Презениация на тему Одаренный ребенок — кто он?
Подготовили:тифлопедагог Никишина Л.Г.воспитатель Марченкова А.А. Какой он- «одаренный ребенок»? Одарен, или нет? Как определить «одаренность»? Что за ней скрывается? Одаренность - конечно дар,Богом данный, данный свыше.Одаренность – это огонь,Не гаси, поддержи его, слышишь.Одаренность – пытливый ум,Почемучка еще с пеленок.Одаренный - философ и шут,В общем, трудный еще ребенок.«Одаренность – это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В.А. Сухомлинский системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Примерно пятая часть дошкольников может быть отнесена к одаренным детям. Но они, как правило, лишены необходимой для развития их талантов поддержки, в результате всего лишь 2-5% детского поколения действительно проявляют себя как одаренные. Интеллектуально одарено 2% детей, с повышенными умственными способностями – 15 -16%, то есть в общем 18 детей из ста. Из 5 одаренных детей выявляется только один. Однако, и это не означает, что одаренность такого ребенка будет развиваться и совершенствоваться в дальнейшем. По виду деятельностиИнтеллектуальная одаренность различных видовКоммуникативная (социально-личностная, лидерская)Художественно- эстетическая (хореографическая, изобразительная, музыкальная, литературно-поэтическая)Духовно-ценностная (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям)Практическая (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная)По форме проявленияЯвнаяСкрытая Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, а к 12 годам в основном завершается.К 8 годам достигается 90% развития интеллекта;По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и учащихся 11-х классов существенно не отличаются. Первая — сверходаренные дети, таких называют гениями (Гениальность – это наибольшее проявление творческого потенциала личности относительно остальных людей, наивысшая степень одаренности в чем-либо).Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. Вторая — высокоодаренные, или талантливые, примерно 2‑3 %. (Талант – это очевидная способность человека к чему-либо, которую могут отточить время и опыт).Третья — собственно одаренные (15‑25 %). Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) Особенности познавательной деятельностиПсихосоциальная чувствительность Физические характеристики \ Отличаясь широтой восприятия, одаренные дети остро чувствуют все происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они склонны активно исследовать все окружающее.Они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своем воображении создавать альтернативные системы.Отличная память в сочетании с ранним речевым развитием и способностью к классификации и категоризированию помогают такому ребенку накапливать большой объем информации и интенсивно использовать ее.Одаренные дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и четко излагать свои мысли.Наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранить высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами они не терпят, когда им навязывают готовые ответы.Они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении задач. Одаренные дети обнаруживают обостренное чувство справедливости; опережающее нравственное развитие опирается на опережающее развитие восприятия и познания.Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.Живое воображение, включение элементов игры в выполнение задач, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображаемые друзья, братья и сестры) весьма характерны для одаренных детей.Дети обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.Им недостает эмоционального баланса, в раннем возрасте одаренные дети нетерпеливы и порывисты.Порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость.Эгоцентризм в этом возрасте как у обычных детей.Нередко у одаренных детей развиваются негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками. Одаренных детей отличает высокий энергетический уровень, причем спят они меньше обычного.Их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.Зрение одаренных детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее. 1-й тип подвижный, веселый, коммуникабельный, открытый, с хорошим речевым развитием, лидер, фантазер.2-й тип замкнутый, тихий, размышляющий, застенчивый, пугливый. Методики выявления одаренностиСреди наиболее известных методов измерения интеллекта можно отметить следующие:а) шкала интеллекта Станфорд – Бине, предназначенная для тестирования детей начиная с 2-летнего возраста;б) Векслеровская шкала интеллекта и различные варианты этого теста предназначены для тестирования не только детей, но и взрослых;в) шкала детских способностей Маккарти предназначена для тестирования детей в возрасте от 2,5 до 8,5 года (дается обобщенная оценка и 5 субоценок для вербальных, перцептивных, вычислительных, моторных способностей и памяти);г) тест когнитивных способностей, разработанный Р.Э.Торндайком и Е.Хаген, дает три оценки (вербальная, невербальная и количественная), он широко используется при выявлении детей, которые должны заниматься по специальной программе для одаренных. Наиболее популярными при оценивании академической одаренности являются следующие тесты:а) общий тест основных умений, оценивающий базовые навыки в чтении, орфографии, математике и др.б) Айовский тест основных умений, оценивающий словарный запас, успешность в чтении, языковые навыки;в) Станфорский тест достижений, предусматривающий оценку знаний и навыков ребенка в математике, естествознании, в понимании устной речи;г) Калифорнийский тест достижений, оценивающий успешность в чтении, словарный запас, понятливость, математические способности. К числу наиболее популярных тестов, направленных на выявление творческой одаренности, можно отнести следующие:а) тесты креативности для детей, разработанные Дж.Гилфордом и его сотрудниками и направленные на оценку одаренных способностей.б) тест Торранса на образное творческое мышление; предназначен для оценки творческих спообностей детей в возрасте от 5 лет и старше;в) тест групповой оценки С.Пимм;г) тест креативного потенциала Р.Хорнера и Ю.Хеменвей, который измеряет показатели «оригинальности», «гибкости», «беглости» и «точности» мышления. Среди наиболее известных зарубежных психомоторных тестов выделяют следующие:Тест Пурдве предназначен для оценки непрерывно-двигательных способностей, где оцениваются направленность реакций, непрерывно-двигательная координация.Тест ловкости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда.Тест на основные двигательные навыки Д.Арнхейма и У.Синклера направлен на оценку способностей ребенка координировать работу глаз и рук, координировать или регулировать движения разной амплитуды.Тест на зрительно-двигательную координацию К.Берри состоит в том, чтобы ребенок воспроизвел 24 рисунка, сложность которых постепенно возрастает. Система деятельности по организации работы с одаренными детьми в ДОУ строится следующим образом:Выявление одаренных детей. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных дошкольников, которое предполагает:Составление индивидуального маршрута развития; Создание комфортной развивающей среды;Осуществление психолого-педагогического просвещения родителей на тему одаренности;Помощь одаренным дошкольникам в самореализации их творческой направленности: индивидуальные творческие задания;Организация проектной деятельности;Участие в интеллектуальных играх, конкурсах исследовательских работ.3. Контроль над развитием познавательной деятельности детей.4. Поощрение одаренных детей.5. Работа с родителями одаренных детей.