Доклад «Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»


Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку. (Из опыта работы учителя русского языка высшей квалификационной категории МКОУ – Новошарапской СОШ Можаевой Т.Г.)
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – одно из направлений модернизации структуры и содержания российского образования. Однако не менее важным является и то, что результаты ЕГЭ являются одним из основных критериев, по которым судят о школе в целом и о работе каждого педагога в отдельности. Таким образом, школьникам нужна специальная подготовка к ЕГЭ, которая позволит им:
эффективно и качественно подготовиться к ЕГЭ с минимальными затратами времени и сил; 
избежать обидных технических ошибок; 
узнать об особенностях ЕГЭ; 
узнать, что нужно делать, чтобы получить максимум баллов. 
ЕГЭ прочно вошел в нашу жизнь, и мы, учителя, вместе со своими учениками готовимся к этому серьезному испытанию и ищем эффективные пути к его успешному преодолению. После нескольких лет кропотливой работы я пришла к выводу: несмотря на огромное количество пособий и методических разработок, у каждого учителя постепенно формируется свой стиль подготовки к экзамену. 
В моей педагогической практике 5 выпусков, которые сдавали экзамен по русскому языку в форме ЕГЭ.
Основная нагрузка при подготовке к экзамену приходится на 10-11 классы, но я считаю, что готовить детей нужно с 5 класса, поэтому процесс подготовки к экзаменам я разделяю на две этапа: 5-9 классы и 10-11 классы.
1 этап- 5-9 классы.
Начиная с 5 класса, каждый ученик заводит тетрадь для опорных конспектов, в которую до 11 класса включительно собирает с помощью учителя весь теоретический материал, необходимый для сдачи ГИА и ЕГЭ в виде схем, таблиц, алгоритмов, моделей, блоков, правил. На этой стадии подготовки к экзамену я использую методику структурирования учебного материала. Она ориентирована на укрупнение дидактической единицы учебной информации, сведения ее к единым логическим и дидактическим основаниям. В результате логической обработки материала и установления последовательности его изучения создаются благоприятные условия для формирования у учащихся обобщенных знаний, позволяющих успешно готовиться к выполнению частей А и В в системе подготовки к ЕГЭ. Разрешаю пользоваться тетрадями на всех уроках, кроме контрольных работ. 
На ступени обучения русскому языку в 5-8 классах осуществляю интенсивную работу по решению заданий части А и В, а также веду отработку навыка написания сжатого изложения и сочинения- рассуждения, в том числе и на лингвистическую тему.Хорошим пособием на этом этапе считаю пособия Натальи Егоровой «Контрольно-измерительные материалы. Русский язык» 5-9 классы. Материалы, представленные в пособиях, аналогичны материалам ЕГЭ,
составлены в соответствии с Программой общеобразовательных учреждений по русскому языку и учитывают возрастные особенности учащихся. Использование КИМов позволяет начать системную подготовку к ЕГЭ уже с 5 класса. В конце пособий даны ответы на все варианты тестов, предложены диктанты и изложения различных типов, индивидуальные задания. (показать пособия)
Есть такое мнение, что если выполнить с учениками как можно больше тестов, что называется «натаскать», «надрессировать», то можно ожидать хороший результат. Однако, такое мнение ошибочно и, как правило, «дрессировка» не даёт хороших результатов.
Например, анализ результатов ЕГЭ -2008, показал, что наибольшие затруднения у выпускников вызывают задания, направленные на проверку знаний учащимися орфографических правил. Правильно этот тип заданий выполнили лишь около 38% учеников. Столь низкий результат не является удивительным: при выполнении этого задания требуется не только знание орфографического правила, но и навык аналитической работы по орфографии, изучение которой заканчивается в 7 классе. Невнимание учителя к повторению орфографии в последующих классах, большой удельный вес механического письма, традиционные формы проверки знаний, например, диктант – всё это явилось причиной невыполнения задания А 12.
Поэтому при проектировании уроков русского языка важна преемственность, основывающаяся на
Комплексном изучении языка, которое предполагает системное повторение материала на каждом уроке, т.е., кроме изучения нового материала, попутно повторяется другие темы. Опыт работы показывает, что такое повторение должно быть основано на анализе ошибок, допущенных во входящем диагностическом тесте и далее в последующих контрольных работах. Система повторения состоит из 10 блоков: проанализировав ошибки, определив так называемые «провальные» темы, составляю 10 карточек повторения, рассчитанных на 2 недели. Через 2 недели возвращаемся к первой карточке. Содержание карточек может корректироваться. Таким образом, повторение осуществляется системно, позволяет отработать наиболее западающие темы несколько раз. Комплексная модель урока характеризуется очень высокой плотностью;
Следующий важный момент – обязательная рефлексия учебной деятельности на каждом этапе урока, считаю, что очень важно научить обучающихся осознавать, какие виды деятельности осуществлялись на уроке.
И третье, что обеспечивает преемственность и согласованность в работе, это общая структура рабочих программ учителей.
Вот это и есть 3 аспекта, на которых зиждется общая линия работы учителей, что и обеспечивает согласованность в требованиях к ученику и построению урока.
2 этап- 10,11 классы.
Таким образом, к десятому классу учащиеся подходят уже со знанием и структуры ЕГЭ, и содержанием заданий, умеют выполнять упражнения части А и В.
В начале каждого учебного года проводится диагностический тест, совместный анализ ошибок, затем планирование работы, знакомство с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, учебно - тренировочными материалами, структурой тестов, а также каждому ученику распечатываются спецификация и кодификатор контрольно-измерительных материалов ЕГЭ для детального ознакомления с требованиями к экзамену. Провожу анализ ошибок, допущенных предыдущим выпуском, корректирую карточки проверки и рабочую программу.
Рабочая программа по элективу «Готовимся к ЕГЭ по русскому языку составлена в соответствии со спецификацией КИМов для проведения ЕГЭ. (показать)
Использую пособия для отработки каждого задания, например, рабочие тетради Кузнецова для тренинга части А. (показать)
Часть В отрабатываем, используя сборники Бисерова. Издания содержат все необходимые материалы по подготовке к выполнению каждого задания, приводятся теоретические материалы, упражнения, тренировочные тестовые задания, задания в формате ЕГЭ, а также краткий анализ выполнения каждого типа заданий на состоявшихся экзаменах. (показать)
Также работаем по практикуму Назаровой, в котором система заданий направлена на комплексное повторение курса русского языка (показать)
Методика работы над частью С хорошо представлена в сборниках Егораевой и Сениной, Назаровой. (показать)
Разговор о подготовке к части С предлагаю вынести темой отдельного разговора, т.к. это очень объёмный вопрос, требующий основательного разговора и обмена опытом работы.
Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно использую информационные технологии. 
Использование ИКТ на уроках и дополнительных занятиях дает возможность воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный, кинестетический, а значит, способствует эффективному усвоению учебному материала. Увеличивается объем материала за счет экономии времени. Расширяются возможности применения дифференцированного подхода в обучении, осуществляются межпредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество использования ИКТ на уроках – повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. 
Можно применять для индивидуальной и групповой работы следующие ресурсы сети Интернет.
ege.yandex.ru
gramota.ru
http://reshuege.ru/Кроме того, применяю в работе интерактивные тренажёры, мультимедийные презентации, которые служат и способом тренировки, и формой контроля материала. (показать)
В 9 классе использую презентации издательства Экзамен, выполненные Г.Егораевой (показать)
Активно использую видеоуроки:
http://interneturok.ru/ruОбучающий видеоблок Московского государственного индустриального университета (например, урок о структуре аргумента-показать)
Выполнив тесты, обязательно выносим результаты в лист учёта ошибок, который позволяет каждому ученику спланировать работу по самообразованию. (показать)
Реализация данной методической системы обучения учащихся привела к хорошим результатам. 
Позитивная динамика высокого уровня обученности учащихся по русскому языку за последние 5 лет подтверждается результатами итоговой аттестации (ЕГЭ):
Таблица 4
Количество сдававших(%) АУ(%) Средний балл школы Средний балл района Средний балл области Средний балл России
2007-08 уч. год 100 85,7 62,2 Данные отсутствуют 54,3 55,4
2008-09 уч. год 11 класс не обучала
2009-10 уч. год 100 100 62,7 53,2 55,6 57,2
2010-11 уч. год 100 100 74,3 57,6 58,4 60,5
2011-12 уч. год 100 100 63,7 58 59,8 61,1
2012-13 уч. год 100 100 67 60,5 62,6 63,4
2013-14 уч. год 100 ? ? Средний балл, полученный выпускниками по предмету, выше средних баллов по району, области и России, что отражено в диаграмме 7:

За последние 3 выпуска 79% обучающихся 11 класса получили от 60 до 92 баллов, что говорит об их хорошей подготовке по предмету.
