Классный час «Подросток и религи«озные секты»
Тема: Подросток и религиозные секты.
Цели:
- познакомить учащихся с понятием «секта», рассказать о различных видах религиозных сект, с присущими им признаками; дать советы, как уберечься от вступления в секту;
-помочь в разрешении возникающих проблем молодежи;
-воспитывать любовь к окружающим людям и миру.
Оборудование: презентация «Все о сектах», иллюстрации, презентация «Габриель Гарсия Маркес. 13 фраз о жизни» , песня с показом видеослайдов «Как прекрасен этот мир», видеоролик «Осторожно, секты!», видеоролик «Опрос по возможным мерам борьбы с религиозными сектами».
Эпиграф:
В царстве бытия нет блага выше жизни,-
Как проведешь ее, так и пройдет она. Омар Хайям.
Ход классного часа.
Слово учителя.
Я приветствую всех и объявляю начало нашего классного часа. Сегодня мы попробуем затронуть одну из проблем, которая волнует в равной степени и Вас, молодежь, и старшее поколение и не только в нашей стране, Казахстане, но, пожалуй, во всем мире. О предназначении человека в мире написано и сказано много: и писателями, и философами, и учеными. Кто только не затрагивал эту тему!?
Чтение стихотворения.
Человек, как звезда рождается
Средь неясной,
Туманной млечности,
В бесконечности начинается
И кончается в бесконечности...
Поколеньями созидается
Век за веком
Земля нетленная.
Человек, как звезда, рождается,
Чтоб светлее стала Вселенная.
Учитель: Мне понравилось это, на мой взгляд, очень красивое определение предназначения человека в мире, которое дал поэт Дмитрий Голубков. Но, для того, чтобы от тебя стало светлее во вселенной, нужно научиться жить так, чтобы стало теплее от тебя хотя бы одному, рядом стоящему человеку.
В рамках сегодняшнего урока я предлагаю обсудить лишь одну проблему: «Молодежь и религиозные секты». И если вы извлечете что-то полезное для себя из нашей беседы, то значит, не зря мы затеяли этот разговор.
Чтение стихотворения Юрия Ходарченко «Я обречен на поиск божества...»
Я обречен на поиск божества,
Среди названий выстраданных страхом.
Чьи: Иисуса, Будды ли, Аллаха -
На древе – плод, а на земле трава?
Кем свет направлен? Грозовым дождем,
Чья воля отмывает мир от скверны?
Кто видел Ад, кто слышал запах серы?
Кто путь топтал, которым мы идем?
Стекают реки в океан Ничто:
Уносит Летой память, Стиксом – души.
Лишь глаз циклопа обозреет лучший
Мир, что родится. А пока – потоп
Сообщения учащихся:
Мировые религии разделяются на конфессии, или вероисповедания, внутри которых идет постоянный процесс создания многочисленных сект, как правило, возглавляемых харизматическим лидером. Но в XX веке в сектах началось систематическое использование современных психологических наработок, направленных на подавление воли человека и контролирование его мыслей, чувств и поведения.
Понятие «секта»-это не новое понятие, оно существует и в науке и в религии с самого ее зарождения. Более того и ислам, и христианство, и буддизм первоначально возникли как секты, и только потом они, как бы получив более широкое распространение, поднялись до статуса мировых религий. С одной стороны, секта означает, что это обособившаяся группа, имеющая свой культ и свое учение. Под религиозной сектой (от лат. слова secta, которая означает школа, путь, учение) понимается оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным течениям, как правило, по отношению к традиционным мировым религиям.
Активную деструктивную деятельность в Казахстане ведут представители ряда оккультно-мистических вероучений. Всего насчитывается 1870 таких религиозных организаций, самыми многочисленными из которых являются "Саентология", "Новая жизнь" и другие.
Общее число их приверженцев зашкаливает за отметку 40 тысяч человек.
За последний год к уголовной и административной ответственности привлечено 50 руководителей и активных членов нетрадиционных религиозных объединений и оккультно-мистических сект, а за незаконное миссионерство за пределы Казахстана выдворено 13 иностранных граждан.
