Конспект урока на тему Рабство в Древнем Риме


Карадау Лэззат НигметовнаМОУ «СОШ п. Синегорский» Озинского района
Учитель истории и обществознания
История
5 класс
Рабство в Древнем Риме.
Учебник «Всеобщая история. История Древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин Г.И. Годер И.С.Свенцицкая М., «Просвещение» 2010
Рабство в Древнем Риме
Цель:. Формирование у обучающихся новых знаний, на основе имеющихся, для создания представления об особенностях рабовладения в Древнем Риме;
Развитие навыков работы с учебником, иллюстрациями, а также умения сравнивать, выделять главное и находить общие и отличительные черты.
Воспитание гуманизма и человеколюбия.
Задачи:
1. Создать представление о системе рабовладения в Древнем Риме. Продолжить формирование навыков работы с историческими источниками и терминами. Учащиеся смогут определить источники рабства, статус раба в римском государстве, способы использования рабского труда.
2. Развивать логическое мышление и способность формулировать свои мысли в процессе сравнения, сопоставления изучаемого материала. Учащиеся смогут извлекать информацию из источников, сравнивать точки зрения, делать выводы, составлять письменный план ответа
3. Подвести ребят к выводу о ценности человеческой жизни и свободы через рассуждение, высказывание своего мнения.
Тип урока : Урок формирования и совершенствования знаний
Формы работы учащихся: работа с текстом учебника, с историческим источником, иллюстрациями
Необходимое техническое оборудование: мультимедийный проектор и экран, иллюстрация «Труд и жизнь рабов в имении 2-1 вв до н.э в Италии»
Понятия и термины: Раб, рабство, землевладелец, свобода, гладиатор, амфитеатр.
План урока.
Источники рабства в Древнем Риме
Статус (положение) раба в государстве
Отношение к рабству
Гладиаторы.
Технологическая карта урока истории по ФГОС ООО
в 5 классе по теме «Рабство в Древнем Риме»
( по учебнику «История древнего мира 5 класс» А.А. Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.)
№ Название этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Результаты
личностные метапредметныепредметные
1 Этап мотивации к учебной деятельности
Видеосюжет из учебного фильма «Древний Рим» (демонстрируется эпизод о жизни рабов в Древнем Риме)
Смотрят отрывок Самоопределение
Познавательные
Извлечение информации
- Как вы понимаете, что такое рабство?
О чем мы будем говорить на уроке?
Неволя, зависимость.
Мы будем говорить о рабах, рабстве в Древнем Риме Регулятивные
Определяют тему урока, круг понятий.
Познавательные
Установление гипотезы
2
3 Этап актуализации и пробного учебного действия;
Этап выявления места и причины затруднения Ребята, нам  предстоит  определить  источники  рабства  в  Древнем  Риме. Для  этого  нам  нужно  поработать  с  документами.
Делятся по группам.
(4 группы) Личностные
Дают морально –нравственную оценку такому явлению, как рабство. Регулятивные.
Работают по плану, предложенному учителем
Познавательные
Устанавливают причинно-следственные явления
КоммуникативыеРабота в группе, возможность слышать, слушать партнера
Регулятивные
Выдвигают версии об источниках рабства в Риме
Познавательные
Извлекают информацию из текста, выстраивают последовательность описываемых событий, выделяют главное, формулируют ответ
Назовите  источник  рабства? 1 группа «Покоряя  ту  или  иную  страну, римские  полководцы  обращали  в  рабство  десятки  тысяч  военнопленных  и  мирных  жителей. В  результате  завоеваний  в  Римском  государстве  появилось  большое  количество  дешевых  рабов»
В результате завоеваний. Назовите  источник  рабства?
