Как самостоятельно справиться с агрессивным поведением?
Тренинг « Как снять Агрессию?»
Цель:
- научить контролировать свое эмоциональное состояние, приводящее к агрессии;
- формировать у учащихся способность анализировать и адекватно оценивать свое состояние, осознавать вред агрессивного поведения
- обучить способам безопасной разрядки агрессии
Занятие № 1 «Знакомство»
Цель: знакомство и запоминание имен всех участников игры
Процедура знакомства
- психолог приветствует всех учащихся тренинговой группы и представляется им;
- знакомство с участниками группы проходит в игровой форме;
- знакомство с правилами работы в группе.
Упражнение №1,2
Продолжительность упражнения: 15 минут.
Ассоциация
Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга.
- Каждый участник группы называет свое имя и говорит, с каким временем года, растением, животным или сказкой оно ассоциируется. И почему?
"Снежный ком"
Участники по кругу называют свои имена следующим образом:
1-ый участник называет своё имя и придумывает на первую букву своего имени слово, характеризующее его (например, Лена - ласковая); 2-ой участник говорит имя и характеристику первого и называет свои - имя и характеристику; 3-ий называет имена и характеристики 1-го и 2-го и называет свои и т.д.
После того, как успешно прошла процедура знакомства с участниками, теперь можно перейти к процедуре знакомства участников с правилами работы в группе.
«Правила нашей группы»
Продолжительность: 5 минут
Доверительный стиль общения.Для того чтобы получить наибольшую отдачу, добиться доверия между членами группы, следует предложить принять единую форму обращения друг к другу на "ты". Это психологически уравнивает всех, в том числе и ведущего, независимо от возраста, социального положения, жизненного опыта и т.д.
Общение по принципу "здесь и сейчас".Во время тренинга необходимо говорить только о том, что волнует членов группы именно сейчас, обсуждать то, что происходит с ними в группе. Иначе, как проявление психологических защит, может проявляться стремление уйти в область общих рассуждений, заняться обсуждением событий, случившихся с другими людьми и др.
Персонификация высказываний.Для более откровенного общения во время занятий мы отказываемся от безличной речи, помогающей скрывать собственную позицию и тем самым уходить от ответственности за свои слова. Поэтому фразы должны звучать именно от себя (например, "Я думаю, что..."), а также, не должно быть безадресности (например, не "Многие не поняли меня", а "Вася и Коля не поняли меня").
Искренность в общении.Во время работы группы необходимо говорить только правду. Если нет желания высказаться искренне, лучше промолчать. Это правило означает открытое выражение своих чувств по отношению к действиям других участников и к самому себе.
Конфиденциальность всего происходящего в группе.Все, что происходит во время занятий, не разглашается. Это помогает быть искренним, способствует самораскрытию.
Недопустимость непосредственных оценок человека.При обсуждении происходящего, мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не говорим "Ты мне не нравишься!", а "Мне не нравится твоя манера поведения!".
Уважение говорящего.Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Не перебиваем, не комментируем, а вопросы можно задать лишь после того, как он закончит высказываться.
Активное участие в происходящем.Это норма поведения. Активно смотрим, слушаем. Не думаем только о собственном "Я". Только человек, активно участвующий в работе группы может взять что-то для себя.
Правило "СТОП".Если кто-то не может в данное время говорить о какой-то проблеме, не готов, то он может отказаться от этого, сказав "стоп". Только необходимо взять всю ответственность за это на себя: группа не сможет помочь этому человеку.
Занятие № 2 «Нужна ли Агрессия?»
Цель: создание условий для обращения участников к собственному опыту агрессии.
Продолжительность: 15 -20 минут
Групповая дискуссия
1. Обсуждение в группе вопроса о том, нужна ли агрессия?
Гнев – это древняя инстинктивная реакция агрессии, чтобы выжить и сохранить себя. В некоторых ситуациях гнев помогает нам защитить себя и своих близких от физического или вербального нападения, но чаще бывает так, что он не дает оптимального результата в решении межличностных проблем.
Гнев временно дает почувствовать себя сильнее, свободнее: все, надоело терпеть, сейчас я ему или ей устрою! Однако проявление гнева – не показатель силы. Скорее он свидетельствует о вашей слабости, незащищенности, обидчивости и ранимости.
2. Как можно описать переживание гнева?
Каждый участник группы делится своими органическими ощущениями при приступах гнева, с которыми он сталкивался на практике. Подростки делятся своим жизненным опытом.
Например:
- жар;
- напряженные мышцы рук и плеч;
- дрожь;
- сжимаются кулаки;
- стискиваются зубы;
- перехватывает дыхание и т. д.
Занятие № 3 «Что делать со злостью и агрессией?»
Цели: обучение способам безопасной разрядки агрессии.
Продолжительность: 15 минут
Упражнение № 3 «Лист гнева»
Каждому учащемуся предлагается нарисовать собственный «лист гнева», который отражает особенности его злости и поэтому может помочь ему. Затем ребята по желанию показывают свои рисунки. По окончании каждый ученик может использовать его по своему усмотрению (порвать, положить или вклеить в тетрадь, взять с собой и использовать в напряженной ситуации).
Альтернатива упражнению «Лист гнева», упражнение "Рисунок".
Нарисовать портрет человека, к которому испытываешь агрессию. Потом подписать его корявыми буквами, порвать и выбросить.
Упражнение № 4 «Шутливое письмо»
Выберите себе кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные и непростые отношения. Напишите этому человеку шутливое письмо, в котором вы безмерно преувеличиваете свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преувеличить и «провинности» этого человека. Старайтесь писать так смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом.
Анализ упражнения:
- Как вы себя чувствовали, когда писали шутливое письмо?
- Что было при этом труднее всего?
- Легко ли вам было преувеличить свои собственные чувства, например, злость или обиду?
- Можете ли вы иногда смеяться над самим собой?
- Когда полезно смеяться над конфликтами?
Упражнение № 5 « Вверх по радуге»
Психолог: «Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а при выдохе съезжаете с нее, как с горки».
Упражнение повторяется 3- 4 раза. Затем упражнение можно повторить еще раз с открытыми глазами.
Техника «Стеклянная стена»
Если при общении с негативно настроенными по отношению к вам людям вы болезненно реагируете на их выпады, воспользуйтесь следующим приемом. Представьте себе, что между вами и вашим обидчиком стоит толстая стеклянная стена. Он говорит что – то вам нелицеприятное, но вы только видите его, а слов не слышите. Поэтому они не действуют на вас. И вы, не теряя самообладания и спокойствия, не поддаетесь, на провокацию, не реагируете на обидные слова.
Занятие № 4 «Злость и агрессия»
Цель: формирование у учащихся способности анализировать и адекватно оценивать свое состояние, осознавать вред агрессивного поведения.
Продолжительность: 15- 20 минут
Групповая дискуссия
- В каких ситуациях люди злятся друг на друга?
- Чем полезна и вредна злость?
- Как может проявляться злость?
Упражнение № 6 «Рецепт агрессивности»
Каждый учащийся получает задание написать рецепт, по которому можно создать агрессивного человека. В листках ученики записывают все, что делает человек, о котором можно сказать: «Да, он действительно агрессивный». Например: взять пару крепких кулаков, добавить громкий голос, перемешать с большой порцией жестокости и. т. д.
Рецепт агрессивности
К 1 столовой ложке обиды добавить 1 чашку ругательств, 2 столовые ложки бешенства, сильные кулаки, злое, ледяное сердце, после чего обсыпать все
это 1 кг злости. Все тщательно перемешать кулаками, утоптать ногами и вылить на человека. Результат желательно не выпускать на улицу, иначе все может закончиться реанимацией.
Обсуждение: По окончании упражнения ученики по желанию зачитывают свои записи, делятся впечатлениями и размышлениями.
Упражнение № 7 «Скульптуры»
Цель: содействие осознанию своей агрессии и возможности.
Необходимые материалы: воздушные шары разных форм (по 3-5 на каждого участника), нитки, скотч, ножницы, ленты или тесьма, цветная бумага, фольга, пленка (бытовая в рулоне). (Так же можно использовать полимерную глину или пластилин, вместо воздушных шаров для создания моснтсров).
