Одаренный ребёнок, просто ли это?!
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК, ПРОСТО ЛИ ЭТО?!
Л.Г. ФенглерБОУ «Литковская СОШ», с. ЛитковкаВ научно-методической литературе отмечается, что ученики отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, т. е. одаренностью, а также обучаемостью.
Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный.
Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками: наличие специфических стратегий деятельности, способы деятельности которые обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации; выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных на первый взгляд идей и решений.
Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка: повышенная избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
В обучении одаренных применяются четыре основных подхода к разработке содержания учебных программ.
1. Ускорение. Этот подход позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Но он должен применяться с особой осторожностью и только в тех случаях, когда в силу особенностей индивидуального развития одаренного ребенка и отсутствия необходимых условий обучения применение других форм организации учебной деятельности не представляется возможным. Ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию.
2. Углубление. Данный подход эффективен по отношению к детям, которые обнаруживают особый интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение ими тем, дисциплин или областей знания.
3. Обогащение. Этот подход ориентирован на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Занятия планируются таким образом, чтобы у детей оставалось достаточно времени для свободных, нерегламентированных занятий любимой деятельностью, соответствующей виду их одаренности. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным приемам умственной работы, способствует формированию таких качеств, как инициатива, самоконтроль, критичность, широта умственного кругозора и т.д., обеспечивает индивидуализацию обучения за счет использования дифференцированных форм предъявления учебной информации.
4. Проблематизация. Этот подход предполагает стимулирование личностного развития учащихся. Специфика обучения в этом случае состоит в использовании оригинальных объяснений, пересмотре имеющихся сведений, поиске новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у учащихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Важно иметь в виду, что два последних подхода являются наиболее перспективными. Они позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных детей.
Можно проработать много лет и не встретиться с одарённым ребёнком. У таких детей повышена склонность к умственной деятельности, они самоуверенны, очень чувствительны и склонны к фантазиям, хорошо понимают юмор ,но им присуще чувство страха, недовольство собой.
Приведу один пример из моей практики.
Семья Димы уехала три года назад на ПМЖ в Германию. Подростку было 14 лет. Попали на север Германии (ГДР). Дима до конца не осознавал, что с ним происходит, где он, что будет дальше…. Так как он был в России хорошистом, его приняли в Гимназию. Появились друзья, в основном из переселенцев. Немецкую речь он немного уже понимал, но говорить…. Пришлось больше читать, писать и говорить. И только они немного стали привыкать к новой жизни, родители решают возвратиться домой – в Россию. И опять перемены. А теперь Дима «отстаёт» от своих бывших одноклассников – отстал по программе. Но зато успехи по немецкому языку! Он начал читать газеты, журналы и книги на немецком языке. На занятиях работал уверенно. Возник вопрос: согласиться ли принять участие в олимпиаде? Когда ему был задан вопрос, Дима решил подумать. Позже, ответ – да. Я знаю, что ему пришлось нелегко – друзья. Они стали называть его «ботаником». Ему нужна была помощь. И она пришла вовремя от родителей, меня и самого себя. Больше всего он сам хотел доказать, что он сможет. Это всё привело к победам в олимпиадах. Пришлось «воевать» с грамматикой, а говорить – практика в Германии и в школе.
А когда узнал, что нужно защитить честь района, заволновался. Но Дима захотел. Захотел испытать себя. Победителем не стал, но сказал, что бороться надо.
В целях поддержки интереса к предмету и развития мышления использую различные творческие задания, материалы, познавательные игры, конкурсы.
Встреча с одаренным учащимся, по сути, является и для педагога, своеобразным экзаменом в профессиональном, личностном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем не сравнимые положительные переживания, в случае неудачи — соответственно отрицательные. Но в обоих случаях такая встреча дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления.