? Что вам больше всего запомнилось при его создании? На какие темы есть возможность создать мультфильмы для других предметов? Что бы вы рассказали про создание мультфильма своим друзьям, родителям? (ребята должны аргументировать свое мнение).
В конце урока учитель подводит итог: «Наше сегодняшнее занятие – это только первый шаг, начало пути в увлекательный мир Лого. Если кто-нибудь из вас захочет продолжить свое путешествие по программе, ЛогоМиры предоставляют возможность создавать великолепные проекты по программированию, публиковать свои проекты в сети Интернет, вставлять аудио и видео-файлы в мультфильмы, работать с Лого в операционной системе Linux и так далее. Но об всем этом мы узнаем в следующий раз...».