Ход работы:
Группа делиться на подгруппы (количество подгрупп зависит от количества участников). Каждый участник получает воздушные шары, нитки и другие материалы.
Каждая подгруппа создает из воздушных шаров и других материалов скульптуру злого, агрессивного существа (дракона, змея, монстра, людоеда, привидения, мумии и т.п.). Готовое существо размещается в подготовленном для него пространстве класса (подвешивается к потолку, располагается на столах и т.п.)
К готовому «Монстру» необходимо придумать ему имя и легенду (где живет, как проявляет агрессию, обладает ли волшебными свойствами, сколько жизней и т.п.).
Следующий этап: «Музей монстров». Группа объединяется и отправляется на экскурсию в музей. Участник от каждой групп рассказывает о своем чудовище.
«Битва с Монстрами». Подгруппы обмениваются чудовищами, чтобы сразиться с ними. Битва происходит по сигналу ведущего. Задача подгрупп - используя бумажные мечи (скрученные в рулончик листы бумаги или газет), справиться с монстром быстрее, лопнув все шары. Никакими другими средствами в битве пользоваться нельзя. Ведущий следит за соблюдением правил. (Смять пластилин)). Лучше использовать полимерную глину – не пачкает пальчики.
Обсуждение:
Что вы сейчас чувствуете?
Что делает монстра монстром и возможно ли справиться с ним? Какими способами?
Бывает ли у вас такое ощущение, что у вас внутри «живет монстр»? Как с ним можно справиться? А что будет, если «внутренний монстр» победит вас, а не вы его?
Сейчас, как бывалые победители чудовищ, дайте совет соседу справа, если в нем просыпается злость, агрессия, готовая поглотить не только его, но и всех вокруг, что ему сделать? (по кругу)
Разминка: «Антистрессовая гимнастика»
Несколько раз приподнимите и опустите плечи, а затем, чтобы избавиться от ощущения «зажатых» плеч и заставшей шеи, повращайте ими.
Ненадолго присядьте, закройте глаза и сделайте несколько глубоких вдохов.
Посмотрите вверх и протяните руки, стараясь «достать до неба» - сначала одной рукой, затем другой, и обеими вместе.
Потрите голову и ощупайте всю ее подушечками пальцев.
Потяните себя за волосы. Затем опустите руки – уф-фы!
Сожмите рукой челюсть. Ощупайте ее кончиками пальцев ( это [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] упражнение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] особенно хорошо для тех, кто привык сжимать челюсти и скрипеть зубами).
Сожмите челюсти, потом широко раскройте рот, представьте себе, что находитесь на сцене Большого театра и произнесите: «Аааааа!»
Зажмурьте глаза, а потом широко раскройте. Повторите это несколько раз.
Закройте глаза и медленно сделайте вдох и выдох, сосредоточившись на том, что воздух проходит через ноздри. По возможности представьте себе что-нибудь приятное.
Занятие № 5. Как живется агрессивному человеку?
Цель: показать с помощью сказки, что помимо плохого настроения агрессия так же способствует развитию соматических заболеваний.
Продолжительность: 10-15 минут.
Занятие начинается с коллективного сочинения сказки по началу «Утром я проснулся жутко агрессивным...». Далее группа делится на две команды. В течение трех минут одной из команд необходимо подготовить как можно больше доказательств того, что агрессивному человеку живется легко, а другой команде что трудно. По окончании игры психолог подводит учащихся к выводу, что агрессивному человеку жить довольно не просто. Далее ведущий сообщает, что агрессивность часто приводит к возникновению психосоматических заболеваний.
Упражнение № 8 «Как выглядит агрессивный человек?»
Ребята делятся на пары, и проводится конкурс «агрессивных скульптур». Далее группа делится на две команды. Один из членов команд показывает без слов агрессивного человека в той или иной социальной или семейной роли: учитель, продавец, шофер, отец, мать, брат (названия ролей он вытягивает из веера карточек у ведущего). Остальные должны отгадать роль. Выигрывает та команда, участники которой были наиболее выразительны и роли верно угаданы. При наличии времени можно предложить повторить игру с теми же ролями, но в «добром» варианте.
Заключение
- Обратная связь
- Выполнены ли ожидания?
- Кто что получил и узнал?