Программа индивидуального развития Одарённый ребёнок
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ГОРОДА КРАСНОАРМЕЙСКА
И КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
________«ДЕТСКИЙ САД №10 ГОРОДА КРАСНОАРМЕЙСКА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»______
412800, Саратовская область город Красноармейск, ул.Интернациональная д.20, тел.(884550)2-15-35, detskiisad10mbdou@yandex.ruУТВЕРЖДЕНО:
приказом заведующего
МБДОУ «Детский сад №10
города Красноармейска
Саратовской области»
от __ ________ № __
__________Л.Ф.СалаховаПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Воспитанника второй младшей группы "Капельки"
МБДОУ "Детский сад 10 города Красноармейска Саратовской области"
Шатаева Даниила
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Составила: воспитатель
Сидорова Тамара Анатольевна
г. Красноармейск 2016 г.
Индивидуальный план развития воспитанника является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию дошкольников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения.
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность.
содействовать индивидуализации воспитания и образования дошкольников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и педагогической диагностики. При планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с родителями и развивающая работа.
Пояснительная записка.
Во второй младшей группе 16 детей: 12 мальчиков и 4 девочки. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.
У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе.
Шатаев Даниил – очень активен на НОД и всегда чем-либо занят, посещает кружок в ДОУ. Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации. Задача воспитателя - выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность - есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность - это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.
Цель: создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
Развитие быстроты реакции.
Развитие коммуникативных навыков.
Привитие навыков этикета.
Развитие творческих способностей.
Воспитание трудолюбия.
Содействие формированию уверенности в себе.
Развитие способностей к НОД.
Привитие навыков к физическим упражнениям.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2016 – 2017 учебный год.
Место реализации программы: МБДОУ "Детский сад 10 города Красноармейска Саратовской области"
Участники программы:
Воспитанники второй младшей группы МБДОУ "Детский сад 10 города Красноармейска Саратовской области"
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Родители
Ресурсы.
материальные: папки, файлы, бумага А 4, диски;
кадровые: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре;
методические: книги, журналы, газеты, интернет - ресурсы.
Основные этапы реализации программы.
I этап: Информационно – аналитический.
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:
наблюдение
анкетирование (самого подростка, его родителей)
собеседование
изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.)
Результаты наблюдения и анкетирования.
Даниил спокойный ребенок. В области межличностных отношений проявляет сдержанность.
По состоянию здоровья относится к основной группе, противопоказаний для участия в спортивных мероприятиях нет. Редко болеет простудными заболеваниями. НОД физкультуры посещает.
Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в своем доме.
«Характеристика воспитанника»
1. Дата рождения: 23.04.2013 г.
2.Место жительства: Саратовская область, г. Красноармейск, у. Б. Хмельницкого 154/9.
3. Родители: Богдан Геннадьевич (отец), Инна Сергеевна(мать)
4. Состояние здоровья: основная группа.
5. Дополнительное образование: посещает студию «Аэробика для малышей».
6. Итоги начальной диагностики: отличные.
7. Особенности личности: жизнерадостный, трудолюбивый, всегда начатое дело доводит до конца, мотивация к обучению выражена достаточно.
II этап: Диагностический.
Цель – углубленное педагогическое изучение дошкольника, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
Провести диагностирование индивидуально – педагогических способностей.
Приоритетные направления:
уровень логического и пространственного мышления;
уровень математического мышления
уровень зрительной и слухоречевой памяти;
уровень словарного запаса.
По результатам работы составляется карта развития ребенка.
Карта индивидуального развития ребенка
Здоровье: хорошее-5 баллов
Обучение: отличное-5 баллов
Активность: активная -4 балла
Отношение к НОД: охотное-5 баллов
Логическое и пространственное мышление: высокое-5 баллов
Зрительная и слухоречевая память: хорошая-4 балла
Словарный запас: достаточный -5 баллов
Характер эмоциональных отношений в семье: отношения ровные -4 балла
Анализ результатов диагностики
Качества Уровень сформированности на начало учебного года
Любознательность Сформирована
Организованность в обучении Задание выполняет внимательно и аккуратно
Саморазвитие Участвует в конкурсах и кружках
Трудолюбие Старается
Самостоятельность
в труде С удовольствием выполняет поручения, старается быть самостоятельным
Уважительное отношение к старшим Уважает старших
Дружелюбное отношение к сверстникам Отзывчив к друзьям
Соблюдение правил культуры Правила поведения соблюдает
Выводы: Отношение к обучению положительное, степень сформированности достаточна.
