Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики в СПО
департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«воронежский государственный ПРОМЫШЛЕННО-гуманитарный колледж»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ
при изучении профессионального модуля
ПМ 0.2 Педагогическое сопровождение группы
обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
по специальности среднего профессионального образования
44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)»
ВОРОНЕЖ 2017
Разработчик: Л.И.Хатунцева, к.т.н., доцент, преподаватель ВГПГК
Ю.В.Леучева, преподаватель ВГПГК
Методические рекомендации по организации и прохождению производственной практики являются частью учебно-методического комплекса (УМК) по профессиональному модулю ПМ 0.2 «Педагогическое сопровождение групп обучающихся в урочной и внеурочной деятельности»
Методические рекомендации определяют цели и задачи, конкретное содержание, особенности организации и порядок прохождения производственной практики студентами, а также содержат требования по подготовке отчета о практике.
Методические указания разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования 2014 года. Предназначены для студентов, руководителей практики от колледжа, руководителей практики от образовательных учреждений разного вида.
Методические рекомендации адресованы студентам очной формы обучения
ВВЕДЕНИЕ
Производственная практика является составной частью изучаемого профессионального модуля по специальности 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)»
. Требования к содержанию практики регламентированы:
федеральным государственным образовательным стандартом третьего поколения по специальности;
учебными планами по специальности;
рабочей программой Профессионального модуля по специальности;
потребностями ведущих учреждений, организаций, предприятий – мест проведения производственной практики;
настоящими методическими указаниями.
По всем профессиональным модулям учебным планом предусмотрена учебная и производственная практики.
Учебная практика направлена на приобретение первоначального практического опыта для последующего освоения общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) по данному виду профессиональной деятельности.
Учебная практика организуется и проводится в образовательном учреждении или на предприятиях. Оценка по учебной практике выставляется по факту выполнения заданий под руководством преподавателя или мастера производственного обучения, ведущего учебную практику.
Производственная практика направлена на формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта по виду профессиональной деятельности по изучаемому модулю.
Также в рамках производственной практики студенты получают возможность освоить правила и этические нормы поведения служащих/работников того учреждения, организации, предприятия, на базе которого организована производственная практика.
Прохождение производственной практики повышает качество профессиональной подготовки, позволяет закрепить приобретаемые теоретические знания, способствует социально-психологической адаптации на местах будущей работы.
Выполнение заданий практики поможет студентам быстрее адаптироваться к условиям производства. Следует помнить, что:
прохождение производственной практики является обязательным условием обучения;
студенты, не прошедшую производственную практику по уважительной причине, к квалификационному экзамену по профессиональному модулю не допускаются и направляются на практику вторично, в свободное от учебы время.
студенты, не прошедшие производственную практику без уважительной причины, отчисляются из образовательного учреждения за академическую задолженность.
студенты, успешно прошедшие производственную практику допускаются к квалификационному экзамену по профессиональному модулю и
получают итоговую оценку с учетом результатов сдачи отчета и оценки, выставленной руководителем практики от предприятия и образовательной организации
Консультации по практике проводятся руководителем по графику, установленному на организационном собрании группы.
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ
Производственная практика является составной частью образовательного процесса по специальности 44.02.06 «Профессиональное обучение (по отраслям)» и имеет важное значение при формировании вида профессиональной деятельности специальности. Производственная практика является ключевым этапом формирования профессиональных и общих компетенций, обеспечивая получение и анализ опыта, как по выполнению профессиональных функций, так и по вступлению в трудовые отношения.
Практика направлена на:
закрепление полученных теоретических знаний на основе практического участия в деятельности учреждения, организации, предприятия;
приобретение опыта профессиональной деятельности и самостоятельной работы,
сбор, анализ и обобщение материалов для подготовки материалов отчета по практике (и/или курсовой/дипломной работы).
