Статья Эффективные педагогические технологии как элемент обучения в условиях вечерней школы
Эффективные педагогические технологии как элемент обучения в условиях вечерней школы
Понятие «технология» было заимствовано из сферы производственных процессов, но в педагогике приобрело особое значение. Педагогические технологии – это:
1. Процесс достижения профессионального мастерства педагогом с указанием методов, приемов и последовательности их использования для получения оптимального результата в своей деятельности.
2. Профессионально-педагогическая технология может быть использована начинающими учителями при четком следовании указаниям разработчика, но зачастую претерпевает видоизменения вследствие личностных особенностей исполнителя.
3. Совокупность способов и средств организации педагогического процесса, построенного по определенному алгоритму с целью получения ожидаемого результата.
4. Алгоритм является основным признаком технологии, а способы и средства могут претерпевать изменения в практике работы педагога.
Ожидаемый результат может быть достигнут или даже превосходить запланированный, что зависит и от личности педагога, и от категорий учащихся, с которыми реализуется педагогическая технология.
Классификация педагогических технологий по видам деятельности педагога и учащихся:
1.Технологии организации общения. Включают приемы организации взаимодействия ребенка и взрослого с целью создания необходимых условий для развития индивидуальности и личности учащихся. 2. Педагогические технологии организации познавательной деятельности, содержащие эффективные приемы мотивации учебной деятельности, использования механизмов развития и стимулирования познавательных способностей. 3. Технологии диагностической и прогностической деятельности, основанные на развитии аналитических способностей педагогов, умении использовать диагностические методы для планирования и формирования прогноза педагогической работы.
4. Педагогические технологии инновационной деятельности, направленные на разработку новых программ, новых подходов в образовании, на создание условий для педагогического творчества.
5. Технологии организации воспитательного дела, помогающие каждому обучающемуся максимально реализовать личностный потенциал в процессе развития.
Виды педагогических технологий делятся по структуре: 1. Процессуальная технология, в которой последовательно отражен педагогический план реализации цели. Весь процесс разделен на этапы, которые последовательно реализуются в деятельности педагога. Каждый этап имеет временные рамки, что позволяет наметить время достижения ожидаемого результата.
2. Формирующая технология, где все этапы, условия или приемы используются вне строгой временной последовательности.
3. Развивающие педагогические технологии, которые являются частью большого процесса и не имеют конечного результата. Например, в дошкольном учреждении обучение грамоте происходит в пределах обучения детей звукам, а обучение правильному письму реализуется только в начальной школе.
Педагогические технологии позволяют деятельность педагога делать более организованной и прогнозируемой, получать высокие результаты в процессе обучения учащихся различного уровня развития.
На современном этапе школьной жизни в условиях сосуществования разных программ акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у учащихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности.
Выпускник школы, который живёт и учится в XXI веке, должен адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях. Самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным, контактным в различных социальных группах. То есть речь идёт о формировании современных ключевых компетенций: общенаучной, информационной, познавательной, коммуникативной, ценностно – смысловой, социальной, компетенции личностного самосовершенствования. А школа должна создать условия для формирования личности, обладающей такими компетенциями.
На своих уроках я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели урока и возрастные особенности учащихся. В своей деятельности мне приходится сталкиваться с учащимися разных возрастных периодов. Это период подросткового детства (в вечерней школе это учащиеся 14-15 лет) и период юности (15-18 лет), а так же и учащимися от 18 и более лет.
Активные методы обучения это такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, мозговую атаку, внеконтекстные операции с понятиями и др. При использовании активных методов обучения меняется роль ученика – из послушного «запоминающего устройства» он превращается в активного участника образовательного процесса. Эта новая роль и свойственные ей характеристики позволяют на деле формировать активную личность, обладающую всеми необходимыми навыками и качествами современного успешного человека.
Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение процесса обучения и воспитания, которая направлена на всемерную активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся посредством широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств. Активизация обучения может идти как посредством совершенствования форм и методов обучения, так и посредством совершенствования организации и управления образовательным процессом в целом. Организация образовательного процесса, использующего активные методы обучения, опирается на ряд принципов, к числу которых можно отнести принципы индивидуализации, гибкости, сотрудничества.
Принцип индивидуализации предполагает создание системы многоуровневой подготовки воспитанников, учитывающей индивидуальные особенности обучающихся и позволяющей избежать уравниловки и предоставляющей каждому возможность максимального раскрытия способностей для получения, соответствующего этим способностям образования. Принцип гибкости требует сочетания вариативной подготовки, основанной на учете запросов заказчиков и пожеланий обучающихся, с возможностью оперативного, реализуемого непосредственно в процессе обучения, изменения её направленности. Варианты подготовки должны появляться и изменяться в соответствии с изменениями в социуме, что позволяет снизить инерционность системы образования.