№п/пФИ Балл
2008 1 Апостол Д. 72
2 Гусева А. 44
3 Дашкова А. 71
4 Сергеев А. 39
5 Томилина Н. 65
6 Федянин П. 64
7 Юркевич Е. 81
2010 1. Иванова А. 76
2. Лихошерстов И. 54
3. Привизенцев А. 68
4. Соловьева А. 60
5. Тропина Е. 61
6. Устинов А. 66
7. Чернышов Д. 54
2011 1. Белявская Н. 92
2. Геворгян Н. 79
3. Губин В. 69
4. Новосёлова Ю. 70
5. Строганов А. 68
6. Толокнов П. 68
2012 1. Бакутова Ю. 82/5
2. Белоусова Н. 69/4
3. Бородай В. 55/3
4. Будько С. 92/5
5. Виноградова Н. 57/3
6. Казанцев В. 66/4
7. Куртуков И. 43/3
8. Куфтина В. 62/4
9. Манин С. 46/3
10. Михайловская Т. 68/4
11. Перемикина А. 66/4
12. Фатеев С. 61/4
13. Чиганцева Н. 65/4
14. Широлапов И. 61/4
2013 1 Арчеков С. 55 /3
2 Бакутова Я. 72 /5
3 Дашков Н. 51/3
4 Иконникова Т. 72 /5
5 Куфтина К. 65/4
6 Огнёва А. 79/5
7 Плевако С. 51/3
8 Топалян М. 90/5
9 Шпигунова А. 68/4
Позитивная динамика высокого уровня обученности в 9 классе по результатам ГИА:
Количество сдающих государственную итоговую аттестацию в новой форме по русскому языку от 77 до 100%. За последние 3 года ни один обучающийся 9 класса не получил неудовлетворительной отметки, подтверждают годовые отметки от 90 до 100 % обучающихся. В отчётный период 51,3% обучающихся получили на экзамене «4» и «5», 48,6% - «3» (приложение № 6), что представлено в следующей таблице:
год Количество уч-ся в классе Количество сдающих / процент АУ
(%) КУ
(%) «5» «4» «3» «2»
2008-09 11 11 (100%) 100 54,5 2 4 5 -
2009-10 16 16 (100 %) 100 37,5 - 6 10 -
2010-11 13 10 (76,9 %) 100 70 1 6 3 -
2013-14 10 Таблица 5
Диаграмма 8
Качественная успеваемость ГИА в 9 классах

11
Качественная успеваемость ГИА за последние 3 года хорошая: 54,5%, 37,5%, 70%.
Несмотря на то, что качественная успеваемость в 2009-10 году по сравнению с 2009 и 2011 годами ниже, я довольна данным результатом, поскольку данный класс начала обучать лишь в 9 классе, а на конец 8 класса по русскому языку на «хорошо» успевало лишь 18,7% обучающихся.
Выпускников 2009 и 2011 годов обучала с 5 класса и вижу значительный рост в уровне их подготовки: качественная успеваемость составляет 54,4% и 70%.
Выпускница 2009 г. набрала по результатам новой формы государственной (итоговой) 44 балла из 45 возможных, что отражено в сборнике «Статистические результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений 9 классов в новой форме в 2009 году. Новосибирская область», 2011 г- 92 балла, 2012-92 балла, 2013- 90 б –Сб. Статистических результатов ЕГЭ.
Таким образом, мною были изложены основные составляющие системы подготовки к ЕГЭ по русскому языку, работа в этом направлении продолжается, появляются новые приемы и методы, которые апробируются на практике и будут проанализированы.
Однако, следует сказать и о проблемах, возникающих при обучении:
Конечно, хотелось бы, чтобы кабинет был компьютезирован, но нам не хватает словарей, таких как этимологический, грамматический, толковый, паронимов и т.д.
И ещё хочу вас познакомить с выдержками из статьи журнала «Русский язык», в которой новосибирские студенты-филологи из педагогического университета отвечают на вопрос редакции: каких знаний, необходимых студенту-филологу, вы недополучили в школе?
Чувствуется пробел в знаниях по развитию речи. Школа ограничивается перечислением стилей и жанров. Но подобная работа проводилась мало. Знания остались на уровне теоретических. Вся работа по развитию речи заключалась в написании сочинений и изложений, но рамки текста не задавались. Сочинение-описание, сочинение-рассуждение так и остались не проработаны.
Поскольку в школе был сделан упор на подготовку к ЕГЭ, то мы механически выполняли однотипные упражнения. Страдала системность предоставляемой нам информации, практически отсутствовала работа с текстом: мы редко писали сочинения, эссе, изложения. Русский язык для меня был (и остается) кучей правил, громоздких и бесполезных, тогда как он – способ выражения и существования.
Не хватало знаний о культуре речи, о важности языка и могуществе его раскидистой системы. Помню только тесты, тесты и тесты… Не знала, что в школе можно было на уроке с помощью текста поговорить про жизнь, именно поговорить, а не писать.
Самой большой ошибкой в нашей школе было то, что нас беспрерывно готовили к ЕГЭ. Складывалось ощущение, что все забыли о том, что такое русский язык вообще…Все сводилось к тестам, баллам и т.д. Не было живого общения, никто не говорил о великом русском слове. Старшие классы – это тот самый период, когда нужно выражать свои мысли, свою личность. К сожалению, не всегда была возможность это сделать.
Не считаете ли вы, что эти слова и укор, и предупреждение, и отсвет проблемы, когда ЕГЭ становится единственной целью языкового образования?