2  группа  «В  неурожайный  год  приходилось  брать  земледельцам  в  долг  зерно  или  серебро  у  знатного  соседа. На  участке  земледельца  ставили  долговой  камень, и бедняк  лишался  покоя  и  сна. Не  отдаст  он  в  срок  долг – отберут  у  него  участок. И  если  такой  несчастный  снова  не  мог  вернуть  долг, то  был  вынужден  отдавать  жену, детей, а  то  и  самого  себя  в  рабство»
Долговое рабство Назовите  источник  рабства?
3  группа  «После взятия и разрушения Карфагена все жители города были обращены в рабов. За несколько лет до этого римский консул  продал в рабство сто пятьдесят тысяч пленных. Римские историки неоднократно сообщают о продаже пленных и другими римскими полководцами. Торговля рабами ширилась и процветала.  В различных частях римского государства действовали рабские рынки, особенно славился рынок на острове Делос. Там шла крупная оптовая торговля, и бывало, что в день продавалось по десять тысяч рабов. Здесь можно было купить раба любой профессии, какой угодно национальности»
Торговля рабами по низкой цене на рынках Назовите  источник  рабства?
4 группа  «Во II и особенно в I в. до н. э. Рим превращается в наиболее развитое рабовладельческое государство древности. Труд рабов полностью оттеснил свободный труд; рабы стали играть роль основной производительной силы. Общее количество рабов в Древнем Риме не поддается точному определению. Рабами  становились  дети  рабов, то  есть  распространилось  наследственное  рабство»
Дети рабов становились рабами, наследственное рабство. Приводит пример: сохранились сведения, что у некоторых римских богачей было в то время до 20 тыс. рабов. Так, у рабовладельцев Красса и Данетрия рабов было столько, что из них можно было набрать целое войско. Помпей в самом деле составил эскадрон из 300 своих пастухов, другой рабовладелец имел 8 тыс. рабов.
Какие выводы можно сделать?
Главный источник рабства – завоевания;
покоряя страны, римские полководцы обращали в рабство – десятки тысяч военнопленных и мирных жителей;

В результате завоеваний в Риме появилось – большое количество дешевых рабов.
4 Этап построения проекта; Как к рабству относились в Древнем  Риме  и  Греции, например, ученые? Давайте прочитаем и сравним взгляды на существование рабства.
Предлагаю источники. Римский ученый Варрон писал: «Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трех видов: говорящие — рабы, мычащие — быки, немые — повозки, лопаты, плуги».Личностные.
Дают морально-этические оценки по отношению к рабам и их владельцам, затрагивается проблема незыблемости права каждого на свободу.
Регулятивные
Выдвигают версии, анализируют, приводят доказательства
Познавательные
Проводят сравнительную характеристику, проводят причинно-следственные связи, самостоятельно делают выводы.
КоммуникативыеРаботают в группе, есть возможность слышать, слушать партнера, распределяют роли при ответах
Регулятивные
Читают отрывки из отрывков Варрона и Аристотеля
Познавательные
Извлекают информацию, работают с понятиями «собственность», «справедливость», «орудия труда»
За 300 лет до Варрона грек Аристотель высказал похожие мысли. Греческий ученый Аристотель писал: «Одни орудия являются одушевленными, другие — неодушевленными. Раб есть одушевленная собственность и наиболее совершенное из всех орудий. Одни люди созданы природой быть свободными, другие — рабами. Тем людям, которые по природе своей рабы, быть рабами справедливо».
5 Этап реализации построенного проекта; Согласны ли вы с мнением Варрона Нет.
Какие мысли вызывают высказывания?
Рабов ставят в один ряд с животными и вещами, что быть рабом справедливо, что это заложено природой.
6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;
Сравните взгляды ученых. Найдите общее в отрывках.
Рабы - орудия труда у Варрона, раб –одушевленная собственность и совершенное орудие у Аристотеля. Познавательные Умение выделять существенные признаки и их группировка по отличиям
Справедливо ли такое отношение к рабу? Почему?
