Формирование патриотического сознания с помощью историко-патриотических квестов.


Д.Н.ЛеонтьевГАПОУ «КанТЭТ»
Минобразования Чувашии
Формирование патриотического сознания с помощью историко-патриотических квестов.
Канаш 2016 г.
В данной статье рассматриваются особенности проведения квест-игр патриотической
тематики.
В настоящее время игра является составляющей частью досуга современной
молодёжи. Все чаще общество сталкивается с проблемой участия в компьютерных играх,
которые открывают лишь мир виртуальной реальности и отрицательно сказываются наздоровье и жизни подрастающего поколения.
Однако сегодня также получают распространение игры познавательного характера,
проходящие в реальном мире, представляющие собой приключение-расследование.
Проведение историко-патриотических квестов – педагогическая инновация последних
Десятилетий. Игры поискового характера чаще всего имеют названия
квест, или игра-расследование. Можно с уверенностью сказать, что это название не
случайно, современная интерактивная экскурсия больше похожа на увлекательное
приключение, познавательное исследование.
Известно, что квест (англ. quest) – это экскурсионная игра-расследование в музее,
парке или исторических местах города. Говоря об этом, необходимо подчеркнуть, что
специфика историко-патриотического квеста аналогична компьютерной
приключенческой игре, только игрок находится не в виртуальной реальности, а внастоящем окружающем его мире.
Действительно, основа квеста заключается в решении заданий с прохождением
ряда этапов, в процессе чего происходит параллельное ознакомление с историей.
При анализе проведения и участия в квестах были выделены следующие правила
приключенческой игры-экскурсии:
−формируются команды по 6 человек в каждой;
−цель каждой команды – за отведенное время ответить на все вопросы, выполнить
все задания (сфотографировать, прочитать, записать, посчитать и т.д.), и заполнить бланки
для ответов;
−в рамках проведения мероприятия участники посещают различные станции согласно
маршрутному листу (исходя из тематики квеста);
−старт и финиш игры выбирается согласно данным задания;
−на каждой станции, чтобы ответить на вопрос, необходимо прослушать краткуюэкскурсию ведущего-волонтёра (если принимает участие);
−на финише команды сдают ведущему игры бланки с ответами;
−команда, давшая большее количество правильных ответов в отведенное время,
становится победителем
Целями историко-патриотических квестов являются :- мотивация к изучению истории России;
- расширение знаний молодёжи об исторических событиях Второй Мировой войны 1939-
1945 г.г.;
- воспитание уважительного отношения к историческому наследию России.
Основные задачи:
- воспитание патриота и гражданина России;
- развитие инициативы и самостоятельности участников Квестов на основе игровой
деятельности;
- создание атмосферы товарищеской взаимопомощи и выручки.
−создание условий для развития логическо-дедуктивного мышления участников,
способностей искать необходимые ответы в процессе слухового восприятия во времяэкскурсии или зрительного восприятия предложенных музеями этикеток для экспонатов;
−создание условий для удовлетворения потребности обучающихся в позитивномсамовыражении;
−формирование деловых качеств, таких как самостоятельность, ответственность,
активность, дисциплинированность, самоорганизация;
−организация досуга и активного отдыха студентов во внеурочное время
С 2015 года в ГАПОУ «КанТЭТ» Минобразования Чувашии проводятся патриотические
игры-квесты посвящённые важнейшим событиям Второй Мировой Войны. Очевидно, что
разработка и проведение актуальных квест- игр в рамках осуществления ФГОС
способствуют его развитию, расширению масштабов и привлечению новых участников.
Принцип прохождения игровой площадки заключается в следующем: прослушав
экскурсию и получив на каждом этапе игры индивидуальный бланк с заданиями,
участники за отведенное время (15 минут) отвечают на предложенные вопросы, а затем
сдают бланки на проверку.
Ответы на вопросы, обозначенные в бланке игры участники могут найти при
предварительном просмотре учебно- исторического фильма посвящённого тематике
квеста. Затем в рамках обозначенной военной тематики с участниками проводится
коллективное мероприятие, предполагающее командное участие. Необходимо отметить,
что оценка результатов игры проводится в баллах,
максимальное количество на одном этапе – 10 баллов.
Данная игра военно-патриотической тематики позволяет познакомить обучающихся с
событиями истории России периода Второй Мировой войны, героическими подвигами
советского народа.
Очевиден тот факт, что реализация проекта показывает высокий уровень
активности и заинтересованности участников, и это обеспечивает высокие результаты приоценке заданий. Таким образом, можно утверждать, что проведение историко-
патриотических квестов позволяет формировать познавательный
интерес студентов ГАПОУ «КанТЭТ» к истории России в годы Второй Мировой войны,
способствует развитию логическо-дедуктивного мышления обучающихся и помогает
организовать досуг студентов, который, в свою очередь, совершенствует их деловые
качества и удовлетворяет их потребность в самовыражении.
Литература
1. Аношкина В.Л., Резванов С.В. Новаторство и традиции – две стороны развития
культуры и образования // Образование. Инновация. Будущее (Методологические исоциокультурные проблемы). – Ростов н/Д., 2001. – С. 67–70.
2. Бахтызин А.М. Инновационные процессы в современном образовании:
сущность, проблемы, перспективы // Психопедагогика в правоохранительных органах. –
2008. – №4 – С. 35