Принцип сотрудничества предполагает развитие отношений доверия, взаимопомощи, взаимной ответственности обучающихся и педагогов, а также развитие уважения, доверия к личности обучающегося, с предоставлением ему возможности для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуальной ответственности за результат.
В связи с переходом системы образования на стандарты нового поколения, актуальным становится изучение и применение педагогических технологий, позволяющих добиться наилучшего качества обучения. Среди технологий продуктивного образования выделяются следующие:
- 13LINK \l "SECTION00069000000000000000"14проблемное обучение15. Главная задача современного образования видится в оснащении специалистов методологией творческого преобразования мира. Процесс творчества включает в себя, прежде всего, открытие нового. В связи с этим проблемное обучение как творческий процесс представляется как решение нестандартных научно-учебных задач нестандартными же методами. Если тренировочные задачи предлагаются учащимся для закрепления знаний и отработки навыков, то проблемные задачи - это всегда поиск нового способа решения. Выделяют четыре главных условия успешности и три основных формы проблемного обучения.
-13LINK \l "tab10"14поисковые и исследовательские технологии15 предполагают самостоятельную исследовательскую деятельность учащихся в процессе обучения, моделирование или повторение процесса реального научного поиска и научного открытия.
-13LINK \l "tab9"14технология «Портфолио»15. Портфолио предназначено для того, чтобы систематизировать накапливаемый опыт, знания, четче определить направления своего развития (например, в будущей профессии), облегчить помощь или консультирование со стороны преподавателей или более квалифицированных специалистов в данной сфере, а также сделать более объективной оценку своего профессионального уровня.
- 13LINK \l "tab6"14технология «Образ и мысль»15 выдвигает на передний план чувственно-эстетическое восприятие.
-13LINK \l "SECTION0006100000000000000000"14дискуссия15 в учебном процессе в настоящее время является одной из важнейших форм образовательной деятельности, стимулирующей инициативность учащихся, развитие рефлексивного мышления.
- 13LINK \l "SECTION0006110000000000000000"14технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»15. Критическое мышление формируется, прежде всего, в дискуссии, письменных работах и активной работе с текстами.
- 13LINK \l "SECTION000690000000000000000"14технологией «Педагогические мастерские»15 обеспечивается целесообразное сочетание технологичности действий учителя и свободы творчества, предоставляемой ученику. Весь этот «веер» технологий может раскрываться и складываться в руках опытного педагога, потому что условия их применимости зависят от множества факторов; к тому же технологии между собой тесно взаимосвязаны.
Эти технологии стараюсь применить в своей работе.
Основной формой учебно-воспитательного процесса остается урок. Кем бы ни стали ученики по окончании школы, им всегда будут нужны научные знания, навыки самостоятельной работы, умения логически мыслить, делать выводы, сравнивать. И учить этому необходимо на уроке. Чтобы он был интересным, необходимо совершенствовать его форму и содержание, использовать современные технологии.
1. Метод дискуссии применяю по вопросам, требующим размышлений, добиваюсь, на своих уроках, чтобы учащиеся могли свободно высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение выступающих.
С учащимися вечерней школы очень эффективно дискутировать. Поэтому чаще на уроках использую конкретные приемы и методы как элемент урока. Например, при изучении темы «Семья как общественный институт» использую метод дискуссии, мы обсуждаем вопрос «Ранний брак: за и против». При изучении темы «Глобальные проблемы» использую метод «Распаковка кейса» и мы говорим о проблемах экологии.
Толчком к дискуссии использую притчи и афоризмы, как источники мудрости и вариантов мнений.
Во всех диспутах стараюсь воспитывать у учащихся толерантность, умения правильно вести спор, четко и грамотно формулировать свои мысли. В дальнейшей работе это помогает для написания ЭССЕ.
Основной проблемой реализации данной технологии в полном объеме, в условиях вечерней школы, считаю недостаточную информированность обучающихся о процессах, ситуациях, происходящих в современном мире – подростки не читаю газет, не смотрят новостные передачи, а субъективного опыта у них еще мало. И, наоборот, у взрослых учащихся уже сформировано свое мировоззрение, им трудно принять другую точку зрения, а доказать свою они не могут, так как слабо развита письменная и устная речь.
2. Метод самостоятельной работы с учебником. С целью лучшего выявления логической структуры нового материала даю задание самостоятельно составить план рассказа учителя или план-конспект с выполнением установки: минимум текста – максимум информации.