Учитель: Вы можете возразить на это вопросом: А как же толерантность, о которой так часто говорят последнее время и по телевизору, и в средствах массовой информации? Где же терпимость к иному [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], поведению и [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]? Да, толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности, но не в коей мере не подразумевает уступки, снисхождения или потворства. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.
Чтение стихотворения:
В стране религий много, не робей!
Здесь кришнаит, буддист, католик,
Вот мусульманин, хочешь? - иудей,
На вкус любой, лишь выбирай какую!
И издавна средь них ведется спор,
Кто всех верней, кто истинней. кто прав.
До драки доходили, до ножей,
Да что там до ножей, - до истребленья
И вырезали целые селенья,
Имея имя Бога на устах....
Один кричит: "Над нами Божий Сын!",
Ему в ответ: "Аллах всех круче!",
А рядом ухмыляется раввин,
Уж он то знает истину получше.
Одни укрыли женщину до пят,
А сами обрастают бородою,
Кто носит крест, кто режет плоть,
А кто-то череп гладко бреет.
Как все это наивно и смешно,
А если гибнет кто, то и трагично.
Ведь Бог всем жизнь дает равнО,
Не глядя на наряды и отличья.
Поймите! Бог - не ритуал,
Не словоблудье, песнопенья,
Бог - состояние Любви!
ЛЮБВИ ко ВСЕМ, БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ!
Учитель. Секта создание человеческое, и учение сектантское плод ума человеческого. Человек может заблуждаться, однако, добросовестное заблуждение это результат какой-то духовной и умственной работы по поиску и сравнению разных точек зрения. Вместе с тем опыт показывает, что в сектах практически нет таких людей, которые бы попали туда вследствие поисков, размышлений, сравнения. Как правило, большинство сектантов не знакомы с традиционными религиозными вероучениями. Человек ищет духовности, а находит суррогат, при помощи которого его заманивают в полукриминальное сообщество.
Рассказ учащихся о религиозных сектах. Различают следующие виды сект:
Тоталитарные секты псевдохристианской ориентации. Они ссылаются на Библию как на основной источник своего вероучения, произвольно подбирая и извращая смысл вырванных из контекста цитат для доказательства нужных положений.
Секты, претендующие на обладание "новым откровением" мормоны (или "Церковь Иисуса Христа святых последних дней"), "свидетели Иеговы", Белое братство, "Богородичный центр", движение Муна (Церковь Объединения с ее фронтовыми организациями), "Аум Синрике", "Церковь последнего завета" лжехриста Виссариона, бахаизм.
Оккультистские секты, ставящие своей задачей развитие в человека паранормальных и экстрасенсорных способностей. К ним можно отнести некоторые восточные культы, например, кришнаизм, йогические практики, в том числе ориентированные на трансцендентальную медитацию, и др.
Сатанинские культы, носящие изуверский характер и завлекающие в основном молодежь. В такие группы молодых людей толкают юношеский нигилизм, отрицание авторитета родителей, общества, Бога, жажда безнаказанности. Вербовка в них осуществляется на различных молодежных сборища.
Чтение стихотворения «Зеркала небес»
На бархате небесных покрывал,
Разбросив жемчуг наших судеб,
Глядит из тысячи зеркал
Тот, Кто нас милует и судит.
Но часто вглядываясь в даль,
На звёзд великое скопленье,
Я вижу, сквозь веков вуаль,
Свой взгляд в зеркальном отраженье
Сообщения учащихся. Для секты обычно присущи определенные признаки .
Религиозный маркетинг. Секта всегда занята распространением своего учения и вербовкой новых членов особыми средствами. Она буквально навязывает свое вероучение.
Психологическое давление. Секты всегда ориентированы на постоянную вербовку новых членов. Новичок окружается особым вниманием, его сознание должно быть активно перестроено. У сектантов Муна это называется "бомбардировка любовью": у вербуемого создается ощущение, что именно его ждали в секте, каждое его замечание с восторгом оценивается как весьма остроумное и глубокое, его не отпускают ни на минуту, чтобы не оставить его наедине с его мыслями и переживаниями (эта методика называется "сэндвич" два сектанта должны буквально "забутербродить" вербуемого с двух сторон и не отпускать от себя никогда[62].
