Одаренный ребенок в начальной школе
Одаренный ребенок в начальной школе
Одаренные дети
ОдаренностьСуть явленияЦЕЛЬОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТНЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯСРЕДСТВА
ОдаренностьГенетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии». К. К. ПлатоновВыявление и развитие способностей школьниковОсуществление физических и интеллектуальных действий и операций раньше сверстников(опережение в развитии)Готовность родителей и педагогов,материально-техническая база и др.Методики опережающего развития
Основные направления в изучении одаренности детейв русле интеллектуальной одаренности (Айзенк Г., Амтхауэр Р., Барт С., Векслер Д., Вернон Ф., Кеттел Р., Спирмен Ч., Термен Л., Терстоун Л., Дружинин В.Н., Шадриков В.Д., Холодная М.А. и др.);творческой одаренности (Гилфорд Дж., Торренс П., Матюшкин А.М., Панов В.В.,. Ярцев Д.В, Ганелин Д.Г., Куатова А. и другие);многосторонности одаренности (Тейлор К., Теплов Б.М.);интегративный подход к изучению одаренности как личности в целом (Рензулли Дж., Блум Б., Лейтес Н. С., Бабаева Ю.Д., Аверина И. С., Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. Б., Савенков А. И., Юркевич В.С., Щебланова Е., Хуторской А. В., Нарикбаева Л.М. и др.).
Мировой опыт диагностической работы с одарёнными школьникамиМодель человеческого потенциала Дж. РензуллиТест 16-PF Р.КеттелаТест измерения социального интеллекта Т. ХантаТест «Акцентуации характера» Г. Шмишека, К.ЛеонгардаХарактерологический тест АйзенкаПрогрессивные матрицы РавенаОпросник САН (Самочувствие. Активность. Настроение) В.А.Доскина и др. Тест «Шкала социально-психологической адаптированности» Т.В.СнегиревойШкольный тест умственного развития К. М. Гуревич, М. К. Акимовой и др.Методика для определения умственного развития детей 7-9 летЭ. Ф. ЗамбицявиченеТест «Исследование самооценки» Дембо-РубинштейнаТест-опросник для определения уровня самооценки одаренного школьникаТест «Шкала оценки потребности в достижении» Ю.М.ОрловаМетодика Несуществующее животное М.З. ДукаревичМетодика «Завершение предложения» В. Михала
Опыт работы с одарёнными школьниками в КазахстанеБевз И.А. Дидактические условия, модель развития академической одаренности младшего школьникаОтческая И. Б. Система диагностики и система развития интеллектуальной одаренностиКузнецова С.В. Методика диагностики и развития общей умственной одаренности младшего школьника и др.
Проблемы одаренных детейА.И. СавенковПерфекционизмНереалистичные целиА.М. Матюшкин «профессорская рассеянность»В.И. Петрушинэгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения человека, если он интеллектуально слабее;неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна;отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, т.к. интеллектуальные занятия преобладают над физическими;отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, т.к. уже с первых слов схватывает суть проблемы;стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора;стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс;стремление командовать сверстниками – иначе ему становится с ними скучно
Каждый — гениален. Но если вы будете судить рыбу по ее способности лазать по деревьям, она всю жизнь проживет с верой в свою глупость.Альберт Эйнштейн
Модель человеческого потенциала Дж. Рензулли
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}компонентыЛичностно-мотивационныйПсихологичес-кийСодержа-тельныйПроцессуальныйПоведенческий ПоказателиИнтересы к познавательной и творческой деятельности- область интересов,- широта Мышление- анализ и синтез,- классификация,- обобщение,- аналогииУчебные знанияв объеме требований программыРечевые умения-речевые антонимы,- классификации,- произвольное владение речьюЛидерство-умение руко-водить,- чувство от-ветственности,-проявление инициативы,-умение оказать помощьОтношение к учёбе- усидчивость,- осуществление рефлексии, - стремление получить знания,- осуществление творческого поискаВнимание- вид,- объем,- концентрация,- устойчивость,- распределение,- переключениеКругозорориентация в различных областях знаний: литера-тура, музыка, экономика, спорт, политика и т.д. )Учебно-познавательные умения- скорость чтения,- орфографическая зоркость,- скорость вычислительных навыковАктивность- учебная,- общественная Эмоциональность-радость от использ-ия своих способнос-тей,-критичность к себе,-стремление к достижению самых высоких результатовПамять- вид,- тип,- объемЭрудицияглубокие знания в одном из направлений: литература, музыка, экономика, политика, спорт Воображение- оригинальность идей,-их количество, -гибкость Мировоззрение-понимание окружающей действительности,-система ценностей Модель одаренности младшего школьника (С. Кузнецова)
Основные формы работы с одаренными учащимися:групповые занятия по параллелям классов с сильными и мотивированными учащимися; факультативы; занятия исследовательской и проектной деятельностью; НОУ (научное общество учащихся); научно-практические конференции; интеллектуальные марафоны и конкурсы; привлечение к участию в олимпиадах; предметные недели; Дни науки; кружки по интересам; творческие мастерские; работа по индивидуальным маршрутам.
Показатели эффективности работы с одаренными школьникамиУдовлетворенность школьников учебной и внеучебной деятельностью, ее результатамиПовышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способностиПовышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциямиСформированность функциональной грамотностиАдаптация школьников к социуму в настоящем времени и в будущем
Необходимо работать с каждым!