Программа индивидуального развития ребёнка «Одарённый ребёнок»
ФЕДЕРАЛЬНО ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 162»
Программа индивидуального развития ребёнка
«Одарённый ребёнок»
Программу составила
учитель начальных классов
Яковлева А.С.
г. Хабаровск - 47
2012 – 2016 уч. год
Пояснительная записка.
Для каждого ребенка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Учитель начальных классов воплощает в себе все, что связано с учением, отношениями с окружающими, конкретными предметами, уроками и школьной жизнью в целом. Эта встреча может помочь ребенку стать хорошим учеником, обрести свое собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные и счастливые минуты своей жизни. Но произойдет это только в том случае, если учитель увидит в каждом первокласснике уникальную личность, будет постоянно считаться с этим открытием, чувствуя и принимая близко к сердцу проблемы детей, сопереживая их успехам и неудачам, если он всегда будет искать новые способы теплого общения с ними, веря, что ученики хотят быть его соратниками в обучении и воспитании.
Каждый педагог в своей работе уже встретился или в любой момент может встретиться с явно одаренными детьми – детьми, которые по уровню развития своих способностей выделяются среди своих сверстников или в среде своей социальной группы.
Программа индивидуального развития - помощь ребенку в реализации его возможностей в полной мере.
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Классный руководитель
Класс (ы):
4 класс
Предмет(ы):
Окружающий мир, валеология, физическая культура (здоровый образ жизни)
Краткое описание:
Программа предназначена для выявления одаренного ученика
Цель: Сформировать благоприятные условия обучения и создать психологическую комфортную обстановку в начальной школе для успешного развития индивидуальности ребёнка.
Педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию школьников;
- поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся;
- формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
- содействовать индивидуализации воспитания и образования школьников;
- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и психологической диагностики. При планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с родителями и развивающая работа.
Форма работы:
индивидуальная (беседы, консультации, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи).
Структура программы:
изучение состояния воспитания путем наблюдений;
оценка состояния воспитания;
прогноз развития воспитания;
выработка предложений по развитию позитивных и предупреждению выявленных негативных процессов;
корректирование.
В основе программы лежат принципы:
1) уважения личности ребенка,
2) сотрудничества;
3) сотворчества;
4) содружества;
5) включенности детей в социально – значимые отношения;
6) сочетания общечеловеческих и национально-культурных ценностей.
Прогнозируемые результаты:
- повышение интеллектуального уровня;
- умение использовать и проявлять свои способности;
- проявление самостоятельной творческой активности;
- формирование творческого потенциала личности учащегося и учителя, ориентация на личностно-ориентированное обучение учащегося и рост профессионализма учителя.
Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 2012 – 2016 уч.г., чтобы подготовить ребёнка для перехода в 5 класс.
I этап – диагностический
Цель – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
1. Провести психологическое обследование ребенка для определения его психологического развития
Приоритетные направления:
диагностика познавательной деятельности учащейся;
эмоционально-личностной сферы;
диагностика межличностных отношений;
диагностика психологического здоровья;
2. Занести полученные результаты в базу данных.
По результатам работы составляется
Карта индивидуального психологического развития ребенка
1.Характеристика познавательных процессов.
- Мышление (уровень развития, особенности интеллектуальной деятельности).
- Память (уровень развития процессов запоминания и воспроизведения материала, особенности мнемической деятельности)
- Внимание (уровень развития произвольного внимания, особенности организации и проявления внимания).
2.Сильные стороны познавательной деятельности ребенка.3. Слабые стороны познавательной деятельности ребенка.4. Выводы
II этап – коррекционно-развивающий
Цель данного этапа – разработка и реализация индивидуальной программы.
Индивидуальная программа развития ребёнка составлена на основе Iэтапа наблюдений, диагностических процедур и психолого-педагогических выводов.
Цели, поставленные на учебный год.
Приемы и методы достижения поставленной цели
Рефлексия.
III этап – саморазвитие
Цель данного этапа – научить ребёнка самостоятельно добывать знания.
Задачи:
•развивать активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
•формировать умение учиться - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
•развивать рефлексивную и оценочную деятельность;
•воспитывать ребёнка, способного к сопереживанию;
•формировать культуру межличностных отношений.
1.Общие сведения об ученице.
Михайлова Дарья Эдуардовна родилась 10 июля 2005 года в городе Хабаровске Хабаровского края. Учится в 1 классе ФГКОУ СОШ №162, г. Хабаровск - 47 Михайлова Дарья обучается в данной школе с 1 сентября 2012 года по программе «Школа 2100».