Основная цель практики - это практическое овладение следующими видами профессиональной деятельности:
- выбирать методы педагогической диагностики личности обучающихся, развития группы;
- с оставлять программу педагогического наблюдения, проводить его и анализировать результаты;
- формулировать цели и задачи воспитания и профессионального обучения группы и отдельных обучающихся с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, требований осваиваемой профессии;
- планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
- совместно с обучающимися планировать внеурочные мероприятия, организовывать их подготовку и проведение;
- использовать разнообразные методы, формы, средства обучения и воспитания при проведении внеурочных мероприятий;
- осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении внеурочных мероприятий;
- создавать условия для развития ученического самоуправления, формирования благоприятного психологического микроклимата и сотрудничества обучающихся ;
- помогать обучающимся предотвращать и разрешать конфликты в учебной группе;
- осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации индивидуальных образовательных программ, профессионального и личностного развития обучающихся группы;
- вести диалог с родителями (лицами, их замещающими), организовывать и проводить разнообразные формы работы с семьей (родительские встречи, консультации, беседы);
- использовать разнообразные методы, формы и приемы взаимодействия с членами педагогического коллектива, представителями администрации, организаций-работодателей, родителями по вопросам формирования индивидуальных образовательных программ, воспитания и профессионального обучения
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ
По прибытии на место прохождения практики, студенты совместно с куратором должны составить календарный план прохождения практики по профилю специальности. При составлении плана следует руководствоваться заданиями по практике.
Выполнение заданий практики является ведущей составляющей процесса формирования общих и профессиональных компетенций по профессиональному модулю.
Содержание заданий практики позволяет сформировать профессиональные компетенции по виду профессиональной деятельности и способствовать формированию общих и профессиональных компетенций.
Во время прохождения практики у студентов должны формироваться профессиональные компетенции специалиста, соответствующие основным видам профессиональной деятельности, включающих в себя способность:
ПК 2.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.
ПК 2.2 Определять цели и задачи, планировать деятельность по педагогическому сопровождению группы обучающихся.
ПК 2.3 Организовывать различные виды внеурочной деятельности и общения обучающихся.
ПК 2.4 Осуществлять педагогическую поддержку формирования и реализации обучающимися индивидуальных образовательных программ.
ПК 2.5 Обеспечивать взаимодействие членов педагогического коллектива, родителей (лиц, их заменяющих), представителей администрации при решении задач обучения и воспитания.
ПК 3.1. Разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных программ.
ПК 3.2. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.
ПК 3.3. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
ПК 3.4. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального профессионального образования и профессиональной подготовки.
Во время прохождения практики у студентов должны формироваться общие компетенции специалиста, соответствующие основным видам профессиональной деятельности, включающих в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся.
ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, ее регулирующих.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ И РУКОВОДСТВО ПРАКТИКОЙ
Общее руководство практикой осуществляет назначенный сотрудник образовательной организации, который отвечает за организацию практики, утверждает общий план её проведения, обеспечивает контроль проведения, организует и проводит инструктивное совещание с руководителями практики, обобщает информацию по аттестации студентов.
Практика осуществляется на основе договоров между образовательным учреждением и предприятиями, в соответствии с которыми последние предоставляют места для прохождения практики. В договоре оговариваются все вопросы, касающиеся проведения практики. Консультирование по выполнению заданий, контроль посещения мест производственной практики, проверка отчетов по итогам практики и выставление оценок осуществляется руководителем практики от образовательного учреждения.
Перед началом практики проводится организационное собрание. Посещение организационного собрания и консультаций по практике – обязательное условие её прохождения.
Организационное собрание проводится с целью ознакомления студентов с приказом, сроками практики, порядком организации работы во время практики в организации, оформлением необходимой документации, правилами техники безопасности, распорядком дня, видами и сроками отчетности и т.п.
С момента зачисления практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и внутреннего распорядка, действующие на предприятии.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ
Студенты-практиканты имеют право:
- выбрать учреждение, в котором будут проходить практику; объект своих наблюдений для выполнения заданий по практике; форму организации и осуществления деятельности;
- обращаться за методической помощью к руководителю практики;
- присутствовать на открытых мероприятиях, совещаниях, конференциях, семинарах, проводимых в образовательном учреждении, где они проходят практику;
- изучать опыт работы специалистов, работающих в образовательных учреждениях различных видов;
- выступать с результатами, полученными в ходе практики, на студенческих научных конференциях;
- вносить предложения о совершенствовании организации практики;
- участвовать в решении всех вопросов организации практики;
- творчески выполнять любое задание по практике.
Студенты-практиканты должны:
Перед началом практики:
принять участие в организационном собрании по практике;
получить направление (договор) на практику;
получить задания;
изучить задания и спланировать прохождение практики;
согласовать с руководителем практики от образовательного учреждения структуру производственной практики и план ее прохождения.
