Разработка урока по ОРКСЭ Добро и зло


Тема: Добро и зло.
Место и роль урока в изучаемой теме Урок ознакомления с новым материалом.
Цели урока: помочь учащимся уяснить смысл понятий добро и зло, проследить элементы сходства и различия объяснений возникновения добра и зла в разных религиях, прийти к пониманию, что творить добро- духовная радость.
Задачи:
Образовательные: помочь осмыслить понятия добро и зло, учить умению их использовать, сравнивать объяснения данных понятий с точки зрения разных религий и светской этики.
Развивающие: создать условия для развития речи, обогащения словарного запаса слов, учить сравнивать, анализировать, развивать компетентности.
Воспитывающие: учить детей делать добро, воспитывать навыки доброжелательного поведения , способность сочувствовать, сопереживать, помочь понять, что добро и зло в нашей душе, и что победит, зависит от нас.
Оборудование: учебник « Основы светской этики», презентация «Добро и зло», дидактические карточки, словарь, энциклопедия, пословицы, стихотворения, притчи по теме урока. Развитие компетентностей: учебно-познавательной -учить работать с текстом, комментировать , уточнять, работать со словарём: информационной -развивать умение поиска, отбора информации в учебнике, пособиях, коммуникативной- умение сотрудничать, взаимодействовать с учителем и одноклассниками, слушать, распознавать эмоции в предлагаемом материале.
Планируемые результаты:
Метапредметные: формирование УУД.
Личностные: воспитание доброжелательности, отзывчивости, личной ответственности за свои поступки.
осознание ценностей, нравственности и духовности в человеческой жизни, знакомство с религиозной моралью.
Этап урока Содержание урока Деятельность учителя Деятельность ученика Планируемые результаты
Организационный этап. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. Приветствие. С каким настроением
вы пришли на урок?
Чем оно вызвано?
Какой пиктограммой
оно выражается?
Учитель желает успеха
учащимся на уроке.
Учащиеся описывают своё настроение, сосредотачиваются на выборе пиктограммы. Мотивационная готовность к уроку.
Актуализация знаний
Цель: контроль и оценка знаний, полученных на предыдущем уроке.
Беседа. Вежливые слова.
Задаёт вопросы, подключает учащихся к формулировке вопросов.
Вопросы:
Что значит быть вежливым? Кого мы можем считать вежливым и воспитанным? Может быть, это тот, кто знает все вежливые слова?
Отвечают на вопросы, задают их. М: диалог, сотрудничество с учителем, П: формирование знаний о хранителях преданий в разных религиях, Л воспитание толерантности.
Повторение пройденного. Цель:: результат повторения должен создать проблемную ситуацию для выявления учащимися конкретной темы урока
Релаксация Беседа.
Чтение отрывка из произведения К.И. Чуковского «Доктор Айболит». Слайд 2.
Игра-тренинг «Волшебный цветок добра».
Моделирует проблемную ситуацию, которая озадачивает учащихся, (диалог в стихах) Вопрос учителя:
А почему доктор Айболит добрый: потому,что он под деревом сидит? А если под дерево посадить Бармалея, он тоже будет добрый?
Помогает учащимся сформулировать тему, цель, задачи, результаты, к которым должны прийти к концу урока.
«Встаньте, вытяните руки вперёд, закройте глаза. Представьте себе то, о чём я буду говорить. Нарисуйте в своём воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется её послушать. Мысленно поместите всё это тепло, добро и хорошее настроение этого цветка в своё сердце. У вас появляются новые силы, силы здоровья, счастья, радости. Вам приятно и радостно, у вас доброе, согревающее душу настроение.
Откройте глаза. Возьмитесь за руки, глядя друг другу в глаза, пожелайте чего-нибудь хорошего.» (Я начинаю:… я желаю тебе здоровья) Рассуждают и приходят к проблеме, поставленной учителем. Решив проблему, сотрудничая с учителем, называют тему урока, цель, задачи, планируемые результаты.
Дети друг другу говорят свои пожелания. М: умение ставить цель, задачи, предполагать результат, обобщать, организовывать сотрудничество, владеть устной речью.