Дарья показывает хорошие знания по всем учебным дисциплинам. Достаточно внимательно слушает объяснение учителя. На уроках может, отвлекается, но при выполнении заданий всегда сосредоточена и внимательна. При заучивании всегда разбирается в структуре и смысле материала. Любой материал, требующий механического заучивания, запоминается ей очень легко. Достаточно быстро понимает материал, при решении задач, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения. Все задания, поручения выполняет без помощи других. Обращается за помощью только в случае действительной необходимости. Всегда заинтересована в получении новых знаний из разных областей науки и культуры. Она выразительно читает стихи и может эмоционально выступать в театрализованных сценках. Всегда содержит свои вещи в идеальном порядке. Всегда опрятна, подтянута - и за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок. Любую работу ученица всегда выполняет охотно, ищет работу сама и старается сделать её хорошо.
2. Общий уровень развития учащегося.
Отличительными чертами Дарьи являются ответственность и отзывчивость, желание оказать помощь окружающим. На просьбы учителя всегда отзывчива, поручения выполняет ответственно. Активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем. Стремится быть в числе первых во многих областях, но особое внимание уделяет достижениям в какой-либо одной области.
Речь Дарьи развита, может быть оригинальной при её неординарном мышлении. Дарья очень много читает художественной и научной литературы.
Дарья обладает хорошей памятью, имеет своё мнение, но не всегда может его высказать и отстоять среди одноклассников. Все порученные дела выполняет обдуманно и тщательно. Даша занимает активную жизненную позицию, если этого требует обстановка в классе.
По характеру Дарья добрая, внимательная, дружелюбная и очень общительная девочка. У своих одноклассников пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: её уважают, доверяют ответственные дела, так как она может их выслушать. За период обучения имеет очень много друзей среди одноклассников. Всегда эмоционально живо реагирует на любые жизненные явления, её может глубоко, до слез, взволновать рассказ или стихотворение. В большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику, прислушивается к добрым советам взрослых. Эмоционально уравновешена.
Дарья воспитывается в приёмной семье. Она всегда и во всём старается помогать маме. Атмосфера в семье дружелюбная, теплая. Отношения между членами семьи доверительные, близкие. Всегда правдива по отношению к своим родителям, учителям, товарищам. Говорит правду и тогда, когда ей это невыгодно. Активно борется с тем, что считает несправедливым.
Физически Дарья очень хорошо развита, увлекается спортом, посещает секцию волейбола, секцию лыжного катания, танцевальный кружок. Вредных привычек не имеет.
3. Основные черты личности учащегося.
Диагностика показывает, что общественное сознание девочки высокое. Мотивами учебной и общественной работ являются:
задания интересуют её как игра;
успешность выполнения заданий;
желание выявить свои способности и самоутвердиться;
желание стать знаменитой, известной.
Хотя занимает лидирующее положение в классе, держится всегда скромно. В её действиях чувствуется целеустремленность, инициативность, самостоятельность, уверенность в себе, спокойствие, уравновешенность. Поставленной цели добивается настойчиво, упорно. В определенной мере развита самокритичность. Самооценка высокая. Как классный руководитель, я вполне согласна с её самооценкой.
Приложение
Личная карта одаренного учащегося
Ф.И.О.______________________________________________________________
Возраст____________Дата рождения_____________________________________
Класс_____________Годы обучения в данной школе_______________________
Состав семьи _______________________________________________________
Жилищно-бытовые условия___________________________________________
Наличие условий для занятий ребенка___________________________________
Образование родителей и других членов семьи____________________________
Культурный уровень семьи_____________________________________________
Воспитательный потенциал_____________________________________________
Кто из членов семьи имеет наибольшее влияние на ребенка______________________________________________________________
Тип характера ребенка_________________________________________________
Качества личности__________________________________________________________
Тип одаренности________________________________________________________
Положение ребенка в коллективе________________________________________
Поведение на перемене_______________________________________________
Поведение на уроках__________________________________________________
Бывает ли объектом агрессии со стороны одноклассников или старших учащихся?___________________________________________________________
Круг общения:
В школе___________________________________________________________
Вне школы__________________________________________________________
Необходимость психологической помощи_______________________________
Учебная деятельность:
Успеваемость________________________________________________________
Мотивация обучения__________________________________________________
Посещение уроков____________________________________________________
Способность к обучению_______________________________________________
Познавательный интерес_______________________________________________
Приоритетные виды деятельности______________________________________
Занятость во внеурочное время__________________________________________
Получение дополнительного образования:
В школе_____________________________________________________________
Вне школы___________________________________________________________
Наличие трудовых навыков_____________________________________________
Предпочитаемые виды труда____________________________________________
Организация работы с одаренными детьми класса
Направление деятельности
Виды деятельности
Курирующий преподаватель
Результаты деятельности
Школьный уровень
Районный уровень Городской уровень Областной уровень Всероссийский уровень Международный уровень