Рабочая программа Одарённый ребёнок
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Чикчинская средняя общеобразовательная школа им. Х.Х.Якина ПРОГРАММА«ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ»
2016- 2017 г
Пояснительная записка
Скачок в развитии новых технологий влечет возрастание потребностей общества в людях, обладающих нестандартным мышлением.
Создание в сельской школе условий для выявления, развития и поддержки одаренных детей и обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения признана школьная программа "Одаренные дети", которая работает в рамках целевой программы "Одаренные дети". Это программа поддержки и развития способных, талантливых детей.
Школа использует образовательный потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность.
Данная программа направлена на формирование у детей: активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, формированию коммуникативных умений и навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности, физической культуры, навыков здорового образа жизни.
Концепция программы построена с учетом особенностей отечественной системы образования и, сохраняя традиции отечественной педагогики, позволяет сделать образовательную деятельность более гибкой, более ориентированной на индивидуальные, личностные особенности воспитанников.
Проблема раннего выявления и обучения талантливой молодежи - самая важная в сфере образования. От её решения зависит интеллектуальный и экономический потенциал города, области и государства в целом.
Программа «Одаренные дети» реализуемая в общеобразовательном учреждении, ставит своей целью создание необходимых условий для развития интеллектуальных, творческих и физических способностей детей и подростков.
Под одаренностью понимается системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Программа «Одаренные дети» объединяет блоки основного и дополнительного образования через психолого-педагогический блок для создания гарантированных возможностей с целью развития способностей одаренных детей.
Нормативно-правовая база программы:
Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
Закон Российской Федерации “Об образовании”;
Концепция модернизации российского образования на период до 2015 г., утвержденная распоряжением правительства РФ №1756-р от 29 декабря 2001 г.;
Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
Обращение к проблеме целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью обусловлено многими кардинальными переменами, происходящими в социально-экономическом развитии на уровне государства и регионов России. Они характеризуются интеграционными процессами, требующими формирования людей, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнедеятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохранения и преумножения интеллектуального потенциала страны. Именно одаренные дети дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллектуального человеческого ресурса. Именно они национальное достояние, которое надо беречь и которому надо помогать. Поэтому важной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.
Самым благоприятным периодом для развития способностей является школьный возраст. Для ребенка этого возраста характерна усиленная познавательная активность, повышенная впечатлительность, потребность в умственной нагрузке. У него развита интуиция, яркость, конкретность представляемых образов и легкость манипулирования ими. Огромный потенциал, заложенный природой, при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность достигать больших высот в развитии. Исходя из этого, для развития творческих способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия педагога-психолога, воспитателей, узких специалистов, родителей.
Проблема: одаренный ребенок не может самостоятельно достичь максимальных результатов. Необходимо создать условия для его сопровождения и поддержки.
Цель программы: Создание условий для построения воспитательно-образовательного процесса, направленного на продуктивное психическое, интеллектуальное, и творческое развитие одаренных детей, на реализацию и совершенствование их способностей.
Задачи:
Создать постоянно действующую систему выявления и развития предпосылок одаренности у детей старшего дошкольного возраста.
Составить план работы учреждения по сопровождению детей, имеющих ярко выраженные способности.
Собрать кейс диагностических методик для выявления способностей и одаренности у детей.
Составить индивидуальные планы, программы развития для детей с предпосылками одаренности.
Скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
Разработать перечень мероприятий для решения в семьях одаренных детей.
Направить развитие детей в соответствии с типом одаренности через кружковую сеть.
Активизировать участие детей в конкурсах и фестивалях разного уровня.
Создать единый банк данных по выявлению и развитию одаренных воспитанников.
Механизм реализации программы
Формы выявления одаренных детей:
наблюдение;
общение с родителями;
работа психолога: тестирование, анкетирование, беседа;
олимпиады, конкурсы, научно-практические конференции.
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг (курсы по выбору, кружки), помощи, наставничества.
Требования к педагогам.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Формы работы с одаренными детьми:
работа по индивидуальным планам;
участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
интеллектуальный марафон;
объединения ДО по интересам;
курсы по выбору учащихся
проектная и исследовательская деятельность
проблемное обучение.
