Программа спецкурса Художественная обработка материалов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №39 имени Петра Николаевича Самусенко»
Муниципального образования города Братска
Утверждаю: Рассмотрено
Директор МБОУ «СОШ № 39 имени П.Н. Самусенко» на заседании ШМО
С.Н. Митрофанова /________/ протокол № 1
Приказ № от 29.08.2014 г
от
Рабочая программа спецкурса
«Художественная обработка материалов»
Для учащихся 8 классов
Образовательная область: технология Разработала:
Янпольская Галина Васильевна,
учитель высшей квалификационной категории,
Братск 2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа спецкурса «Художественная обработка материалов» составлена для учащихся 8 класса на основе программы элективного курса для учащихся 9-10 классов «Художественная обработка материалов»
Данная рабочая программа рассчитана на 68 часов (по 2 часа в неделю), в том числе контрольных работ – 5 часов, проектов -1
Структура документа.
Рабочая программа включает: титульный лист, пояснительную записку; требования к уровню подготовки учащихся, календарно - тематический план; содержание учебного предмета, примерный перечень изделий, список литературы.
Общая характеристика учебного предмета.
Учебная программа по художественной обработке материалов возникла в связи с необходимостью совершенствования трудовой подготовки школьников в области прикладных художественных работ, и учащиеся должны попробовать свои силы при овладении разными видами рукоделия. Основным предназначением данной программы в системе общего образования является продолжение формирования культуры труда школьника, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности, уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда, формирование гуманистически ориентированного мировоззрения. Сравнительно несложная и недорогая материально-техническая база, широкие возможности обучения, разностороннего воспитания, развитие личности ребенка и раскрытия учителем своего творческого потенциала, обращение к историческим корням – все это говорит о важности изучения данной программы.
Изучение учащимися данной программы как части духовного и материального наследия своего народа будет способствовать воспитанию уважения к его истории и традициям, развитию у учащихся чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов, их творческому развитию.
Задачи программы
развивать эстетический и интеллектуальный потенциал учащихся, учить их творчеству, самостоятельности, способности оценивать и реализовывать свои идеи, проекты;
сформировать у учащихся знания и умения по различным направлениям рукоделия, которые помогут им при выборе дальнейшего обучения, а также в будущей жизни.
Овладение школьниками содержанием данной программы позволит решать не только образовательные задачи, но и подготовить учащихся к конкуренции на рынке труда и профессий, так как одним из результатов изучения прикладных художественных работ является способность поставлять на рынок товаров и услуг уникальный продукт, изготовленный своими руками. Труд учащихся в рамках данной программы открывает возможность в полной мере раскрыть свое креативное начало, индивидуальность, проявить самостоятельность.
Программа включает в себя модули:
«Лоскутная пластика»
«Прорезной коллаж»
В свою очередь, каждый из этих блоков включает в себя историю возникновения и развития, приемы выполнения, организацию рабочего места и правила охраны труда при выполнении каждого вида работ, характеристику современного направления. Знакомит с применением этих изделий при оформлении интерьера и в отделке швейных изделий, правилами ухода за изделиями, выполненными в той или иной технике; основам композиции, цветоведения, экономическим расчетам и т. д.
Содержание программы по «Художественной обработке материалов» тесно связано с изучением материала по следующим сквозным образовательным линиям:
культура и эстетика труда;
получение, обработка, хранение и использование информации;
основы черчения, графики, дизайна;
элементы домашней и прикладной экономики, предпринимательства;
знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов учащихся;
влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
творческая, проектная деятельность;
Реализация программы предполагает личностно-ориентированный подход к учащимся, учет их возможностей, интересов, развитие творческой самостоятельности при выполнении проектных работ.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. По окончании изучения каждого блока программы проводится выставка творческих работ учащихся и учителя с целью привития интереса к изучаемому предмету, к выполнению аналогичных изделий, реализации творческих идей.
Цели. Изучение программы спецкурса по «Художественной обработке материалов» направлено на достижение следующих целей:
Освоение знаний о методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий деятельности человека на окружающую среду;
Овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований;
Развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
Воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
Формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.
В данную программу внесены следующие изменения: основная программа по художественной обработке материалов состояла из пяти модулей: «Лоскутная пластика», «Художественное вязание на спицах», «Вышивка крестом и на буфах», «Мозаика из отходов ниток», «Прорезной коллаж» Поскольку она была разработана для учащихся старших классов, то для 8 класса это был бы очень большой объем. Поэтому мною было оставлено только два модуля «Лоскутная пластика» и « Прорезной коллаж». В модуль «Лоскутная пластика» был добавлен новый материал по изучению и изготовлению традиционно русских кукол – оберегов.
