Доклад на тему: ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК: ВЫЯВЛЕНИЕ, ПОДДЕРЖКА И ВОСПИТАНИЕ
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК: ВЫЯВЛЕНИЕ, ПОДДЕРЖКА И ВОСПИТАНИЕ
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер.
Судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по инициированным им самим формам деятельности. Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития.
Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. При этом существует главное правило участия в научно – исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения, только личный интерес, личная увлечённость.
В работе с одарёнными детьми при желании учителя увидеть и раскрыть способности и таланты учеников, при умелой организации индивидуального и дифференцированного подхода, можно добиваться хороших и даже высоких результатов. Ведь суть успехов не в том, чтобы как можно больше, быстрее усвоить учебный материал и лучше других проявить себя в конкурентной борьбе, а в самоощущении победы над собой в процессе умственного труда, в его продвижении в своём индивидуальном, заложенном природой темпе развития через преодоление трудностей. Задача педагога – научить школьника понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой, вселить уверенность в свои силы и возможности, развить стремление к совершенствованию.
Учитель должен быть:
увлечен своим делом;
способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
профессионально грамотным;
интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
проводником передовых педагогических технологий;
психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Принципы работы с одарёнными детьми
принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;
принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества
Формы работы с одаренными учащимися
групповые занятия с сильными учащимися;
факультативы, спецкурсы;
кружки по интересам;
занятия исследовательской деятельностью;
различные конкурсы;
интеллектуальный марафон;
участие в олимпиадах;
сотрудничество с другими школами
Для поддержки одаренных детей необходимо использовать:
индивидуальный подход на уроках;
дополнительные занятия с одаренными учащимися;
участие в школьных и городских олимпиадах;
психологические консультации, тренинги, тестирование;
конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования;
посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам;
использование современных средств информации;
создание детских портфолио.
Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учебниках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества.
В нашей школе сложилась определенная система работы с одаренными детьми (олимпиады, конкурсы, турниры, научные общества МАН, выставки творческих работ учащихся).
Система работы с одаренными детьми представляет комплекс учебно-воспитательных мероприятий. Система – это четкая структура взаимодействия основного, дополнительного образования и воспитательных мероприятий. Качественное решение проблем научно – методического сопровождения одаренных детей, возможно при создании региональных проектов в данном направлении.
Работа с одаренными детьми в школе проходит в рамках Федеральной целевой программы «Дети России».
В работе с одаренными детьми учителя исходят из постулата «если ребенок плох – это не его вина, а вина окружения, так как каждый ученик хочет признания, уважения, любви окружающих».