Разработка урока по ОРКСЭ Добро и зло 
Урок
 по основам мировых религиозных культур в 4 «д» 
Пержинская И.Ф. 
Учитель высшей категории
МОБУ СОШ с. Языково
Благоварский  район РБ
Тема: Добро и зло.
Цели:
Обеспечение условий для усвоения учащимися приоритетных традиционных морально-нравственных идеалов, базовых национальных ценностей, моральных норм;
Развитие основ творческого и аналитического мышления учащихся;
Развитие умения давать определения основным понятиям;
Создание условий для формирования умения общаться с аудиторией, доносить до нее свою информацию;
Развитие представлений младшего подростка о важнейших понятиях этики и религиоведения;
Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих»,  развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; 
Воспитание гражданственности, уважения к предмету.
Оборудование:   мультимедиа, тесты, , газета «Благоварские  вести» от 24 апреля 2013 года.
Оформление: фотографии священных сооружений  Благоварского района, карточки со словами «Христианство, Ислам, Буддизм, Иудаизм», геральдика России, карточки со словами, определяющими добро и зло, «туча», «солнышко», «сердечки»
Подготовка к уроку совместно с родителями.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания 
Найдите и исправьте ошибки в тексте.
Мы живём в замечательной стране, имя которой Российская империя. В нашей стране живут представители одной национальности – русские. В России с незапамятных времён существуют разные религии, четыре из них считаются традиционными, это – зороастризм, индуизм, буддизм и язычество. Древнейшей религией считается буддизм, её основатель – царевич Моисей или Будда. Первым народом, который поверил в единого Бога, был народ египтяне, которым Бог дал всемирно известные 16 заповедей. В 7 веке в Аравии возникло христианство, основателем которого был Мессия – Иисус Христос. Наибольшее распространение на территории России всё же получило христианство. Русь приняла эту религию от Византии в 1242г. Начали строиться храмы – пагоды, ставшие центрами  религиозной жизни. Религии оказали значительное влияние на формирование российской культуры и искусства. 
Чтение полученного текста.
 (на доске - фотографии священных сооружений    Благоварского района: Христианство: православных храмов – 2, католическая – 1(Алексеевка), лютеранская – 1(Пришиб),  Ислам: мечетей – 12)
Задание: распределить фотографии  по группам (получилось 2 группы, т.к. Буддизма  и Иудаизма  в нашем районе нет)
Учитель: Почему 4 религии называют мировыми?  Эти религии очень древние. Проверенные веками они немного похожи друг на друга. Их представители думают почти что одинаково и  проповедают добро.  Они одобрены государством, в котором мы живём. Об этом свидетельствуют Герб  и Гимн РФ. Мы их обозначим зелёным цветом. 
Но есть  псевдорелигии, чёрные, ложные, обманные, которые вводят людей в заблуждение. Это сектанство, которое имеет место в нашей стране. Да и в других странах тоже. О вреде сектантства нам расскажут Нуриаслямова Р. и Дончик С. (индивидуальное домашнее задание)
В апреле 2013 года наш район посетила информационно-просветительская группа, в  состав которой входил первый заместитель председателя Духовного управления мусульман  РБ Аюп Аббасович Бибарсов. 
Цель посещения-профилактика (предупреждение)  религиозного экстремизма (чёрных религий). На встрече с жителями района  представители группы  подчеркнули, что в исламе, православии и других религиях прежде всего ценятся человеческие качества – доброта, трудолюбие, милосердие,  терпимость, а вот агрессия, зло, ненависть осуждаются. («Благоварские вести», 25 апреля 2013 года)
III. Изучение нового материала  (1,  2 слайды)
Беседа с учащимися по вопросам:
Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?   (3 слайд)
Какое отношение вызывают у вас злые люди?
Назови поступки, которые ты считаешь добрыми. Часто ли ты сам так поступаешь?
Как вы думаете, всегда ли понятия о добре и зле были такими же, как сейчас? Почему?           (4 слайд)  ( У иудеев сотворение мира – хорошо, запретный плод-плохо)
Как вы понимаете, что такое грех? 
Работа с понятиями добро, зло, грех.    (5, 6 слайд)
Защита Проекта «Как я понимаю добро и зло» 
(Муглетдинова Ангелина)
Приведите примеры из прочитанных нами сказок ( «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «О мёртвой царевне и о семи богатырях» и др.)
IV. Закрепление знаний
Чьи это слова      (7, 7 слайд)
(Иисус  Христос, Мухаммад, Будда, Моисей)
Что говорили проповедники разных религий о добре и зле (8,9,10 слайд)
V. Вывод.                                                                            (11, 12 слайд)
Любая  религиозная культура учит:
Доброте
 Заботе о других
 Состраданию
 Щедрости
 Осознанию своих ошибок
 Раскаянию
VI. «Игра со зрителями»
1. Первобытные верования – это:
а) ислам и буддизм	
б) верования древних людей 	
в )иудаизм и христианство
2. Религия:
а) влияет на культуру
б) отрицает культуру
в) не связана с культурой
3. Грехопадение в Библии – это
а) проступок, совершенный любопытной женщиной Пандорой
б) проступок «блудного сына», о котором Иисус рассказал своим ученикам
в) нарушение заповеди Бога первыми людьми – Адамом и Евой
4. С точки зрения буддистов, спасение заключается:
а) в освобождении от страдания
б) в очищении от грехов
в) в оправдании на Страшном суде
5. Для христиан – главное условие спасения – это:
а) вера в ангелов
б) знание Библии наизусть
в) вера в Иисуса Христа
6. В иудаизме, христианстве и исламе человек, совершивший грех:
а) зарабатывает плохую карму
б) погибнет, так как грех искупить нельзя
в) может раскаяться и искупить грех
7. Согласно учению ислама, в Судный день Аллаха:
а) всех людей ждёт наказание
б) людей ждёт воздаяние за добрые и злые дела
в) люди будут судить друг друга
8. Согласно учению Библии человек стал смертным:
а) из-за греха
б) по случайному стечению обстоятельств
в) из-за излишней суровости Бога 
9. Найдите исключение среди национальных религий:
а) буддизм	б) индуизм	в) конфуцианство	г) синтоизм		д) иудаизм
10. Найдите исключение среди мировых религий:
а) иудаизм	б) буддизм	в) христианство	г) ислам
VII  . Итог урока                                                         (13 слайд)
Г. Ладонщиков
Зайчиха, сидя у пенька, учила шустрого сынка:
-Будь смел, не хвастай и не ври!
Чужой капусты не бери!
Не жми при встрече волчьих лап!
Не обижай того, кто слаб!
Не смейся над чужой бедой!
С голодным поделись едой!
Обидных кличек не давай!
Осла глупцом не называй!
Ещё запомни, сын, неловко
Дарить мышонку мышеловку.
Лисе –капкан, ершу крючок,
А поросёнку – пятачок!
Сердце  - это душа человека. Если в сердце добро, человек никогда не сделает зла.   
Релаксация   На доске – «тучка» и «солнышко»    
Прикрепите своё «сердечко» под той картинкой, которая больше подходит к вашему настроению                                                                                            (14 слайд)                                                    
 V III. Песенка кота Леопольда. Поют все. 
15