В процессе оформления на практику:
иметь при себе документы, подтверждающие личность, для оформления допуска к месту практики, направление;
подать в отдел кадров договор и направление на практику;
в случае отказа в оформлении на практику или при возникновении любых спорных вопросов в процессе оформления немедленно связаться с руководителем практики от образовательного учреждения.
В процессе прохождения практики:
соблюдать трудовую дисциплину, правила техники безопасности, пожарной безопасности, производственной санитарии, выполнять требования внутреннего распорядка предприятия;
ежедневно согласовывать состав и объём работ с руководителем практики от предприятия;
информировать руководителя практики от предприятия о своих перемещениях по территории предприятия в нерабочее время с целью выполнения отдельных заданий;
вести записи в дневниках в соответствии с планом производственной практики;
принимать участие в групповых или индивидуальных консультациях с руководителем практики от образовательного учреждения и предъявлять для проверки результаты выполнения заданий в соответствии с планом производственной практики;
с разрешения руководителя практики от предприятия/наставника участвовать в производственных совещаниях, планёрках и других административных мероприятиях.
По завершению практики студенты должны:
принять участие в заключительной групповой консультации;
принять участие в итоговом собрании;
подписать дневник прохождения производственной практики, поставить печать организации;
представить отчет по практике руководителю от образовательного учреждения.
Обязанности руководителя практики от ОУ:
- провести организационное собрание студентов перед началом практики;
установить связь с руководителем практики от организации, согласовать и уточнить с ним план производственной практики, исходя из особенностей предприятия;
обеспечить контроль своевременного начала практики, прибытия и нормативов работы студентов на предприятии;
посетить предприятие, в котором студент проходит практику, встретиться с руководителями предприятий с целью обеспечения качества прохождения практики студентами;
обеспечить контроль соблюдения сроков практики и ее содержания;
оказывать методическую помощь студентам при сборе материалов и выполнении отчетов;
выставить итоговую оценку по практике на основании результата защиты отчета по практике в форме собеседования с учетом личных наблюдений за студентом при прохождении практики и оценки, проставленной руководителем практики от предприятия в дневнике.
Обязанности руководителя практики от предприятия
Ответственность за организацию и проведение производственной практики в соответствии с договором об организации прохождения практики возлагается на руководителя подразделения, в котором студенты проходят практику.
Руководитель практики:
знакомится с содержанием заданий на практику и способствует их выполнению на рабочем месте;
знакомит практиканта с правилами внутреннего распорядка;
предоставляет максимально возможную информацию, необходимую для выполнения заданий практики;
в случае необходимости вносит коррективы в содержание и процесс организации практики студентов;
по окончании практики оценивает работу студента-практиканта;
4. ОТЧЕТНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Для получения оценки по производственной/учебной практике на производстве студент представляет руководителю практики от образовательного учреждения отчет по результатам прохождения практики и дневник прохождения практики .
Отчет по производственной практике оформляется в строгом соответствии с требованиями, изложенными в настоящих методических рекомендациях.
Структура отчета:
титульный лист (приложение 1);
содержание (приложение 2); (перечень приведенных в отчете разделов с указанием страниц);
введение (цель и задачи практики);
содержательная часть (в соответствии с заданием по практике);
заключение (на основе представленного материала в основной части отчета подводятся итоги практики, отмечаются выполнение цели, достижение задач, получение новых знаний, умений, практического опыта, пожелания и замечания по прохождению практики, предложения по совершенствованию изученного предмета практики на предприятии);
- список используемой литературы (включая нормативные документы, методические указания, должен быть составлен в соответствии с правилами использования научного аппарата);
приложения (соответствующая документация (формы, бланки, схемы, графики, фото и т.п.), которую студент подбирает и изучает при написании отчета. Эти материалы при определении общего объема не учитываются).
Общий объем отчета должен быть в пределах 20-25 страниц машинописного текста.
Отчёт должен быть оформлен согласно правилам оформления текстовых документов СТО. Все необходимые материалы по практике комплектуются студентом в папку-скоросшиватель. Каждый отчет выполняется индивидуально.