Ожидаемые результаты обучения.
В результате изучения курса «Художественная обработка материалов» учащиеся овладевают безопасными приемами труда с использованием машин, электробытовых приборов, специальными и общетехническими знаниями и умениями в области технологии обработки текстильных материалов, изготовления и художественного оформления швейных изделий. В то же время осуществляется развитие их технического и художественного мышления, творческих способностей личности, формируются навыки делового человека.
Требования к уровню подготовки учащихся спецкурса «Художественная обработка материалов»
Учащиеся должны знать:
Классификацию, историю и многообразие направлений по художественной обработке материалов.
Характерные черты лоскутной пластики, прорезного коллажа, изготовления кукол – оберегов.
Способы влажно – тепловой обработки и ухода за изделиями, выполненными в той или иной технике рукоделия.
Технологические процессы изготовления изделий по разделам данной программы и пути снижения их себестоимости.
Способы перевода рисунка на ткань.
Основные понятия по цветоведению.
Правила безопасности труда, организацию рабочего места.
Способы выявления потребностей общества в товарах и услугах.
Учащиеся должны иметь представления о понятиях:
Эскиз, рисунок, мотив, орнамент, ритм, раппорт, композиция, основные и составные цвета, цветовая сочетаемость, контраст, «печворк».
Учащиеся должны уметь:
Организовать трудовой процесс, свое рабочее место при различных видах выполняемых работ.
Технологически правильно выполнять приемы изготовления изделий в технике лоскутной пластики, прорезного коллажа.
Осуществлять влажно – тепловую обработку изделий.
Рассчитывать стоимость своих изделий.
Работать с информацией и технологической документацией.
Работать с тканями различных фактур.
Подразделы и темы
Количество учебных часов
Подраздел
Тема
I Лоскутная пластика
Организация рабочего места, правила безопасной работы. Значение тряпичных кукол – оберегов в жизни наших предков.
52
2
Технология изготовления куклы « Кубышка – травница»
2
Технология изготовления куклы «Колокольчик»
2
Технология изготовления Вепсской куклы
2
Технология изготовления кукол «Неразлучники»
2
Технология изготовления куклы – оберега «Девкина забавка»
2
Технология изготовления куклы «Счастье»
2
Технология изготовления куклы из камыша
2
Технология изготовления лошадки из камыша на каркасе
2
Технология изготовления куклы на конусе
2
Технология изготовления куклы «Сова» из камыша
2
Технология изготовления куклы «Десятиручка или Параскева – покровительница женских ремесел»
2
Технология изготовления кукол «Кузьма и Демьян» - покровителей семейного очага и ремесел
2
Технология изготовления обереговых кукол «Кувадки»
2
Технология изготовления куклы «Крупеничка»
2
Технология изготовления кукол «Рождественские ангелы»
2
Печворк в интерьере, печворк и одежда. Инструменты, подбор и подготовка материалов. Изготовление изделий в технике «Полоска»
2
Изготовление изделий в технике «Квадрат», «Треугольник».
2
Изготовление изделий в технике «Набор из округлых деталей»
2
Изготовление изделий в свободной технике, мозаика из многогранников.
2
Приемы получения разнообразных фактур
2
Аппликация, техника витража.
2
Изготовление творческой работы.
Обработка срезов изделия.
Обработка углов изделия.
Окончательная отделка изделия.
8
II Прорезной коллаж
Виды прорезного коллажа, способы выполнения.
16
2
Инструменты, материалы, организация рабочего места, правила безопасной работы.
2
Изготовление творческой работы.
Выбор рисунка для образца изделия.
Перевод рисунка на ткань.
Изготовление изделия.
Окончательная отделка изделия
8
Подготовка к выставке изделий, выполненных руками учащихся и преподавателя.
2
Организация выставки изделий.
2
Содержание программы
Лоскутная пластика 52 часа.
Значение тряпичных кукол – оберегов в жизни наших предков. Организация рабочего места, правила безопасной работы. Подбор и подготовка материалов для изготовления кукол. Изготовление различных видов кукол – оберегов.
Исторические сведения о возникновении техники в мире и на Руси. Печворк в одежде и интерьере. Инструменты, подбор и подготовка материалов. Организация рабочего места, правила техники безопасности.