В секту легко попасть, но трудно выйти из нее, так как, во-первых, всегда имеется компрометирующий человека материал, собираемый при поступлении в секту на особых процедурах "исповеди" или анкетирования. Во-вторых, вступивший в секту должен совершить поступок, ставящий его вне традиционных общественных и нравственных связей: отречься от родителей, от веры своих отцов, признать, порой письменно, всю свою предшествующую жизнь ошибкой. В-третьих, желающий покинуть секту подвергается давлению и преследованию бывших своих "собратьев", угрозам и шантажу.
Двойное учение. Вербовщики не сообщают тем, кого пытаются привлечь в секту, всей правды об истории секты, ее основателе и ее подлинном вероучении потому, что в сектах имеется двойное учение одно для рекламы своей секты, для придания ей "человеческого лица", а другое для внутреннего пользования.
Строгая иерархия и подчинение. Организация секты строго иерархична. Иерархическое устройство позволяет держать под строгим контролем и направлять действия членов секты на всех ее ступенях и не допускать критического отношения ни к учению секты, ни к ее лидерам.
Непогрешимость секты и ее основателя. Учение секты всегда претендует на то, что это высшая истина, причем истина "более свежая", чем истины всех прочих, особенно же традиционных религий. Основатели сект люди, наделяемые своими последователями божественными качествами, многие прямо провозглашают себя "христами".
Программирование сознания. Членами сект становятся прежде всего люди с неустойчивой психикой, не имеющие ясных нравственных критериев, духовных и культурных знаний. Такие люди легко внушаемы, т. е. готовы отказаться от своей свободы и принять установки своих учителей.
Духовный элитаризм. Членам секты всегда внушается мысль о том, что они единственно спасенные люди, что все другие окружающие индивиды "второго сорта", обреченные на погибель только потому, что не разделяют учения секты.
Контроль жизнедеятельности. Конечная цель сектантской организации контроль над многими, а в идеале над всеми сферами жизни человека. В некоторых движениях для достижения контроля над последователями учения прибегают к помощи психотропных средств и гипноза. В конечном счете сектанты приносят в жертву секте свое время, здоровье, имущество, а иногда и свою жизнь.
Политические цели. Многие секты, такие как Церковь Объединения Муна, "Свидетели Иеговы", сайентология Хаббарда и другие, представляют собой крупные промышленные и финансовые "империи", стремящиеся получить власть над всем миром. Кореец Мун, основатель секты Церковь Объединения, прямо говорит о том, что его должны принять все правительства мира как своего господина .
Чтение стихотворения Наума Коржавина.
Надоели потери.
Рознь религий - пуста,
В Магомета я верю
И в Исуса Христа.
Больше спорить не буду
И не спорю давно,
Моисея и Будду
Принимая равно.
Все, что теплится жизнью,
Не застыло навек...
Гордый дух атеизма
Чту - коль в нем человек.
Точных знаний и меры
В наши нет времена.
Чту любую я Веру,
Если Совесть она.
Только чтить не годится
И в кровавой борьбе
Ни костров инквизиций,
Ни ночей МГБ.
И ни хитрой дороги,
Пусть для блага она,-
Там под именем Бога
Правит Суд сатана.
Человек не бумага -
Стёр, и дело с концом.
Даже лгущий для блага -
Станет просто лжецом.
Бог для сердца отрада,
Человечья в нем стать.
Только дьяволов надо
От богов отличать.
Могший верить и биться,
Той науке никак
Человек обучиться
Не сумел за века.
Это в книгах и в хлебе
И в обычной судьбе.
Черт не в пекле, не в небе -
Рядом с Богом в тебе.
Верю в Бога любого
И в любую мечту.
В каждом - чту его Бога,
В каждом - черта не чту.
Вся планета больная...
Может, это - навек?
Ничего я не знаю.
Знаю: Я человек.
