Эссе на тему: Как учить и воспитывать детей младшего школьноговозраста
Столько лет работаю в школе и ищу ответ на один вопрос «Как лучше учить и воспитывать?» Являясь учителем начальной школы, считаю, что многое, очень много , зависит от начальной школы, ибо значимость начальной ступени обучения и воспитания для человека огромна. Например, к 8 годам у ребёнка закладывается 80% интеллекта взрослого человека. Дети 6-9 лет необычайно внушаемы и подражательны. Именно в этом возрасте легко заложить и нравственность, и духовность. Заложить прочно и устойчиво.
Неизменно традиционным девизом начальной школы считаю «Сначала любить - потом учить» . Именно любовь к ученикам является основой всего школьного процесса. Доброта как принцип, эта черта не мешает быть последовательными и настойчивыми.
Ребёнок, отправляясь в школу , ждёт чего- то нового, радостного для себя, надеется на успех и одобрение учителей. И эти ожидания должны оправдаться. Жизнь школы не должна проходить серо и уныло. Вся работа должна быть скоординирована вокруг крупных общешкольных праздников. В совместной работе создаются ситуации успеха и радости. Здесь закладываются зёрна человечности, которые в школе стараемся взрастить мы.
Я не боюсь лишний раз «завысить», «передоверить» воспитаннику, пусть обычным «школьным состоянием души» ребёнка будет радость. Известный афоризм гласит : СТОЯ ПЕРЕД ПРОПАСТЬЮ ОДИН ВИДИТ БЕЗДНУ, ДРУГОЙ- МОСТ, КОТОРЫЙ МОЖНО ЧЕРЕЗ ЭТУ БЕЗДНУ ПЕРЕКИНУТЬ. Задача учителя, не пугать ученика пропастью неизведанного, непонятного, а зажечь ребёнка желанием построить этот мост, вселить в ученика уверенность и радость от познания. Нужно сделать ставку на учение с увлечением, уважительное отношение к интересам каждого ученика. Я не устаю повторять, что «не в двойках беда и не в пятёрках счастье». Очень большое значение мы в школе придаём отметке: их исправляем, повышаем, за них боремся, по ним переводим, награждаем. Считаю, что нужно больше ценить личность ученика в целом и говорить о ней, с малого возраста как о человеке. Ведь «В каждом человеке сидит ВЕЛИКИЙ ЧЕЛОВЕК»-писал Р.Тагор. И в каждом ребёнке сидит тоже великий ЧЕЛОВЕК. Давайте любить детей такими, какие они есть, со всеми их недостатками, но с доброй надеждой, что в детях заложено великое и что от нас нужно доброжелательное терпение в создании лучшего.
Учитель – это человек, который постоянно чувствует ответственность за каждое своё слово, каждый жест, любое прикосновение к доверчивой душе ребёнка. К тем, для кого школа – не просто поле деятельности, а семья единомышленников: учеников, родителей, выпускников.
А ведь школа для детей – это второй дом, и в ней должна царить жизнерадостная, доброжелательная атмосфера Подобная атмосфера создаётся и поддерживается тактом и чуткостью, выдержкой и справедливостью.
Личность учителя имеет огромную воспитательную силу на молодую душу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни системой наказаний и поощрений. Пословица «Век живи – век учись!» в настоящее время. Когда наука становится непосредственной производительной силой. Нельзя жить без учения: « Век учись, чтобы век прожить!». Непрерывное учение должно стать правилом для нового человека. И это качество – непрерывное образование - должны воспитать мы, педагоги.
Способности, которые могут вырасти в значительное и великое - талант, гениальность, скажутся не сразу, лет через 10 – 20, и примеров тому немало