Организация работы:
I этап – аналитический – выявление одаренных детей через их успехи в какой-либо деятельности: учебной и внеурочной.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную. На этом этапе работы наиболее целесообразны такие формы работы, как научно-практические работы, проектные задания, творческие зачеты, олимпиады и т.д.
III этап – формирование, углубление и развитие способностей учащихся через применение технологий проблемного и проектного обучения, решение интегральных заданий, участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Программа школы по выявлению и сопровождению одаренных детей из числа обучающихся будет реализовываться в течении 2016-2017 учебного года и охватывает следующие направления деятельности:
формирование локальной нормативной базы ОУ;
выявление одаренных детей;
поддержка и сопровождение одаренных детей;
организация работы с родительской общественностью;
повышение профессиональной компетенции педагогических кадров по работе с одаренными детьми;
информационно-методическое сопровождение работы с одаренными детьми;
мониторинг состояния работы с одаренными детьми в ОУ.
Мероприятия программы.
№ Мероприятие
Сроки Ответственные
1 Формирование локальной нормативной базы ОУ
1.1. Создание плана по работе с одаренными детьми Ежегодно
(август - сентябрь) 1.2. Разработка программ (план-графиков) подготовки к Всероссийской предметной олимпиаде Ежегодно (август-сентябрь) Заместитель директора по УВР
1.3. Пересмотр и корректировка должностных инструкций лиц ответственных за осуществление работы с одаренными детьми Сентябрь
2016 г Директор ОУ
2. Выявление одаренных детей
2.1 Формирование системы диагностики и психолого-педагогического сопровождения одаренных детей на уровне ОУ 2016 год
(ноябрь - декабрь) Заместители директоров по УР, по ВР, ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ
2.2. Мониторинг результативности участия обучающихся в мероприятиях различного уровня (ежеквартальный) Ежегодно
(сентябрь - май) Заместители директоров по УР, по ВР, ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ
2.3. Ведение базы данных по одаренным детям. Своевременное ее обновление. ежегодно Ответственный за работу с одаренными детьми в ОУ
3 Поддержка и сопровождение одаренных детей
3.1. Утверждение и реализация ежегодного комплексного календаря массовых мероприятий со школьниками, имеющих муниципальный и областной уровень организации. Ежегодно (сентябрь-октябрь) Заместители директоров по ВР, ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ
3.2. Обеспечение индивидуального сопровождения учащихся относящихся к категории «одаренный»(Создание ИОМ) Ежегодно
(сентябрь ) Ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ
3.3. Организация тематических общешкольных предметных недель по:
- русскому языку и литературе;
- математике;
- истории и обществознанию;
- физике;
- информатике;
- химии и биологии;
- иностранному языку;
-ИЗО и музыки;
- ОБЖ ;
- технологий, профессиональной подготовки. Ежегодно
(сентябрь – май) Заместители директоров по УР и ВР
3.4. Обеспечение участия обучающихся в школьном, районном и областных этапах Всероссийской предметной олимпиады школьников. Ежегодно по отдельному графику Заместители директоров по УР и ВР
3.5. Участие в конкурсах, фестивалях, соревнованиях и других мероприятий среди одаренных детей в системе дополнительного образования В течение периода ДДТ, ДЮСШ
3.6. Участие в традиционных муниципальных мероприятиях, направленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала ребенка. Ежегодно, согласно плана работы РУО
Директор ОУ
3.7. Системное взаимодействие с профессиональными учебными заведениями, ВУЗами Ежегодно Заместители директоров по УР, по ВР, ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ
3.9. Обучение в дистанционных школах. Ежегодно Заместители директоров по УР, по ВР, ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ
3.10 Организация проектной и научно-исследовательской деятельности. В течение года Рук. ШМО, учителя-предметники
3.11 Индивидуальные консультации по оформлению и методике защиты исследовательских работ, проектов. По мере необходимости Учителя- предметники
3.12 Работа кружков, курсов по выбору. В течение года Учителя-предметники.
3.13 Создание в кабинетах материалов повышенного уровня сложности. В течение года Учителя-предметники
3.14 Оформление портфолио. В течение года Кл.руководители,
рук. ШМО.
4. Организация работы с родительской общественностью
4.1. Выстраивание системы взаимодействия с семьей одаренного ребенка 2016-2017г.г. Заместители директоров по УР, по ВР, ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ
4.2. Проведение общешкольных родительских собраний по темам:
- «Детская одарённость: что я знаю о своём ребёнке?» (начальная школа);
- «Детская одарённость: цели и пути развития способностей ребёнка» (5-7 классы);
- «Способности и интересы ребёнка: выбор направления углубленной подготовки» (8-9 классы);
-«Профессиональное самоопределение и социальная успешность подростка» (10-11 классы) Ежегодно (октябрь- декабрь) Заместители директоров по УР, по ВР, ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ
4.3. Общешкольные родительские собрания по вопросам сопровождения и итогам работы с одаренными детьми Ежегодно
(ноябрь - декабрь) Директор ОУ
5. Повышение профессиональной компетенции педагогических
кадров по работе с одаренными детьми
5.2. Участие в профессиональных конкурсах по сопровождению одаренных детей. Октябрь Координатор по РО
5.3. Педагогические советы и круглые столы по проблемам:
- «Актуализация и формирование системы работы с одарёнными детьми»;
- «Внедрение инновационных педагогических технологий развития детской одарённости»;
- «Эффективные способы оценки и презентации результатов работы с одаренными детьми» и т.д. Заместители директоров по УР, по ВР, ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ
6. Мониторинг состояния работы с одаренными детьми в ОУ
7.1. Формирование системы мониторинга достижений учащихся 2016г.
(ноябрь - февраль) Заместители директоров по УР, по ВР, ответственные за работу с одаренными детьми в ОУ
7.2. Анализ результатов реализации программы ОУ по работе с одаренными детьми Ежегодно
(май-июнь) Директор ОУ
Основная деятельностьмесяцв ОУ вне ОУ
Сентябрь1.Организационное собрание (содержание, виды научно- исследовательской деятельности в школе, знакомство с планом работы на учебный год);
2.Организацияработыв предметных секциях (ШМО);
3.Презентациядеятельностина предстоящий учебный год. Координация реализации проекта «Агропоколение»: организация образовательного процесса. Участие обучающихся в олимпиадах, выставках, экскурсиях, конкурсах (в течение года)
ОктябрьОрганизация ШМО работы с учащимися:
а) Всероссийская олимпиада школьников (школьный этап);
б) предметная неделя (ШМО учителей химии, биологии, географии);
в) областная олимпиада для детей с ОВЗ (школьный этап)
1. Областная олимпиада для детей с ОВЗ ( муниципальный этап);
2. Областной научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее 2016»
Ноябрь1. Организация и проведение экскурсий в ТОНБ им. Менделеева;
2.Работа над индивидуальными проектами (оформление макета работы – ШМО) 1.Конкурс«Русскиймедвежонок»,
«КИТ»,«Познаниеитворчество»,
«Информашка»;
2. Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап)
Декабрь1.Предметная неделя (ШМО учителей физики, математики, информатики);
2. Работа над индивидуальными проектами(консультации учителей – предметников);
3. Обучение различным жанрам публичного выступления через участие членов НОУ в школьных мероприятиях
Всероссийская олимпиада школьников (муниципальный этап).
Январь1.Отбор ШМО работ учащихся для участия в НПК;
2.Предметнаянеделя(ШМО учителей иностранного языка) Февраль1. Работа над индивидуальными проектами(корректировка содержания работы – ШМО);
2. Предметная неделя (ШМО учителей истории);
3. Олимпиада учащихся 4-х классов. Районная литературная игра для старшеклассников (заочный этап, очный этап).
Март1. Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее - 2017»;
2. Предметная неделя (ШМО учителей русского языка и литературы);
3.Анализ участия учащихся в предметных неделях Районная олимпиада учащихся 4-х классов.
Апрель1.Подготовка к научному форуму молодых исследователей «Шаг в будущее (редактирование, рецензирование работуч-ся, рефлексия деятельности участников НОУ);
2. Олимпиада учащихся основной школы (5–8 классы) Муниципальный научный форум молодых исследователей «Шаг в будущее – 2017».
Май 1. Награждение победителей и выпуск школьной газеты
«НОУшонок»;
2.Заседание в формате «Круглого стола» Районная предметная олимпиада учащихся основной школы (5–8 классы).
Показатели эффективности реализации
Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.
Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
Повышение уровня владения детьми обще предметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.