Слово учителя. Хочется привести Вам высказывание знаменитого английского писателя ХХ века Сомерсета Моэма «Терпимость – другое название для безразличия» . Наверно, поэтому вопрос религиозных сект и борьбы с ними актуален не только для Казахстана. Совет Европы 22 июня 1999 года заявил о необходимости в каждой стране создать государственные организации, которые будут оказывать помощь жертвам деструктивных сект и членам их семей. Такое решение было принято на Ассамблее Совета Европы единогласно. Помимо этого, депутаты заявили о необходимости информированности народа о деятельности различных религиозных, эзотерических и спиритистских групп, что должно защищать людей от непрошенного вторжения в их жизнь, недобросовестного манипулирования ими и промывания им мозгов.
Вопрос ученикам: А какие меры можете предложить Вы? По мере заполнения учащиеся приклеивают свои заполненные листики к доске.
Сообщение учащихся. Рекомендации:
1. Всегда просите представиться своего собеседника, так вы защитите свою свободу выбора.
2. Имейте в виду, что религиозная миссия часто прикрывается сугубо светскими наименованиями. Если вас приглашают на бесплатные курсы английского языка, то почти наверняка окажется, что это очередная протестантская секта. Другое любимое их прикрытие – «экологические форумы», «школы общения».
3. Помните, что выказываемое вам радушие таким проповедником не является искренним (для него вы – добыча).
4. При разговоре с проповедником старайтесь выяснить не только то, что есть общего у его веры с другими религиозными течениями, но и какие имеются отличия. Помните французскую пословицу «Дьявол прячется в мелочах».
5. Если аргументы собеседника показались вам убедительными, для сопоставления поинтересуйтесь аргументами стороны, обвиненной вашим новым знакомым.
6. Не составляйте своего представления о том или ином религиозном направлении только на основании анекдотов о недостатках её служителей.
7. Когда вам будут говорить, что их лидер, которого они обычно называют своим учителем, нашел путь к объединению всех религий, обратите внимание на то странное обстоятельство, что всякая проповедь объединения провоцирует прежде всего очередное размежевание.
Чтение стихотворения Джона Ричардса «Саморожденная вера»
Будем плотью голодны
Да духом сыты,
Будем слухом бедны
Да сердцем востры.
Не во всяком найдем утешения,
Но во всем увидим себя.
Нельзя веру насадить принуждением,
Нельзя верою обречь насильственно,
Но любовью и милосердием,
Но состраданием и добродетелью
Пусть жительствует она в сердцах людских
По велению добровольности усердной.
Храм солнца твоего
Облеки золотом сердца,
Принимай все сиянием безропотности его
Во имя любви огненной,
Во имя веры истинной,
Во имя надежды примиряющей.
Учитель: А сейчас вашему вниманию предлагается просмотр презентации «Маркес. О сущности любви» Габриэ
·ль Гарси
·а Ма
·ркес знаменитый колумбийский писатель-прозаик, журналист, издатель и политический деятель; лауреат Нобелевской премии по литературе 1982 года. ( «Габриель Гарсия Маркес. 13 фраз о жизни».). Я надеюсь, она вызовет у вас положительные эмоции.
Заключительное слова учителя: И запомните одну притчу.
Ночь. Двое идут по дороге. В одном и том же направлении. Один смотрит на грязь под ногами. Другой видит звезды. Я желаю вам видеть лишь звезды по дороге к самим себе.
Чтение стихотворения:
«О как прекрасно этот мир устроен! –
Щебечет добрый гений, дух небес. –
Чиста речная гладь, роскошен лес,
И ход времён торжественен и строен».
Но человек ведь надвое раскроен:
Проходит час – и некий мрачный бес,
Что незаметно в голову пролез,
Шипит, что мир презрения достоин.
Чему поверишь ты, душа-подружка?
В какой отправишься из двух миров?
Земная жизнь петляет, как речушка,
То сякнет, то бежит из берегов.
Жизнь-радость, жизнь-тоска, жизнь-безделушка
Решай – челнок к отплытию готов!
Песня «Как прекрасен этот мир» с показом слайдов.
15