Понятия: «эскиз, рисунок, композиция, орнамент, раппорт, ритм». Законы построения композиции. Цветовой круг. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Контраст. Цветовая сочетаемость. Цветовое решение. Изготовление образцов, используя различные техники лоскутной пластики. Окончательная обработка изделий. Расчет их стоимости. Организация и оформление выставки работ учащихся.
Прорезной коллаж 16 часов
Виды изделий, выполненных в технике прорезного коллажа, их использование при оформлении интерьера. Инструменты, материалы, необходимые для выполнения изделий в технике прорезного коллажа. Организация рабочего места при выполнении работы, правила безопасной работы.
Подбор рисунков для изделия, перевод его на ткань. Технологическая последовательность выполнения изделия. Технические условия. Окончание работы – вырезание высушенного изделия по контуру (по необходимости и внутри), организация и оформление выставки лучших работ учащихся.
Примерный перечень изделий
Образцы лоскутной пластики, изделия в технике «Печверк»: фартук, подставка под горячее, чехлы для стульев, салфетки, настенные панно, детская одежда, прихватки и т.д.
Образцы различных кукол – оберегов.
Список литературы
Рукоделие, изд-во «Довира», Киев, 1994г
Школа лоскутной техники, Е.Г. Глинская, Ташкент,1994г
Аппликация, М.А. Гусакова, Москва, 1987г
Лоскутное шитье, Р.П. Андреева, Санкт-Петербург,2001г
Лоскутики, М. Максимова, Москва,2003г
Декоративно-прикладное творчество, Н.М. Никоненко, Ростов-на-Дону,2003г
Художественное лоскутное шитье, О.И. Нагель, Москва,2004г
Мастерим из ткани, трикотажа, кожи, Х.И. Махмутова,2004г
Чудесные превращения ткани, трикотажа, кожи, Х.И. Махмутова, Москва, 2006г
Подборка журналов «Школа и производство».
Календарно-тематическое планирование занятий спецкурса
«Художественная обработка материалов»
2014 – 2015 учебный год
№ занятия
Тема занятия
Дата проведения
1
I Лоскутная пластика
Организация рабочего места, правила безопасной работы. Значение тряпичных кукол – оберегов в жизни наших предков.
5. 09
2
Технология изготовления куклы « Кубышка – травница»
12. 09
3
Технология изготовления куклы «Колокольчик»
19. 09
4
Технология изготовления Вепсской куклы
26. 09
5
Технология изготовления кукол «Неразлучники»
3. 10
6
Технология изготовления куклы – оберега «Девкина забавка»
10. 10
7
Технология изготовления куклы «Счастье»
17. 10
8
Технология изготовления куклы из камыша
24. 10
9
Технология изготовления лошадки из камыша на каркасе
7 11
10
Технология изготовления куклы на конусе
14. 11
11
Технология изготовления куклы «Сова» из камыша
21. 11
12
Технология изготовления куклы «Десятиручка или Параскева – покровительница женских ремесел»
28. 11
13
Технология изготовления кукол «Кузьма и Демьян» - покровителей семейного очага и ремесел
5 12
14
Технология изготовления обереговых кукол «Кувадки»
12. 12
15
Технология изготовления куклы «Крупеничка»
19. 12
16
Технология изготовления кукол «Рождественские ангелы»
26. 12
17
Печворк в интерьере, печворк и одежда. Инструменты, подбор и подготовка материалов. Изготовление изделий в технике «Полоска»
16. 01
18
Изготовление изделий в технике «Квадрат», «Треугольник».
23. 01
19
Изготовление изделий в технике «Набор из округлых деталей»
30. 01
20
Изготовление изделий в свободной технике, мозаика из многогранников.
6. 02
21
Приемы получения разнообразных фактур
13. 02
22
Аппликация, техника витража.
22. 02
23
Изготовление творческой работы.
Обработка срезов изделия.
Обработка углов изделия.
Окончательная отделка изделия.
27. 02
24
6. 03
25
13. 03
26
20. 03
27
II Прорезной коллаж
Виды прорезного коллажа, способы выполнения.
3. 04
28
Инструменты, материалы, организация рабочего места, правила безопасной работы.
10. 04
29
Выбор рисунка для образца изделия.
Перевод рисунка на ткань.
Изготовление изделия.
Окончательная отделка изделия
17. 04
30
24. 04
31
1. 05
32
8. 05
33
Подготовка к выставке изделий, выполненных руками учащихся и преподавателя.
15. 05
34
Организация выставки изделий.
22. 05
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 315