Статья Одаренный ребенок в семье , в сборнике Одаренность и ее развитие


2ББК 77.127 К 92
Под редакцией доктора педагогических наук, профессора В.Ф.ГАБДУЛХАКОВА
В сборнике представлены статьи и научно-методические материалы ученых и педагогов – участников Седьмой международной научно-практической конференции «Одаренность и ее развитие». В сборнике раскрываются проблемы социальной и психологической ценности дошкольного детства; современные подходы к повышению эффективности дошкольного и школьного образования, к подготовке педагогических кадров для этого образования; психолого-педагогические основы дошкольного и школьного образования; содержание образования и развитие детей дошкольного и школьного возраста; мировой и отечественный опыт развития дошкольных и школьных образовательных учреждений; методы работы в ДОУ, школе, гимназии; проблемы взаимодействия дошкольных и школьных учреждений с семьей и общественными институтами и др.
К 92 © Одаренность и ее развитие. // Сборник статей и методических материалов Седьмой международной научно-практической конференции. 13-14 октября 2015 г. / Под ред. проф. В.Ф.Габдулхакова. Казань: Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и образования, 2015. 170 с.
ISBN 978-5-904827-43-67
© Авторский коллектив, 2015
3
ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК В СЕМЬЕ
В.В.Третьяковская, воспитатель МБДОУ № 289 комбинированного вида Вахитовского района г. Казани Email: veronika_976@mail.ru
Воспитание детей — сложная задача, а если в семье растут одаренные дети, то трудности родителей удваиваются. Здесь нужен особый подход и особые действия, которые не будут усугубляться ошибками и сложностями во взаимопонимании. Многим кажется, что их ребенок знает больше своих сверстников? Может быть, у него есть одаренность. Родители первыми замечают одаренность ребенка. Хотя это и не легко сделать, так как не существует какого-то стереотипа одаренности, каждый ребенок проявляет свои способности по-своему. Одаренные дети. Кто же они? Прежде всего –дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и результатам в различных сферах деятельности. Это особенные дети, которые глубже чувствуют, имеют свое мнение и опережают своих ровесников по уровню интеллекта. Такие дети находятся в состоянии риска социальной изоляции и отвержения со стороны ровесников. Реальный уровень способностей одаренных детей не понимается окружающими и нормальный для такого ребенка процесс развития воспринимается как аномальная неприспособленность к жизни в обществе. У таких детей возникают трудности в нахождении близких по духу друзей, появляются проблемы участия в играх сверстников, которые им не интересны. Дети подстраиваются под других, хотят казаться такими, как все. Учителя очень часто не распознают одаренных учащихся и отрицательно оценивают их способности и достижения. Сложность положения усугубляется тем, что сами дети осознают свою непохожесть. Вот именно здесь, нужна ребенку родительская поддержка и понимание. Конечно не все родители одинаковы, многие испытывают гордость и радость, но потом эти чувства сменяются озабоченностью и тревогой. Занятия своего чада не по возрасту настораживают родителей. Есть родители, которые вовсе не хотят, чтобы их ребенок был одаренным, они желают видеть его «нормальным», обычным ребенком, похожим на остальных, все это меняет родительское восприятие, а ребенок остается тем же. Родители переживают, и воспринимают одаренность их ребенка как ненормальность, как не умение найти себе места в компании сверстников, считают их несчастными. Поэтому первое, что должен усвоить каждый родитель одаренного ребенка, — это то, что нельзя выказывать свои страхи и сомнения ребенку и доводить до его сознания тот факт, что его деятельность «ненормальна» и чрезмерна.. Родительское открытие одаренности собственного ребенка должно рождать радостное ожидание и готовность решать связанные с этим проблемы, а не обезоруживающую озабоченность, которая может превратить самые важные для растущего человека связи — связи между родителями и детьми. Также плохо для ребенка, если в семье все только и делают, что восхищаются им и его способностями. Какие советы по воспитанию ребенка могут стать полезными в этом случае? Безоговорочная любовь: возможно одним из ключевых советов по воспитанию является необходимость убедиться в том, что ваш одаренный ребенок растет привыкшим к безусловной любви и принятию. Вы должны разговаривать со своим ребенком, объяснять ему, что любите его таким какой он есть, а не за то что он учиться прекрасно в школе и выполняет все задания. Хвалите своего ребенка за определенные достижения, говорите ему, что вы все равно будите его любить даже если он не получит прекрасную оценку, одобрение или похвалу со стороны. Создайте ребенку в его поисках безопасную психологическую базу, к которой он мог бы возвращаться, если будет вдруг напуган собственными открытиями, поддержите стремление ребенка к творчеству и проявите сочувствие к ранним неудачам. Терпимее отнеситесь к кажущимся вам странными идеям, уважайте любопытство ребенка. В некоторых случаях оставьте ребенка одного и позвольте ему, если он того пожелает, самому заниматься своими делами.
11