В ходе обсуждения поправляем, исправляем, уточняем, дополняем, убираем все лишнее, несущественное. Используя этот план-конспект, учащиеся всегда успешно воспроизводят содержание темы при проверке задания. Умение конспектировать, составлять план рассказа, ответа, комментированное чтение учебника, отыскивание в нем главной мысли, работа со справочниками помогают формированию у учащихся теоретического и образно-предметного мышления при анализе и обобщении.
Для закрепления навыка работы с литературой я даю ученикам разноуровневые задания.
3. Метод самостоятельной работы с дидактическими материалами.Организую самостоятельную работу следующим образом: даю классу конкретное учебное задание. Пытаюсь довести его до сознания каждого учащегося.
В связи, с подготовкой учащихся к Единому Государственному экзамену своей педагогической целью ставлю создание условий для самостоятельной деятельности учащихся и аналитической работы с документами.
Здесь есть свои требования:
1) текст нужно воспринимать зрительно (на слух задания воспринимаются неточно, детали быстро забываются, учащиеся вынуждены часто переспрашивать)
2) нужно как можно меньше времени тратить на запись текста задания.С этой целью применяю различные дидактические материалы.
1) Карточка с заданием преобразовать текст учебника в таблицу или план.
2) Карточка с заданием преобразовать рисунки, схемы в словесные ответы и наоборот.
4. Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся с целью закрепления и применения знаний и умений.
1) Карточка с вопросами для размышлений.
2)Тестовые задания.
3)Творческие задания.
Российская школа переходит на тестовую форму контроля. В связи с этим формирую у учащихся специфические навыки тестирования. Тестовую технологию широко применяю для проверки знаний. Тесты составляю в соответствии с федеральными образовательными требованиями к уровню подготовки учащихся общеобразовательных школ.
5.На уроках использую проблемный подход в обучении учащихся. Основой данного метода является создание на уроке проблемной ситуации. Учащиеся не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Данный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Учитель подобен опытному дирижеру, организующему исследовательский поиск. В одном случае учитель может сам с помощью учащихся вести этот поиск. Поставив проблему, он вскрывает путь ее решения, рассуждает вместе с учениками, высказывает предположения, обсуждает их вместе с учениками, опровергает возражения, доказывает истинность. Иначе говоря, учитель демонстрирует учащимся путь научного мышления, заставляет учеников следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.
В другом случае роль учителя может быть минимальной он предоставляет школьникам возможность совершенно самостоятельно искать пути решения проблем. Но и тут учитель не занимает пассивную позицию, а при необходимости незаметно направляет мысль учащихся, чтобы избежать бесплодных попыток, ненужной потери времени. Именно поэтому метод обучения, связанный с самостоятельным поиском и открытиями школьниками тех или иных истин, называют проблемно-эвристическим, или исследовательским, методом. Достоинства проблемного обучения очевидны. Это в первую очередь большие возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности учеников; оно развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления, осторожность и решительность и т.п.
Кроме того, что очень важно, проблемное обучение обеспечивает прочность приобретаемых знаний, ибо они добываются в самостоятельной деятельности.
Часть уроков стараюсь построить в интерактивной модели обучения. Содержание преподаваемых курсов лучше воспринимается, усваивается и осознаётся через урок, в котором идет постоянное активное взаимодействие обучающихся и учителя, где нет пассивных учащихся.
Моделирование жизненных ситуаций, общее решение вопросов на основании анализа обстоятельств и ситуации, проникновение информационных потоков в сознание, вызывающих его активную деятельность – такие задачи я ставлю перед собой на уроках.
Игра – одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Феномен игры заключается в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в игру-творчество, в игру-обучение, в игру-терапию, в игру-модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игра – наиболее доступный для учащихся вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений.
Игровая технология выгодно отличается от других методов обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемого явления, дает возможность прожить некоторое время в «реальных» жизненных условиях.
Традиционными в моей практике стали уроки - презентации. Мною разработаны и скорректированы презентации к урокам истории и обществознанию, географии, есть презентации, почти, по каждой теме этих учебных предметов. Считаю, что использование информационных технологий в процессе обучения способствует эффективной организации познавательной деятельности обучаемых; предусматривает дифференциацию и индивидуализацию обучения; позволяет реализовать личностно-ориентированный подход к деятельности учащегося. Активно использую интерактивную доску, особенно для 12 классов, что позволяет улучшить работу по подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ.
Что бы заинтересовать учащихся темой урока, составляю и на первом этапе урока показываю им рекламный фильм.