Нормативно-правовая основа по медиации


Муниципальное казённое образовательное учреждение
Солдатская средняя общеобразовательная школа
Острогожского района Воронежской области
Нормативно-правовая основа
деятельности
службы школьной медиации
Международная и федеральная
нормативно-правовая база
Конвенция о правах ребенка
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273
ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) от 27 июля 2010г. N 193
Указ Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
. Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 N 1916-р «Об утверждении плана первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.11.2013 № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации»


Конвенция о правах ребенка
Статья 12 - право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.
Статья 13 - Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение.
Статья 28 - право ребенка на образование… школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Статья 29 - образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, воспитание уважения к правам человека и основным свободам.
Стандарты восстановительной
медиации в РФ
Разработаны и утверждены Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации 17 февраля 2009 г.
Настоящие стандарты восстановительной медиации опираются на имеющиеся международные и зарубежные документы: Декларация Генеральной Ассамблеи ООН 2002/12 "Об основных принципах использования программ восстановительного правосудия в уголовных делах", «Рекомендация № R (99) 19 Комитета Министров Совета Европы государствам – членам Совета Европы, посвященная медиации в уголовных делах» (принята Комитетом Министров 15 сентября 1999 года на 679-й встрече представителей Комитета), «Рекомендуемые стандарты к программам медиации ровесников, реализуемым в рамках среднеобразовательных учебных заведений», разработанные Ассоциацией по разрешению конфликтов США, «Национальные стандарты для связанных с судом программ медиации» Центра по разрешению споров и Института судебной администрации, а также другие стандарты медиации.
Под медиацией обычно понимается процесс, в рамках которого участники с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают конфликт.
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости - о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
В ходе восстановительной медиации важно, чтобы стороны имели возможность освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации. Восстановительная медиация включает предварительные встречи медиатора с каждой из сторон по отдельности и общую встречу сторон с участием медиатора.
Основные принципы восстановительной медиации
- добровольность участия сторон
Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в медиации как до ее начала, так и в ходе самой медиации.
- информированность сторон
Медиатор обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути медиации, ее процессе и возможных последствиях.
- нейтральность медиатора
Медиатор в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Еcли медиатор чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому медиатору или прекратить медиацию. Медиатор не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон.
- конфиденциальность процесса медиации
- ответственность сторон и медиатора
Медиатор отвечает за безопасность участников на встрече, а также соблюдение принципов и стандартов. Ответственность за результат медиации несут стороны конфликта, участвующие в медиации. Медиатор не может советовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
- заглаживание вреда обидчиком
В ситуации, где есть обидчик и жертва, ответственность обидчика состоит в заглаживании вреда, причиненного жертве.
- самостоятельность служб примирения
Служба примирения самостоятельна в выборе форм деятельности и организации процесса медиации.
В школьных службах примирения медиаторами (при условии прохождения специальной подготовки по медиации) могут быть:
а) учащиеся;
б) педагогические работники образовательного учреждения;
в) взрослый (родитель, сотрудник общественной или государственной организации или иной взрослый) по согласованию с администрацией образовательного учреждения.
Возможно совместное ведение медиации взрослым и ребенком.
Куратором службы примирения может быть взрослый, прошедший подготовку в качестве медиатора и готовый осуществлять систематическую поддержку и развитие службы примирения.
Куратор должен иметь доступ к информации о происходящих в образовательном учреждении конфликтах. Задача куратора - организовать работу службы примирения и обеспечить получение службой примирения информации о конфликтах и криминальных ситуациях.
Это может быть заместитель директора по учебно-воспитательной работе, психолог, социальный педагог (заместитель директора по социальной работе), уполномоченный по правам ребенка и прочее.
Участниками программ примирения могут быть дети, педагоги, администрация, родители. При медиации конфликтов между взрослыми обязательно участие взрослого медиатора.
Подготовка и повышение квалификации медиаторов, тренеров и кураторов.
Медиатор не обязательно должен иметь специальное образование (педагога, психолога и т п.), но обязательно должен пройти подготовку в качестве медиатора.
Основные этапы подготовки взрослых медиаторов должны включать в себя:
1. Теоретическое обучение медиации, включая специфику восстановительной медиации и знание настоящих стандартов.
2. Прохождение тренингового курса по освоению основных навыков медиации;
3. Самостоятельное проведение серии медиаций и последующую супервизию с более опытными медиаторами или в кругу других медиаторов, а также написание отчетов по проведенным медиациям.
Формы подготовки медиаторов службы медиации могут разрабатывать самостоятельно.
Медиатор должен знать специфику работы с обидчиками и пострадавшими в той области, в которой он работает.
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 
2012г. N 273
Статья 12 - право свободно выражать собственные взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка.
Статья 13 - Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. N 273
Статья 28 - право ребенка на образование… школьная дисциплина поддерживается с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка.
Статья 29 - образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме, воспитание уважения к правам человека и основным свободам
Ст. 45. Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. п.1. В целях защиты своих прав обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся самостоятельно или через своих представителей вправе: 1) направлять в органы управления организацией, осуществляющей образовательную деятельность, обращения о применении к работникам указанных организаций, нарушающим и (или) ущемляющим права обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, дисциплинарных взысканий. Такие обращения подлежат обязательному рассмотрению указанными органами с привлечением обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; 2) обращаться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, в том числе по вопросам о наличии или об отсутствии конфликта интересов педагогического работника; 3) использовать не запрещенные законодательством Российской Федерации иные способы защиты прав и законных интересов. ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»
от 27 июля 2010г. N 193