Пытается самостоятельно выделять главное, делать обобщения и выводы. Стремится преодолевать трудности. На НОД активен, всегда правильно отвечает на заданные вопросы. С удовольствием участвует в различных мероприятиях.
Быстро запоминает материал. Работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.
Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. Положительно реагирует на похвалу и порицание.
У ребёнка выявлены признаки интеллектуальной одаренности.
III этап: Коррекционно-развивающий.
Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.
Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе этапов наблюдений, диагностических процедур и педагогических выводов.
На основе диагностических данных ребенком определяются те мероприятия и занятия, которые способствуют достижению поставленных ранее целей собственного развития на предстоящий период времени.
Включение подростка в мероприятия происходит также самостоятельно, согласно интересам и желанию. Но где-то все же допускается ненавязчивое вмешательство воспитателя и родителей.
Воспитанник, самостоятельно ставя перед собой цели, становятся объектом деятельности, посредством которой осуществляется его самореализация.
Учитывая диагностические данные и целевые установки самого ребенка, воспитатель составляет индивидуальную программу развития ребенка.
Индивидуальная программа развития ребенка.
Проводить дополнительное занятие по образовательной области Познание.
Максимально использовать золотой ключик – интерес. Научиться соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем.
Расширять мотивацию к большим успехам. Активно и результативно участвовать в конкурсах.
Осторожно направлять процесс развития способностей. Оказывать помощь, поддержку в достижении цели, настраивать на успех. Важна поддержка родителей!
Проводить совместные прогулки, совместные наблюдения и сопереживания и т.д., желательно с родителями.
Фиксировать результаты своей успешной деятельности в личных «Портфолио», куда помещает грамоты, дипломы, сертификаты, результаты деятельности.
Механизм реализации программы.
Разработать с родителями план поддержки, мотиваций деятельности.
Согласовать с воспитателями и специалистами сроки дополнительных занятий.
Провести диагностическую работу для выявления способностей и склонностей.
На основе диагностики создать развивающую программу.
Проводить текущий анализ реализации программы.
Выявлять склонности к определенному виду деятельности, направлять ее различную деятельность.
7.Провести анализ реализации программы, с целью корректировать некоторые направления деятельности.
Планируемый результат.
Повышение результативности образовательного процесса;
повышение самооценки;
активное участие в конкурсах;
Список использованной литературы
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. Спб., 1995
Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. Спб.,
Соловьева З.В. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации
Приложение 1.
Анкета «Самооценка»
Нужно ответить, оценить свои личностные качества.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Аккуратный
Изобретательный
Смелый
Веселый
Честный
Скромный
Общительный
Доброжелательный
Доверчивый
Терпеливый
Наблюдательный
Хорошо запоминающий
Умный
5 групп качеств:
1-4 – деловые качества;
5-8 – эмоциональные качества;
13-16 – поведенческие качества;
17-20 - интеллектуальные качества
Оценка: от 10 до 20 баллов - низкая самооценка;
от 20 до 50 баллов - средняя самооценка;
от 50 до 100 баллов - высокая самооценка.
Приложение №2.
Индивидуально психологическая карта
Фамилия, имя____________________________
Дата рождения___________________________
Группа___________________________________
Здоровье: хорошее-5 баллов
Обучаемость: отличное-5 баллов
Поведение: примерное-5 баллов
Общественная активность: активный участник коллективных дел-4 балла
Отношение к занятиям: охотное-5 баллов
Состав семьи: мать и отец-5 баллов
Количество детей в семье: 2
Степень выраженности аморальных проявлений в семье: ведет здоровый образ жизни
Характер эмоциональных отношений в семье: отношения ровные, но без эмоциональной близости -4 балла
Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к образовательной деятельности: отношение стабильно серьезное -5 баллов.