П: усвоить понятия: добро, зло, доброжелательность.
Л: правильно питать свою душу.
Изложение нового материала. Цель: помочь уяснить, что такое добро и зло в понимании разных религий и морали.
1.Вступительное слово учителя по новой теме «Добро и зло»
( общее понятие)
Притча, беседа по содержанию.
2.Традиционное понятие добра и зла (теория) На доске
«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»
Л.Н. Толстой, русский писатель
Вопрос:
Что такое добро и зло? Каково их значение? Читают притчу. Ученики делятся на группы.
1.Энциклопедия, словари.
2. Учебник с.47-49
3.Стихи, пословицы разных народов.
М: уметь определять понятия, делать выводы, смысловое чтение, использовать речевые средства.
П: общее и различие в понимании Д и З в разных религиях.
Л: признавать право на существование разных мнений.
Самостоятельное усвоение новых знаний. Цель: уметь
получать
знания. Работа по учебнику
с. 53-55 (выборочно-индивидуальные задания)
Консультация при затруднении. Самостоятельно работают по инд. заданиям: как в учебнике формулируются понятия о добре и зле. Научить самостоятельно усваивать знания.
Закрепление нового материала. Цель:
закрепить знания.
1.Пресс-конференция наоборот: составить вопросы и возможные ответы, используя учебник.
2.Пресс-конференция.
3. Работа в тетради. Организует индивидуальную и фронтальную работу учеников. Выполняют первичное закрепление знаний: составляют вопрос и выделяют в учебнике возможный ответ.
Выполняют задания в тетради.
Стр.18. №4.
Какие из перечисленных качеств человека способствуют приятному и хорошему общению, а какие
нет? Заполни таблицу, выбрав соответствующие качества из списка. Способность манипулировать полученными знаниями. Выявить степень усвоения материала,
Самостоятельная работа учащихся. Цель: показать умение применять полученные знания. Придумать и объяснить слова с корнями добро и зло; собрать и объяснить «рассыпавшиеся» пословицы; закончи предложения; вставить пропущенные слова в скобках в стихотворения
Консультант. Работа в группах. Способность использовать новые знания.
Подведение итогов урока. Цель: выявить, выполнен ли план, намеченный в начале урока.
Рефлексия. Самооценка.
Песня «Дорогою добра» Ю. Энтин. -Выполнен ли составленный нами план (планируемые результаты)?
- Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев выделил десять заповедей (советов, предписаний) человечности, связанных с добром, запомните их. Высказывают своё мнение, дают самооценку.
Вывод: определение добра и зла, взгляды разных религий на эту проблему.
Читают заповеди. Усвоение новой темы
Анализ степени достижения запланированных результатов.
Домашнее задание. Цель: самостоятельная работа учащихся.
1.Учебник: с.47-52. читать, отвечать на вопросы.
2.Изготовить дерево добрых дел: на листочках – перечислить добрые дела и поступки.
Индивидуальные задания: 1. Подготовить пантомиму по тексту «Язык жестов» на с. 59 учебника.
2) Прочитать
один из рассказов: С. Александровича «Мой лучший друг»; С. Косова «Терешка», С. Сергеева «Над кем лучше смеяться?». Постановка цели самостоятельной работы, разъяснение. Определяют и высказывают степень понимания задания Самостоятельное выполнение задания всеми учащимися, закрепление достигнутых на уроке результатов.

Использованная литература:
Студенкин М. Т. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений/ М. Т. Студенкин. – (ФГОС. Начапльная инновационная школа). – М,: ООО «Русское слово – учебник», 2012.
Студеникин М.Т. Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Студеникина ≪Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики≫. 4 класс / М.Т. Студеникин.— М.: ООО ≪Русское слово — учебник≫, 2012. — 72 с.: ил. — (ФГОС. Начальная инновационная школа).Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики. 4 класс: книга для учителя к учебнику М.Т. Студеникина «Основы светской этики. 4 класс». — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012.
Интернет рсурсыsmisl-zhizni.ru›Красивые притчи›Какой волк победит Притча.
http://www.playcast.ru/communi… рисунок