Процедура медиации - способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения
Уполномоченные действуют в целях защиты прав всех участников образовательных отношений через решение следующих задач:
восстановление нарушенных прав участников образовательных отношений;
оказание помощи законным представителям несовершеннолетних в регулировании взаимоотношений родителей с детьми в конфликтных ситуациях;
правовое просвещение учащихся, родителей, педагогов;
информационно-разъяснительная работа по формированию ценностей «ответственного родительства» и устойчивых моделей воспитания детей без применения физического и психического воздействия
Указ Президента РФ от 01.06.2012 № 761 об утверждении Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017г.
Гл.VI п. 4. Меры, направленные на создание дружественного к ребенку правосудия
В целях развития дружественного к ребенку правосудия предусматривается:
законодательное установление поэтапного введения дружественного к ребенку правосудия, определение его форм, принципов и механизмов осуществления;
принятие мер по обеспечению доступа детей к международному правосудию для защиты их прав и интересов;
проведение научных исследований в области психологии девиантного поведения и разработка методов воздействия, не связанных с применением наказания;
создание сети психолого-педагогических учреждений для работы с детьми, находящимися в конфликте с законом, и их социальным окружением;
развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении.
Гл.VII п. 3. Первоочередные меры
Развитие института уполномоченных по правам ребенка в городах, муниципальных образованиях, образовательных учреждениях.
Основные этапы (ключевые мероприятия) организации служб школьной медиации в ОУ
Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ
1.1. Организация ознакомительного семинара по ШМ для руководителей, психолога, социального педагога и 3-4 преподавателей ОУ
1.2. Проведение ознакомительного семинара для всех педагогических работников ОУ
1.3. Организация информационного просветительского мероприятия по ШМ для родителей и обучающихся
Итог: создание инициативной группы из числа всех участников образовательного процесса
2. Организация информационных просветительских мероприятий для участников образовательного процесса по вопросам СШМ
2.1. Обучение руководителя СШМ и школьных медиаторов по программе «Школьная медиация»
1.2. Проведение цикла семинаров-тренингов для родителей, проявивших интерес к СШМ
3. Разработка согласований по формированию СШМ
3.1. Рассмотрение вопроса о создании СШМ органами общественного управления ОУ
3.2. Утверждение положения о СШМ, одобренного органом общественного управления
1.3. Решение общих организационных вопросов
4. Организация взаимодействия СШМ с КДН, органами и организациями профилактики безнадзорности и правонарушений, опеки и попечительства, дополнительного образования
5. Апробация практической работы СШМ и первичная оценка деятельности службы
6. Обучение методу школьной медиации обучающихся и подготовка «групп равных»
6.1. Формирование «групп равных» из обучающихся 5-8 и 9-11 классов (2 возрастные группы)
6.2. Реализация программ обучения «групп равных»