Требования к оформлению текста отчета
Отчет пишется:
от первого лица;
оформляется на компьютере шрифтом Times New Roman;
поля документа: верхнее – 2, нижнее – 2, левое – 3, правое – 1;
отступ первой строки – 1 см;
размер шрифта - 14;
межстрочный интервал - 1,5;
расположение номера страниц - сверху по центру;
нумерация страниц на первом листе (титульном) не ставится;
Приложение 1
ШАБЛОН ОТЧЕТА
департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Воронежской области
«воронежский государственный ПРОМЫШЛЕННО-гуманитарный колледж»
ОТЧЕТ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
по модулю ПМ 0.2 Педагогическое сопровождение группы
обучающихся в урочной и внеурочной деятельности
44.02.06«Профессиональное обучение (по отраслям)»
Студента (ки) гр. _______________
_______________________________
(Фамилия, И.О.)
Организация:___________________
_______________________________
Наименование места прохождения практики
Руководитель практики
(Фамилия, И.О.)
Оценка__________________
Приложение 2
Содержание
Введение .стр.
Основная часть ...стр.
Заключение . стр.
Список используемой литературы .стр.
Приложение .стр
ВВЕДЕНИЕ
Указывается значение производственной практики для формировании вида профессиональной деятельности (название деятельности указать).
Название деятельности берется из раздела IV ФГОС по специальности в зависимости от профессионального модуля.
Указываются цели практики:
1. Получение практического опыта:
Перечисляется опыт практической деятельности, указанный в таблице «Структура основной профессиональной образовательной программы» ФГОС по специальности в зависимости от профессионального модуля.
2.Указываются сформированные профессиональные компетенции (ПК)
Перечисляются ПК, указанные в графе «Коды формируемых компетенций» таблицы «Структура основной профессиональной образовательной программы» ФГОС по конкретной специальности в зависимости от профессионального модуля.
3.Указываются сформированные общие компетенции (ОК)
Перечисляются ОК, указанные в графе «Коды формируемых компетенций» таблицы «Структура основной профессиональной образовательной программы» ФГОС по конкретной профессии, специальности в зависимости от профессионального модуля. Название ОК указано в ФГОС в разделе «Требования к результатам освоения основной профессиональной образовательной программы».
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В основной части даются ответы в соответствии с заданием на практику.
ЗАДАНИЯ НА ПРАКТИКУ
Вид практики
Наименование заданий
ПК
ОК
Производст-
венная
практика
по профессио-
нальному
модулю
ПМ 0.2 «Педагоги-ческое сопровождение группы
обучающихся
в урочной и
внеурочной деятельности»
1.Осуществить диагностику психологической готовности студентов группы к обучению в колледже, учащихся - в 10 -11 классах школы.
2.Определить и описать особенности организации образовательного процесса в образовательном учреждении
3.Организовать и провести внеклассное мероприятие по организации здорового образа жизни.
4.Ознакомиться с разработкой и реализацией индивидуальных образовательных программ (для одаренных детей в школе, для студентов с ограниченными возможностями в колледже)
5.Разработать фрагмент рабочей программы и
учебно-тематического плана по выбранной дисциплине
6.Разработать план-конспект учебного занятия по ИКТ с использованием метода проектов.
7.Разработать перечень различных форм работы с семьями учащихся и их родителями.
8.Осуществить самоанализ деятельности во время прохождения практики.
9.Подготовить отчет о прохождении практики и дневник
2.1
2.2
2.5
2.3
3.1
3.4
2.5
3.2
3.3
8
11
6, 10
9
5
4
2
1, 11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе представленного материала в основной части отчета подводятся итоги практики, отмечаются выполнение цели, достижение задач, получение новых знаний, умений, практического опыта, пожелания и замечания по прохождению практики, предложения по совершенствованию изученного предмета практики на предприятии.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
В список используемой литературы включаются учебники, справочники, нормативные документы, методические указания. Список должен быть составлен в соответствии с действующими требованиями к его оформлению.
ПРИЛОЖЕНИЯ
В приложении размещается соответствующая документация (формы, бланки, схемы, графики, копии технической документации, фото и т.п.), которую студент подбирает, изучает и выполняет при написании отчета. Эти материалы при определении общего объема не учитываются.
13PAGE 15
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141815
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 4Заголовок 5Заголовок 6Заголовок 715