Конспект урока на тему: Рабство в Древнем Риме (5 класс)
Рабство в Древнем Риме.
Тема урока: Рабство в Древнем Риме.
Цель урока: Познакомить учащихся с положением рабов в Древнем Риме.
Задачи:
Образовательная: Формирование представления о важнейших особенностях рабовладения в Риме.
Развивающая: Развитие умений работать с историческими источниками, текстом учебника, давать характеристику событиям и участникам.
Воспитательная: способствовать воспитанию чувства сопереживания, развитию интереса к истории.
Ход урока.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
II. Повторение ранее изученного материала.
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.
Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на... (сапог).Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ... (Аппенинский).
Довольно труднопроходимы
Крутые горы ... (Аппенины).
Там, где Тибр полноводный
Течет в зеленые долины,
Селились в древности глубокой
Трудолюбивые ... (латины).
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ... (волчица).
Ромул дал названье месту,
Это потому, что им
Был основан город ... (Рим).
Он молод и талантлив был
И смельчаком для всех прослыл.И с Римом храбро воевал –Тот карфагенский… (Ганнибал)
Установил господство Рим,
Много стран он покорил:
Стал хозяином всевластнымВ (Средиземноморье)… в одночасье.
III. Переход к изучению новой темы.
Рим стал могущественной державой, им покорены много стран. И в какой бы уголок мы ни заглянули, везде нам встретятся множество рабов.
Итак, тема урока “Рабство в древнем Риме”.
Подумайте и скажите, какова проблема нашего урока.
Сегодня на уроке я хочу узнать …
выяснить…
понять…
IV. Изучение новой темы
Инсценировка (две рабыни и раб) о возникновении и источниках рабства.
В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.
Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?
1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.
2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.
Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.
1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.
- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме?
Источники рабства в Древнем Риме
пленники дети рабов
пиратство продажа детей в рабство
Для того, чтобы выяснить, как использовался труд рабов в Риме и в каком положении находились рабы в Риме, я предлагаю вам поработать в группах с целью создания ролевого мини-проекта «Один день из жизни римского раба».
Опираясь на материалы учебника (параграфа 47, п.п.2,3,4,) и данных карточек, инсценируйте эпизод из жизни рабов:
- в имении землевладельца (1 группа)
Вопрос: - Почему владельцы имений приобретали себе рабов разной национальности, говорящих на разных языках?
- в доме богатого рабовладельца (2 группа);
- в гладиаторской школе (3 группа).
Затем уч-ся презентуют результаты своей работы в группах (защищают проект). На экране демонстрируются иллюстрации из жизни рабов.
Демонстрируется эпизод из к/ф «Гладиатор».
Вопрос: - Кого мы видим на трибунах Колизея? (там не только мужчины, но и женщины, и дети). Как они ведут себя, нравится ли им то, что происходит на арене? Как они реагируют на гладиаторский бой? (они с интересом наблюдают за происходящим, их не пугает кровь, смерть). Тысячи рабов умирали на аренах амфитеатров. А какими были любимые занятия древних греков? (посещение театра, Олимпийских игр)
О чём это свидетельствует? (о жестокости римского общества). А как вы относитесь к рабству?
Итак, ещё одной особенностью римского рабовладения было его ужасающая жестокость и безнравственность.
Вопрос: - Скажите, а в современном обществе существует рабство? (к сожалению, да, но оно не носит массовый характер и запрещено законом).
Как называется Основной закон нашего государства? (Конституция РФ). Учитель показывает Конституцию, говорит, когда она была принята. Давайте обратимся к тексту Конституции нашего государства. Демонстрируется презентация к уроку, и зачитываются статьи Конституции, защищающие наши права на жизнь, свободу, свободный труд и т.д.
Таким образом, в нашей стране законом защищены наши права и зарождение и распространение рабства невозможно.
V. Закрепление пройденного на уроке.Возвращение к проблеме урока и его анализ.
VI. Рефлексия.
Сегодня на уроке я
- узнал(а)…
- выяснил(а)…
- понял(а)…
- выставление оценок.