Нет, раб – подневольный человек, бесправный, а человек без прав – не свободный, зависимый от другого. А что вы понимаете под словом «свободный»? Рассуждают, например, что свободный человек может свободно передвигаться, его никто не контролирует и т.д. Что необходимо нам знать, чтобы составить полную картину о положении рабов в Риме? Как жили рабы, чем занимались, чем питались, за что их наказывали? 7 Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Чтение текста по группам: «Рабы в имении землевладельца», «Рабы в богатом доме» (сразу по 2 текстам, они небольшие по объему), устно составьте план к тексту 1 и 2 группа:
«Раб должен трудиться или спать»
Содержание раба.
Наказание раба
Работы по дому
Личностные
Приходят к выводу об уникальности человеческой жизни, уважения к другому человека, несмотря на его социальное положение. Регулятивные
Уметь планировать, находить частное из общего
Познавательные
Структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий
Коммуникативные
Умение работать в группе, в большом коллективе, прислушиваться к мнению других, оспаривать свою идею. Регулятивные
Уметь работать с понятиями и терминами:
Тибр, землевладелец, гладиатор, амфитеатр.
Познавательные
Уметь отбирать историческую информацию, выделять особенности рабовладения в Древнем Риме
По прочитанному, определите, к каким последствиям могло привести такое отношение римлян к рабам? Раб – это прежде всего человек, у него может закончиться терпение и для хозяина это может закончиться плохо; человек, работающий из-под палки трудится плохо; многие рабы предпочтут смерть ради свободы, чем постоянно терпеть унижения и побои; и др. Коммуникативные
Обсуждение, организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Привести пример из отрывка Колумеллы:
« Рабы приносят полям величайший вред. Они пасут скот плохо, дурно пашут землю. Они не заботятся о том, чтобы семена дали богатый урожай. Они и сами крадут зерно и плохо его оберегают…»
Каким было отношение раба к труду? Рабы не были заинтересованы в результате своей работы, т.к. у них не было стимула к работе, всеми результатами труда пользовались рабовладельцы, управляющие.
Познавательные Анализ, сравнение и установление причинно- следственной связи с выделением существенных признаков
8 Этап включения в систему знаний и повторения;
Картина будет неполной, если мы не поговорим о гладиаторах.
Показ отрывка из фильма: «Гладиатор»
Что мы видим на экране? Бурно обсуждают о боях гладиаторов, о Расселе Кроу, о фрагментах из фильма. Умение отделять оцениваемые поступки от самого человека
Познавательные
Расширение опыта оценочной деятельности на основе своих знаний и собственных поступков.
Каких рабов привлекали к боям? Сильных, выносливых, отважных. Для чего проводились гладиаторские бои? Для зрелищ, на потеху гражданам Рима Какие чувства вызывают у вас подобные «зрелища»? Восхищение, сочувствие, гордость, жалость, (каждый учащийся высказывается). Предположите, к чему впоследствии, приведет появление огромного количества рабов в Риме?
Труд свободных земледельцев будет невыгоден, многие потеряют работу и землю;
Рабы поднимут восстание;
Римляне будут хотеть больше зрелищ
Понимание общих исторических закономерностей и неотъемлемойпринадлежности
к ним всех народов
Познавательные Анализ, установление причинно-следственной связиУмение
Выделять аналогии с уже ранее представленной информацией Регулятивные
Применение полученной информации для опережения следующих изучаемых тем («Восстание Спартака», «Земельный закон Гракхов»)
9 этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Что нового вы узнали?
Кто сегодня из вас работал лучше всех?
Кому бы вы сегодня пожелали удачи на будущее?
Личностные
Умение оценивать себя, одноклассников и свою деятельность на уроке, строить грамотные отношения с другими, уважать мнение другого
10 Домашнее задание Написать мини-сочинение по рис. на стр. 227 на тему «Один день из жизни раба»
Прочувствовать через себя эпоху Древнего Рима, повседневную жизнь. Познавательные
Осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет